Доклад. Педагогические условия формирования у дошкольников экологического сознания


МБДОУ «Детский сад № 5 «Бэлэкэч»
Бавлинского муниципального района РТ
Выступление на КМО
«Педагогические условия формирования у дошкольников экологического сознания»
Воспитатель: Хафизова Г.Ф.
Март
2016 год
«Деятельный подход в процессе организации экологического воспитания дошкольников»
Окружающая нас природа удивительна и прекрасна. Она встречает ребенка морем звуков, запахов, множеством загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать, делать выводы.
В дошкольном возрасте происходит интенсивное физическое и умственное развитие, формируются различные способности, закладываются основы черт характера и моральные качества личности. В этот период накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, идет развитие восприятия, мышления и воображения.
Наблюдая за детьми, я отметила невысокий уровень познавательного интереса к окружающему миру: дети не умеют задавать вопросы, осуществлять самостоятельный поиск ответов на них. Уровень знаний не соответствует отношению детей к природе.
На мой взгляд, познавательный интерес к окружающему и положительную эмоциональную насыщенность, развитие речи, я могу реализовать в экологическом воспитании, в процессе общения с природой: ведь экология – это простор для детской деятельности (наблюдение, труд, игра, опытно – экспериментальная и речевая деятельность). На основе этого я сделала вывод, что разработка системы работы по экологическому воспитанию, с внесением в неё других видов деятельности (речевая, изо, экспериментальная) – залог успешной и результативной работы.
Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребенка к окружающей природе, к себе, как части природы.
В настоящее время планирую и осуществляю воспитательно – образовательную деятельность по примерной основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, парциально школьную программы Авдеева Н.Н. «Безопасность», С.Н. Николаева «Система экологического воспитания дошкольников», «Мир, в котором я живу» Н.Г. Комратова.
В подготовке к занятиям, к исследовательской деятельности использую приобретенную ранее, а также и совсем недавно следующую литературу:
«Экологические проекты в детском саду» Масленникова О.М., Филименко А.А.;
«Методика проведения учебных исследований в детском саду» А.И. Савенкова;
«Система экологического воспитания дошкольников» С.Н. Николаевой;
«Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» С.Н.Николаевой;
«Организация экспериментальной деятельности дошкольников»
Л.Н. Прохоровой;
«Проектная деятельность дошкольников» Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса;
«Листок на ладони» К.М. Маневцовой;
«Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» Р.А. Дризгуновой;
«Мир растений. Упражнения на проверку и закреплению знаний дошкольников по ознакомлению с окружающей средой» Л.Н. Шестериной;
«Растительный мир нашей родины» В.В. Петров;
«Проектная деятельность дошкольников» В.А. Дергунский;
«Развитие познавательных процессов» Н.В. Шахов;
«Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ» Е.А. Сынченко.
Мною определены следующие задачи:
Формировать у дошкольников осознанное отношение к природе, её объектам;
Совершенствовать умение и навыки наблюдений за живыми и неживыми объектами природы;
Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;
Воспитывать элементарные нормы поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.
Для реализации поставленных задач, мною разработаны:Познавательные интегрированные занятия;
Разработан перспективный план наблюдений за объектами природы и природными явлениями;
Оформлен уголок экспериментирования и наблюдений;
Создана картотека, включающая в себя подборки экологических игр, загадок, стихотворений, пословиц и поговорок о временах года и природе;
Подобрана библиотека художественной литературы для детей о животных, растениях, явлениях природы;
Подборка экологических пособий из цикла «Когда идешь ты по тропинке».
По данному направлению апробировала ряд занятий по экологии: «Путешествие в весенний лес» (2 младшая группа), «Знакомимся с капелькой» (средняя группа), «Такие разные растения» (средняя группа), «Муравьи – санитары леса» (подготовительная группа), «Наш помощник – календарь природы» (подготовительная группа), «Поможем птицам» (подготовительная группа), «Доктора леса» , «Поможем зайчику» (подготовительная группа).
В своей работе по экологическому воспитанию использую различные традиционные и нетрадиционные методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.
