Тренинг «Формирование толерантного сознания у учащихся старших классов школы»

Тренинг «Формирование толерантного сознания
у учащихся старших классов школы»
Цель:
Ознакомить старшеклассников с понятиями «толерантность» и «толерантная личность», критериями и социальными проявлениями толерантности и нетерпимости, показать значение толерантного поведения при взаимодействии с людьми, а также в различных жизненных сферах. Научить участников конкретным приемам, позволяющим развить у себя качества толерантной личности. Развивать воображение, способность к эмпатии, сопереживанию и сочувствию, доверие, достоинство и самопознание как элементы толерантности в контексте отношений «Я и Другие».
Задачи:
развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других;
осознание многообразия проявлений личности каждого участника в групповом взаимодействии;
развитие способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе;
формирование позитивного отношения к своему народу;
обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия;
развитие социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения выслушивать другого человека, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию;
развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях.
Ход занятия: Тренинг может проводиться в форме внеклассной работы с учащимися старших классов. Программа рассчитана на 5 занятий продолжительностью до 1 часа. В случае необходимости количество занятий может быть увеличено.
Целевая группа: учащиеся 8-11 классов.
Структура занятия: Каждое занятие состоит из трех частей:
Разминка. Включает в себя упражнения, способствующие активизации участников группы, созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы, повышению сплоченности. Это: «Снежный ком», «Чем мы похожи», «Комплименты», «Самый особенный», «Кто это?», «Привет!», «Умей договориться».
Основное содержание занятия. Эта часть включает в себя игры, упражнения, задания, помогающие понять и усвоить главную тему занятия: анкетирование - «Проявляешь ли ты толерантность?», «Эмблема толерантности», «Пантомима толерантности», «Лукошко», «Я боюсь», «Стереотипы», «Христиане-мусульмане» и др..
Завершение занятия. В конце каждого занятия необходимо оставлять время, чтобы участники могли поделиться своими чувствами, впечатлениями, мнениями, поговорить о своем настроении. Кроме того, на любом занятии можно задавать вопросы, концентрирующие внимание участников на их состоянии, например:
Что вы сейчас чувствуете?
Какими мыслями вы хотели бы поделиться с группой?
Какие чувства вы испытывали во время выполнения упражнений?
Что показалось вам наиболее интересным, новым, неожиданным?
Помещение. Важно, чтобы для проведения данного тренинга была выделена отдельная комната, в которой от занятия к занятию сохранялась бы неповторимая творческая атмосфера формирования толерантного сознания. По мере проведения тренинга она наполнялась бы «толерантной» атрибутикой (продуктами творчества детей) и позволяла бы детям сразу погружаться в атмосферу занятий без длительной предварительной подготовки.
Количество участников: тренинг рассчитан на 1 ведущего и 10-12 участников группы.

Литература:
Арбузова Е.Н., Анисимов А.И., Шатровой О.В. Практикум по психологии общения. – Спб., 2008.
Рогов Е.И. Психология общения. – М., 2007.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: В 4-х томах. Т. 1. – М., 2000.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: В 4-х томах. Т. 2. – М., 2000.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: В 4-х томах. Т. 3. – М., 2000.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: В 4-х томах. Т.4. – М., 2000.
Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие. – М., 2001.
















Занятие 1:
Знакомство – 5 минут.
«Снежный ком»
Участники группы сидят в кругу.
Первым представляется ведущий. Затем сидящий слева от него называет имя ведущего и свое имя. Каждый следующий участник называет по очереди имена всех, представлявшихся до него. Таким образом, участнику, замыкающему круг, предстоит назвать имена всех членов группы.
Разминка – 10 минут.
«Чем мы похожи»
Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Настя, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т. д.)». Настя выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.
«Комплименты»
Материалы: мяч.
Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: «Саша, ты очень справедливый человек» или «Лина, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.
Основное содержание занятия – 30 минут.
«Что такое «толерантность»?»
Материалы: определения толерантности, написанные на больших листах ватмана, прикрепленные перед началом занятия к доске оборотной стороной к аудитории.
Ведущий делит участников на группы по 3-4 человека. Каждой группе предстоит выработать в результате «мозгового штурма» свое определение толерантности. Попросите участников включить в это определение то, что, по их мнению, является сущностью толерантности. Определение должно быть кратким и емким. После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выработанным определением всех участников. После окончания обсуждения в группах каждое определение выписывается на доске или на большом листе ватмана.
