Формирование информационной компетентности младших школьников на уроках информатики


Формирование информационной компетентности младших школьников на уроках информатики.
«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития.
Тогда она сумеет в процессе обучения обучать ребенка»
Л.С.Выготский«.. только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой»
Ш.АмонашвилиМы живем в эпоху революции средств коммуникации, которая меняет наш образ жизни, общения и мышления. Мир наших детей не будет похож на мир предыдущих поколений, будущее во многом зависит от их способностей понимать и воспринимать новые концепции, делать правильный выбор, а также учиться и уметь адаптироваться к изменяющимся условиям в течение всей своей жизни.
Новый век ставит перед нами жесткие альтернативы. Обучение будет эффективным, только если оно позволит удовлетворить требованиям, предъявляемым новой эпохи. Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. На первый план выходят определенные требования к личности – творческой, активной, социально – ответственной, обладающей хорошо развитым интеллектом, высокообразованной, профессионально – грамотной. Известно, что наибольшая сензитивность к развитию проявляется в детстве: закладывается фундамент личности, интенсивно формируются базовые социальные установки, основы мировоззрения, привычки, развиваются познавательные способности, эмоционально волевая сфера, складываются многообразные отношения с окружающим миром.
Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Таким образом, педагогам необходимо научить учиться, научить думать, научить находить новые решения и создавать собственное будущее.
Изучение информатики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование информационной культуры, алгоритмического мышления;
- развитие личностно – интеллектуальных и эмоционально – волевых качеств, видов восприятия памяти
Особенности преподавания информатики, в соответствии с новой парадигмой образования, а так же углублением представлений об общеобразовательном, мировоззренческом потенциале этого предмета, позволяют выделить два аспекта в его изучении в начальной школе, отражающие рост их общеобразовательной значимости и степени творчества:
Курс информационных технологий, связанный с формированием компьютерной грамотности, подготовки школьников к практической деятельности в условиях широкого использования информационных технологий.
Алгоритмический, связанный с обобщением первичных умений по использованию компьютера в практической деятельности, формированием и развитием алгоритмического мышления школьников
Теоретическая и прикладная разработка проблемы развития младших школьников была выполнена Д.Б. Элькониным, В.В.Давыдовым и другими. В ходе исследований было выявлено, что ученик младшего школьного возраста может решать свои образовательные задачи, если в обучении будут возникать и развиваться следующие основные новообразования: учебная деятельность и ее субъект, абстрактно – твочреское мышление, произвольное управление поведением.
Применяемые в начальной школе методы и формы обучения должны учитывать особенности психического, физиологического и умственного развития школьников младших классов. В связи с высокой долей использования компьютеров в учебном процессе, вопрос о разработке методик обучения информационным технологиям в младших классах, компенсирующих негативные последствия работы с компьютером, встает особо остро.
Одной из особенностей преподавания информационных технологий в начальной школе является проведение физминуток. Физминутки необходимо проводить, делая перерывы в практических занятиях на компьютере. Они должны включать в себя упражнения для глаз, спины и шеи, для кистей рук. С комплексом упражнений ребята начинают знакомство уже на первом уроке информатики. Важно приучить детей делать перерывы в работе, объяснять им, что это необходимо для сохранения их здоровья.
Проведение урок информатики на основе игровых методик в младших классах выходит на первый план. Эти методики, включая в себя все формы работы представляют широкие возможности для творческой деятельности, интеллектуального развития ребенка. Как известно, игра дает перерыв в повседневности с ее утилитаризмом, монотонностью, с ее жесткой детерминацией образа жизни. Игра дает возможность создать и сплотить весь коллектив.
Программа пропедевтического этапа обучения информатики основана на совмещении в одном уроке двух линий – алгоритмической и линии информационных технологий. Каждый урок в начальной школе делиться на две части (20 – 25 минут). Первая часть урока отводится на изучение линии логики и алгоритмов (безмашинный метод), вторая часть - на изучение линии информационных технологий (и использованием компьютера). Деление урока обусловлено тем, что детям 6 – 11 лет по медицинским показаниям не рекомендуется проводить за компьютером непрерывно более 20 – 25 минут. При таком раскладе учебного времени наиболее полно выполняются санитарно – гигиенические требования к учащимся младших классов.
