Статья Развитие информационной компетентности школьников через формирование умений работы с текстом


Развитие информационной компетентности школьников
через формирование умений работы с текстом.
Романова М.В.,
учитель русского языка и литературы
МКОУ Калачеевская СОШ №1,
Калачеевский район, Воронежская область
Безусловно, формирование умений работы с текстом является наиболее важным компонентом развития информационной компетентности школьников.
Информационная компетентность определяется как совокупность знаний, умений и навыков работы с источниками и средствами преобразования информации, необходимыми для успешного процесса обучения школьников.
Современные школьники читают мало и порой с трудом понимают прочитанное. Именно это обстоятельство вызывает проблемы в учебе и жизни. Достаточно рассмотреть результаты ГИА и ЕГЭ, чтобы стало ясно: без навыка работы с текстом ученик не сможет справиться экзаменационными заданиями. Среди основных дефицитов у наших школьников
- неумение работать с информацией: сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать;
- неумение анализировать самостоятельно описанную ситуацию;
-отсутствие навыка преобразования информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма);
- неумение извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам;
- отсутствие навыка целостного анализа информации.
Современные образовательные технологии представляют учителю большие возможности в выборе форм, приёмов для развития информационной компетентности.
Свою задачу как учителя я вижу в том, чтобы превратить скучный анализ текста в творческий, вовлечь в работу всех учащихся и получить результат в конце занятия в определённой форме. Рассмотрим урок «Характеристика литературного героя» (по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»).
Урок строится в рамках технологии развития критического мышления с использованием метода интеллект-карты и составления графика эмоциональной кривой. Главная цель данной технологии - научить ученика самостоятельно добывать знания, научить работе с информацией, чтобы эта информация понималась, осмысливалась, сопрягалась с собственным опытом - и, в конце концов, на ее основе формировалось бы собственное аналитическое суждение.
Интеллект-карта – это графическое выражение процесса мышления. В середине листа бумаги изображается центральный элемент интеллект-карты (на предлагаемом уроке это будет главный герой произведения). Далее, используя графические средства, в виде чёткой разветвлённой структуры ребята характеризуют героя, рассматривают его действия, чувства в различных ситуациях, в отношениях с другими персонажами. Так постепенно ученики наполняют структуру карты (ветви 1-го уровня,2-го и т.д.) ключевым содержанием, используя для этого не только слова, но и рисунки. Такой способ помогает глубже проанализировать авторский текст, осознать смысл прочитанного. Графика даёт возможность продемонстрировать важное умение – устанавливать смысловые взаимосвязи частей текста, которые изображаются пунктирными стрелками на рисунке. Ещё одна возможность графики, которая позволяет ученику отобразить личные эмоции, – это использование цвета в оформлении интеллект-карты.
График эмоциональной кривой – приём, который используется для наблюдения за настроением героя. Выбрав цитаты из текста и построив цветной график, ребята легко могут рассказать о мотивах поступков персонажа.
Практика показывает, что составление  учеником рассказа с опорой на интеллект-карту или график эмоциональной кривой  способствует развитию монологической речи.
Цветовое оформление - важная деталь в творческой работе учащихся. Правильно оформленная интеллект-карта, схема, презентация привлекают, заостряют внимание на главном, т.е. воздействуют на ученика своими эстетическими и психологическими качествами.
При такой организации работы развивается не только мышление, но и речь, и память. Воздействие произведения становится эффективнее, так как ученик сам выходит на нравственные проблемы и решает их в кругу сверстников при участии учителя, а не под его давлением.
Использование данной методики при изучении литературы, несомненно, даёт определённые результаты.
Во-первых, значительно увеличивается объём изучаемого на уроке материала, формируется навык самостоятельной работы, исследовательские и проектные умения, учащиеся показывают более прочные знания и умения по предмету.
Во-вторых, использование данной технологии способствует повышению творческого потенциала учащихся, развитию речи, мышления.
Цель урока: формирование умения анализировать текст художественного произведения, воспитание нравственных качеств личности, стремления разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять верное решение, отстоять свой выбор, развивать читательскую культуру.
Тип урока: урок-исследование.
Ход урока.
Стадия вызова.
Учитель: Мы продолжаем работу с рассказом В.Астафьева «Конь с розовой гривой». Прежде чем определить тему сегодняшнего урока, предлагаю вам узнать героев рассказа.
Она перебирала босыми ногами, ровно горячий конь, готовый рвануть, как только приотпустят вожжи. (Тётка Васеня)
Исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровенелыми глазами. (Санька)