После того, как группы представят свои формулировки, ведущий поворачивает заранее заготовленные определения «лицом» к аудитории. Участники имеют возможность ознакомиться с существующими определениями и высказать свое отношение по ним. В процессе обсуждения ведущему необходимо обратить внимание на следующие моменты: понятие «толерантность» имеет множество сторон, каждое из определений выявило какую-то грань толерантности.
«Проявляешь ли ты толерантность?»
Материалы: анкеты для каждого участника.
Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, помогать друг другу, относиться друг к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее. Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным, и сосчитай, сколько «б» получилось.
1. Для того, чтобы не было войны...
а) Нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!
б) Нужно понимать, почему они происходят.
2. В школе говорят о героях, проявивших толерантность...
а) Это тебя не интересует.
б) Ты хочешь узнать об этих героях.
3. Ты противостоишь насилию...
а) Насилием.
б) Ты присоединяешься к другим людям, чтобы сказать: « НЕТ».
4. Один товарищ тебя предал...
а) Ты мстишь ему.
б) Ты пытаешься объясниться с ним.
5. Когда говорят о детях, пострадавших от войны...
а) Ты об этом услышал и забыл.
б) Ты ищешь возможность для того, чтобы проявить с ними солидарность.
6. Ты не согласен с кем-то...
а) Ты не даешь ему говорить.
б) Ты все-таки слушаешь его.
7. В классе ты уже ответил...
а) Тебе хочется отвечать еще.
б) Ты предоставляешь возможность другим ответить.
8. Тебе предлагают переписываться с каким-нибудь иностранцем...
а) Ты не испытываешь ни потребности переписываться, ни потребности делиться мечтами.
б) Ты хочешь переписываться, чтобы поделиться с ним своими мечтами.
Если у тебя одни «б»: Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира, ответственным и солидарным, активным проводником мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удается.
Если у тебя от 3 до 7 «б»: Да! Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с интолерантностью.
Если у тебя менее 3 «б»: Ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Однако если бы ты был настроен более оптимистично и тебе нравилось бы дискутировать, ты мог бы стать более счастливым! Давай, приложи еще немного усилий.
Завершение занятия – 5 минут.
«Позитивные итоги»
Материалы: конверт для каждого участника, внутри которого вложена карточка с именем другого участника.
Часть 1 (проводится на первом занятии): Мы часто обращаем внимание, прежде всего, на негативные особенности других людей и не замечаем их положительных качеств. Поэтому мне хочется предложить каждому из вас попробовать понаблюдать за другим участником группы, обращая внимание только на положительные стороны. Я приготовил для каждого из вас конверт, в котором лежит карточка с именем того участника, за которым вы должны будете наблюдать. Никому это имя не называйте. Наблюдать надо будет до самого последнего занятия группы. Я советую вам делать короткие заметки после каждого занятия и как можно более конкретно записывать все, что вам понравилось в поведении человека, за которым вы наблюдаете. При этом важны именно конкретные действия и способы поведения, не стоит писать: «Павел уверен в себе». Вместо этого можно написать: «Мне понравилось, как Павел вел себя на занятии во вторник. Он давал каждому высказаться и постоянно возвращал наше внимание к обсуждаемой теме».
Занятие 2:
Разминка – 5 минут.
«Самый особенный»

Материалы: ватман, на котором записываются баллы, небольшой приз победителю.
Ведущий просит участников подумать о чем-то, что отличает их от всех остальных в группе. Участник говорит, например «У меня пять братьев и сестер». Если никто в группе не может сказать «У меня тоже», участник получает 1 балл, если же кто-то из группы может сказать «У меня тоже», то ход переходит к этому участнику. В конце игры подсчитываются баллы. Хорошо, если ведущий группы также участвует в упражнении, и своими репликами переводит разговор с внешних характеристик на более внутренние, а также на вопросы культурных, религиозных и других различий.
Основное содержание занятия – 45 минут.
«Эмблема толерантности»
Материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, скотч.
На предыдущем занятии участники выработали собственные определения толерантности и ознакомились с уже существующими. Ведущий отмечает, что обсуждение проходило на интеллектуальном, абстрактном уровне. Следующее упражнение позволит подойти к этому понятию с другой стороны – участникам предстоит создать эмблему толерантности.
