Статья Головаш И.И. по теме Формирование патриотического сознания обучающихся на уроках русского языка


Формирование патриотического сознания обучающихся
на уроках развития речи
И.И. Головаш, учитель русского языка
и литературы МКОУ "Раскатихинская СОШ"
Притобольного района Курганской области
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из основных задач школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Вместе с тем, воспитание патриотизма - это неустанная работа по формированию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Актуальность этой проблемы не требует доказательств. Только человек с высокими нравственными идеалами способен сочетать чувство национальной гордости с уважением к другим народам. Нужно ли знать детям о страданиях и подвигах предков, о душевных переживаниях и условиях быта предыдущих поколений россиян? Зачем, ведь они живут в ином мире, в тесном содружестве со многими странами? Нужно ли ворошить прошлое? Мы отвечаем: "Да". Это просто необходимо, иначе все мы превратимся в "Иванов не помнящих родства". Дети должны знать всё о прошлом своей страны, чтобы не допустить подобных ошибок прошлого в будущем. Чтобы не оказаться членами фашистских и экстремистских организаций. Чтобы помнить о тех, кто совершал подвиги и занимался мирным трудом, создавая сегодняшнюю Россию и преумножая её богатства.
Применительно к школьному образованию национальная идея должна выражаться в историко-культурном наполнении содержания обучения. Неслучайно вторыми по значимости ключевыми компетенциями называются общекультурные компетенции [9]. Общекультурные компетенции предполагают приобщение обучающихся к национальной и общечеловеческой культуре, истории; знание духовно-нравственных основ жизни и традиций отдельного народа и всего человечества.
Одним из средств формирования патриотического сознания школьников является использование лучших произведений живописи отечественных художников.
Живопись - часть культуры и истории народа. Использование в процессе обучения репродукций произведений живописи становится мощным источником получения культурно-исторической информации, духовно-нравственного обогащения и эстетического воспитания. "Ни в каком другом виде искусства нельзя передать видимые явления мира, образ человека или природы с такой полнотой, как в живописи" [4].
Уроки с использованием произведений живописи заинтересовывают обучающихся, повышают их работоспособность и творческую активность, что благоприятно сказывается на конечных результатах обучения. Ещё в середине XIX века основоположником отечественной методики преподавания русского языка Фёдором Ивановичем Буслаевым была высказана мысль о соединении в учебном процессе изучения языка с историей и культурой народа.
На уроках развития речи одной из форм работы является сочинение по картине.
Считаю, что в работу по развитию речи необходимо включить произведения живописи о Великой Отечественной войне.
Проанализировав учебно-методический комплекс под редакцией Николая Михайловича Шанского и Маргариты Михайловны Разумовской, я увидела, что работа по репродукциям картин спланирована, и спланирована хорошо. Но не спланирована работа по произведениям живописи, отражающим героические страницы Великой Отечественной войны или заставляющим размышлять о подвиге советского народа и значении Победы. В 9 классе учебно-методического комплекса под редакцией Николая Михайловича Шанского для рассмотрения предлагается картина Владимира Петровича Фельдмана "Родина". На ней изображён солдат, который возвращается домой и, видимо, от нахлынувших чувств обнимает белоствольную берёзку. Эта картина, скорее всего, заставляет поразмышлять о любви человека к малой родине, об особых чувствах, которые он испытывает, возвращаясь домой после долгой разлуки. В 9 классе учебно-методического комплекса под редакцией Маргариты Михайловны Разумовской дана для описания картина Юрия Михайловича Непринцева "Отдых после боя". И это только в 9 классе.
