Формирование у младших школьников основ читательской самостоятельности


ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова»
Кафедра педагогических технологий
дошкольного и начального образования

Выпускная работа
Тема: «Формирование у младших школьников основ читательской самостоятельности»
Работу выполнила
слушатель курсов группы Н-1
учитель начальных классов
МБОУ СШ № 75
г. Ульяновска
Медведева Н. В.
Ульяновск 2016
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Теоретическое обоснование проблемы формирования читательской самостоятельности младших школьников……………………………………………………….4
1.1. Роль чтения-общения в становлении личности ребёнка-читателя…………..4
1.2. Психологические аспекты формирования интереса к чтению………………….5
2.Система работы по формированию читательской самостоятельности младших школьников…………………………………………………………..8
2.1. Особенности работы школы в формировании младшего школьника как читателя……………………………………………………………………………8
2.2. Книга как объект детского восприятия……………………………………12
2.3. Значение внеурочной работы с книгой…………………………………….20
Заключение ………………………………………………………………..……24
Список литературы………………………………………………………….…25
Приложение ……………………………………………………………...……..26
Введение
Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, личности, свободно ориентирующейся в потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской культурой.
Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003-2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. Чтобы преодолеть эту негативную тенденцию, в нашей стране Российским книжным союзом была разработана и в настоящее время реализуется «Национальная программа поддержки и развития чтения» .Цель данной работы: создание методических рекомендаций из опыта работы по формированию читательской самостоятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.
Гипотеза - если при формировании навыков полноценного чтения у младших школьников применять новые технологии, разнообразные формы и методы работы, то это приведёт к повышению качества и углублению знаний по предмету, развитию речи учащихся, формированию стремления к достижению более высокого результата, раскрытию способностей и природных задатков личности.
Задачи:
выявить оптимальные психолого-педагогические условия, способствующие формированию основ читательской компетентности младших школьников;
обобщить опыт ведущих методистов отечественной школы;
Разработать систему игровых уроков, стимулирующих читательскую активность
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования читательской самостоятельности младших школьников.
Роль чтения-общения в становлении личности ребёнка-читателя.
Назначение чтения в жизни человека точно обозначено в определении методиста В. А. Флерова «читать-мыслить, читать-жить». А чтобы было о чём мыслить, что-то чувствовать, что-то взять из книги для себя, надо уметь расслышать сказанное языком книги. В процессе чтения, по Н. Н. Светловской, участвуют только два индивидуума: передающий свой опыт говорящий и внимающий ему слушающий. Если читатель вслушивается и вдумывается в «чужую» речь, запоминает сказанное, не искажая смысла, представляет, переживает, критически оценивает то, что говорит книга-собеседник, то это означает, что он вступает в процесс чтения-общения. Чтобы методически правильно влиять на процесс включения книги-собеседника в жизнь младшего школьника, учителю нужны хорошие и разные книги-собеседники, доступные данному возрасту, а для методически грамотного обучения детей чтению учитель должен знать технологию учебно-воспитательной работы на уроках чтения. Процесс формирования ребёнка-читателя должен идти на уровне достижений современной науки, опираясь на законы формирования читателя. Я согласна с Н. Н. Светловской в том, что учитель, который организует процесс обучения детей чтению-общению, помогает каждому ребёнку в меру его индивидуальных задатков и возможностей «учить самого себя учиться читать». Но ориентироваться надо на формирование у всех детей стремления всегда слушать и слышать собеседника-книгу. Только это умение даст возможность выделить из мира книг круг книг-собеседников для себя, т.е. тех, в ком читатель нуждается и кого хочет слушать и слышать, так как их опыт ему необходим.
Психологические аспекты формирования интереса к чтению.
Читательская самостоятельность должна формироваться в процессе правильной читательской деятельности, а основанием должен служить интерес, как, сила, влекущая к чтению. В статье «Азы культуры чтения» Н. Е. Добрынина выделяет три параметра культуры чтения, исходя из трёх слагаемых чтения, как вида деятельности;
«фаза», на которой происходит непосредственное соприкосновение с текстом, его постижение (восприятие и понимание);
«постфаза», определяемая последствием чтения (дальнейшее осмысливание, развитие читательского интереса, использование усвоенной информации).