Каждый попытается самостоятельно нарисовать такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, политических документах, национальных флагах. Процесс рисования занимает 5-7 мин. После завершения работы участники рассматривают рисунки друг друга (для этого можно ходить по комнате). После ознакомления с результатами творчества других участники должны разбиться на подгруппы на основе сходства между рисунками. Важно, чтобы каждый участник самостоятельно принял решение о присоединении к той или иной группе. Каждая из образовавшихся подгрупп должна объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность их эмблем (обсуждение – 3-5 мин.). Заключительный этап упражнения – презентация эмблем каждой подгруппы.
«Пантомима толерантности»
Материалы: написанные на отдельных листах бумаги несколько определений толерантности; все, что может пригодиться для пантомимы - моток веревки, лента, принадлежности для рисования.
Все участники разбиваются на 3 подгруппы (по 3-4 человек). Каждая подгруппа получает одно из определений толерантности, вывешенных на доске. Задача состоит в том, чтобы пантомимически изобразить это определение таким образом, чтобы остальные участники догадались, о каком именно определении идет речь. Время на подготовку пантомимы – 5 мин.
Ведущий задает следующие вопросы: Какая пантомима была наиболее однозначной и не вызвала затруднений при угадывании? С какими затруднениями столкнулись группы в процессе придумывания пантомимы?
«Лукошко»
Материалы: лукошко или пакет с мелкими предметами (например, игрушками из киндер-сюрпризов, значками и т. п.). Количество предметов должно превышать количество участников группы.
Ведущий проходит по кругу с лукошком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например: «Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру».
Завершение занятия – 5 минут.
«Собери чемодан»
Перед тем как завершить работу группы, ведущий дает задание каждому участнику группы «собрать свой чемодан». Далее указывает, что содержимое чемодана у каждого будет особым. Туда закладываются основные мысли по прошедшему занятию. Каждый из участников тренинга презентует свой вариант содержимого чемодана.




Занятие 3:
Разминка – 5 минут.
«Кто это?»
Материалы: потребуются вырезки из газет или журналов с фотографиями, изображающими необычные лица или фигуры людей. Постарайтесь, чтобы эти фотографии изображали людей различных национальностей, религий, людей из различных социальных групп.
Ведущий раздает участникам по одной фотографии (будет интересно, если каждая фотография попадется двум участникам); участники внимательно рассмотрят свою фотографию и отвечают для себя на вопросы:
что за человек изображен на фотографии, как его зовут, откуда он, сколько ему лет, где он работает, как живет, и т.д., о чем сейчас думает этот человек, какие у него в жизни проблемы, и т.д.
пусть участники найдут тех, с кем у них попались одинаковые фотографии, и сравнят свои мысли.
потом каждая пара делится результатами с группой.
По итогам занятия ведущий может задать следующие вопросы: Трудным или легким было задание? Что помогало участникам составлять свои предположения? Как они думают, соответствуют ли их предположения действительности? Отличались ли предположения в парах? Почему да и почему - нет? Часто ли мы в жизни предполагаем многое о людях на основании их внешнего вида (расы, пола, одежды)? Что может помочь опровергнуть такие предположения?
Основное содержание занятия – 45 минут.
«Фисташки»
Материалы: фисташки.
Ведущий раздает детям по две фисташки в скорлупе и попросит пока их не есть и не снимать скорлупу. Важно, чтобы упражнение проходило в спокойной, слегка «магической» атмосфере. Многое здесь зависит от тона голоса ведущего. Затем ведущий попросит участников ответить на следующие вопросы (в парах):
какие фисташки на ощупь?
А какие люди?
Как бы вы описали скорлупу?
Как бы вы описали человеческое тело?
У фисташек одинаковые размер и форма?
А у людей одинаковые размер и форма?
Фисташки одного цвета?
А люди одного цвета?
Есть ли на фисташках трещины или он чуть-чуть расколоты?
А люди могут ломаться и трескаться?
Потрясите фисташки. Вы чувствуете звук?
А какие звуки издают люди?
Откройте фисташки. Изнутри они другие, чем снаружи? В чем различия?
А люди отличаются внутри и снаружи?
Съешьте фисташки. Какие они на вкус?
Можно ли сказать, что у человека есть вкус?
