Урок биологии на тему Клеточное строение корня (6 класс)


КЛАСС 6 ДАТА 11.10.2016
УРОК №6 Тема «Клеточное строение листа»Цели:
Образовательные:
углубить понятие о клеточном строении растений, о растительных тканях;
дать представление учащимся о клеточном строении листа (ключевые слова и понятия: кожица листа, устьица, устьичная щель, замыкающие клетки, мякоть листа, столбчатая ткань, губчатая ткань; сосуды листа, ситовидные трубки, проводящая ткань;дать представление о взаимосвязях строения листа с выполняемой функцией;
проверить знания учащихся по теме «Внешнее строение листа. Листорасположение» и умение работать с тестовыми заданиями. Воспитательные:
содействовать в ходе урока формированию научного мировоззрения на основе установления взаимосвязи строения органа с выполняемыми им функциями;
способствовать эстетическому воспитанию учащихся.
Развивающие:
продолжить формирование общеучебных умений и навыков;
развивать логическое мышление, навыки коммуникативного общения, развитие уверенности в себе, творческие способности учащихся.
Оборудование:
Компьютер с презентацией урока, учебник.
Структура и содержание урока.
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Каково внешнее строение листа?
Чем черешковый лист отличается от сидячего?
Как располагаются листья на побеге?
Чем отличается простой лист от сложного?
Изучение нового материала.
1. Клеточное строение растений.На Земном шаре огромное разнообразие листьев. Но что общего у всех листьев?
Правильно, общий план внешнего и внутреннего строения листа в связи с выполняемыми функциями. Найти сходства и различия у листьев разных растений.
- Но что же у листа внутри? Из чего он состоит? (Дети отвечают) Лист, как и любой орган растения, состоит из клеток. И сегодня на уроке мы погрузимся с вами в тайны строения и функционирования листьев.
(Запись темы урока детьми в тетради, постановка цели перед учащимися.)
Как вы думаете, все ли клетки листа одинаковые?
(^Клетки листа различаются по форме и размерам.)
С чем связано различие формы и размеров клеток листа?
Рто связано с различием выполняемых функций.)Как называются группы клеток, сходных по строению и выполняемым функциям?
(Гругша клеток, сходных по строению, происхождению и выполняемым функциям, называется тканью.)
Презентация «Клеточное строение листа»Объяснение нового материала осуществляется при последовательной смене слайдов.
Изучение и объяснение особенностей кожицы листа. Клетки плотно прилегают друг к другу. Без хлоропластов. Возможны волоски, кутикула. Покровная ткань.
Изучение строения, функций устьиц, их работа.
Устьица - щелевидное отверстие в кожице, преимущественно в нижней кожице. Следует отметить, что устьица могут находиться и в верхней кожице (если это листья водных растений, которые лежат на воде), могут быть и в верхней, и в нижней кожице (например, листья эвкалипта, которые могут располагаться ребром к солнцу). Образованы замыкающими клетками {содержат хлоропласты) и устьичной щелью.Работа устьиц определяется их строением и обеспечивает функции для газообмена и испарения (транспирации).
На свету при достаточном увлажнении устьица открыты, а в темноте или при недостатке воды - закрыты. Механизм работы устьиц обусловлен следующими особенностями строения замыкающих клеток: они содержат хлоропласты, в то время как остальные клетки кожицы их не содержат; замыкающие клетки имеют утолщенную стенку со стороны устьичной щели. На свету идет процесс фотосинтеза только в замыкающих клетках.
Кожица может выполнять некоторые дополнительные функции. Почему опушены листья герани, почему обжигают листья крапивы? Можно
задать эти вопросы детям и вернуться к ним на следующем уроке. Изучается мякоть листа, особенности ее строения и функции.
• Мякоть листа (основная ткань.) Рассмотрим столбчатую ткань, она расположена с верхней, обращенной к свету стороне (клетки имеют цилиндрическую форму, плотно прилегают др)т к другу, содержат хлоропласты), функция - фотосинтез.
Рассмотрим губчатую ткань, она расположена ближе к нижней кожице листа, клетки имеют округлую форму, расположены рыхло (много межклетников), содержат хлоропласты. Функция - фотосинтез, газообмен, испарение.
Изучается жилка (сосудисто-волокнистый пучок).
Микрофотография сосудисто-волокнистого пучка, изучение сосудов. Сосуды - клетки неживые, расположены вертикально друг над другом. Боковые стенки утолщены, поперечные перегородки исчезают полностью. В лист поступает вода с растворенными минеральными веществами {восходящий ток).Нахождение ситовидных трубок.
Микрофотография сосудисто-волокнистого пучка, изучение ситовидных трубок.
Ситовидные трубки - живые клетки, расположены вертикально друг над другом. Боковые стенки утолщены, поперечные перегородки в виде сита. Из листа ко всем органам поступает вода с растворенными углеводами (сахара, которые образовались в результате фотосинтеза).
Нахождение лубяных волокон.
Микрофотография сосудисто-волокнистого пучка, изучение лубяных волокон.
Лубяные волокна - сильно вытянутые полые клетки с толстыми стенками. Придают листу гибкость и упругость.
ФизминуткаСтали мы учениками. Соблюдаем режим сами;
Утром мы, когда проснулись, улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроенья делаем мы упражненья Руки вверх и руки вниз, на носочки поднялись.
То присели, то нагнулись и опять же улыбнулись.(2 раза).
Самостоятельная работа учащихся с учебникомТипы жилкования листьев.Расположение жилок в листе называют жилкованием. Типы жилкования:
параллельное
сетчатое
дуговое
вильчатое
Закрепление знаний.Беседа по вопросам учебника.
Заполняется таблица «Клеточное строение листа»
Название части листа Название
ткани Описание клеточного строения ткани Значение
ткани
Рефлексия:Что из того, что Вы узнали было для вас знакомо?
Что оказалось новым?
Какие вопросы возникли у вас по ходу изучения новой темы?
VI .Подведение итогов, формулирование выводов, выставление оценок. VII. Домашнее задание.
Изучить параграф № 30, ответить на вопросы 1-4, стр. 79.