Л. С. Выготский считает, что «основной формой проявления инстинкта в детском возрасте является интерес». Интерес-мотив или мотивационное состояние, побуждение к познавательной деятельности возникает на основе влечения к той или иной области в процессе своего развития может перерасти в личностную потребность в активном деятельном отношении к своему предмету в склонность.
Любопытство – стадия, на которой интерес связан с новизной ситуации, занимательностью того или иного предмета, или ситуации. Дети отличаются любопытством. Они проявляют интерес к новым и неизвестным обстоятельствам. И. П. Подласный считает, что «общим психологическим правилом выработки интереса будет следующее: для того, чтобы предмет нас заинтересовал, он должен быть связан с чем-то интересующим нас, с чем-либо уже знакомыми, вместе с тем, должен всегда заключать в себе некоторые новые формы деятельности, иначе он останется безрезультатным». Если нет новой информации, то насыщение любопытства достигается быстро, поэтому, поддерживая интерес к чтению, надо стараться разнообразить тематику чтения, выбирать книги, доступные данному возрасту. До чтения очень важно на первом этапе рассматривать книгу, рисунки, надписи и ответить на вопросы: кто с читателем будет говорить, о чём пойдёт речь, предугадать развитие событий. По мнению И. И. Тихомировой, «чтобы пробудить интерес у детей к чтению, надо удивит их самим процессом чтения». Приманка к чтению путём удивления исходит от чего - либо находящегося вне ребёнка, а интерес – изнутри. Внешние стимулы не гарантируют устойчивого интереса к чтению, а только способствуют развитию интереса: ученик непроизвольно может открыть в тексте то, что взволнует его, увлечёт, заставит включиться в жизнь персонажей. Только через эмоциональную сферу можно заразить человека чтением. В этом случае читатель выходит на уровень познавательного интереса Познавательный интерес характеризуется познавательной избирательной активностью. Главное на этой стадии поиск интересующей ученика информации. Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности. Школьник стремится совершенствовать свою учебную деятельность. Познавательный интерес вооружает знаниями, умениями и навыками, содействует воспитанию мировоззрения, развивает самостоятельность, активность, выявляет потенциальные возможности ученика, приобщает к практической деятельности. На развитие познавательного интереса к чтению влияет отбор материала для чтения, организация учебного процесса, эмоциональная атмосфера общения, оптимальное сочетание различных способов и приёмов. Учитель должен помочь каждому ребёнку увидеть в книгах собеседников, нужных и мудрых друзей, научиться различать их, «разговаривать» с ними, овладевая всеми читательскими премудростями, чтобы с помощью книг - собеседников лучше осознать себя и понимать окружающий мир.
Формирование познавательного интереса во многом зависит от выбора средств, с помощью которых учитель вводит ученика в мир книг.
новизна;
связь с жизненными ситуациями;
практическое применение знаний.
Надо научить ребёнка «видеть невидимое». Только при чтении человек мысленно перемещается из внешнего мира в мир внутренний: оказывается внутри другого. Ещё одно чудо чтения: «возможность в течение одной жизни пережить множество других». И самое главное чудо – это «самоузнавание». Узнавая себя в ком-то из героев, читатель отделяет себя от них, приходит к пониманию, что он другой. Осознание своего я – важнейшее открытие.
Любознательность характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интерес ребёнка связан с деятельностью, направленной на удовлетворение возникшего интереса к предмету, ситуации. В нашем случае – к книге. На этой стадии обнаруживается достаточно сильные выражения эмоций, радости познания, удовлетворённость. Поддерживая интерес к чтению, в это время важно беседовать о прочитанном, поддерживать похвалой, советовать, помогать ребёнку соотносить действия героев с жизненной ситуацией. Вживаясь, вглядываясь в чужой опыт, читатель приобретает знания о том, что бывает, что и в каком случае и как кончается в зависимости от нашего поведения. Таким образом, читатель ищет и находит себя и своё место в жизни. Книга становится другом, советчиком. Я согласна с И. И. Тихомировой в том, что «реакции удивления и эмоции интереса имеют существенные различия».
Глава 2. Система работы по формированию читательской самостоятельности младших школьников.