Плохо ли делить фисташки на плохие и хорошие?
А можно ли поступать так с людьми?
«Культурный словарь»
Материалы: список понятий, бумага и ручка для каждой команды.
Ведущий делит участников на небольшие группы (3-4 человека) и дает каждой группе несколько листов белой бумаги и карандаши. Затем вызывает к себе по одному представителю от каждой группы и тихо сообщает им слово-задание. Участники возвращаются в свои группы и молча рисуют им это слово. Цель группы – догадаться, о каком слове идет речь. Группа, догадавшаяся первой, получает наибольшее число баллов. Вторая группа - на балл меньше, и т.д. Подходят следующие участники, и игра продолжается.
Примеры слов: рассизм, добро, беженцы, ненависть, равенство, кавказцы, русские, предрассудок, насилие, справедливость, культура, различия, внешность, Родина.
Ведущий должен удостовериться, что участники группы знакомы с предлагаемыми понятиями. После завершения игры и подсчета баллов, ведущий просит участников сравнить, как разные люди рисовали одни и те же слова. Обсуждение: было ли трудно угадывать? а рисовать? какие слова удались легче, какие - труднее? почему разные люди рисуют одни и те же слова по-разному? что отражается в том, как люди рисуют слова?
« Я»
Материалы: кусочки бумаги, ручки, шляпа или кепка.
Ведущий напоминает участникам, что все мы кого-то боимся. Кроме знакомых людей, которые могут, например, поставить нам двойку (учителя), мы боимся и людей, которых мы совсем не знаем. Это совсем не стыдно. Ведущий приводит пример такого страха, который испытывал в детстве. Затем попросит участников подумать, кого они боятся. Важно, чтобы это был не знакомый человек, а кто-то, кого они не знают. Пусть они напишут свой страх на кусочке бумаги. Соберите их и сложите в шляпу или кепку и тщательно перемешайте.
Затем ведущий показывает группе «шляпу страхов». Участники по очереди должны вытащить страхи из шляпы. Каждый участник должен рассказать, что он думает о попавшемся ему страхе, испытывает ли он тоже этот страх, почему у человека может появиться такой страх, оправдан ли этот страх, если нет, то почему, что можно посоветовать человеку с таким страхом? Как можно бороться с этим страхом?
Завершение занятия – 5 минут.
«Я дарю тебе» Каждый участник по кругу дарит невербальный подарок своему соседу справа. Все отгадывают, что подарено.
Занятие 4:
Разминка – 5 минут.
«Привет!»
Участники получают карточки с приветствиями из разных стран:
сложить руки (как в молитве) на уровне груди и поклониться (Япония);
потереться носами (Новая Зеландия);
пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия)
показать язык (Тибет);
очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);
обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Париж).
Участники разбредаются по комнате и приветствуют друг друга способом, указанным на карточке.
В конце игры ведущий задает вопросы:
понравилась ли вам игра?
попробуйте догадаться, из каких стран происходят ваши приветствия;
было ли трудно здороваться каким-то способом?
показались ли некоторые из приветствий смешными?
как бы отреагировали люди из этих стран на ваши приветствия?
какую роль играют приветствия в нашей жизни?
Основное содержание занятия – 40 минут .
«Мир различий»
Материалы: набор синих карандашей или фломастеров, набор красных карандашей или фломастеров, набор зеленых, и т.д. (4 - 8 цветов) и маленькие наклейки таких же цветов. При этом наклеек каждого цвета - разное количество. Один из цветов должен быть представлен только одной наклейкой.
Ведущий наклеивает на каждого участника одну из наклеек. Выбор цветов должен быть случайным. Участники должны без слов собраться в группы по цветам. Ведущий раздает каждой группе карандаши ее цвета и листы бумаги. При этом каждый участник получает собственный карандаш, который он не имеет права никому отдавать. Затем ведущий дает участникам задание нарисовать улицу города. Говорит, что задание - конкурсное, и победившая группа получит приз. Дает группам небольшое время на выполнение задания.
Во время первой части занятия очень важно создать ощущение жесткого соревнования между группами, чувство соперничества и конкуренции, которое участникам придется преодолеть потом. Для этого нужно попросить их придумать название своей группы, которое будет включать их цвет. Пусть часть группы поработает над лозунгом, пока все остальные рисуют.