Полушалок на голове, концы его пропущены под мышки, крест-накрест завязаны на спине. Под полушалком крашенная в бордовый цвет кофта. Вынималась эта кофта из сундука только по случаю поездки в город или по большим праздникам. (Бабушка)
Ништяк! Не ходи домой, и всё! Заройся в сено и притаись. (Санька)
Никогда не шумел, и даже работал неторопливо, но очень уёмисто и податливо. (Дедушка)
- По каким признакам вы узнали этих героев? (По деталям портрета, особенностям речи, по некоторым поступкам легко узнать человека).
- Каким словом можно назвать описание отличительных свойств, достоинств и недостатков кого-либо? (Характеристика). Это понятие будет сегодня ключевым, второе ключевое слово – герой.
Учащимся предлагается определить цель урока.
Учитель: Мы будем характеризовать главного героя - Витю. Как вы думаете, что важно отразить в характеристике героя? (Портрет, поступки, мысли, отношения с другими героями).
- Зачем нам нужно так детально характеризовать героя? (Чтобы объяснить мотивы его поступков). То есть нас волнует вопрос: почему Витя обманул бабушку? А зачем нам это нужно знать? (Чтобы лучше понять основную мысль произведения).
2. Стадия осмысления.
Учитель предлагает провести исследование по тексту рассказа и выявить особенности характера Вити, проследить за его поведением и разобраться, как главный герой приходит к пониманию истинной любви, по каким нравственным законам должен жить человек.
1 группа составляет интеллект-карту
2-я – наблюдает за настроением героя и рисует эмоциональную кривую,
3-я – восстанавливает последовательность эпизодов и создаёт презентацию. (Задания рассчитаны на учащихся с разным уровнем развития). (См. Приложение 1. «Маршрутные листы групп» )3. Отчёт групп. (См. Приложение 2)
4. Рефлексия. (См. Приложение 3)
Приложение 1.
Маршрутный лист группы №1.
Задание:
1. Внимательно изучите памятку по составлению интеллект-карты
литературного героя.
Памятка.
Определите связи героя с другими персонажами. (Основные ветви интеллект-карты).
Используя текст рассказа, выберите эпизоды, цитаты для конкретизации этих связей. (Нарисуйте ветви 2-го уровня, подпишите их).
Детализируйте, если возможно, ветви 2-го уровня. Не забывайте всё подтверждать примерами из текста.
2. Составьте интеллект-карту главного героя рассказа. (Чтобы сэкономить время, пусть каждый из вас проработает какую-то одну «ветвь» карты).
3. Расскажите, что помогает нам понять созданная интеллект-карта. Как вы относитесь к герою рассказа?
Маршрутный лист группы №2
Задание:
Проследите, как менялось настроение героя рассказа, начиная с эпизода сбора ягод до конца рассказа.
Обговорите в группе обозначение цветов (какой цвет соответствует радости, грусти и т.д.)
Разделите прямую на листе бумаги на одинаковые отрезки по количеству выбранных эпизодов, составьте эмоциональную кривую, используя цветовые пятна.
Ответьте на вопрос: Какое представление о характере героя даёт нам полученная эмоциональная кривая?
Маршрутный лист группы №3.
Работа с текстом, создание компьютерной презентации.
Задание.
1. Распределите данные эпизоды в правильной последовательности.
2. Озаглавьте каждый эпизод.
Каким цветом вы бы раскрасили каждый эпизод? Сделайте соответствующую заливку слайдов.
3. У вас получилась презентация. Подберите к ней заголовок.
4. Подумайте, как следует вести себя в этой ситуации, что говорить? Подберите ответ Саньке. (Творческая работа)
Эпизоды.
1. — Слабо! — сказал он.
— Мне слабо! — хорохорился я, искоса глядя в туесок. Там было ягод уже выше середины. — Мне слабо?! — повторял я гаснущим голосом и, чтобы не спасовать, не струсить, не опозориться, решительно вытряхнул ягоды на траву: — Вот! Ешьте вместе со мной!
2. Я рвал горстью траву, а сам озирался по сторонам. Набил травою туго туесок, потом собрал несколько горсток ягодок, заложил ими траву — получилось земляники даже с копной.
3. Я пробрался тайком в кладовку, вынул из ларя калач и принес его Саньке, под рубахой. Потом еще принес, потом еще, пока Санька  не нажрался.
4. «Бабушку надул. Калачи украл! Что только будет?» — терзался я ночью, ворочаясь на полатях. Сон не брал меня…
5. И срамила же меня бабушка! И обличала же! Только теперь, поняв до конца, в какую бездонную пропасть ввергло меня плутовство и на какую «кривую дорожку» оно меня еще уведет, коли я так рано взялся шаромыжничать, я уж заревел, не просто раскаиваясь, а испугавшись, что пропал, что ни прощенья, ни возврата нету…
6. Придерживая одной рукой штаны, я принял другую к глазам, ступая в избу и заревел:
- Я больше… Я больше… Я больше… - и ничего дальше сказать не мог.
7. Я зажмурился и снова открыл глаза. Еще раз зажмурился, еще раз открыл. По скобленому кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах, скакал белый конь с розовой гривой.
Приложение 2.

Интеллект-карта «Характеристика героя» (по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»)

График эмоциональной кривой.
Приложение 3.
Рефлексия.
- На уроке я работал… - активно/ пассивно
- Своей работой на уроке я… - доволен/ не доволен
- Урок для меня показался… - коротким/ длинным
- За урок я… -устал/ не устал
- Моё настроение стало… - лучше/ хуже
- Материал урока был мне… - понятен/ не понятен; - полезен/ не полезен; - интересен/ скучен