2.1 Особенности работы школы в формировании младшего школьника как читателя.
Читательская компетентность-  это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
1. Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое). Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д.
2. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса. Используемые приёмы: ведение читательских дневников, печатных тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, проведение конференций, литературных викторин и праздников, инсценировка произведений.
3. Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги. Буду приучать учащихся моего класса постоянно работать со справочной литературой, словарями, посещать школьную и городскую библиотеки; умение работать с источниками Интернета.
4.  Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном для школьников каждого года обучения уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом
Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Ведь складывать из букв слова и овладеть техникой чтения ещё не значит стать читателем.  Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога.
Основная работа по формированию читательской грамотности в начальной школе проходит на уроках литературного чтения.
На уроках литературного чтения создаются проблемно-поисковые ситуации, настраивающие всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов. Беседы-дискуссии учат детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение. Было замечено, что у детей повышался интерес после того, как им самим приходилось задавать вопросы по содержанию прочитанного. В поисках ответов на свои же вопросы дети вновь обращались к тексту, постепенно накапливая материал для пересказа.
Достижению положительных результатов работы способствует и личный пример учителя, который выразительно читает художественный текст. Учительское владение словом настолько захватывает детей, что они стремятся найти и прочитать произведение, отрывок из которого они только что услышали, потому, что им «очень понравилось, как оно написано».
Хорошей основой для накопления учащимися личного опыта творческого восприятия художественных произведений стало использование приема устного словесного рисования. В ходе словесного рисования дети воображают прочитанное и как бы видят его наяву, усматривают за словами картины и образы, без труда не только называют тему любого эпизода или ситуации, но и представляют детали изображаемого, цвета, формы, звуки и обстоятельства.
Большое внимание на уроках уделяется словарной работе, особенно при чтении сложных текстов. Здесь используются разнообразные приёмы толкования значения новых слов: объяснение значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок, работа с синонимами и антонимами, пословицами и загадками. Все трудные слова чаще всего выписываются перед уроком на доску или карточку. Как правило, значение этих слов объясняют сами дети, если же они затрудняются, то находят объяснение трудных слов в толковом словаре самостоятельно. Любимой формой работы стало для детей создание рисованных «диафильмов» по прочитанному произведению. Здесь проявлялись творческие способности каждого. При этом авторы диафильмов демонстрировали умения проследить за ходом событий произведения, пересказать текст по рисункам.Использование музыкальных произведений на уроке литературного чтения является благотворной почвой для формирования и развития в ребенке необходимых творческих умений и навыков, с помощью которых дети смогут познавать мир.
Читательская компетентность формируется не только на уроках литературного чтения. В развитии интереса к чтению, повышении мотивации и воспитании грамотного читателя большую роль играет система внеклассной работы по данному направлению.
Вся система внеклассной работы направлена на организацию активной читательской деятельности младших школьников; формирование положительного эмоционально-окрашенного отношения к чтению; развитие читательских и речевых умений; стимулирование творчества детей, развитие индивидуальных способностей каждого ученика. В основе подготовки и проведения такой работы должны быть взаимный интерес и увлечённость педагога и учащихся.
Так как детям близки и интересны такие работы, которые приближены к их жизни, без которых современный ребёнок не может накапливать новый речевой опыт и развиваться творчески.
Детские работы должны находить своего адресата - читателя или слушателя. 
В 1 классе на каждом уроке чтения детям выделялось по 5 минут на книжную минутку, на которой они имели возможность поделиться знаниями о любимых прочитанных книгах. Это способствовало формированию информационной культуры учащихся, повышению познавательной активности учащихся, воспитанию культуры чтения, развитию коммуникативных навыков.
Во 2 классе книжная минутка приобрела более современную и понятную детям форму рекламы с созданием маленькой обменной библиотеки класса (библиотекари-дежурные). Т.е. цель стала более конкретной - детям нужно было заинтересовать одноклассников своей книгой, чтобы им захотелось ее прочитать. Чтобы данная форма работы не проходила стихийно, в начале месяца объявляется тема рекламируемых книг. Для проверки понимания прочитанного рекламодатели совместно со мной разрабатывают систему вопросов.
