Введение. Техника безопасности и организация рабочего места.


Предмет: информатика
Число: 4.09 Класс:5 «В»
Тема урока: Введение. Техника безопасности и организация рабочего места.
Цель: Сформировать представление о требованиях безопасности и гигиены, познакомиться с правилами при работе с компьютером.
Задачи:
Образовательная: усвоение знаний в работе с компьютером, правила поведения в кабинете информатики и при работе на компьютере.
Развивающая: способность развить умения соблюдать правила по технике безопасности в кабинете информатики.
Воспитательная: содействовать развитию информационной культуры.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник.
План урока:
Орг. момент. Знакомство с классом.
Актуализация знаний.
Теоретическая часть.
Физкультминутка.
Работа за компьютером.
Домашнее задание.
Итог урока.
Ход урока
Орг. момент. Знакомство с классом. (3 мин)
Приветствие. Знакомство с классом. Закрепление рабочих мест за учащимися.
Актуализация знаний. (4 мин)
(На данном этапе, данного урока, учителю нужно заинтересовать учеников к предмету информатика, дать им понять, что изучение информатики дает им неограниченные возможности в любом виде деятельности, облегчает творческий труд – дает возможность автоматизировать рутинную деятельность: написание и оформление текстов, выполнение расчетов, поиск нужной информации в интернете, создание и заполнение базы данных и т.д. Также следует пояснить, как будут проходить уроки, сколько тетрадей нужно иметь учащимся, какие темы они будут изучать в течение года, чтобы они примерно поняли, чем будут заниматься на уроках.) - Сегодня на уроке, мы с вами познакомимся с новым учебным предметом, который называется ИНФОРМАТИКА. Информатика - это сложная, но очень интересная дисциплина, она раскроет перед вами удивительные возможности.
Теоретическая часть. (27 мин)
Но перед тем как перейти к изучению новых удивительных возможностей информатики, мы с вами познакомимся, рассмотрим презентацию и запишем к себе в тетрадь инструкцию по технике безопасности в кабинете информатики и правила работы в кабинете вычислительной техники.
1. В кабинете вычислительной техники (КВТ) установлена дорогостоящая, сложная и требующая осторожного и аккуратного обращения аппаратура — компьютеры, МФУ, колонки и другие технические средства.
Поэтому: БЕРЕЖНО ОБРАЩАЙТЕСЬ С ТЕХНИКОЙ В КАБИНЕТЕ.
2. Во время работы лучевая трубка монитора (дисплея) работает под высоким напряжением. Неправильное обращение с аппаратурой, кабелями и мониторами может привести к тяжелым поражениям электрическим током, вызвать загорание аппаратуры.
Поэтому строго запрещается:
трогать разъемы соединительных кабелей;
прикасаться к питающим проводам и устройствам заземления;
прикасаться к экрану и к тыльной стороне монитора, клавиатуры;
включать и отключать аппаратуру без указания учителя;
класть диск, книги, тетради на монитор и клавиатуру;
работать во влажной одежде и влажными руками.
3. При появлении запаха гари немедленно прекратите работу,
выключите аппаратуру и сообщите об этом преподавателю.
Невыполнение правил — грубейшее нарушение порядка и дисциплины.
ВАШЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО:
Чтобы учиться было комфортно, чтобы не нанести вреда своему здоровью, вы должны уметь правильно организовать свое рабочее место.
Правильная рабочая поза позволяет избегать перенапряжения мышц, способствует лучшему кровотоку и дыханию.
Во время работы лучевая трубка видеомонитора является источником электромагнитного излучения, которое при работе вблизи экрана неблагоприятно действует на зрение, вызывает усталость и снижение работоспособности.
Поэтому надо работать на расстоянии 60—70 см, допустимо не менее 50 см, соблюдая правильную посадку, не сутулясь, не наклоняясь; учащимся, имеющим очки для постоянного ношения,— в очках.
Работа на компьютере требует большого внимания, четких действий и самоконтроля.
Поэтому нельзя работать: при недостаточном освещении; при плохом самочувствии.
ПРАВИЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПОЗА:
Следует сидеть прямо (не сутулясь)
Недопустимо работать, развалившись в кресле.
Не следует высоко поднимать запястья и выгибать кисти
Колени - на уровне бедер или немного ниже.
Нельзя скрещивать ноги, класть ногу на ногу
Необходимо сохранять прямой угол (900) в области локтевых, тазобедренных и голеностопных суставов.
Так же при работе необходимо:
Дышать ритмично, свободно, глубоко, чтобы обеспечивать кислородом все части тела;
Держать в расслабленном состоянии плечи и руки - в руках не будет напряжения, если плечи опущены;
Чаще моргать и смотреть вдаль.
При ощущении усталости какой-то части тела сделайте глубокий вдох и сильно напрягите уставшую часть тела.
При ощущении усталости глаз следует в течении 2-3 мин окинуть взглядом комнату, устремить взгляд на разные предметы, смотреть в даль (в окно).
Если резко возникло общее утомление, появилось дрожание изображение на экране, следует немедленно сообщить об этом учителю.
Физкультминутка. (3 мин)
Мы с вами много писали и немного устали, давайте сейчас сделаем упражнения для глаз и для рук.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГЛАЗ.
Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4. Затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогично проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3-4 раза.
Работа за компьютером. (5 мин)
А теперь давайте, сядем за компьютер и немного поработаем.
Внимательно осмотрите свое рабочее место.
Найдите системный блок.
Включите компьютер. На передней панели системного блока находится кнопка с надписью POWER для включения и выключения компьютера. Нажмите ее. Во включенном состоянии должна светиться синяя лампочка (индикатор).
Убедитесь, что монитор включен. Он так же имеет кнопку включения и индикатор, красного цвета.
Рассмотрите клавиатуру. Нажмите несколько клавиш.
Рассмотрите мышь. Переверните ее.
Положите ладонь на мышь, чтобы указательный и средний пальцы свободно легли на кнопки мыши.
Найдите на экране монитора указатель мыши – белую стрелку. Подвигайте мышь по коврику и проследите, как перемещается указатель по экрану.
Поднимите мышь, подвигайте ею в воздухе. Убедитесь, что указатель мыши на экране монитора не движется.
Домашнее задание. (1 мин)
Откройте дневники и запишите домашнее задание.
Выучить конспект в тетради и к каждому правилу, нарисуйте рисунок.
Например:

