Загадки, пословицы и поговорки русского народа на уроках русского языка в начальной школе.


Загадки, пословицы и поговорки русского народа
на уроках русского языка в начальной школе.
Слово – «одежда мысли». Чем точнее и выразительнее слово, тем понятнее и доступнее то, что мы хотим сказать. С помощью слова можно заглянуть в глубины нашей истории, а также проникнуть за горизонты сегодняшнего дня, устремиться в будущее. Удивительным образом соединяют нас с нашими предками пословицы, поговорки, загадки. Воспринимая от них этот бесценный дар, мы воссоединяемся с ними, чувствуем неразрывную связь во времени, пространстве, в верованиях, в строе мысли. Введите в нейтральное предложение пословицу или поговорку, и вы увидите, как заискрится, засветится ваша фраза, наполняясь каким-то глубинным смыслом, светом мудрости народной.
Пословицы и поговорки – малые нелирические жанры фольклора – прочно вошли в жизнь русского народа. В отличие от других жанров, они более широко охватывают самые разнообразные стороны жизни и деятельности человека, отражают его философию и психологию.
«Пословица недаром молвится», в ней средоточие мудрости народной, накопленные веками наблюдения за жизнью природы, бытом. Пословица – это краткое законченное суждение, обычно двухчастной формы, обобщённо выражающее представление русского народа об окружающем мире. По словам В. И. Даля пословицы – это «свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плачи и рыдания, радость и веселье, горе и утешение в лицах, это цвет народного ума, самобытной стати, это житейская правда, своего рода судебник, никем не судимый».
Подчиняясь общим законам развития фольклорных жанров, обладая всеми основными признаками фольклора, пословица имеет и свои специфические особенности: краткость, метафоричность, чёткость.
Идя от частного, пословица делает обобщение, применимое ко многим случаям жизни. Так, пословица «Любишь кататься – люби и саночки возить» на конкретном примере показывает, что любить надо не только результат труда, но и сам труд.
Для пословиц характерно использование сравнений («Каков строитель – такова и обитель»), параллелизмов и антитез («Ученье – свет, а неученье – тьма»).
Во многих пословицах используются такие стилистические приёмы как стихотворный размер и рифма ( «Щи да каша – пища наша»). Это делает пословицу более эмоциональной и легко запоминаемой.
Близко примыкает к пословицам и поговорка. Но в отличие от пословиц поговорки более кратки и имеют не двухчастную форму, а одночастную без противопоставления («Не в коня корм», «Один в поле не воин»).
В языковом отношении поговорка близко примыкает к фразеологизмам - устойчивым сочетаниям слов («Лихо не лежит тихо»).
Главное назначение поговорок заключается в том, чтобы придать разговорной речи большую красочность, образность, усилить эмоциональный накал. Поговорка категорична и чаще всего гиперболична по своему смыслу ( «Кровь с молоком», «Как маков цвет»).
Как и пословицы, поговорки могут иметь ритмическую структуру и организацию. Наиболее часто они представлены двухударным тоническим стихом («Из огня, да в полымя»).
Впервые сборники пословиц и поговорок были составлены в 17 веке, но систематическое их изучение началось только в 19 веке. Самый большой свод пословиц и поговорок был составлен В. И. Далем и вышел в свет в 1861 году.
Загадки относятся к древнейшим афористическим жанрам русского народного творчества, но записываться и складываться в собрания они стали только в 19 веке.
В исторический период развития поэтического творчества загадки связывались с условной, иносказательной речью древних людей, существовал запрет на некоторые слова. Человек одушествлял окружающую его природу, наделял её способностью мыслить, понимать человеческую речь, поэтому слову отводилась активная роль. С помощью слова можно было обмануть, ввести в заблуждение враждебный человеку окружающий мир для этого и использовалась так называемая «тайная речь». Например, перед охотой, основным источником существования древнего человека, запрещалось называть объект охоты своим настоящим именем, а надо было использовать иносказание, где животное называлось с помощью косвенных признаков. Тем самым древний человек как бы обманывал, вводил его в заблуждение. Таким образом, устная тайная речь становилась словесной формой выражения наивной хитрости древнего человека.
Впервые в письменной литературе загадка упоминается в Новгородской летописи под 1016 годом.
Систематическое собирание русских загадок начинается с 30-х годов 19 века. В «Сказаниях русского народа о семейной жизни своих предков» И. Сахарова (1830) уже более 200 подлинных народных загадок. Много народных загадок включает и В. И. Даль в свою работу «Пословицы русского народа».