Я работаю по учебно-методическому комплексу под редакцией Веры Васильевны Бабайцевой и могу сказать, что в 7 классе школьникам предлагается сочинить рассказ по репродукции картины Александра Ивановича Лактионова "Письмо с фронта" и Аркадия Александровича Пластова "Фашист пролетел", а в 9 классе мы рассматриваем картину Бориса Михайловича Неменского "Мать" или Сергея Васильевича Герасимова "Мать партизана" и по содержанию одной из данных репродукций сочиняем рассказ.
Считаю необходимым организовать работу по лучшим произведениям живописи на тему Великой Отечественной войны с пятого по девятый классы.
Великая Отечественная война - это героическое прошлое России, страницы которого помогают в формировании гражданского, патриотического сознания обучающихся.
В 5 классе школьники на уроках развития речи учатся определять тему, основную мысль, самостоятельно строить высказывания в форме повествования и описания. Исходя из данных задач и возрастных особенностей пятиклассников, предлагаю использовать для подготовки к сочинению-описанию картину Аркадия Александровича Пластова "Фашист пролетел".
Картина написана в 1942 году, но до сегодняшнего времени она вызывает не только чувства щемящей горечи и боли, но и убеждение, что война - олицетворение страшного, злого начала, враждебного жизни.
Уткнувшись лицом в побуревшую осеннюю траву, лежит на опушке леса мёртвый пастушок. Ему примерно столько же лет, сколько и нынешним пятиклассникам. Может быть, поэтому ребята активно участвуют в описании картины, делятся впечатлениями и с помощью наводящих вопросов учителя делают вывод о том, что война приносит только страдания и смерть, следовательно, любая война бессмысленна. И дело вовсе не в том, кто прав, а кто виноват, кто воюет, а кто мирно пасёт стадо.
В 6 классе можно организовать работу по репродукции картины Александра Ивановича Лактионова "Письмо с фронта". Высокое мастерство художника проявилось в изображении людей и предметов, их окраске, контрастности светотеней. Произведение написано в 1947 году. Время, отражённое в картине, - конец войны, когда близкая победа над врагом уже живо ощущалась всеми. Раненый воин привёз письмо от товарища и передал его родным. Радость запечатлена на лицах людей, собравшихся послушать письмо.
Для нынешних семиклассников события Великой Отечественной войны - далёкая история, и важно, чтобы ребята нем только чтили память погибших и помнили о ветеранах войны, но и не принимали фашизм и экстремизм в любой форме. В 7 классе предлагаю картину Виктора Константиновича Дмитриевского "День Победы". Выбор этой картины, написанной в 1982 году, обусловлен её оптимистическим содержанием и предоставлением семиклассникам возможности поразмышлять об истоках победы советского народа в Великой Отечественной войне, её значении для страны и для каждого человека в отдельности. Тему сочинения можно сформулировать так "Что значит День Победы для тебя и твоей страны?"
В восьмом классе вызовет интерес картина Константина Алексеевича Васильева "Нашествие". Она во многом символична и даёт возможность обучающимся высказать разные точки зрения по поводу понимания изображённых на полотне образов-символов. цветовой гаммы и тем самым подготавливает их к сочинению-рассуждению на дискуссионную тему. Мы видим на полотне столкновение двух противоборствующих сил, двух извечных начал - Добра и Зла. Борьба показана не только и не столько на земле, но главным образом в сердцах и душах.
В 9 классе интересной будет работа по картине Бориса Сергеевича Уварова "Ленинградка", которая напомнит о героической обороне Ленинграда.