Итог урока. (2 мин)
Итак, давайте подведем итоги сегодняшнего урока. Но сначала выставим оценки за урок.
Вот теперь, друзья, немного
Вы с компьютером знакомы.
Если дальняя дорога
Приведет его в ваш дом,
Вы скажите всем вокруг:
«Вот компьютер – лучший друг!»
- Что вы узнали на уроке?
- На уроке мы узнали, для чего нужен компьютер, для чего мы учимся на нем работать. Как правильно организовать свое рабочее место, чтобы учиться было безопасно и интересно. Научились включать и выключать компьютер.
Спасибо за урок.
Предмет: информатика
Число: 11.09 Класс:5 «В»
Тема урока: Информатика. Информация.
Цели урока:
Дать понятие информатике, информации, информационному обществу, информационной культуре. Вспомнить правила техники безопасности при работе на компьютерах.
Воспитание умения слушать учителя.
Развитие познавательного интереса.
План урока:
Постановка цели урока.
Объяснение нового материала.
Выполнение заданий.
Правила техники безопасности.
Домашняя работа.
Подведение итогов урока.
1. Постановка цели урока.
Сегодня мы разберем основные понятия информационной технологии, такие как: информатика, информация, информационное общество, информационная культура.
2. Объяснение материала. Информатика и информация.
Учащиеся получают брошюру конспектов, с которой работают на уроке, заполняя в ней таблице, на экране идет показ презентации. (приложение 1)Давайте разберемся с некоторыми понятиями сегодняшнего урока. Сегодня вокруг нас довольно часто слышится: информатика, информация, информационное общество, информационная культура. Что же это такое?
Рассмотрим данную таблицу, прочитав предложение, поставьте напротив них “+”, если считаете, что это является информацией и “-”, если нет.
Для меня информация это:
Понятия Правильные ответы
Новые неизвестные мне раньше факты +
Любые факты и новые, и уже известные +
То, что хранится в памяти компьютера +
Данные об окружающей обстановке +
Все то, что я слышу, вижу, осязаю, чувствую +
Все, что передается по радио, телевидению, пишется в письмах +
Все то, что люди сохраняют в записях, книгах, фильмах, фотографиях, картинах +
Любое изменение вокруг меня +
То, что присутствует в окружающих меня предметах +
Все, что смог бы сообщить другому человеку устно, письменно, жестами или другим способом. +
Действительно, все это информация.
Информация - это отражение предметного мира с помощью сигналов и символов.
Какие же действия можно совершать с информацией, это можно выяснить из наших примеров.Назовите эти действия.
Информацию можно хранить, передавать и перерабатывать.
Информатика - наука о способах передачи, переработки и хранении информации.
Рассмотрим второй чертеж, поставьте, пожалуйста, стрелки от ситуаций к действиям, объясните, что происходит с информацией.
Хранение информации
Передача информации
Переработка информации
фотографирование Проигрывание аудиокассеты Игра по нотам Решение математической задачи Бой часов Чтение вслух Игра на компьютере Объяснение учителя Запись расписаия в дневник
При передачи информации происходит обмен информацией, следов. Должен быть источник и приемник информации, рассмотрим примеры и рядом запишем. Что же является источником, а чтоже приемником информации
Ситуация Источник приемник
1. Пешеход переходит улицу по регулируемому перекрестку    
2. Школьник учит уроки по учебнику    
3. Мальчик играет на компьютере    
4. Девочка набирает телефонный номер    
5. Сестра пишет поздравительную открытку    
Мы говорили, что информация передается с помощью сигналов и символов.Какие же сигналы встречаются, прочитайте и придумайте примеры передачи информации с помощью этих сигналов.
Типы сигналов:
Различаются по физической природе По способу восприятия
Электрический Зрительный
Световой Слуховой
Тепловой Осязательный
Звуковой Вкусовой
Механический болевой
радиосигнал  
Способы предоставления информации:
непрерывная
дискретная
Свойства информации:
Достоверность. Информация достоверна, если она не искажает истинное положение дел.
Полнота. Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решений.
Ценность. Ценность информации зависит от того, какие задачи можем решить с ее помощью.
Актуальность. Актуальную информацию важно иметь при работе в изменившихся условиях.
Ясность. Информации становится понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация.
Закрепление урока
Приведите примеры данных свойств информации.
Что же такое информационное общество? Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества. Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний.
Домашнее задание: повторить пройденный материал.
Предмет: информатика
Число: 18.09 Класс:5 «В»
Тема урока: Виды информации и способы ее обработки. Количество информации, единицы измерения информации.
Цели урока:
1.     Образовательная:
Изучить способы обработки информации, измерение информации.
2.     Развивающая:
Развивать критическое мышление учащихся, навыки создания флипчартов.
3.     Воспитывающая:
Воспитывать информационную культуру, культуру взаимоотношений при работе в парах и группах.
 Тип урока:урок ознакомления с новым материалом
Оборудование: персональные компьютеры, интерактивная доска, презентация «Измерение информации», учебники «Информатика. 5 класс», флипчартыХод урока:
 
1.     Организационный момент.
- деление на группы;
- просмотр видеоролика.
 
2.     Опрос домашнего задания.
Расскажите о следующем:
- три реальности окружающего мира;
- определение информатики как науки;
- сообщения – знания – информация;
- классификация знаний;
- информативность сообщений;
- информационные процессы:
     - создание информации;
     - передача информации;
     - хранение информации;
     - обработка информации.
 
3.     Изучение нового материала. Демонстрация презентации.
Содержание презентации: «Измерение информации»:
- формы представления информации:
     - текст на естественном языке;
     - графическая форма;
     - символы формального языка;
- кодирование информации;
- системы счисления;
- единицы измерения информации:
     - бит;
     - байт;
     - килобайт;
     - мегабайт;
     - гигабайт.
 
4.     Практическая работа в парах.
Набор текста в программе WordPad «Единицы измерения информации».  Размер шрифта – 14 (Times New Roman).
6.     Оценивание.
Критериальное взаимооценивание флипчартов параллельными группами.
Самооценивание.
 
7.     Индивидуальная работа.
Работа на компьютере по теме «Виды информации и способы её обработки. Количество информации, единицы измерения информации».
 
9.     Итоги урока.
Составление кроссворда и ребуса на компьютере со словом «информация».
 
10.                Домашнее задание.
Изучить тему «Виды информации и способы её обработки. Количество информации, единицы измерения информации».
Предмет: информатика
Число: 25.09 Класс:5 «В»
Тема урока:Практическая работа
Цели урока:
закрепить знания учащихся об устройствах компьютера;
познакомить учащихся с различными устройствами компьютера в компьютерном классе
Ход урока:
1) Актуализация и проверка усвоения изученного материала:
Подпишите основные части компьютера.

1) Принтер
2) Акустические колонки
3) Монитор
4) Процессор
5) Клавиатура
6) Мышь
7) Микросхемы памяти
8) Жесткий диск
9) Дисковод гибких дисков
10) Дисковод компакт-дисков
«Освоение приёмов работы с мышью»
Наведите указатель мыши на кнопку Пуск и щёлкните на ней левой кнопкой. Над кнопкой Пуск должно появиться Главное меню, содержащее различные команды, выполняемые компьютером. Щёлкните ещё раз вне появившегося меню.
Наведите указатель мыши на Часы и дважды щёлкните левой кнопкой. Рассмотрите появившийся на Рабочем столе календарь. Попробуйте определить по нему дату и время.
Чтобы убрать календарь, наведите указатель мыши на кнопку Отмена в нижней части календаря и щёлкните на ней левой кнопкой.
Освоение действий с объектами Рабочего стола
Наведите указатель мыши на значок Корзина и щёлкните левой кнопкой. Вы выделили экранный объект. Значок выделенного объекта изменяет цвет.
Поочерёдно выделяйте объекты на рабочем столе.
Наведите указатель мыши на значок Корзины, нажмите левую кнопку и, не отпуская её, двигайте мышь. Корзина будет перемещаться по Рабочему столу. Отпустите кнопку мыши. Значок Корзины останется на новом месте.
Переместите объект Мой компьютер в правый нижний угол Рабочего стола.
Разместите все объекты в верхней части Рабочего стола.
Разместите все объекты в нижней части Рабочего стола.
Верните объекты в первоначальное положение.
Указать – навести указатель мыши на объект.
Выделить – указать на объект и щёлкнуть левой кнопкой мыши.
Переместить – указать на объект, нажать кнопку мыши и, удерживая её, передвинуть объект на другое место.
Открыть – указать на объект и дважды щёлкнуть леДомашнее задание: §3 повторить, работа с тестами
Предмет: информатика
Число: 2.10 Класс:5 «В»
Тема: Компьютер. Назначение и возможности основных устройств компьютера.