2.2 Книга как объект детского восприятия.
С самого раннего возраста у учащихся формируется к книге желание и привычка читать.
Ребёнок младшего школьного возраста систематически знакомится с широким кругом доступной для самостоятельного чтения литературы. Учиться ориентироваться в книге и среди книг. Предугадывать примерное содержание детской книги до чтения, различать книги по существенным признакам (тема, автор, заголовок). Формирование основ читательской самостоятельности начинается с работы над детской книгой в первом классе с периода обучения грамоте (15-20 минут) на уроке и продолжается на уроке литературного чтения и учёт уровня читательской самостоятельности определяется до проведения уроков внеклассного чтения и индивидуальной беседе:
Есть ли у тебя дома книги?
Кто тебе читает?
О чём любишь слушать?
Можешь ли ты назвать любимую книгу?
Кто её автор?
Аналогичные вопросы задаются родителям на собрании для того, чтобы определить возможный круг чтения на уроке в 1 классе. И основной задачей этих уроков является формирование положительного отношения к слушанию и чтению детских книг. Учитель должен помнить, что книга, принесённая на урок должна быть интересной для детей данного возраста, чтение составляет не более 5-7 минут.
В процессе обучения работе с книгой (1 класс) отрабатываются следующие умения и навыки:
- воспринимать на слух сказку, загадку, стихотворение;
- воспринимать читаемые на уроках произведения, их названия и авторов;
- выражать своё отношение к прочитанному произведению, мотивировать его, дать оценку поступков героев;
- рисовать словесные картинки к эпизодам прочитанного к небольшому рассказу;
- знать правила чтения детской книги;
- правильно обращаться с книгой (как держать книгу, как сидеть при чтении, как беречь книгу);
- рассматривать книгу под руководством учителя по плану.
Книга вначале урока учащимся не показывается, учитель проводит беседу, позволяющую сформировать реальные представления, составляющие основу ведущих художественных образов произведения.
Подготовка к восприятию произведения .- экскурсия на природу;
- рассматривание картин и рисунков;
- прослушивание музыкальных произведений;
- демонстрация фрагментов художественного фильма, видиоряда;
- викторина по книгам и произведениям автора;
- обсуждение этической ситуации аналогичной той, которая описана в литературном произведении;
- беседа с использованием технологии критического мышления.
Возможно и отсутствие на уроке подготовки к восприятию произведения. Выразительное чтение и перечитывание избранного учителем произведения. Книга при этом не рассматривается. Возможно перечитывание понравившихся отрывков, эпизодов, для того, чтобы приблизить текст к детям, сделать его более доступным, понятным им.
Коллективное воспроизведение прослушанного, размышление о прочитанном, воссоздание прослушанного – это не что иное, как разучивание с детьми отдельных эпизодов, деталей текста. Цель этой работы заключается в максимальном приближении текста к ребёнку. Обсуждение и осмысление содержания произведения (сюжетные линии, герои, чувства).
Знакомство с книгой, постраничное рассматривание с целью отыскивания произведений в ней, установления прочитанного произведения в книге, что позволяет учащимся видеть связь между содержанием книги и её внешними приметами (иллюстрациями, обложкой, автором).
Рекомендации к домашнему чтению:
- рассказать или прочитать произведение, прослушанное на уроке. Папе, маме, бабушке, дедушке, сестре, брату;
- дома отыскать в своей библиотеке и рассмотреть прослушанную на уроке книгу, воспроизвести текст по иллюстрации;
- отыскать в своей библиотеке и принести в класс книги этого же автора, такую же по жанру, по теме книгу.
Проверка домашнего задания является работой по ориентировке в книгах. Основные виды упражнений по ориентировке в книгах:
- рассказ о книге по обложке и иллюстрации внутри книги (о чём книга, кто автор, как называется);
- выбор книги по определённым параметрам;
- название выставки книг, объединённых общей темой, жанром, автором.
Таким образом, через уроки литературного чтения и уроки внеклассного чтения ученики приобретают первичные навыки работы с книгой, которые отбираются учителем, а в дальнейшем без ограничения с доступным кругом детских книг. В процессе этой деятельности и формируется читательская самостоятельность ребёнка, благодаря которой он хочет и может читать доступные по возрасту детские книги.