Класс Автор и название картины Картина

5 Аркадий
Александрович
Пластов "Фашист пролетел"

6 Александр
Иванович
Лактионов "Письмо с фронта"

7 Виктор
Константинович
Дмитриевский "День Победы"

8 Константин
Алексеевич
Васильев "Нашествие"

9 Борис
Сергеевич
Уваров "Ленинградка"

В процессе приобщения к лучшим произведениям школьник "учится самостоятельно воспринимать и осмысливать художественный образ произведения, эмоционально переживать его, находить изобразительно-выразительные средства для передачи своих впечатлений в речи, т.е. происходит развитие словесного творчества школьника на основе восприятия произведений изобразительного искусства" [12].
При работе с картиной следует учитывать межпредметные связи, в частности, с уроками истории, литературы, изобразительного искусства, музыки. Это позволит познакомиться с картиной в единстве формы и содержания.
В современных условиях школьного обучения широкую популярность приобретают инновационные приёмы работы, предполагающие умение учителя умело адаптировать накопленный дидактический опыт к новым требованиям образовательной системы. Уместно на уроках работы по картине использовать технологию исследования, в основе которой лежит обучение через открытие, организацию поисковой деятельности школьников. Если же организовать проектную деятельность (коллективную, групповую, индивидуальную), то обучающиеся вынуждены будут сформулировать собственное видение образа или проблемы, а также предложить конкретные пути решения. Исследовательская и проектная деятельность лучше всего способствует достижению главной цели образовательной системы страны: вырастить творческую, самостоятельную, всесторонне развитую личность, способную в постоянно меняющихся условиях жизни ставить перед собой цели, определять последовательность действий, видеть причины затруднений и устранять их [13].
Важным компонентом урока по картине является вступительное слово учителя о художнике и его произведении. Задача вступительного слова - дать сведения о художнике, истории создания картины, подготовить обучающихся к восприятию произведения искусства. Могут быть использованы воспоминания или письма художника, касающиеся данного произведения, а главное - поэтический текст, желательно в музыкальном сопровождении.
Поэтический текст способствует эмоциональному восприятию картины, более глубокому пониманию замысла художника.
Так, при рассматривании картины А.А. Пластова "Фашист пролетел" можно процитировать Александра Трифоновича Твардовского:
Среди большой войны жестокой,
С чего - ума не приложу,
Мне жалко той судьбы далёкой,
Как будто мёртвый, одинокий,
Как будто это я лежу.
Отразить замысел картины А.И. Лактионова "Письмо с фронта" помогут строки Константина Бельхина:
Мы верили,
что письма вновь придут
С знакомою печатью на конверте.
Мы знали:
каждый дом наш -
наш редут.
И каждая семья -
сильнее смерти.
У Эдуарда Асадова есть стихотворение, которое так и называется "Письмо с фронта".
Мама! Тебе эти строки пишу я, Тебе посылаю сыновний привет, Тебя вспоминаю, такую родную, Такую хорошую - слов даже нет! Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку, Немного лентяя и вечно не в срок Бегущего утром с портфелем под мышкой, Свистя беззаботно, на первый урок. Грустила ты, если мне физик, бывало, Суровою двойкой дневник "украшал", Гордилась, когда я под сводами зала Стихи свои с жаром ребятам читал. Мы были беспечными, глупыми были, Мы все, что имели, не очень ценили, А поняли, может, лишь тут, на войне. Приятели, книжки, московские споры - Все - сказка, все в дымке, как снежные горы... Пусть так. Возвратимся - оценим вдвойне! Сейчас передышка. Сойдясь у опушки, Застыли орудья, как стадо слонов, И где-то по-мирному в гуще лесов, Как в детстве, мне слышится голос кукушки... За жизнь, за тебя, за родные края Иду я навстречу свинцовому ветру. И пусть между нами сейчас километры - Ты здесь, ты со мною, родная моя! В холодной ночи, под неласковым небом, Склонившись, мне тихую песню поешь И вместе со мною к далеким победам Солдатской дорогой незримо идешь. И чем бы в пути мне война ни грозила, Ты знай, я не сдамся, покуда дышу! Я знаю, что ты меня благословила, И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!
Если вы предложите ребятам продолжить письмо, то наверняка кто-то продолжит прозой, а кто-то попробует стихами...
На сегодняшний день существует достаточно много различных методик сочинения по картине. Наибольший интерес вызывает методика, разработанная Лией Александровной Ходяковой. Методист Л.А. Ходякова подробно анализирует вид и жанр сочинений по картине, учитывает психологические и педагогические аспекты подготовки к написанию сочинения, подробно описывает этапы работы, сопровождая их примерными вопросами и предполагаемыми ответами учеников.
Произведения живописи отечественных художников содержат огромную культурно-историческую информацию, способствуют духовно-нравственному развитию и эстетическому воспитанию школьников, создают благоприятные условия для формирования коммуникативных умений обучающихся.
Используемая литература
1. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка. - М., 1985. - 154 с.
2. Задунова Т.С. Искусство писать сочинение // Русский язык. - 2002. - №19.
3. Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н. Развитие речи. - М.: Дрофа. 1998.
4. Изобразительное искусство. Живопись / Справочное пособие. - М.: Просвещение, 2007.
5. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. - М., 1981.
6. Ладыгина А.Б., Гринин В.В. Искусство в системе духовных ценностей общества. - М., 1986. - 61 с.
7. Ладыженская Т.А.Речевые секреты. - М.: Просвещение, 1992.
8. Лазаренко Г.П. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки. - М.: Дрофа, 2004.
9. Образовательные компетенции / Документ.
10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М., 1998. - 256 с.
11. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. - М.. 1997. - 164 с.
12. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей: учебное пособие. - М., 2009.
13. Филиппова Н.А. К разговору о сочинениях в школе // Русский язык. - 2007. - №12.
14. Фомичёва И.Б. Самостоятельная работа как средство формирования творческой, всесторонне развитой личности школьников // Молодой учёный. - 2013. - №9.
15. Ходякова Л.А., Новикова Л.И., Штыкина О.П., Кабанова Е.В. Сочинение по картине в 5-м классе: методическое пособие. - М.: АСТ: Астрель, 2003.
16. Ходякова Л.А. Сочинение по картине в 9-м классе: методическое пособие. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 377 с.
Список ссылок на Интернет-ресурсы
1. http://gigabaza.ru/doc/101114.html
2. http://festival.1september.ru/articles/581708/
3. http://www.proshkolu.ru/user/miledi2011/file/4369292/
4. http://www.docme.ru/doc/980735/hodyakova-l.-a.-sochinenie-po-kartine-v-9
5. http://www.kazedu.kz/referat/127585
6. http://festival.1september.ru/articles/210695/