Цели: Обучающая: изучить основные устройства компьютера, функциональные возможности компьютера, виды компьютерной памяти, принципы взаимодействия устройств ПК, основные характеристики ПК.
Воспитательная: формирование системного мышления, восприятия компьютера как инструмента информационной деятельности человека.
Развивающая: развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.
Тип урока: изучение нового материала;
Форма урока: лекция с элементами обсуждения;
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска (для управления презентацией, выделения главного).
Организационный момент.
Актуализация знаний. (учитель задает вопросы, учащиеся отвечают, дополняют ответы одноклассников): - опишите характерные особенности современного общества. Теоретический материал урока.
Основные устройства компьютера.
Для информатики компьютер – это не только инструмент для работы с информацией, но и объект изучения. Как вы верно отметили, люди стремились облегчить свой труд и для этого создавались различные машины и механизмы, усиливающие физические возможности человека. Компьютер же был изобретен в середине 20 века для усиления возможностей умственной работы человека. Прототипом компьютера в природе является человек, его интеллектуальные возможности.
По своему назначению компьютер – универсальное техническое средство для работы человека с информацией.
Существует четыре основные составляющие информационной деятельности человека: прием (ввод) информации; запоминание информации; процесс мышления и передача информации. Компьютер включает в себя устройства, выполняющие аналогичные функции (слайд 2): устройства ввода; устройства запоминания – память; устройство обработки – процессор; устройства вывода. Учитель демонстрирует названные устройства, которые имеются в кабинете информатики.
- Ребята какие устройства ввода и вывода информации вы знаете? (клавиатура, мышь, джойстик, сканер; монитор, принтер, динамики).
Давайте разберемся как происходит информационный обмен в компьютере (слайд 3): информация через устройства ввода попадает в память, процессор извлекает из памяти обрабатываемую информацию, работает с ней и помещает результаты обработки в память, полученные результаты через устройства вывода сообщаются человеку.
Важнейшее отличие компьютера от человека состоит в том, что он работает с данными по заложенной в него программе.
Компьютерная память. (слайд 4)
У компьютера различают два вида памяти: внутренняя (оперативная) и внешняя (долговременная). Внутренняя память состоит из двух частей ОЗУ и ПЗУ. Они располагаются в материнской плате. ОЗУ для временного хранения данных, работает в режимах записи, считывания. Основной характеристикой является ее объем, влияющий на скорость работы компьютера. Информация в ПЗУ «зашивается» в процессе создания компьютера. Включает в себя программы запуска, остановки компьютера, тестирования устройств, управления работой процессора и др. устройств.
Внешняя память – это устройства хранения информации на различных носителях.
- какие современные носители информации вы знаете? (диски, флэш-память). (слайд 5).
Важнейшими устройствами внешней памяти являются накопители на магнитных дисках (НМД), или дисководы, которые действуют аналогично магнитофону, во время работы которых диск с информацией вращается. (учитель показывает расположение дисководов на системном блоке и примеры дисков, дискет). Другой вид внешних носителей – лазерные диски. Отличие магнитных и лазерных дисков в способе записи и чтения информации. Сначала появились лазерные диски, на которые можно было только один раз сделать запись (CD-ROM), позже изобрели перезаписываемые диски (СD-RW). Теперь существуют и двухсторонние лазерные диски.
Посмотрите, ребята, как выглядит схема устройства компьютера с учетом видов памяти (слайд 6). Стрелками показано направление информационного обмена.
Структуру внутренней памяти компьютера можно условно изобразить так (слайд 7). Наименьший элемент памяти – бит. У этого слова два значения: единица измерения количества информации и частица памяти компьютера. В каждом бите может храниться только нуль или единица. Использование двух знаков для представления информации называется двоичной кодировкой. Первое свойство внутренней памяти – дискретность (из отдельных частиц). Второе свойство – адресуемость (все байты пронумерованы, начиная с 0). Запись и чтение информации в памяти производится по адресам.
Взаимодействие устройств компьютера. (слайд 8)
- Как же происходит взаимодействие между устройствами компьютера?
-Ребята, назовите основные устройства компьютера, которые вы знаете. (учитель показывает устройства или место, где они расположены, которые называют учащиеся)
Микропроцессор – основная «деталь», миниатюрная электронная схема, находится в системном блоке. Там же располагается внутренняя память, юлок питания, дисководы, контроллеры внешних устройств. К системному блоку подключаются клавиатура, монитор, мышь, динамики, проектор и многое другое. Все внешние устройства взаимодействуют с процессором через специальные блоки – контроллеры устройств, у каждого свой. контроллер, позволяющий подключать различные виды устройств: монитор, принтер, клавиатуру, флэшки и др. – универсальный разъем USB.
Каждое подключаемое к компьютеру устройство имеет свой номер, выполняющий роль адреса этого устройства. Информация , передаваемая от процессора к устройству, сопровождается его адресом и подается на контроллер, который управляет работой устройства. Такой принцип называется магистральным принципом взаимодействия.
Закрепление изученного материала. (слайд 12)
Перечислите, какие основные компоненты должны присутствовать у устройства, чтобы его можно было назвать компьютером? (устройства ввода, вывода, процессор, память)
Что относится к устройствам ввода, вывода? (клавиатура, мышь, джойстик, сканер: устройства ввода; монитор, принтер: устройства вывода)
Какие виды памяти компьютера вам известны? (внутренняя и внешняя)
Как происходит взаимодействие между устройствами ПК?
Каковы основные характеристики микропроцессора ПК? (тактовая частота и разрядность)
Домашнее задание. (слайд 13)
Продолжите письменно рассказ : «Жили-были клавиатура, монитор, память и процессор. Жили они дружно, пока не возник спор, кто из них главнее…»
(подобный методический прием позволит воспитать необходимые для человека качества дружбы, правильной самооценки, уважительного отношения к другому человеку, систематизировать изученный материал).
Предмет: информатика
Число: 9.10 Класс:5 «В»
Тема: Клавиатура. Группы клавиш.
Цель урока: закрепление знаний об устройстве компьютера и знакомство с устройством клавиатуры, как основного средства ввода текстовой информации.
Задачи урока:
Обучающая: Познакомить учащихся с основными группами клавиш клавиатуры, назначением основных и служебных клавиш.
Развивающая: Развивать логическое мышление, умение анализировать, память, самостоятельность, интерес к предмету;
Воспитательная: Воспитывать культуру труда, бережливости, аккуратность при работе с компьютером.
План урока
Организационный момент – 1 мин.
Проверка домашнего задания – 8 мин.
Теоретическая часть урока – 13 мин.
Физкультминутка – 3 мин.
Разрешение проблемной ситуации через выполнение практической работы, используя частично-поисковый метод – 15 мин.
Итоги урока – 4 мин.
Домашнее задание – 1 мин.
Тип урока: Комбинированный урок
Ход урока:
1. Организационный момент
Учитель: Добрый день, ребята! Я очень рада вас всех видеть. Посмотрим, друг другу в глаза, улыбнёмся, пожелаем друг другу удачи и начнем наш урок.
2. Актуализация знаний.
1. Компьютер состоит из устройств, выполняющих некоторые функции мыслящего человека. Проведите аналогию между человеком и компьютером
2. Индивидуальная работа (3 человека – карточка)
3. Проверка домашнего задания на оценку ПТ: с.55 №2. (Каждому термину, указанному в левой колонке, поставьте в соответствие его описание, приведённое в правой колонке.)
Соедините термин и определение красным цветом с помощью инструмента маркер на интерактивной доске.
3.Объяснение нового материала.
Об устройстве компьютера вы знаете хорошо. Возникает другой вопрос – «Как информация вводится в память компьютера?» (предположение детей)
Запишите тему урока в тетрадь и сформулируйте цели нашего урока (высказывания детей)
Клавиатура - важнейшее устройство ввода информации в память компьютера, содержащее внутри микросхемы и друге детали.
До сих пор, для того чтобы успешно работать на компьютере, необходимо хорошо ориентироваться в клавишах клавиатуры Они различаются формой, размером и предназначением. Все клавиши можно условно разделить на несколько групп:
Функциональные клавиши {F1} - {F12}.
Запрограммированы на выполнение определённых действий, их назначение определяется той программой, с которой пользователь работает в данный момент.
Клавиши дополнительной клавиатуры
{NumLock} при включенном индикаторе - "калькулятор", а при выключенном - режим управления курсором.
Символьные (алфавитно-цифровые) клавиши
Цифры: 0 1 2 3 4 5 6 и др.
Символы: @ № ! $ & * + ( ) = / и др.
Русские и латинские буквы: А Щ Ы Ю S Z R G L и др.
{Пробел}.
С их помощью набирают тексты, арифметические выражения, записывают свои программы. Используется клавиша Пробел, которая отделяет слова друг от друга.
Клавиши управления курсором
Курсор - место ввода очередного символа на экране монитора (отмечается мигающей чёрточкой).
{←}, {↑}, {→}, {↓} перемещают курсор на одну позицию в заданном направлении.
{PageUp} и {PageDown} позволяют листать документ вверх и вниз.
{Home} и {End} переводят курсор в начало и конец строки.
Специальные
Расположены разрозненно, но так, чтобы удобно было нажимать. Выполняют специфические функции.
Имеют труднопроизносимые англоязычные названия. {Enter} {Esc} {Shift} {Ctrl} {Alt} (ребята получают таблицу с указанием правильного произношения названий кнопок)
Название клавиши на английском языке Произношение на русском языке
Esc «эскейп»
Enter «интер»
Shift «шифт»
Caps Lock «капс лок»
Control «контрл»
Alt «альт»
Backspace «бэк спейс»
Delete «делит»
Insert «инсерт»
Home «хоум»
End «энд»
Page Up «пейдж ап»
Page Down «пейдж даун»
Num Lock «нам лок»
4. Физкультминутка:
Раз-два – потянулись
Три-четыре все прогнулись,
Пять-шесть – наклонились,
А теперь все распрямились,
Раз-два – потянулись,
Три-четыре – все прогнулись
Пять-шесть – тихо сесть.
5. Проблемная ситуация – посмотрите сколько присутствует загадочных клавиш на клавиатуре и все они выполняют определённые действия. А вот какие мы узнаем после выполнения эксперимента.
Цель эксперимента: Найдите на клавиатуре необходимые клавиши и исследуйте их предназначение. Их действия проверьте экспериментальным путём.
1. Используя предложенный текст, переместитесь кнопками управления курсора в конец первого предложения. Нажмите несколько раз кнопку Backspace. Убедитесь в действии этой кнопки и занесите результат исследования в таблицу.
2. Используя предложенный текст, переместитесь кнопками управления курсора в конец второго предложения. Нажмите несколько раз кнопку Enter. Убедитесь в действии этой кнопки и занесите результат исследования в таблицу.
3. Используя предложенный текст, переместитесь кнопками управления курсора в конец третьего предложения. Нажмите несколько раз кнопку Delete. Убедитесь в действии этой кнопки и занесите результат исследования в таблицу.
4. Нажмите клавишу Caps Lock и после третьего предложения наберите своё имя. Убедитесь в действии этой кнопки и занесите результат исследования в таблицу.
5. Нажмите клавишу Shift и Alt одновременно и после своего имени нажмите любые три кнопки с буквами. Убедитесь в действии этой кнопки и занесите результат исследования в таблицу.
клавиши операция
Backspace Enter Delete Caps Lock Shift и Alt (в процессе эксперимента заполняется таблица)
6. Подведение итога урока.
Давайте проанализируем, что мы с вами сегодня удалось узнать нового?
Учащимся раздаются карточки (работа в парах, используя учебники)
Найдите и надпишите указанные клавиши на рисунке клавиатуры.
114300097155
Shift Enter Alt Caps Lock Delete Backspace
7.Домашнее задание.
§6 Выучить названия клавиш
Приготовить сообщения «Уход за клавиатурой», «Правила работы с клавиатурой»
Число: 16.10 Класс:5 «В»
Тема: Классификация и общая характеристика программного обеспечения
Цели:
 