В связи с изменением социально – экономической ситуации в стране обществу нужен человек, умеющий самостоятельно добывать новые знания и применять их в разнообразной деятельности. Основным источником познания является книга. К сожалению, из года в год снижается интерес детей к чтению классической литературы. Одна из причин – усиление влияния средств массовой информации. Чтение книг заменяется многочасовым просмотром телепередач, а место семейных библиотек занимают теперь видеотеки и компьютерные игры. В связи с этим вопросом формирование читательской самостоятельности школьников остаётся весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, т. к. она является основой развития устойчивого интереса к литературе.
Современные требования общества, модернизация образования диктуют необходимость внедрения новых образовательных программ. Теория формирования читательской самостоятельности принадлежит Н. Н. Светловской и существует в методической науке более 30 лет. Она дала школе научно – обоснованную систему внеклассного чтения. Н. Н. Светловская определяет читательскую деятельность как личностное свойство, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений и навыков, дающих ему возможность с наименьшей затратой сил и времени реализовывать свои побуждения в соответствии с общественной и личной необходимостью. Объективным показателем того, что читательская самостоятельность сформирована, следует считать устойчивую потребность и способность читать книги по осознанному выбору, применяя в процессе чтения все знания, умения и навыки, которыми читатель располагает к моменту деятельности с книгой. Читательская самостоятельность – надёжная основа непрерывного самообразования, самовоспитания и саморазвития.
Обеспечить полноценное восприятие произведения, понимания учащимися текста и спецификации его литературной формы (жанра). Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.
Работать над навыком чтения.
Формировать литературоведческие представления и понятия, которые необходимы школьнику для усвоения литературы как искусства слова.
Включать учащихся в самостоятельную творческую деятельность, развивать речь.
Расширить круг чтения школьников.
Основная форма работы: уроки разного типа (урок литературного чтения, урок – слушание, нетрадиционные формы уроков)
Уровни сформированности читательской самостоятельности на выпуск из начальной школы:
1.Наличие устойчивого интереса к чтению.
2. Показатели техники чтения.
3. Уровни восприятия художественного произведения.
4. Читательский кругозор.
5. Усвоение программы в целом.
Уровени читательской самостоятельности младших школьников.
Высокий – сформирован устойчивый интерес к чтению книг, техника чтения вслух более 110 слов в минуту. Осознанное чтение про себя на 50 слов выше чтения вслух. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению, восприятие произведения на уровне «идей», широкий читательский кругозор, программа усвоена полностью.
Выше среднего – устойчивый познавательный интерес к чтению книг. Техника чтения вслух более 100 слов в минуту, Осознанное чтение про себя на 20-30 слов выше чтения вслух. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению, восприятие произведения на уровне «героя» или на уровне «идеи». Читательский кругозор может ограничиться знанием определённых жанров, тех или иных отдельных авторов, программа усвоена полностью.
Средний – интерес к чтению книг проявляет, но он не устойчив, техника чтения вслух ниже 90 слов в минуту, темп чтения про себя такой же, слабо осознаёт прочитанное, констатирующий уровень восприятия. Ограниченный читательский кругозор, программа усвоена частично.
Низкий – нет интереса к чтению, читает по необходимости, техника чтения вслух ниже 90 слов в минуту, темп чтения про себя такой же. Слабо осознаёт прочитанное, констатирующий уровень восприятия. Ограниченный читательский кругозор, программа усвоена частично.
Чтение – это труд, читательские способности требуют определённой развитости воли, сознательности, фантазии и самостоятельности. Любовь к чтению складывается из трёх основ: хорошая, полезная и развивающая читательские способности. Какая книга для детей хорошая? Сегодня выпускается много новых ярких, лощёных, нарядных книг, но они проигрывают в своём оформлении детским книжкам 1970 – 1980 годов, потому что современные книги иллюстрированы компьютерными рисунками, которые обедняют восприятие книги. Какая книга для детей полезная? Для современного человека книга – привычный предмет домашнего интерьера, родители признаются, что всё чаще дети не хотят читать, не любят читать, так как погружены в мультсериалы, видеофильмы и компьютерные игры. Сейчас популярны книги электронные, аудиокниги, интернет. Задали в школе стихи Тютчева – нашёл, распечатал – вот и весь Тютчев: без всяких там сложностей, без томов стихов.