Термин «загадка» имеет общий корень с такими словами, как «гадать», «угадывать», которые переводятся со старославянского языка как «думать», «размышлять». Исходя из этого, мы можем в общих чертах вывести определение жанра: загадка – поэтическая формула, которая сознательно скрывает от слушателя основной смысл, заставляя его думать, размышлять:
Старик у ворот
Тепло уволок,
Сам не бежит,
Стоять не велит.
(Мороз)
Загадки строятся на принципе метафоры, когда признаки одного явления или предмета переносятся на другой:
То блин, то полблина,
То та, то эта сторона.
(Месяц)
Это основано на чертах сходства между скрытым предметом или явлением и тем, который заменяет его в загадке. Жанр загадки имеет большое число подвидов. К их числу мы можем отнести: загадки, представляющие прямой вопрос, загадки – шутки, вопросы – задачи и другие.
Объектом, изображаемом в загадках, служит человек, окружающий его мир, природа, взаимосвязь предметов и явлений.
Загадка - это широкое поле для фантазии. Иносказание даёт возможность показать один и тот же предмет через самые разнообразные понятия и признаки:
Семь ворот,
Да один вход.
(Сеть, невод)
или
Двор дыроват,
Люди говорят.
А вылезти не могут. (Сеть, невод)
Некоторые загадки имеют связь с народными сказками. Как и в сказках, в загадках часто используется абстрактно - сказочный образ:
Стоит Баба – яга, -
Распорота нога,
Весь мир кормит –
Сама голодна.
(Соха)
Поэтика народных загадок разнообразна и очень богата. Обычно загадка отличается двучленностью и всегда предполагает отгадку:
Золотой мост
На семь вёрст.
(Луч)
Многие загадки строятся на именах собственных, которыми заменяется скрытый предмет:
Лежит Егор под межой,
Накрыт зелёной фатой.
(Огурец)
Ещё одной особенностью загадок является то, что их звуковые образы строятся с помощью разнообразной системы рифм и аллитераций:
Вверх бурды,
Вниз бурды,
По тем бурдамВели бурды.
(Ткачество)
По своей ритмической организации загадки почти всегда зарифмованы и имеют строгий ритм рифмованной речи. Многие загадки имеют рифмованные окончания:
В поле тычинка -
Золотая вершинка.
(Рожь)
Иногда рифмуется первая часть загадки, а во второй сохраняется ритм. В некоторых случаях последние слова в загадке рифмуются с отгадкой:
Что в избе
За Самсон?
(Заслон)
Тем самым, рифма загадки подсказывает отгадку через её рифму.
Огромна роль загадок, пословиц и поговорок в воспитании и развитии младших школьников. Эти крупицы народной мудрости вводят ребёнка в мир поэтического творчества, воспитывая у него «вкус» к слову живому, образному и точному, прививая любовь к родному языку, доставляют уму ребёнка «полезное упражнение».
Загадки, пословицы и поговорки являются прекрасным языковым материалом для проведения уроков русского языка.
Используя на уроке «крупицы народной мудрости», какими являются русские народные загадки, пословицы и поговорки, желательно, чтобы учитель максимально использовал их воспитательно-образовательные ценности, давал возможности детям поупражняться в сообразительности при отгадывании загадок, полюбоваться изобразительно-выразительными средствами загадок, пословиц и поговорок, поразмышлять над значением пословиц и поговорок и их употреблением в нашей речи. Эта работа должна предшествовать выполнению грамматико-орфографических заданий.
На каких этапах урока мы можем обратиться к загадкам, пословицам, поговоркам? Думается, что такая возможность есть на всех этапах, однако широкие возможности для такого использования имеет этап закрепления и систематизации грамматико-орфографических знаний, умений и навыков. Загадки, пословицы и поговорки являются языковым материалом для проведения различного рода упражнений:
Списывание (комментированное, выборочное, по памяти, контрольное, с грамматико-орфографическим заданием).
Диктанты (предупредительный, объяснительный, комментированный, выборочный, зрительный, с «форточками», творческий и другие).Упражнения типа разбора( лексический, грамматический, звуковой, звуко-буквенный, словообразовательный, синтаксический).
Упражнения типа конструирования (составь загадку, пословицу, поговорку из слов, словосочетаний, частей предложения).
Творческие упражнения (закончи загадку, пословицу, поговорку, составь загадку по аналогии, составь текст по пословице и др.)
Приведу примеры некоторых заданий с загадками, пословицами и поговорками.
Прочитай. Объясни отгадку к загадке.
Хвост верпом, голова с гребешком. (Петух).
