Специфика языкового сознания учащихся младших классов (на материале дискурса экспериментальной группы МБОУ «Тат.Челнинская ООШ»)


"Специфика языкового сознания учащихся младших классов (на материале дискурса экспериментальной группы МБОУ "Тат.Челнинская ООШ")"
Формирование всесторонне развитой личности – ориентир в работе школы. Перед учителем стоит задача – поиск новых способов интенсификации обучения, повышение его качества и процента обученности. В настоящее время общеобразовательная школа ищет наиболее результативные методы обучения и воспитания.
Язык – важнейшее средство человеческого общения. Без него невозможно существование современного общества, невозможна его деятельность. Роль языка как средства общения непрерывно возрастает, этим и объясняется необходимость глубокого изучения родного языка в школе.
Умения и навыки в области родного языка (речь – говорение, восприятие речи: аудирование, чтение, письмо) являются средством учебного труда учащихся. Иными словами, дети, овладевая умением учиться, должны в первую очередь изучать свой родной язык – ключ к познанию и образованности, к подлинному развитию ума. Без языка невозможно полноценное участие человека в жизни современного общества, в современном производстве, в развитии культуры, искусства.
Учителям начальных классов отводится немаловажная роль в подготовке младших школьников к усвоению русского языка. Чем раньше учащиеся приобщаются к языковой культуре, тем прочнее и успешнее усваивают весь объем знаний, умений и навыков, необходимых для умелого использования родного языка.
Русская начальная школа накопила богатый опыт обучения русскому языку, нашедший отражение в трудах К.Д. Ушинского, Д.И. Тихомирова, Д.Н. Богоявленского, М.Л. Закоружниковой и многих других.
Обучение русскому языку своим конечным результатом имеет формирование у учащихся умений грамматически правильно, стилистически точно, содержательно, интонационно выразительно высказывать свои мысли в устной форме и орфографически верно передавать их на письме.
В настоящее время учителя начальных классов общеобразовательной школы часто сталкиваются с проблемами нарушений письменной речи. Дети путают буквы, пропускают их, пишут в зеркальном отражении либо добавляют ненужные буквы в слове. Очень часто учителя списывают такие ошибки на невнимательность учеников или на их излишнюю лень, приплюсовывают эти ошибки к орфографическим и пунктуационным и выводят твердое «два» в конце четверти. А между тем, это очень серьезное нарушение, которое требует долгой коррекционной работы, и если вовремя не начать корректировать эту проблему, то в дальнейшем письменная речь ребенка будет только ухудшаться.
Таким образом, мы считаем, что главным в обучении является не обеспечение возможности для учеников воспроизвести образцы действия по частным правилам, а раскрытие принципов действия, и тогда единственно возможным типом активности учащихся оказывается деятельность, воспроизводящая сущностные свойства. Организация такой деятельности превращает ребёнка в настоящего субъекта учения, и эта организация возможна в рамках учебного сотрудничества учителя и учащихся.
Формирование полноценного речевого развития младших школьников является важнейшим направлением процесса обучения. Это возможно доказать опытно – экспериментальным исследованием дискурса младших школьников в процессе их обучения.
По своему предмету психолингвистика чрезвычайно близка к лингвистике (языкознанию). В целом психолингвистика – это комплексная наука, которая относится к дисциплинам лингвистическим, поскольку изучает язык, и к дисциплинам психологическим, поскольку изучает его в определенном аспекте – как психический феномен. А так как язык – это знаковая система, обслуживающая социум, то психолингвистика входит и в круг дисциплин, изучающих социальные коммуникации, в том числе оформление и передачу знаний.
Принципиально важной для отечественной психолингвистики является работа Л.В. Щербы «О трояком аспекте языковых явлений и эксперименте в языкознании» (1960 г.), где было предложено в качестве предмета психолингвистики рассматривать следующие три аспекта языка:
речевая деятельность, под которой учёный понимал процессы говорения и понимания;
языковая система – прежде всего словарь и грамматика. При этом Л.В. Щерба полагал, что языковая система проявляется в индивидуальных речевых системах;
языковой материал – «это не деятельность отдельных индивидов, а совокупность всего говоримого или понимаемого в определённой обстановке в ту или другую эпоху жизни данной общественной группы. На языке лингвистов это тексты, в представлении старого филолога это литература, рукописи, книги»
При этом Л.В. Щерба отмечал, что речевая деятельность создаёт языковой материал, языковая система выводится лингвистами из языкового материала, а речевая деятельность и производит языковой материал, и несёт в себе изменение языковой системы.
Психолингвистика как любая самостоятельная наука имеет свои методы исследования. Как учение, возникшее в результате взаимодействия и слияния двух наук, психолингвистика унаследовала методы психологии и разработала свои собственные. Психолингвистика входит и в круг дисциплин, изучающих социальные коммуникации, в том числе оформление и передачу знаний.