Дать классификацию программного обеспечения.
Развивать исследовательскую культуру.
Воспитывать познавательный интерес.
Проверка домашнего задания.
 Тип урока: Комбинированный урок
Ход урока:
1. Организационный момент
Учитель: Добрый день, ребята! Я очень рада вас всех видеть. Посмотрим, друг другу в глаза, улыбнёмся, пожелаем друг другу удачи и начнем наш урок.
2. Актуализация знаний. Работа с карточками
3.Изучение нового материала.
      Персональные компьютеры - это универсальные устройства для обработки информации. Они могут выполнять любые действия по обработке информации. Однако сам по себе компьютер не обладает знаниями ни в одной области своего применения, все эти знания сосредоточены в выполняемых на компьютере программах. Выражение "компьютер сделал" означает, что на компьютере была выполнена программа, которая позволила совершить соответствующее действие. 
       Современные словари дают такие определения слова ПРОГРАММА: 
План того, что должно быть сделано, выполнено.
Закодированная (записанная в специальной форме) информация, вводимая в компьютер для управления его деятельностью.
 
       Первое значение слова было известно задолго до появления компьютеров. Планы могут быть составлены людьми для людей. Для определения компьютерной программы более подходит второе определение.       Иными словами ПРОГРАММА - это составленная на понятном компьютеру языке точная и подробная последовательность инструкций; или набор инструкций на машинном языке, который хранится в виде файла на магнитном диске и по вашей команде загружается в компьютер для выполнения.       Дадим несколько определений: 
       Машинный язык основан на двоичных кодах, т.е. кодах которые состоят только из 0 и 1(двоичная система счисления), так как компьютер может воспринимать любые команды только в виде сигналов, принимающих два различных значения: есть сигнал - 1, нет сигнала - 0.       Файл - это основная, структурная единица информации, записанная на каком-либо постоянном запоминающем устройстве, например, дискете или винчестере, и имеет конкретное имя, по которому его можно отличить от множества ему подобных.      
       Пользователь - человек, который работает с программой и решает с её помощью свои задачи.
       Интерфейс - это средства взаимодействия, средства связи, сопровождения, согласования. Встречается аппаратный интерфейс (на уровне электронных компонентов ПК), интерфейс программиста (комплекс правил и соглашений о стыковке программных модулей), интерфейс пользователя (набор правил и соглашений, по которым строится диалог между пользователем и ПК). 
       Меняя программы для компьютера, можно превратить его (ПК) в рабочее место бухгалтера или редактора или играть в какую-нибудь игру. Программ очень много. Необходимо знать их разновидности.      
       Совокупность программ, используемых при работе на ПК и обеспечивающие функционирование аппаратный средств, разработку, отладку и выполнение задач пользователя называется программным обеспечением (ПО).  
       Иными словами программное обеспечение служит интерфейсом между аппаратными средствами ПК и пользователями. Программное обеспечение (Software) по назначению можно разделить на: 
системное (СПО);
инструментальное (ИПО);
прикладное (ППО).
 
       К системному программному обеспечению относятся программы, управляющие работой аппаратных средств и обеспечивающие услугами пользователей и пользовательские прикладные комплексы:
 
операционные системы,
драйверы (управление вводом/выводом),
программы-оболочки(NC),обеспечивающие удобства общения с ЭВМ,
операционные оболочки (графический интерфейс, мультипрограммирование, средства обмена информацией между программами, например, WINDOWS 3.1),
утилиты,
средства тестирования и диагностики ЭВМ,
программы, управляющие локальной сетью. 
 
       Инструментальное программное обеспечение обеспечивает создание новых программ, включая системные программы, и являются промежуточным классом между системными и прикладными программами. В его состав входят: 
компиляторы,
интерпретаторы языков высокого уровня.
библиотеки стандартных программ,
прикладные утилиты,
средства редактирования, отладки и тестирования программ.
 