Напиши загадку по памяти. Подчеркни в словах безударные гласные, требующие проверки при письме.
Послушай, что это – загадка или пословица? Объясни свой ответ.
Некрасив лицом, да хорош умом.
В каких случаях жизни употребляется в речи эта пословица? Запиши, комментируя известные орфограммы.
Прочитай загадки о природных явлениях. Отгадай. Подготовься объяснить отгадки к загадкам.
а) Бел, как вата, мягок, как шерсть, лёгок, как перо.
б) Не драгоценный камень, а светится.
в) Сперва блеск, за блеском – треск, за треском – плеск.
Слова для справок: дождь, гром, молния, лёд, снег.
Выпиши имена существительные, обозначь их род. Выучи понравившуюся загадку.
Послушай пословицу. Объясни её смысл. Нравится ли тебе эта пословица? Чем?
Ржаной хлебушко калачу дедушка.
Проговори, как напишешь. Напиши пословицу по памяти. Разбери слова по составу.
Прочитай. О каком дереве говорится в загадке? Какие слова тебе подсказали ответ?
Клейкие почки, зелёные листочки.
С белой корой стоит над горой.
Ответь, что же мы называем словом берёза.
Напиши загадку и отгадку. В словах загадки поставь точки над безударными гласными, проверяемыми ударением. В слове – отгадке подчеркни непроверяемую безударную гласную.
Слушай пословицы, запоминай. После чтения (учителем) второй раз выпиши из пословиц только те слова, в которых есть разделительный мягкий знак.
Счастье на деньги не купишь.
Береги платье снову, а честь смолоду.
Без кота мышам раздолье.
Объясни правильность выполненного задания.
Какая пословица, поговорка тебе запомнилась?
Собери из частей предложения. Какая из них загадка, а какая – пословица?
Гладишь – ласкается, то и пожнёшь.
Что посееешь,дразнишь – кусается.
Объясни отгадку к загадке и смысл пословицы.
Спиши. Обозначь спряжение глаголов, выдели окончания глаголов.
Составь предложения из слов.
а) По, золотое, голубому, катается, блюду, яблоко.
б) По, плывут, голубому, гуси, морю, белые.
Могут ли предложения быть загадками? О чём они?
Спиши. Над именами прилагательными укажи падежи.
Выучи любую загадку, загадай её родителям.
Прочитай, ставя местоимения в скобках в нужном падеже. Объясни отгадку к загадке.
Ты за (она), а она от ( ты), ты от (она), а она за (ты). (Тень).
Напиши загадку. Объясни правописание местоимений с предлогами. Прочитай загадку ещё раз. Чем она тебя заинтересовала?
Прочитай загадку. Вставь подходящие по смыслу имена прилагательные.
______ зверьки, _______ шубки, ________ зубки. (Мыши)
Запиши. Подчеркни известные тебе орфограммы.
Найди другие загадки об этих зверьках. Похожа ли составленная тобой загадка на другие?
Закончи пословица.
Без труда не ________.
Кто вчера солгал, тому _______.
Подчеркни окончания глаголов, объясни их написание.
Какой текст ты мог бы составить к содержанию любой из данных пословиц.
Составь такой текст.
Прочитай. Когда так говорят?
Нашла коса на камень.
Не в службу, а в дружбу.
О чём можно составить текст, используя в нём одну из данных поговорок.
Спиши. Над именами существительными укажи падеж.
Учитель всегда найдёт место работе с загадками, пословицами, поговорками в целях расширения лексико – семантического кругозора учащихся и для формирования умений создавать текст. В этом случае задания могут быть такими: найти и объяснить значение непонятных слов, выделить синонимы, антонимы, омонимы, задуматься над ролью эпитетов, сравнений, олицетворений в загадке, пословице, обратить внимание на меткость, образность, мудрёность живого языка пословиц и поговорок, определить тему, главную мысль пословицы, поговорки, составить текст на тему загадки, пословицы, поговорки, придумать свою загадку, пословицу и др. Задания, предлагаемые учителем, младшие школьники могут выполнять и на основе зрительного восприятия текста.
При такой организации работы учитель использует практически все виды упражнений, которые были предложены выше, за исключением лишь некоторых видов устных диктантов и упражнений типа конструирования. Зрительное восприятие языкового материала позволит больше уделить внимания осознаванию учениками глубины мудрого смысла загадок, пословиц и поговорок, в которых отразилась русская народная жизнь со всеми её особенностями, а так же постижению красоты поэзии, образности и выразительности языка этих замечательных проявлений народного творчества, какими являются загадки, пословицы и поговорки.