Важным источником знаний является наблюдение. Одной из целей моей работы является совершенствование умений и навыков детей наблюдать за живыми и неживыми объектами природы. Наблюдение с детьми организую при ознакомлении с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, на занятиях, экскурсиях, на прогулках, в уголке природы.
Разработан маршрут экологической тропы на территории детского сада. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую и оздоровительную функцию. Именно она позволяет понять общую связь живого организма с внешней средой. При прохождении экологической тропы у детей развивается наблюдательность, познавательные интересы, культура поведения, чувство красоты.
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры. Большие возможности заложены, прежде всего, в дидактических играх. Это метод и форма обучения, самостоятельная игровая деятельность и средство всестороннего воспитания личности, такие как «Загадай, мы отгадаем», «Помоги Незнайке», «Кто где живет» и т.д.
Я использую их не только в свободной деятельности, но и включаю в занятия, целевые прогулки, а также в экспериментальной деятельности воспитанников.
Очень эффективны игры с различными природными материалами (овощи, фрукты, камни, сухие ягоды и т.п.), которые максимально приближают детей к природе и всегда вызывают у ребенка живой интерес и активное желание с ними  играть. Например, «Детки с ветки», «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек» и т.п..Особый интерес вызывают подвижные игры природоведческого характера: «Лягушки и     », «Кот и мышь», «Солнышко и дождик» и т.п.
В своей работе я использую опытно – исследовательскую деятельность. Дети – прирожденные исследователи. Моя задача – не пресекать эту деятельность, а наоборот активно поощрять. Здесь веду работу по двум направлениям:
- живая природа (растительный мир, влияние факторов на его работу и развитие);
- неживая природа.
Совместно с детьми провели исследовательскую работу по проекту «Как можно украсить планету «Земля», где дети провели посев семян цветов, уход, наблюдение, в роликах этого проекта провели эксперимент и выяснили, что для роста и развития растений нужны свет, тень, влага. Дети получили огромный опыт по уходу за растениями, которыми впоследствии украсили территорию участка. Непосредственный контакт ребенка с объектами живой и неживой природы, элементарные опыты с ними, позволяют познать их свойства, качества, возможности. Дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать.
Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней, в первую очередь помогает уголок природы, где содержатся комнатные растения, обитатели живого уголка. Под моим руководством дети систематически наблюдают, ухаживают за ними. Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение.
О кружке «Жучки-паучки».
В целях углубления экологических знаний, обеспечения потребностей детей организован кружок экологического воспитания «Жучки-паучки». На занятиях кружка мы читаем дополнительную литературу о жизни животных, растениях, беседуем, выполняем различные поделки из природного и бросового материала. На этих занятиях ярко проявляются творческие способности детей, воспитывается любознательность, прививаются исследовательские навыки.
Экологическое воспитание и образование дошкольников является приоритетным в моей деятельности на протяжении многих лет.
В педколлективе провожу консультативные беседы, участвую в педсоветах, где представляю свои наработки и педагогический опыт. Написала доклад по темам: «Экология в детском саду»,  «Как использовать экологическую тропу в воспитательно – образовательном процессе». Представляла свой опыт работы по использованию экологической тропы на городской научно – практической конференции.
Большое внимание в своей работе уделяю взаимодействию с родителями. Провожу анкетирование, индивидуальные беседы, по результатам которых определяю темы бесед и консультаций («Влияние природы на нравственное развитие дошкольников», «Ребята и зверята», «Лекарственные травы» и т.п.).
Родители принимают активное участие в природоведческих конкурсах «Природа и фантазии», «Покормим птиц», «Берегите ёлочку-красавицу нашего леса». Помогают родители в поиске информации для исследования.
Сотрудничество с родителями помогает обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, вносит необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Опыт моей работы показывает, что целеноправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников в интересной, занимательной форме, поможет детям увидеть всю красоту природы, раскрыть её тайны и законы, вызвать познавательный интерес, воспитает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом.

Только экологическое мировоззрение может спасти планету от катастрофического состояния. Обостренное внимание к экологическим проблемам в мире, от решения которых зависит будущее человечества и каждого человека, стало причиной, побудившей авторов пересмотреть содержание экологического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.
«Почему?» - этот детский вопрос часто приходится слышать нам, взрослым. Ведь маленькому человеку необходимо познать огромный неизведанный мир, пропустив все через себя, исследуя и экспериментируя.