       Прикладное программное обеспечение составляют программы для решения задач из различных областей человеческой деятельности. Прикладное программное обеспечение можно подразделить на целевое и универсальное. 
       Целевое программное обеспечение предназначено для решения конкретных задач пользователя и имеет ограниченную область применения, например, учебные программы, игры.Универсальное программное обеспечение позволяет автоматизировать решение целого класса задач или обрабатывать отдельные виды информации. К нему можно отнести: 
всевозможные редакторы (текстовые, графические, музыкальные),
табличные процессоры (Суперкалк, EXCEL),
системы управления базами данных (СУБД),
системы автоматизированного проектирования (САПР),
интегрированные системы, сочетающие в себе сразу несколько выше перечисленных систем,
пакеты прикладных программ, расширяющие функции СПО (антивирусы),
бухгалтерские программы.
 
Вопросы и задания 
Что такое программное обеспечение?
На какие виды делится ПО по назначению?
Что относится к системному программному обеспечению?
Прикладное ПО – это..?
Что такое целевое программное обеспечение?
Домашнее задание: конспект.
Предмет: информатика
Число: 23.10 Класс:5 «В»
Тема урока : Понятие операционной системы.
Цели урока:
Сформировать у обучающихся понятия «программное обеспечение», «операционная система»;
Указать на виды программного обеспечения и назначение;
Познакомить обучающихся с видами, назначением, составом и этапами загрузки операционной системы, настройками ОС.
Тип урока: Урок изучения нового материала.Вид урока: Объяснительно- демонстрационный с элементами практикума.Форма работы:
Объяснение нового материала – фронтальная работа;
Проверка знаний усвоенных на уроке.
Оборудование: Программное обеспечение: Microsoft office PowerPoint.Структура урока:
Организационный момент.
Постановка целей урока.
Актуализация знаний.
Объяснение нового материала.
Проверка знаний усвоенных на уроке.
Домашнее задание
Подведение итогов урока.
Ход урока
I. Организационный момент Приветствие обучающихся. Вступительное слово учителяII. Постановка целей урока. 1. Как можно комфортно общаться с ПК, не зная его языка?2. ПК без операционной системы: может ли быть такое?3. Почему операционная система Windows является самой популярной у пользователей?
Повторение и обобщение знаний. - Что такое ОС?  Операционная система (ОС) – комплекс программ, обеспечивающих взаимодействие всех аппаратных и программных частей компьютера между собой и взаимодействие пользователя и компьютера.
- Состав ОС?
Программный модуль, управляющий файловой системой;
Командный процессор, выполняющий команды пользователя;
Драйверы устройств;
Программные модули, обеспечивающие графический пользовательский интерфейс;
Сервисные программы
Справочная система.
- Функции ОС?
1. Организация согласованного выполнения всех процессов в компьютере.2. Обеспечение хранения информации во внешней памяти и обмен с устройствами ввода-вывода, т.е. ОС отвечает за правильный ввод информации с устройства ввода и ее вывод на монитор, принтер и т.д., а также за правильное распределение информации на дисках внешней памяти.3. Реакция на ошибки и аварийные ситуации. 4. Осуществление диалога и общения с пользователем.
- Структура ОС?Ядро – переводит команды с языка программ на язык «машинных кодов», понятный компьютеру.Драйверы – программы, управляющие устройствами.Интерфейс – оболочка, с помощью которой пользователь общается с компьютером.
-  Назначение программы Проводник?Навигация по файловой структуре и ее обслуживанию в ОС.
Работа по карточкам на проверку пройденного материала. 1.  Компьютер без программ – это бесполезный хлам, груда железа. И только программы делают его нашим помощником, другом, советчиком.2. Программирование – деятельность человека по созданию программы.3. Для обработки информации на компьютере необходимо иметь не только аппаратное обеспечение - устройства компьютерной системы («hardware»), но и программное обеспечение («software»), которое наделяет компьютер мыслями и интеллектом.4. Прикладное ПО – предназначено для выполнения конкретных задач пользователя.5. Наиболее дружественно пользователю системное ПО.Оценка. «5» - все слова или словосочетания вписаны правильно;«4» - не вписаны два слова или словосочетания;«3» - не вписаны три слова или словосочетания;«2» - не вписано более трех слов или словосочетаний.
Объяснение нового материала. При инсталляции ОС все значения параметров настройки системы присваиваются  по умолчанию. Пользователь может изменить их по своему вкусу.Настройка параметров системы предполагает настройку:
Мыши;
Режима работы клавиатуры;
Раскладки клавиатуры;
Даты и времени;
Региональных стандартов;
Корзины;
Фона Рабочего стола;
Выбор и настройка экранной заставки;
Схемы оформления Рабочего стола. и др.
Для выполнения указанных настроек вызывается панель управления:
Пуск – Настройка- Панель управления. (Окно  Панели управления).
Видеофрагмент («Система» до 2 мин 57 сек)Работа с классом. (Выполнять все действия на компьютере)
Настройка мыши. Конфигурация кнопок (Левша,  правша)Скорость двойного нажатия.Перемещение (скорость перемещения и настройка шлейфа)
Режимы работы и раскладки клавиатуры. Задержка перед началом повтора символов.Скорость повтора символов.Вкладка ЯзыкНастройка даты и времени. Настройка региональных стандартовЧислаДенежная единицаВремяДата.
Настройка корзины. (Правая КМ → Свойства) Независимая конфигурация дисковЕдиные параметры для всех дисков.Запрашивать подтверждение на удаление.
Настройка фона рабочего стола ФонЗаставкаПарольНастройка схемы оформления рабочего стола.
Проверка знаний усвоенных на уроке.
Задание по карточке.
Уберите лишнее:
Настройка параметров системы предполагает настройку:
Мыши;
Режима работы клавиатуры;
Bios;
Раскладки клавиатуры;
Даты и времени;
  2. Расставте  стрелками  соответствие:
Мышь Заставка (3)
Клавиатура  Денежная  единица (5)
Экран  Имя компьютера (4) 
Система Конфигурация кнопок (1)
Дата время Скорость повтора (2)
 