Язык трактуется в психолингвистике как система ориентиров, необходимая для деятельности человека в окружающем его вещном и социальном мире. Основными методами психолингвистики являются наблюдение, эксперимент, «семантическое шкалирование» и другие.
Примечательно, что наблюдается некоторый разрыв между психолингвистическими теориями, нацеленными на описание того, как мы говорим и понимаем речь, и по необходимости упрощенными попытками экспериментальной проверки этих теорий, т.к. живой язык всегда оказывается неизмеримо сложнее и не укладывается в какие-либо строгие универсальные рамки.
На современном этапе развития психолингвистики одной из наиболее важных её задач является исследование и объяснение понятия «языковое сознание».
Термин «сознание» является многозначным. Так, С.И. Ожегов в своём толковом словаре даёт следующие определения данного понятия:
1) Человеческая способность к воспроизведению действительности в мышлении; психическая деятельность как отражение действительности.
Состояние человека в здравом уме и памяти, способность отдавать себе отчёт в своих поступках, чувствах.
Мысль, чувство, ясное понимание чего-нибудь.
То же, что сознательность.
Наряду с понятием сознания всё более широкое распространение получает термин «языковое сознание», который используется в первую очередь в психолингвистике, а также в психологии, культурологи, языкознании, этнографии.
Языковое сознание – это часть сознания, обеспечивающая механизмы языковой (речевой) деятельности: порождение речи, восприятие речи и хранение языка в сознании.
Важность изучения языкового сознания объясняется тем, что оно выступает средством познания чужой культуры, а также как средство познания своей культуры.
Итак, «язык» и «сознание» взаимосвязаны и взаимообусловлены в когнитивно – коммуникативной системе человека. Эта связь взаимообусловленности и взаимосвязанности проявляется в том, что мысль индивида, как характер отношений с окружающим миром в условиях конкретных жизненных ситуаций, формируется и актуализируется в речи при помощи языка и сознания.Систематизация имеющихся знаний в современной гуманитарной науке относительно данной проблемы обусловила характер опытно-экспериментального исследования дискурса учащихся младших школьников.
В исследовании с использованием методики «ассоциативный эксперимент» и проективной методики «Незаконченные предложения» в эксперименте участвовали 2 и 4 классы Тат. Челнинской школы Менделеевского района в количестве 18 человек.
Анализ ответов на слова-стимулы ассоциативного эксперимента показывает, что количественно синтагматических ассоциаций больше, чем парадигматических. В значении слова (а также предмета, обозначаемого словом) психологического компонента присутствуют внутрисемейные отношения, психическое и эмоциональное состояние ребенка. Все предложенные слова вызвали у детей положительные реакции, что говорит об их благоприятном эмоциональном расположении к понятиям “любить, мальчик, девочка, мама, смешной”. Однако на школьную тематику ассоциаций у детей по отношению к словам-стимулам почти не возникают – лишь 6 таких ответов. Данное наблюдение говорит о том, что испытуемым приносит радость жизнь вне школы, а школьные будни сопряжены с эмоциональным негативом.
Анализируя особенности ответов испытуемых на каждый вопрос методики «Незаконченные предложения», проводимой на уроках языкознания, мы получили материал, касающийся специфики школьной тревожности каждого конкретного ребенка. Половина испытуемых дала «неблагоприятные» ответы, что говорит об их незащищенности в психологическом аспекте. Влияние внешних факторов на этих детей негативно отражается на их эмоциональном состоянии и учебном процессе. Учитывая анализ результатов первого эксперимента, можно сделать вывод о том, что в целом эмоциональный фон детей положителен, негативен он по отношению именно к школе. Это связано, вероятно, с низкой мотивированностью со стороны родителей, социальным уровнем или личной незаинтересованностью в получении знаний. Этот материал может быть обсужден во время консультации с ребенком или в процессе групповой работы с детьми.
Считается, что для исследования “идеальных конструкций человеческого сознания с множественностью различных интерпретаций одних и тех же феноменов нужна мягкая методология, которую иначе называют качественной. И дело не в том, что она лучше количественной, а в том, что она более адекватна для исследования гендерного параметра и описания всей специфичности и многоликости языкового сознания и гендерной картины мира, создаваемой языком. Она позволяет глубже прочувствовать гендерные стереотипы в языке, дать более всестороннее описание концептов мужественности и женственности как атрибутов общественного сознания, формируемых, в частности, и с помощью языковых средств.
Эта методика дает возможность вскрыть лексико-семантические связи, обнаружить лексические объединения, существующие в сознании ребенка, и способствует выявлению некоторых фрагментов общественного сознания.Результаты позволяют определить закономерности построения речевых высказываний и степень знакомства испытуемых с фрагментами реальной действительности.