Польза чтения книг зависит от чтения, отражающего мироощущения ребёнка того или иного возраста. Хорошо в домашней библиотеке иметь книги о добре, о сочувствии, дружбе, милосердии, книги, помогающие ребёнку утвердиться в этом мире, книги о замечательных людях, о героях и путешественниках, книги «по случаю», когда в жизни складываются особые ситуации, связанные со школой, с конфликтами с родителями, с предательством друзей, книги, повышающие личную самооценку. Есть книги смешные, строгие, красивые, добрые, весёлые, есть только лидеров и все книги в домашней библиотеке нужно разделить по темам и обязательно должна быть для детей энциклопедия, словари, иллюстрированные атласы, учебники, сказки, кроссворды. Желательно чтобы родители вместе с детьми общались с книгами: не только рассматривали, перекладывали, классифицировали книги, но и общались по их содержанию. Книги в доме должны быть легкодоступны и по возможности родители должны помогать в поиске данной книги, больше беседовать с детьми и самим показывать пример (читать книги, самим быть любознательными, советовать детям читать книги, основываясь на своих воспоминаниях из детства).
Сегодня в России статус чтения, его роль, отношение к нему меняется. Общество перестаёт быть «литературно – центричным», постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Так, согласно данным ВЦИОМа, 34% взрослых россиян уже не читают. По поводу падения читательской культуры начинают бить тревогу не только специалисты. По данным психологов школьного образования наиболее продуктивным для приобщения детей к книге является возраст 6 - 7 лет. Это период так называемого собственного чтения, он завершается к 9 – 10 годам. С точки зрения современной науки о формировании читателя, основное качество процесса чтения – это формирование читательской самостоятельности, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращение к книгам и конечно. Для методически грамотного обучения чтению детей надо использовать интерес, как силу развития всех этапов формирования читательской самостоятельности.
2.3 Значение внеурочной работы с книгой.
Неотъемлемой частью учебного плана согласно ФГОС является внеурочная деятельность. Она представлена следующим образом:
Проектно-исследовательская деятельность
Декоративно-прикладное искусство
Смотрю на мир глазами художника
Я – гражданин России
На наш взгляд занятия каждого кружка способствует формированию читательской компетентности младших школьников.
Успех формирования читательской компетентности у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению также чрезвычайно велика. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребёнок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в собственной семье, остаются неким масштабом для сравнения, для оценки на всю жизнь и реализуются уже в собственной семье. Состав домашней библиотеки, отражающей вкус, род профессиональных занятий и любительских интересов иногда нескольких поколений, во многом определяет не только отношение к книге, но и круг чтения ребёнка и подростка. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана прежде всего в семье. Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению. Взаимодействие детей, родителей, педагогов дополнительного образования позволяет использовать активные формы общего и литературного развития младших школьников каждому учителю. Учителя начальных классов в нашей школы стараются воспитать «талантливого читателя», используя различные формы и методы работы.
Родителям важно осознавать, что они не могут и не должны стоять в стороне от учения детей, их приобщения к грамотности, чтению.
Семейное чтение очень важный аспект в формировании читательской самостоятельности. Родители, как и ребёнок, учатся, читая.
Памятка для родителей.
1.Как можно чаще читайте своим детям (сказку на ночь).
2.Читайте вместе со своим ребёнком 10 минут каждый день (по –переменно по 1 предложению, абзацу, странице).
3.Читайте сами, показывая пример своему ребёнку.
4.Разрешайте ребёнку самому выбирать книги для чтения.
5.Поощряйте его желание подержать, полистать, поиграть с книгой.
6.Позаботьтесь о том, чтобы у ребёнка дома было много красочных книг.
7.Посещайте с ребёнком регулярно книжный магазин или библиотеку.
8.Дарите ребёнку книги.
9.Поощряйте ребёнка в чтении книг.
10.Сделайте чтение приятным времяпровождением.
11.Всегда хвалите ребёнка, если он читает.