Подпишите элементы окна windowsДомашнее задание §9   повторить
Подведение итогов урока. Выставить и прокомментировать оценки.
Предмет: информатика
Число: 30.10 Класс:5 «В»
Тема урока : Основные объекты и приемы управления Windows.
Цель: 1. Познакомиться с ОС Windows, основными объектами ОС Windows, понятием файла и папки.
2. Развивать речь, мышление.
3. Воспитывать трудолюбие, самостоятельность, интерес к предмету.
Тип урока: комбинированный
Методы урока: словесный в форме беседы, практический.
План урока: 1. Орг момент.
2. Повторение.
3. Изучение нового материала.
4. Закрепление.
5. Итог урока и д.з.
Оборудование: карточки, книги, компьютер.
Ход урока:
I.Орг. момент.
Сообщить тему, цель и план урока.
II. Повторение:
Проверочный тест.
III. Изучение нового материала
Операционная система
ОС – это специальная программа, которая загружается при включении компьютера и управляет работой всех его устройств.
В функции ОС входит:
Осуществление диалога с пользователем;
Ввод-вывод и управление данными;
Планирование и организация процесса обработки программ;
Распределение ресурсов (оперативной памяти и кэша, процессора, внешних устройств);
Запуск программ на выполнение;
Всевозможные вспомогательные операции обслуживания;
Передача информации между различными внутренними устройствами;
Программная поддержка работы периферийных устройств.
В зависимости от количества одновременно задач и числа пользователей, которых могут обслуживать ОС, различают четыре основных класса операционных систем:
1.однопользовательские однозначные, которые поддерживают одну клавиатуру и могут работать только с одной (в данный момент) задачей;
2. однопользовательские однозначные с фоновой печатью, которые позволяют помимо основной задачи запускать одну дополнительную задачу, ориентированную, как правило, на вывод информации на печать. Это ускоряет работу при выдаче больших объемов информации на печать;
3. однопользовательские многозначные, которые обеспечивают одному пользователю параллельную обработку нескольких задач. Например, одному компьютеру можно подключить несколько принтеров, каждый из которых будет работать на «свою» задачу;
4. многопользовательские многозначные, позволяющие на одном компьютере запускать несколько задач нескольким пользователям. Это ОС очень сложны и требуют значительных машинных ресурсов.
2. Рабочий стол
Интерфейс – совокупность средств и правил, которые обеспечивают взаимодействие устройств, программ и человека.
Особенно важен интерфейс, обеспечивающий взаимодействие с ПК, называемый пользовательским интерфейсом. Основными элементами пользовательского интерфейса операционной системы Windows являются следующие объекты: Рабочий стол, окна, значки, ярлыки, кнопки, панели, меню, папки, приложения и документы. К объектам интерфейса относятся также любые аппаратные и программные ресурсы компьютера. Да и компьютер в целом тоже считается объектом.
Рабочий стол
В операционной системе Windows весь экран дисплея рассматривается как модель рабочего места специалиста, на котором создана необходимая для обработки информации обстановка, как своеобразная «поверхность рабочего стола», на котором «размещаются» некоторые документы и различные средства для работы с ними.
Все остальные элементы пользовательского интерфейса так или иначе привязываются к Рабочему столу. На нем размещаются окна, значки документов, программ и устройств, а также различные панели, содержащие какие-либо группы значков.
В нижней части рабочего стола расположена строка, которая состоит из кнопки «Пуск» - главное меню, панели быстрого запуска, панель задач, панель индикации.
На рабочем столе размещены следующие объекты

Мои документы – содержат документы пользователя
Internet Explorer – содержит программу для просмотра Интернет страниц.
Мой компьютер – отображает список дисков и дополнительных устройств хранения информации.
Сетевое окружение – отображает список подключенных компьютеров к сети.
Корзина – содержат список удаленных объектов.
3.Запуск стандартных программ
Запуск программ является одной из основных функций любой операционной системы, в том числе и системы Windows. Ранее отмечалось, что Windows поддерживает документо-ориентированный стиль работы. Это означает, что работу можно начинать не с запуска программы, а сразу с открытия нужного документа. После выбора и указания операционной системе этого документа она автоматически, по расширению файла документа, определит программу, с помощью которой документ создан, запустит эту программу и откроет указанный документ.
Запуск рабочего стола
Проще всего запуск программы или открытие папки и документа выполняется, если на Рабочем столе находится ярлык этой программы, папки или документа.
Способы запуска программ и открытия папок и документов с Рабочего стола:
выполнить двойной щелчок по значку программы, папки или документа;
выбрать строку Открыть из контекстного меню значка объекта;
с помощью клавиши Tab и/или клавиш ←↑→↓ выделить нужный значок, затем нажать клавишу Enter.
Запуск из окна Проводника
Если на Рабочем столе нет ярлыка, а в основном меню отсутствует строка нужной программы или документа, запустить программу или открыть документ можно из окна Проводника. Но для этого нужно сначала переместиться по списку ресурсов к файлу требуемой программы или документа. Наиболее предпочтительно в большинстве случаев использование дерева папок.
В процессе перемещения к нужному файлу можно ошибочно открыть не ту папку или выбрать не то дисковое устройство. Тогда описанными ранее способами можно вернуться на уровень вверх или щелчком по значку в дереве папок свернуть ненужную папку. После того как в зоне видимости появилось название искомого файла, запуск программы или открытие документа производится практически так же, как и при использовании ярлыка.
IV. Закрепление.
Тестирующая программа (тестовые задания)
V. Домашнее задание: §10 повторить
Предмет: информатика
Число:13.11 Класс:5 «В»
Тема урока : Файлы, папки и ярлыки. Создание и переименование папок, ярлыков.
Цель урока:
Обучающая -Знакомство с понятиями файл, папка, ярлык, устройством папок и правилами создания объектов.
Развивающая – развитие пользовательских способностей учащихся по созданию объектов.
Воспитательная – воспитание здорового пользователя, внимательности.
 План урока:
Организационный
Рефлексия домашнего задания
Теоретическая часть урока
практическая работа учащихся
ответы на вопросы учащихся
итог урока
Домашнее задание
  Ход урока
Организационный этап. (задача: подготовить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологическая подготовка учащихся к общению и усвоению новых знаний)
 - Здравствуйте дети, садитесь,
 Рефлексия домашнего задания:
Для того чтобы повторить как мы усвоили домашнее задание нам необходимо в течение 2 минут разложить программное обеспечение по стопкам
Название стопок 4 (а программы можно разложить на 3 стопки базовое ПО отсутствует в виде переносной программы встроена в компьютер)
 Теоретическая часть урока:
Файл – это основная структурная единица информации, с которой оперирует система Windows. Файл записывается на какое либо запоминающее устройство и имеет конкретное имя, по которому его можно отличить от множества других файлов.
 Основные типы файлов – документы, рисунки, программы.
 Файлы имеют имена и расширения (расширения указывают на содержание и может быть самым различным) с типами расширения можно познакомиться на стенде.
 
Имя файла может состоять из 255 символов как русского так и латинского алфавита, цифры символы на карточках у учащихся
Все файлы имеют характеристики (атрибуты)
Размер (объем информации)
Тип (расшифровка того, как система Windows понимает расширение данного файла)
Время изменения (когда создан файл, или когда сделано последнее изменение)
 Папка – это объединение объектов
Папки расположены в определенной последовательности которую называют иерархией.
Материнской папкой для всех остальных является папка Рабочий стол
в конечной папке могут находиться только файлы или ярлыки.
Папка Windows и program files являются системными.
В папке не может быть объектов с одинаковыми именами.
Ярлык – это пиктограмма, метка объекта, обладающая свойством открывать файл или запускать программу.
 Практическая работа учащихся по созданному алгоритму
Объясняю цель и задачи практической работы напоминаю о выполнении правил ТБ и правильной осанке. Раздаю алгоритм индивидуальной практической работы на ПК. (Приложение 2)
Ответы на вопросы учащихся
Если у учащихся нет вопросов то я задаю им вопросы
Перечень вопросов . Вопросы продумайте самостоятельно.
Итог урока
Чему научились? Что узнали нового ?
Подбиваю итог словам учащихся.
Домашнее задание : §11 тест.
Предмет: информатика
Число: 20.11 Класс:5 «В»
Тема урока : Копирование и перемещение объектов. Буфер обмена. Практическая работа.
 Цели:
Познакомить учащихся с перемещением и копированием объектов при помощи команд меню.
Расширять знания учащихся об операционной системе.
Воспитывать познавательный интерес.
Тип урока:комбинированный
План урока:
Организационный
Рефлексия домашнего задания
Теоретическая часть урока
практическая работа учащихся
ответы на вопросы учащихся
итог урока
Домашнее задание
Ход урока:Проверка домашнего задания.    Не всегда удобно при работе с объектами использовать метод перетаскивания. Часто приходится пользоваться командами из меню "Правка", которые называются "Вырезать", "Копировать", "Вставить". При использовании этих команд информация помещается в "Буфер обмена".
Буфер обмена – это специальная область памяти, которая предназначена для временного храненияперемещаемой или копируемой информации.
   