В младших классах приемлемы комбинированные уроки информатики, на которых предусматривается смена методов обучения и деятельности обучаемых.
Исходя из этого, учитель должен построить свой урок соответствующим образом. Первую половину урока мы изучаем теоретический материал, вторую половину занимаемся изучением компьютера, своеобразной границей между ними служит физминутка. Важно так спланировать урок, чтобы существовала связь между теоретическим и практическим материалом, изучаемым в рамках одного урока.
На уроках информатики мы с ребятами путешествуем по стране «Информатика» вместе с Компьюшкой. Ребята вместе с ним учатся, решают задачи, помогают ему, исправляют его ошибки, таким образом получая новые знания. Учащимся нравятся игры типа: «Найди ошибку», «Помоги Компьюшке». Они с удовольствием играют, постепенно осваивая новые, сложные понятия. Еще один важный аспект в обучении – это умение пользоваться компьютерным языком. Для этого на каждом уроке мы играем в игру «Пропущенная буква». На доске или экране, а так же может на карточках записаны понятия информатики с пропущенными или перепутанными буквам. Учащиеся записывают слова правильно и объясняют значение каждого слова.
При изучении темы «Алгоритмы», «Виды алгоритмов» учащиеся должны усвоить основные понятия, уметь при этом различать виды алгоритмов. Для успешного усвоения этих понятий я использую сказки. Когда знакомая им с детства сказка перекладывается на алгоритмический язык, им становится понятнее само понятие алгоритма, его видов. Важно также показать, что алгоритм мы можем использовать не только на уроках информатики, но и на других уроках, в повседневной жизни.
Изучая графический редактор, нужно научить ребенка не только использовать этот редактор для рисования, но и показать его возможности. Поэтому на практическом этапе урока мы с ребятами превращаемся в художников, а наш кабинет в художественную мастерскую. Во время этой работы каждый ребенок творит свой шедевр, несмотря на то, умеет ли он рисовать, насколько хорошо он это делает. Важно, чтобы ребенок, уходя с урока, знал, что он уникален, что он умеет это делать. Поэтому в конце урока мы устраиваем конкурсы рисунков, оценивая их все вместе. И всегда найдем что – то уникальное в каждом рисунке. Главное не ограничивать творческий потенциал ребенка. Нет неуспешного ученика, нужно уметь раскрыть его возможности.
При изучении понятий «множества», «пересечение множеств», «объединение множеств» и так далее, я использую дополнительную литературу «Компьютерная смекалка» Ю.А. Первина. Материал в учебнике изложен в виде задач: «Вычислялки», «Догадалки», «Собиралки», «Запоминалки» и так далее. Материал изложен в виде занимательных задач, решая их, ребята усваивают достаточно сложный для них материал без проблем.
При изучении темы «Логика» мы играем в игры: «Верю – не верю», «Бывает – не бывает», «Да – нетка», «Говори наоборот».
При изучении текстового редактора главное чему нужно научить детей – это правильно набирать текст, редактировать его и форматировать. Так как набор текста предполагает знание клавиатуры, то на нескольких уроках, в начале года я выделяю 5 – 7 минут для работы на клавиатурном тренажере. Кроме того, на каждом уроке мы проводим игру «Назови клавишу». Ребята по очереди называют клавишу, ее назначение и указывают на клавиатуре. Систематическое повторение способствует запоминанию, так как дети дома, как правило, не работают в текстовом редакторе, а урок проходит раз в неделю. Поскольку умение правильного набора текста нужно ребятам в дальнейшем, очень важно на первом этапе овладения текстовым редактором научить ребят правильно и быстро работать.
Очень важно привить интерес к предмету на ранних этапах его изучения. Поскольку младший школьник в отличии от старшеклассника очень быстро устает, начинает отвлекаться во время объяснения, учителю нужно планировать свою работу на уроке таким образом, чтобы постоянно удерживать его внимание. Этому способствует изложение материала в занимательной форме. Ребенка нужно удивлять, тогда он будет учиться с желанием. Этому способствуют разного рода познавательные и занимательные игры. Изучение информатики – это не только научить ребенка работать на компьютере, но и научить его логически мыслить, уметь решать простейшие задачи, знать основные понятия информатики.