Урок черчения Приемы работы чертежными инструментами. Форматы


Тема: Чертежные инструменты и принадлежности, приемы работы ими. Форматы.
Цели: показать рациональные приемы работы с чертежными инструментами, познакомить с понятием ЕСКД, обобщить знания о форматах.
Развивать навыки работы с чертежными инструментами, расширять кругозор.
Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
Оборудование: чертежные инструменты и принадлежности, демонстрационный материал «рациональные приемы работы с чертежными инструментами», учебник.
Ход урока: 1. Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока, проверка готовности к уроку.
2. Работа над новым материалом.
Объяснение учителя (показ рациональных приемов работы с чертежными инструментами), дети выполняют работу в тетради.
А) Выполнение чертежа начинают карандашами Т, 2Т, нанося линии построений, а обводят чертеж карандашами М, 2М.Оттачивают карандаш с того конца, где нет надписи. Это позволяет сохранить его маркировку. Качество проводимых линий зависит от того, как заточен грифель карандаша. На рис. 8, а, б показаны варианты подготовки карандашей к работе. Коническую заточку стержня производят для твердых карандашей. Затачивание грифеля в виде лопаточки осуществляется для мягких карандашей. При работе графитовый стержень стачивается, изменяя толщину линий чертежа, поэтому его необходимо подтачивать на наждачном оселке (рис. 8, в).
 
Проводить линии надо не спеша, сохраняя один и тот же нажим. Не следует проводить линии длиннее, чем требуется. При проведении линий нельзя наклонять карандаш над линейкой или от нее, так как линия получится неровной.
Положение рук при проведении линий показано на рис. 9.
 
Б) Построение параллельных прямых.
Существует несколько способов построения параллельных прямых. Рассмотрим один из них, который осуществляется с помощью угольника и линейки.
 Чтобы построить прямую, проходящую через точку С и параллельную данной прямой а, приложим к прямой а катет угольника. К нему подведем линейку так, чтобы она совпадала с гипотенузой угольника (рис. 58). Затем угольник переместим по неподвижной линейке до заданной точки С. Добьемся того, чтобы точка С совпала со стороной угольника, и проведем через точку прямую, обозначив ее Ь. Получим прямую b | а. Таким способом можно провести любое количество прямых, параллельных заданной. Вместо линейки можно использовать другой угольник.
 
В) Чтобы построить перпендикуляр к прямой через заданную точку с помощью рейсшины, необходимо переместить ее ниже заданной прямой. К рейсшине приложить угольник так, как показано на рис. 59, совместив положение стороны угольника с заданной точкой. Затем провести прямую, которая будет перпендикулярна заданной. Этот же случай рассмотрен на примере построения перпендикуляра с использованием двух угольников (рис. 60).


Г) Построение углов при помощи угольников. При помощи линейки и угольников с углами 30°, 60°, 90° и 45°, 45°, 90° можно построить любой угол, кратный 15°, в зависимости от того, в какой комбинации будем сочетать их углы. Внимательно рассмотрите положение угольников при построении различных углов (рис. 62) и используйте эти знания при выполнении чертежей.
162623513335
Д) Построение перпендикуляра с помощью циркуля.
3. Знакомство с понятиями ЕСКД, ГОСТ.
А) Чтение рассказа учителем:
-Это произошло в большом торгово-промышленном городе Балтиморе в США. Стояло жаркое засушливое лето. Пожар вспыхнул внезапно, сразу в нескольких местах. Пламя с поразительной быстротой охватило город со всех сторон. Но еще быстрей отовсюду, под перезвон колоколов и вой сирен, к очагам пожаров помчались машины с пожарными командами. Казалось все делалось вовремя. Пожарные команды, обгоняя пламя, прибывали к месту, быстро разворачивали шланги.
Но вода оказалась далеко от воспламенившихся зданий. Тогда люди попытались соединить между собой пожарные рукава. И тут выяснилось, что это невозможно сделать, так как гайки, с помощью которых соединяются рукава, разные. Их начали подбирать, пытаясь заменить и подогнать друг к другу. Уходило драгоценное время.
И тут пламя обогнало пожарных. Город, насчитывавший более 1 500 000 жителей, сгорел дотла. Случилось это в 1927 году.
Это был один из самых трагических уроков, преподанных людям стихией и технической непредусмотрительностью.
После прочтения дети делают вывод: все детали стали делать стандартными.
Б) Запись в тетради:
ГОСТ - государственный стандарт.
ЕСКД (Единая система конструкторской документации) Стандарт ЕСКД — это нормативный документ, устанавливающий единые правила выполнения и оформления конструкторских документов для всех отраслей промышленности, строительства, транспорта и учебных заведений
Каждому стандарту ЕСКД присваивается свой номер с указанием года регистрации, например, 3074035-51435стандарт на чертежный шрифт ГОСТ 2.304-81. Эта запись читается следующим образом: Государственный стандарт, регистрационный номер два, точка, триста четыре, утвержденный в 1981 году.
Соблюдение Государственных стандартов (сокращенно ГОСТ) ЕСКД обязательно для всех предприятий, организаций, учебных заведений и отдельных лиц. Стандарты периодически обновляются.
В) Форматы
ГОСТ 2.301-68 устанавливает форматы чертежной бумаги, предназначенной для выполнения чертежей и других конструкторских документов. Форматом называется размер листа бумаги (рис. 36).
 
На уроках черчения вы будете использовать лист формата А4 с размерами сторон 210X297 мм.
По внешней рамке производится обрезка листа чертежной бумаги. Но если вы решили работать на бумаге, размеры которой чуть больше размера формата, то необходимо на нем выполнить сплошной тонкой линией внешнюю рамку (рис. 37).На   формате   проводится внутренняя рамка чертежа сплошной толстой основной линией на расстоянии 5 мм сверху, снизу, справа и 20 мм слева от внешней рамки. Левая сторона формата служит для подшивки чертежей. Пространство бумаги, ограниченное внутренней рамкой, называется полем чертежа. Оно предназначено для выполнения изображения, простановки размеров изделия, написания технических требований, предъявляемых к изделию (рис. 37). Стандартом установлены размеры основных форматов, приведенные в таблице 1 на стр. 14 вашего учебника.Кроме основных форматов, допускается использование дополнительных, размеры которых также устанавливает ГОСТ.Основная надпись производится в нижнем правом углу. (с. 16 учебник)
Г) Практическая работа.
Начертить на А4 рамку и угловую надпись.
4. Итог урока.
-Что нового узнали на уроке. Что понравилось больше всего. Д/з закончить работу на А4.