При помощи буфера обмена можно обмениваться данными между различными документами и приложениями. Для того, чтобы использовать Буфер обмена, нужно сначала поместить туда данные, а затем вставить их оттуда в нужный документ или другое место.    Копирование – означает, что выделенная информация в исходном документе помещается в буфер обмена в виде копии этих данных.    Вырезание – означает, что выделенная информация в исходном документе изымается и помещается в буфер обмена.    Вставка – означает, что данные их буфера обмена вставляются в нужное место вашего документа.    Информацию из буфера обмена можно многократно вставлять в документы и другие приложения Windows. Информация в буфере обмена хранится там до тех пор, пока вы не выключите компьютер или не пошлете туда новую порцию информации.
Вызывать команды "Вырезать", "Копировать", "Вставить" можно при помощи клавиатурных комбинаций:Ctrl+C – копировать, Ctrl+X – вырезать, Ctrl+V – вставить.На панели инструментов в окне им соответствуют кнопки:
                                          
Копировать            Вырезать               Вставить
 
 
  
Для того, чтобы скопировать объект при помощи буфера обмена, нужно:
 
Выделить объект.
Выполнить команду Правка --> Копировать.
Открыть ту папку, в которую нужно вставить объект.
Выполнить команду Правка --> Вставить.
Для перемещения объекта, нужно:
Выделить объект.
Выполнить команду Правка --> Вырезать.
Открыть ту папку, в которую нужно вставить объект.
Выполнить команду Правка --> Вставить.
Закрепление урока практической работой.
Создайте на диске С: папки «Портфель», «Тетрадь», «Книга». Скопируйте папку «Тетрадь» в папку «Портфель». Переместите папку «Книга» в папку «Портфель» пройденным сегодня способом.
Домашнее задание: §12 тест
Предмет: информатика
Число: 27.11 Класс:5 «В»
Тема урока : Запись и считывание информации. Носители информации.
Цели урока: - закрепить и систематизировать знаний учащихся о хранении информации;
- сформировать понятие о носители информации как материальном объекте;
- познакомить уч-ся с различными видами носителей информации;
- сформировать представление о рабочем столе, познакомиться с элементами
рабочего стола;
- развитие практических навыков работы с компьютером, клавиатурой.
Оборудование: презентация «Носители информации», дискеты,CD-диски

Тип урока - изучение нового материала

ХОД УРОКА
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
Фронтальный опрос теории
Вопросы:
Как человек хранит информацию? ( В собственной памяти или во внешних хранилищах информации)
Какими свойствами обладает память человека? (Память человека не может долго хранить большие объемы информации, со временем часть информации забывается)
Чем память человека отличается от памяти человечества? (Память человечества хранит весь объем информации, накопленный с момента появления человека. Информация хранится в книгах, картинах, фотографиях, скульптурах и т.д.)
Сообщение темы и цели урока
Для того, чтобы сохранить без изменения большой объем информации человеку необходима внешняя память. Какие материальные объекты способны выполнить роль хранителей информации? На этот вопрос мы ответим, изучив новую тему «Носители информации»
Теоретическая часть урока
1.Носители информации
Для того, чтобы сохранить важную информацию для себя, своих потомков древний человек стал думать о том, как же это сделать? Первоначально он стал записывать сведения на песке, но дождь или волны уничтожали данные сведения. Человек стал записывать данные на земле, но и этот источник оказался не долговечным. Позднее человек стал хранить информацию на камне…
Песок, земля, камень – это первые носители информации.
Вопрос: -Как вы понимаете понятие «Носитель информации»?
Носителем информации может быть любой объект, на котором можно оставить следы или знаки. Носители информации предназначены для ее хранения и передачи.
Определение: Носитель информации- это любой материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем информации.


2. Древние носители информации
Люди всегда понимали ненадежность человеческой памяти и с давних времен стремились доступными им способами зафиксировать наиболее важную информацию на внешних носителях, которые со временем совершенствовались.
0-6985Примерно в III веке до н.э. в Египте разработали технологию изготовления тонкого листа из стеблей высокого тростника (папируса), росшего по берегам Нила. Стебли папируса разрезали на длинные узкие полоски, раскладывали их в один ряд в продольном направлении. Сверху
Рис.3
укладывали второй слой полосок папируса, но уже в поперечном
направлении и прижимали их плоским камнем. Слои склеивались между собой благодаря клейкому соку тростника. Высохший материал по своему свойству напоминал бумагу, только назывался он также папирусом.(рис.3)
3. Современные носители информации.
В современном обществе можно выделить три основных вида носителей информации:
1) бумажный;
2) магнитный;
3) оптический.
11430076835
Рис.5
1) Бумажные носители информации.
Одним из самых распространенных носителей информации является бумага. В школе мы записываем информацию в тетради, теоретический материал изучаем по учебникам, при разработке доклада, реферата или другого сообщения необходимые сведения мы находим в других источниках (книгах, энциклопедиях, словарях и т.д)(рис.5), которые в свою
очередь являются бумажными носителями информации
5143500147955Первые вычислительные машины работали на перфокартах. (рис.6, рис.7) Рис.6
03810Перфокарты делали из плотной бумаги- картона, на которые по определенному правилу с помощью специального «станка» - перфоратора (рис.8) наносили отверстия в виде
небольших дырочек.
148590071755
Рис.9
Рис.8
1801 год. Первые перфокарты