(В качестве жюри можно пригласить учителей или старшеклассников. Договориться с ними надо заранее.) Группы представляют свое название, лозунг и картину. Жюри смотрит выступления всех команд и ставит всем группам одинаково низкий балл, ведущий объявляет, что приз не получает никто. Спрашивает собственное мнение участников о причинах таких результатов. Когда группа приходит к мнению, что все дело в том, что рисунки одного цвета, говорит, что дает всем дополнительное время, чтобы они могли что-нибудь придумать. Ведущий может незаметно направлять участников к принятию решения об объединении.
Когда участники, наконец, образуют группу разных цветов, ведущий дает им еще бумагу, чтобы они могли нарисовать разноцветный город. Попросит каждого участника сделать вклад в рисунок, независимо от того, насколько хорошо он рисует. Выдает всем участникам группы маленький приз (например, конфету). Получившуюся картину можно повесить на стену в классе или коридоре, придумать ей название.
Ведущий задает вопросы после присвоения всем группам низких оценок:
трудно ли было найти людей своего цвета?
что чувствовали члены самой многочисленной группы?
что чувствовали все остальные, когда нашли "своих"?
что чувствовал участник, который остался один?
что участники чувствовали в отношении других команд? Хотелось ли им победить, доказать, что они лучше, и т.д.?
что они почувствовали, когда все получили одинаково низкий балл?
трудно ли было договориться и начать рисовать вместе?
получилась ли совместная картина лучше, чем те, которые были нарисованы одним цветом?
Итоговое обсуждение:
Приведите пример «красных», «зеленых» и «синих» в обычной жизни.
Разные люди могут приносить различную пользу обществу. Приведите пример, как разнообразие учеников в вашем классе делает жизнь более интересной.
В нашем городе живут люди разных национальностей, интересов, разного происхождения. Приведите примеры, как жизнь нашего города становится интереснее благодаря разным людям.
«Интервью»
Ведущий выбирает нескольких человек и попросит их выйти из класса. Они станут «иностранцами» (активные участники группы или лидеры). В это время ведущий знакомит группу с правилами:
Перед тем, как задать вопрос, нужно три раза кивнуть головой (если человек нарушает это правило - его надо игнорировать);
Закончив разговор, нужно высунуть язык (если человек нарушает это правило - ему говорят «ты - самый скучный, зануда»);
Никто не имеет право садиться на стулья, которые стоят посреди комнаты (если человек нарушает это правило - его исключают из игры);
Участников просят расставить стулья парами, лицом к лицу. Одна пара ставится посреди комнаты. Назначается дежурный, который следит, чтобы никто не садился на центральные стулья и исключает нарушителей. Ведущий просит группу не рассказывать «иностранцам» о правилах, пока те их не нарушат.
Ведущий впускает «иностранцев». Дает всей группе задание. Каждый участник должен узнать о пяти других участниках три вещи, которые он до этого не знал, задавая ему вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Все беседы должны происходить на стульях. Закончив разговор, оба участника должны встать и перейти на другие стулья с другими участниками.
Спокойно следите за происходящим. Если «иностранцы» будут жаловаться, надо отвечать- «таковы правила».
После упражнения участникам можно задать следующие вопросы:
объяснить, что «задание», которое выполняли участники, не важно, гораздо важнее «правила» и столкновение с ними «иностранцев».
попросить каждого из «иностранцев» рассказать, что с ним происходило после входа в комнату;
быстро ли они поняли, что есть какие-то правила?
попытались ли они их выяснить, или стали интервьюировать других «иностранцев»?
что они чувствовали и делали, когда их игнорировали?
было ли им обидно, когда их обзывали?
удалили ли кого-нибудь из игры, и как поступил этот человек?
понравилось ли группе соблюдать «правила» и скрывать их от «иностранцев»?
есть ли правила в реальной жизни?
были ли чем-то полезны правила в классе?
всегда ли полезны правила, которые существуют в жизни?
кто придумал настоящие правила? Или их никто не придумывал?
почему в разных культурах эти правила отличаются (приведите примеры)?
как мы относимся к тем, кто нарушает эти правила?
всегда ли это заслуженно?
кто не знает правил реальной жизни (если группе необходима помощь, приводит примеры)?
что мы можем для них сделать?
«Ярлыки»
Материалы: наклейки с надписями, материалы для задания.