Способность дошкольника удивляться миру, его эмоциональная чуткость наиболее ярко проявляются в том случае, если педагог использует в своей работе интегрированный метод обучения, направленный на развитие личности ребенка, его познавательных творческих способностей.
Как показала практика. Метод проектов очень актуален и эффективен. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже.
Опираясь на полученные в ходе проекта знания детей, их наблюдения и впечатления, ориентируясь на личный опыт дошкольника - я стараюсь создать атмосферу сотрудничества.
Эффективность такого подхода заключается еще в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать любознательность и интерес к проблеме, а так же применять полученные знания в той или иной деятельности. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему.
Основу содержания деятельности детей составляют те знания и умения, которые образуются у них в процессе знакомства с окружающим, в частности с природой.
Ознакомление с природой – одно из главных средств всестороннего развития дошкольников. Оно осуществляется в процессе образования в их сознании конкретных знаний о явлениях живой и неживой природы. Природа окружает ребенка с ранних лет. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, во многом зависит от взрослых, направляющих его развитие.
Актуальность: Формирование экологического сознания дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из катастрофического состояния. Обостренное внимание к экологическим проблемам в мире, от решения которых зависит будущее человечества и каждого человека в отдельности, стали причиной, побудившей нас пересмотреть содержание экологического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.
Новизна: создание системы формирования экологического сознания дошкольников.
Результативность: наиболее благоприятным периодом в жизни человека для формирования экологического сознания является старший дошкольный возраст. Основное содержание формирования экологического сознания дошкольников – «…формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам…» (из программы …С.Н. Николаева)
Система формирования экологического сознания дошкольников: Данная система включает несколько взаимосвязанных блоков, которые охватывают все стороны эколого-педагогического процесса в дошкольном учреждении:
Цель: формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей живого и неживого в природе.
Задачи:
формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее;
воспитывать у детей заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой;
формировать навыки культуры поведения в природе;
расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными;
расширять представления о том, что в природе все взаимосвязано.
Наш детский сад находится в непосредственной близости от лесной зоны и родников, что дает возможность детям проводить наблюдения и исследования за явлениями живой и неживой природы.
Ознакомление с природой родного края в детском саду требует постоянного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это. Календарь природы позволяет вести наблюдение ежедневно, отмечать изменения, происходящие в природе, делать выводы. В группах оборудованы мини-лаборатории или уголки экспериментирования, укомплектованные всем необходимым (лабораторная посуда, простые приборы, объекты живой и неживой природы).
Определены формы и методы работы с детьми. Наиболее интересным направлением в работе по формированию основ экологических знаний является организация исследовательской деятельности детей. Дети отдают предпочтение при изучении живой и неживой природы экспериментированию, реальным опытам с реальными предметами и их свойствами.
Эксперимент – важнейший из методов исследования. Экспериментирование используется в различных видах организационной и самостоятельной деятельности дошкольников. Детям нравятся деятельность, в которой они вместе со взрослыми совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома.
Организация целевых прогулок и экскурсий позволяет наблюдать красоту и многообразие природы во все времена года, изменения природы влияет на эмоциональное состояние детей, вызывает у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за яркими красочными явлениями (листопад, снегопад, метель, гроза) дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицы улетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т.д.
Основы экологической культуры закладываются в семье, поэтому вся организация детской деятельности в группе происходит при непосредственном участии наших родителей. В своей работе педагоги используют различные формы и методы работы с родителями для вовлечения их в образовательный процесс
Усилия дошкольного образовательного учреждения малоэффективны, если родители не станут единомышленниками и помощниками в экологическом воспитании детей.
Формирование основ экологических знаний невозможно без интеграции различных образовательных областей, что предусматривает взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Работа по данной системе дает положительный результат психолого-педагогической деятельности. Дети не только сами стали бережнее относиться к природе родного края, но и стали привлекать к этому окружающих их людей.
Построенная система работы по формированию основ экологических знаний позволит подвести детей к пониманию того, что все мы вместе и каждый из нас в отдельности в ответе за землю, и каждый может сохранять и преумножать ее красоту.