12.Поощряйте, поддерживайте ребёнка в его успехах, и улучшение наступит быстрее.
1.НЕ заставляйте читать насильно.
2.НЕ выбирайте книги для ребёнка, пока он вас об этом не попросит.
3.НЕ заставляйте читать слишком трудные книги.
4.НЕ соревнуйтесь с ТВ в выборе времени для чтения.
5.НЕ проявляйте излишней озабоченности, если вам кажется, что у ребёнка не слишком быстрые успехи.
6.НЕ критикуйте ребёнка, если он старается читать.
7.НЕ сравнивайте уровень чтения ребёнка с братьями, с сёстрами, с другими людьми.
8.НЕ прекращайте чтения детям вслух, как только он научился читать сам.
9.Не отговаривайте никогда ребёнка от чтения читать «что – то» лучшее, чем ничего не читать.
Организация чтения дома.
Когда вы читаете со своим ребёнком, то
-надо найти спокойное место для чтения;
- ребёнок должен сидеть рядом и видеть книгу;
- если ребёнку трудно прочесть слово, то подскажите его;
- хвалите и подбадривайте его на каждом этапе чтения;
- обсудите прочитанное;
- ведите для ребёнка, а затем совместно с ним «Дневник чтения», занося туда любимые книги.
Заключение
Работа по формированию читательской компетентности младших школьников должна вестись систематически в рамках урочной и внеурочной деятельности, в работе с родителями.
На уроках литературного чтения
использовать всевозможные методы и приёмы для активизации познавательного интереса;
дополнять существующую систему развития речи теоретическим материалом, шире знакомить обучающихся с различными речевыми жанрами, которые они будут использовать в своей жизни.
Необходимо организовать внеурочную занятость обучающихся по различным направлениям развития личности.
Процесс приобщения учащихся к чтению, воспитание квалифицированного читателя - это двусторонний процесс.
С одной стороны, целенаправленная педагогическая деятельность, с другой внутренний процесс приобщения школьника к чтению, формирующий стойкую потребность в регулярном чтении.
В результате хотелось бы видеть обучающегося, который владеет необходимым уровнем техники читательской деятельности, способного самостоятельно мыслить, организовывать собственную познавательную деятельность.
Нельзя не согласиться с великим педагогом В.А. Сухомлинским что «чтение – это один из способов мышления и умственного развития», так как учит размышлять, думать, говорить. Если научимся читать – научимся мыслить! Научимся мыслить – станем успешными и в обучении, и в жизни.
Список литературы:
Жукова И.Л. Реальное и идеальное чтение: Стратегия выбора книг для внеклассного чтения / И.Л.Жукова // Начальная школа.- 2007. - №4. – С.26
Короткова Л.Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности / Л.Д. Короткова // Начальная школа. – 2007. -№11. - С.15-17.
Кушнир А.М. Как приобщить детей к чтению / А.М.Кушнир // Начальная школа.- 2007. - №5. – С.71-73.
Львов М.Р. Основы теории речи. Уч. Пос. Изд.Академия/Akademia,2002/
Маланов С.В. Психолого–педагогические условия обучения детей чтению / С.В.Маланов // Начальная школа плюс до и после.- 2006. - №4. – С.14-23.
Материалы сайта Федеральный Государственный образовательный стандарт http://standart.edu.ru/
Национальная программа поддержки и развития чтения // Журнал «Библиотека и Закон», вып.25, 2008.
Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. М., - МЦБС, 2008., с.66-68.
Решетникова С.В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов//Начальная школа. – 2006, №2 – с.61
Интернет-ресурсы:
www.festival.1september.ruwww.referats.net www.hr-portal.ru www.referats.com
www, Nachalka. Com
Приложение.
Памятка «Учись читать правильно».
Следи, чтобы глаза двигались по строчке.
Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.
При чтении будь внимателен к каждому слову.
Читай ежедневно вслух и про себя.
Памятка «Как подготовиться к выразительному чтению»
Перечитай текст внимательно. Определи содержание, мысли, чувства, настроение и переживания героев, автора.
Определи своё отношение к событиям (героям, описаниям картин природы).
Мысленно представь их себе.
Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, если они должны понять какова задача твоего чтения.