Ведущему потребуются наклейки. На них написаны различные определения, например: «ленивый», «умный», «лидер», «равнодушный» и т.д..
Ведущий подходит к каждому из участников и наклеивает ему на спину одну из наклеек (выбор наклеек должен быть случайным). Просит участников не говорить друг другу, какие наклейки на них наклеены. Запрещает участникам смотреться в зеркало, спрашивать у других и т.д. Затем дает всей группе какое-нибудь интересное задание, (например, нарисовать что-нибудь). Говорит, что участники должны вести себя друг с другом так, как будто бы написанное на наклейках - правда.
В конце задания ведущий задает участникам следующие вопросы:
что вы чувствовали, когда с вами вели себя неадекватно тому, как вы себя ощущаете?
подтверждали ли участники свои наклейки?
почему это происходило?
всем ли досталась одинаковая работа?
как это связано с наклейками?
существуют ли "наклейки" в реальной жизни?
откуда мы узнаем о качествах других людей?
всегда ли наше мнение о других людях соответствует действительности?
влияет ли наше мнение на поведение в отношении этих людей?
если бы наклеек не было, группа бы работала лучше или хуже?
а в реальной жизни? Приведите примеры.
Завершение занятия – 5 минут.
«Ромашка» Материалы: листки бумаги с нарисованной ромашкой, маркеры, скотч.
Каждому участнику раздаётся лист формата А4 с нарисованным на нём контуром ромашки. Каждый прикрепляет этот лист себе на спину. Затем все перемещаются по тренинговой комнате и пишут друг другу на лепестках ромашки новое, что он узнал сегодня. Потом листы снимаются, зачитываются.

Занятие 5:
Разминка – 5 минут. « Умей договориться»
Ведущий предлагает участникам сыграть в очень простую игру. Необходимо сосчитать до десяти. Но сделать это должна вся группа. Первый участник говорит «один», второй – «два», и т. д.
Есть только одна проблема - если участники произнесут число одновременно - группа начинает сначала. В течение всей игры запрещены любые разговоры. Обсуждение:
как началась игра?
чего хотелось каждому сначала?
почему сначала ничего не получалось?
как удалось досчитать до десяти?
появился ли в группе лидер или порядок сформировался сам собой?
чему нас учит эта игра?
Основное содержание занятия – 35 минут.
«Стереотипы»
Материалы: мячик или другой легкий предмет. В идеале - диктофон.
Участники садятся в круг. Потребуется небольшой мячик или другой предмет, который можно бросать друг другу. Ведущий назначает участника, который будет записывать все, что происходит в группе.
«Вот история Рашида, мальчика из Дагестана...», ведущий кидает мячик другому члену группы и попросит его сказать следующее предложение. Дальше он должен бросить мяч кому-нибудь еще. Таким образом, группа развивает историю. Через какое-то время ведущий просит мячик и говорит: «А вот история Ани, русской девочки из деревни». Пусть группа составит и эту историю. Ведущий может выбрать тех героев, которые актуальны для данной местности, школы и группы, то есть тех людей, по поводу которых в группе существуют самые сильные стереотипы. Игра будет интересной, если будет происходить быстро. Затем ведущий просит наблюдателя зачитать обе истории.
В конце упражнения ведущий задает группе следующие вопросы:
что мы узнаем о наших героях?
какие черты мы приписали нашим героям?
почему мы приписали им именно эти черты?
что общего у наших историй, и что их отличает друг от друга?
а что отличает их от нас?
что из того, что мы внесли в наши истории, является стереотипом?
есть ли в них доля правды?
а что не правда в этих стереотипах?
«Все коровы летают»
Ведущий раздает участникам незаконченные утверждения: Все старшеклассники... Все кавказцы.... Все негры.... Все старики... Все девочки... Все богатые люди... Все мусульмане... И т.д. Важно подобрать те утверждения, которые будут более подходящими для данной области, группы, школы, и т.д. Всего - около десяти утверждений. Ведущий просит участников закончить утверждения самостоятельно. Попросит участников объединиться в пары и сравнить свои утверждения. Группа собирается в круг. Обсуждает одно утверждение за другим. Сравниваются разные варианты. Хорошо завязать дискуссию. Ведущий просит участников объяснить, почему они думают, так или иначе, привести примеры из жизни. Ведущий приводит контр-примеры. Вдруг ведущий подходит к доске и напишет на ней «Все ученики 8-го (или другое название класса, в котором проходит занятие) плохо учатся». Спрашивает, что участники думают об этом утверждении. Где в нем доля правды. Что в нем неправильно (можно написать и другое утверждение, например «Все девочки носят юбки, а все мальчики играют в футбол»). После обсуждения ведущий возвращается к старым утверждениям. Группа обсуждает их еще раз. Ведущий напоминает понятие «стереотип». Завершает упражнение.
