Конспект урока по литературе на тему Пословицы и поговорки.Особенности смысла и языка пословиц


Тема урока: "Пословицы и поговорки. Особенности смысла и языка пословиц ".
Муругова А.В.
МБОУ «Мускатновская школа»
Тип урока:
Урок изучения нового материала, первичного закрепления знаний и формирования умений и навыков.
Форма урока: традиционный урок
Цели урока:
Образовательная – дать представление о карело-финском эпосе; показать, как отражены в древних рунах представления северных народов о мироустройстве, о добре и зле; приоткрыть глубину идей и красоту образов древнего эпоса.;Развивающая – развить у учащихся навыки грамотного и свободного владения литературной речью, умение выделять главное, анализировать, делать выводы на основе уже известного материала;
Воспитательная – привить любовь к литературе и поэтическому слову, формирование знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей.
Методы обучения:
- словесные;
- наглядные.
Метод контроля:
- устный;
Методические приемы: выразительное чтение, аналитическая беседа.
Ход урока:
Организационный момент
Приветствие учителя, проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся
Этап подготовки к активному усвоению знаний
Слово учителя.
Нашу работу по фольклору продолжат малые формы – пословицы и поговорки. Назовите пословицы, которые вы знаете, объясните их смысл.
Ответы учащихся.
Работа по учебнику.
Чтение материала о пословице
Беседа по вопросам.
- Что такое пословица?
- Поговорка? (Поговорки похожи на метафоры.)
- Кто создавал пословицы? (Народ на протяжении многих лет.)
Чтение пословиц, объяснение их значений.
Объяснить прямой и переносный смысл пословиц:
1) Одна пчелка не много меду натаскает.
(Прямой смысл касается животного мира: пчелы живут роями, трудятся сообща.Переносной смысл в том, что и человеку трудно одному выполнить большую работу, а все вместе, дружно люди смогут многое.)
2) С кем соль-хлеб водишь, на того и походишь.
И это так. Бездельничал, не решил задачу, а двойку получать не хочется. И, забыв о чувстве собственного достоинства, начинаешь у кого-то клянчить списать решение. Сегодня списал, завтра, и незнание накапливается. И ты уже и хотел бы решить, да не можешь. Начинаешь лгать, изворачиваться (хитрить), выдумывать всякие причины. Вот теперь и посчитай, сколько пороков леность породила!
Домашнее задание:
Подготовить 3-4 пословицы-поговорки и объяснить их смысл (устно)