Продумай в соответствии с задачей чтения и выбери интонационные средства: тон, темп чтения. Пометь паузы, логические ударения.
Прочитай сначала текст «вслух», для себя. Проверь ещё раз, со всем ли ты согласен. Не забудь, что ты произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними.
Прочитай текст выразительно.
.Упражнения над артикуляцией.
1.Чтение чистоговорок.
Жа –жа – жа – есть иголки у ежа.
Ло – ло – ло – на улице тепло.
Чи – чи – чи – у дома кирпичи.
2.Скороговорки.
Утром, присев на пригорке, учат сороки скороговорки.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
3.Чтение скороговорок в темпе (чёткая артикуляция, высокий темп)
Упражнения для развития грамматических навыков.
1.При чтении произносится только вторая половина слова, используется это упражнение чаще, если ребёнок искажает окончания слов при чтении.
Вышел из кухни, подойдут к сторожке, отбежала от собаки, бегают по площадке.
Это упражнение можно использовать на любых текстах.

2.«Догадайся»
Нужно догадаться, каким должно быть окончание.
Выгляну… солныш… . Обрадова… молод… синич… и собра… в лес. Старый вороб… гово…, что рано пташеч… запе…, ещё будут моро… . Но синич… лишь хвости… вильну… и полете… за новостя… . Смотрит, стало в ле… тем… . Побежа… по ле… позёмка. Налет… ветер, закача… деревь… . Прлетели сугробики с елов… лап. Начал… пурга, присмире… синич…, сжалась в комоч… . Ветер рвёт её с вет…, ерошит пёрыш…, леден… голое тель… . Сжалился дятел над синич..., пусти…её в своё запасн… дупло. Поняла синич…, что вью… да мете… под февраль полете… .3.«Угадай конец фразы»
Упражнения для развития словарного запаса.
Читается текст, а дети должны запомнить слова, обозначающие фрукты, овощи,
цветы, транспорт, и …
Назови действия:
Метель метёт, а гром …, ветер …, а снег …, дождь .., а солнце …
Найди лишнее слово:
Честный, печальный, умный, глубокий.
Добрый, звонкий, смелый, отважный.
Сильный, ломкий, хрупкий.
Найди синонимы(антонимы):
Один – много, много – один.
Уменьшение:
Рука – ручка, мяч – мячик, солнце - …, книга - …, чаша –
Закончи слово: по…, на…, ук…
Объясни значение слова:
Что такое велосипед, шляпа, нож, мяч, …
Составь слова, даны слоги и нужно добавить последнюю букву. «Лесенка».
Так как одной из важных задач начальной школы является создание условий, обеспечивающих развитие детей, то на своих уроках литературного чтения я использую смысловое прогнозирование (приём предугадывания). Предотвращение, предположение, чем закончится, о чём узнаем…
Чтение текста учителем вслух отдельными строчками с постановлением вопроса: «Что произойдёт даСобирание осмысленных предложений из рассыпанных слов:
Мотоцикл, а, шоссе, велосипед, заяц, на, волк, заводил, ехал.
Игра «Волшебный чемоданчик».
Ребятам сообщается, что найден чемоданчик и перечисляется, что за предметы там, а дети должны назвать владельца. (Врач, учитель, слесарь, …)
Наблюдение за животными, людьми, замечают в них человеческие черты. Как можно сказать о человеке?
Хитёр как…(лис), грязный как …(свинья), трусливый как …(заяц), здоров как …(бык), изворотлив как …(змея), нем как… (рыба).
Чтобы повысить эффективность урока литературного чтения использую и творческие работы, благодаря которым возрастает и интерес к чтению:
Краткий пересказ, где ребёнок должен отобрать главное, отсеять второстепенное.
Рассказ с изменением лица рассказчика.
Чтение по ролям.
Конструирование прочитанного(словесное, графическое).
Рифмы:
В нашем доме на окошке сидят серенькие …
Иришка плачет и ревёт, просит пчёл, чтоб дали…
С большим удовольствием мои ученики выполняют задания, в котором нужно продолжить стихотворение.
Весна, весна на улице, … (весенние деньки)
Иллюстрация прочитанного текста: нарисовать картину к наиболее понравившемуся отрывку.