«Христиане – мусульмане»
Ведущий делит участников на несколько групп.
Каждая группа будет работать с одним из рабочих листов. Ведущий раздает рабочий лист каждому участнику группы. Ведущий просит участников самостоятельно заполнить рабочие листы. Группа снова собирается и обсуждает листки.
Необходимо работать с теми национальными группами, которые являются актуальными для нашего региона, класса, города и т.д.
Обсуждение.
было ли трудно заполнять рабочие листы?
если каким-то группам это было легче, а каким-то - труднее, то почему это произошло?
совпадают ли мнения всей группы?
действительно ли все мусульмане/ русские / евреи такие, как написано в рабочих листах?
каким образом у вас сформировалось именно такое мнение?
влияют ли на ваше мнение стереотипы?
Рабочий Лист

ХРИСТИАНЕ (или русские)
Русские любят...
Мы все знаем, что русские...
Русских можно отличить по...
Русские всегда поступают...
Все остальные считают, что русские...
МУСУЛЬМАНЕ
Мусульмане любят...
Мы все знаем, что мусульмане...
Мусульман всегда можно отличить по...
Мусульмане всегда поступают...
Все остальные считают, что мусульмане.
ЕВРЕИ
евреи любят...
мы все знаем, что евреи...
евреев можно отличить по...
евреи всегда поступают...
все остальные считают, что евреи...
«Мой личный контракт»
Материалы: бланки контрактов, ручки. Можно - игрушечные печати.
Ведущий спрашивает участников, считают ли они поведение отдельного человека важным для жизни всего класса, школы, города, мира.
Попросит участников привести примеры, известные им из жизни или курса истории, когда действия одного человека смогли изменить ситуацию к лучшему. Что бы изменилось, если бы эти люди не сделали того, что они сделали? Говорит участникам, что каждый из них также может многое изменить. В частности, каждый из них может проявлять терпимость к окружающим, уважать различия в людях и пытаться сделать свой мир более терпимым местом.
Ведущий просит участников назвать некоторые поступки, которые каждый из них может сделать. Записывает их на доске.
Затем предлагает участникам заключить с самими собой контракт, удостоверяющий, что собираются делать лично они. Участники могут выбрать что-то из написанного на доске или что-то, что обсуждали на предыдущих занятиях. После заполнения контракта участники не обязаны никому его показывать, но могут сделать это, если захотят.
Через неделю (или на любой следующей встрече) спросите участников, удалось ли им выполнить условия контракта.
МОЙ ЛИЧНЫЙ КОНТРАКТ
Я (Имя)
обещаю себе быть терпимой (ым) к людям, непохожим на меня своим внешним видом, национальностью, религией или чем угодно еще. Отныне я буду Я больше не буду. Благодаря этому
Завершение занятия – 10 минут
«Позитивные итоги»
Часть 2 (проводится на последнем занятии): Мне бы хотелось, что бы сейчас мы все вместе обсудили результаты нашего наблюдения. Напишите на основе своих наблюдений небольшое письмо – максимум из десяти предложений – участнику, за которым вы наблюдали, и сообщите ему как можно более конкретно, что в его поведении вам понравилось. У вас есть на это 15 минут.
Теперь я хотел бы, что бы каждый из вас по очереди рассказал, за кем он наблюдал, прочитал вслух свое письмо, а затем передал его адресату. После этого мы сможем коротко обсудить это упражнение
Вопросы для анализа:
пытался ли во время прошлых занятий догадаться, кто за мной наблюдает?
что в полученной обратной связи оказалось особенно важным для меня?
общаясь с людьми, я обычно обращаю больше внимания на их сильные или слабые стороны?
какие выводы мне хочется сделать из этого упражнения?



































13PAGE 15


13PAGE 14115




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415