Рис.7

жесткий магнитный диск или винчестер ( хранит 100 000 и более дискет). Внутри жесткого металлического корпуса находятся несколько десятков дисков магнитных дисков, размещенных на одной оси (рис.12). Запись или считывание информации обеспечивается несколькими магнитными головками. В целях сохранения информации и работоспособности жесткие магнитные диски необходимо оберегать от
ударов и резких изменений положений системного блока (нельзя
114300137160наклонять и переворачивать в процессе работы).
4. Закрепление изученного материала.
1). Фронтальный опрос теории
Вопросы:
- Что такое носитель информации?
- Какой носитель информации чаще всего использует человек?
- Приведите примеры искусственных носителей информации.
- Приведите примеры естественных носителей информации.
2). Практическое задание
Задание 1.Определите вид носителя информации.
На доске записываются виды носителей информации в виде прямоугольников. Ниже в произвольном порядке расположены рисунки или фотографии различных носителей: перфокарта, магнитные диски, дискета, книга, пергамент, оптические диски, винчестер, флэш-память и др. (рис.21)
Дети должны соединить стрелками вид носителя с его изображением.
-114300-228600
(рис.21)
3. Закрепление материала.
1). Фронтальный опрос.
Вопросы: 1) Что такое рабочий стол?
2). Что находится на рабочем столе компьютера?
3). Чем значки отличаются от ярлыков?
2). Практическое задание.
Задание 2.Найдите значки и ярлыки на Рабочем столе
На слайде размещена фотография Рабочего стола и надписи «значки» и «ярлыки».Учащимся предлагается соединить стрелками значки и ярлыки с надписями.
VI. Практическая часть урока
(работа учащихся за компьютером)
Задание 1. Назовите на Рабочем столе компьютера значки и ярлыки.
Определите, программа компьютерного тренажера, находящаяся на Рабочем столе, является значком или ярлыком.
Задание 2. Работа с компьютерным тренажером.
Программа «Мир информатики» 3 год обучения- клавиатура, работа на клавиатуре.
Цель: отработка практических навыков работы с клавиатурой 10 пальцами, позиция пальцев на клавиатуре.
VII. Домашнее задание: §13 повторить
VIII. Подведение итогов урока
Сегодня на уроке мы узнали что такое носитель информации и познакомились в видами современных носителей, а также изучили «состав» Рабочего стола: ярлыки и значки.
Вопросы:
Дайте определение носителя информации.
Назовите основные виды современных носителей информации.
Что называют Рабочим столом?
Какие объекты расположены на Рабочем столе?
Предмет: информатика
Тема урока : Практическая работа
Цели урока:
закрепить знания учащихся об видах носителях информации, о внешней памяти
развитие речи мышления, умения дать обоснованный ответ
Воспитывать познавательный интерес.
Ход урока:
1) Актуализация и проверка усвоения изученного материала:
Проверочный тест.Ответить на вопросы теста «Устройства внешней памяти компьютера»
^ 1. При выключении компьютера вся информация стирается a) в оперативной памяти b) на гибком диске c)на жестком диске d)на CD-ROM диске2. К внешним запоминающим устройствам относится...a) процессор b)жесткий диск c)драйвер d) монитор3. Информационная емкость стандартных CD-ROM дисков...a) 650 Мбайт b) 650 Кбайт c)1 Мбайт d)1 Гб4. Что из перечисленного не является носителем информации?a)книга b)географическая карта c) дискета с играми d)звуковая плата^ 5. Винчестер предназначен для...a) для постоянного хранения информации, часто используемой при работе на компьютереb) подключения периферийных устройств к магистралиc) управления работой ЭВМ по заданной программе6. В целях сохранения информации жесткие магнитные диски необходимо оберегать от…a) понижения температуры b)перепадов атмосферного давления c)света d)ударов при установке7^ . Запись и считывание информации в дисководах для гибких дисков осуществляются с помощью...a)сенсорного датчика b)лазера c)магнитной головки d)термоэлемента8. К памяти компьютера не относится:a)флоппи-диск b) акустические колонки c)DVD – диск d) Flash - карта^ 9.Процессор обрабатывает информацию, представленную:a) в десятичной системе счисления b)на английском языке c)на русском языке d)на машинном языке ( в двоичном коде)10^ .Какое устройство не относится к накопителям информации?a) CD-ROM дисковод b) дисковод для гибких дисков c)CD-ROM диск d) дисковод для жесткий дисков
Соедините слова левом столбце с соответствующими выражениями в правом столбце.
Процессор Устройство похожее на телевизор
Оперативная память Универсальное устройство для обработки информации
Информатика Устройство похожее на печатную машинку
Принтер Устройство, управляющее работой компьютера
Клавиатура Устройство для передвижения по экрану
Монитор Устройство для долгого хранения информации
Мышь Устройство для хранения информации только при его работе
Жесткий диск Наука, изучающая способы получения, хранения обработки и передачи информации
Компьютер Устройство для хранения информации
Дискета Устройство, печатающее информацию на бумагу
VI. Практическая часть урока
(работа учащихся за компьютером)
Учащиеся рисуют на компьютере рисунок на тему «Наш Казахстан» и сохраняют рисунок на дисках.
Домашнее задание: работа с тестами

Предмет: информатика
Тема урока: Простейший графический редактор.Сохранение, открытие рисунка.
Тип урока: комбинированный
Технология: личностно-ориентированная.
Задачи урока:
Обучающая: изучить и закрепить основные навыки работы с графическим редактором Paint.
Воспитательная : расширение кругозора, воспитание информационной культуры.
Развивающая: развитие познавательного интереса, развитие практических
Ход урока
Вход в урок. . Для того чтобы узнать тему урока, вы должны решить кроссворд, отвечая на вопросы по теме «Клавиатура» и разгадать тему урока.
1.Если нажать эту клавишу, то на клавиатуре будут вводиться прописные буквы.
2.Эта клавиша используется для того, чтобы стереть предыдущий символ.
3.Если держать нажатой эту клавишу, то будут вводиться прописные буквы.
4. Главная клавиша, нажатие на которую означает, что вы закончили какое-то действие или операцию.
5.Специальная клавиша.

Тема сегодняшнего урока: “Работа в графическом редакторе
Paint”.
Запуск графического редактора ПУСК- ПРОГРАММЫ-СТАНДАРТНЫЕ-PAINT.
После запуска программы открывается окно ГР PAINT, которое состоит из:
Строки заголовка
Строки меню
Рабочей области
Панели инструментов
Палитры
Полос прокрутки
Строки состояния
Этапы создания рисунка:
Выбрать инструмент.
Выбрать цвет.
Рисовать.
Команды с фрагментами рисунка:
1. Копирование
2. Перемещение
3. Отражение/Поворот
Ребята, рассмотрите предметы быта казахов, представленные на нашей небольшой выставке. Что общего во всех этих предметах?
(Все предметы украшены рисунками, орнаментами).
Да, действительно, это так. Казахи украшают орнаментом разнообразные предметы быта: юрты, ковры, одежду, обувь, посуду. Сегодня на уроке мы научимся создавать казахский орнамент , с помощью графического редактораPAITN.
Рассмотрите орнаменты, украшающие вещи. Что они вам напоминают?
-Рога.
-Как вы думаете, почему казахи в орнаментах изображают рога?
Выслушиваются ответы детей.
Основным элементом являются рогообразные силуэты как отражение жизни казахов: животноводов, охотников, земледельцев и кочевников.Как утверждают ученые, это древние орнаменты, и потому в них присутствуют элементы, отражающие жизнь кочевников и скотоводов. За основу рогообразных орнаментов народные умельцы брали рога барана, архара, козы, коровы, оленя, антилопы, сайгака. Все они очень красивы и своеобразны, каждый имеет свое название. Встречаются не только элементы-рога, но и следы животных и человека, крылья птиц, ожерелья. Из этих элементов рождаются композиции. На сегодняшний день известно около 200 видов.
Орнамент – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Это повторение, чередование одних и тех же изображений.
3. Работа по созданию орнаментов Приложение 1-2
Практика: Создайте орнаменты используя инструменты и возможности графического редактора Paint.
Я приготовила вам раздаточный материал по уровням. Прошу вас выберите себе уровень и приступайте к работе.
Повторение. Своя опора. Ученики составляют собственный опорный конспект по новому материалу.
Назначение. Запуск. Состав окна. Панель инструментов.
Контроль . Учащиеся выбирают тест или карточку на выбор. Приложение 3-4
6. Итоги урока.
  Оценки. Опрос-итог
7.Домашнее задание: нарисовать рисунок на тему «Зимушка-зима»
Предмет: информатика
Тема урока: Инструменты рисования графического редактора. Выделение фрагмента рисунка. Работа с фрагментами рисунка.
Цель урока: 
Закрепить умение работать с инструментами графического редактора.
Развивать внимание, память, логическое мышление. 
Воспитывать информационную культуру.
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
1. Для построения, коррекции, сохранения и получения “бумажных” копий рисунков и других изображений используется специальная программа
Вопрос. Как она называется?
Ответ. Графический редактор.
Вопрос. С помощью какого инструмента мы работаем в Графическом редакторе.
Ответ. Мышь.
Вопрос. Каковы Функции графического редактора?
Ответ:
создавать рисунки из графических примитивов;
применять для рисования различные цвета и кисти (т.е. использовать линии различной ширины и конфигурации);
перемещать фрагмент рисунка по экрану;
“склеивать” один рисунок с другим;
увеличивать фрагмент рисунка для того, чтобы прорисовать мелкие детали;
добавлять к рисункам текст.
Объяснение нового материала
Сегодня на уроке мы с вами изучим инструменты графического редактора, формы копирования. Каждый из вас к концу урока выполнит свой рисунок
Перед тем, как начать рисовать необходимо выбрать нужный инструмент, щелкнув по нему. Инструменты при рисовании используют выбранные в палитре цвета: если вы рисуете левой кнопкой мыши – используется основной цвет, если правой – фоновый.
Ластик/Цветной ластик – стирает часть рисунка при нажатии левой кнопки мыши или заменяет основной цвет на фоновый при нажатии правой.
Заливка – заполняет цветом одноцветную область рисунка.
Выбор цвета – определяет цвет фрагмента при выполнении на нем щелчка и устанавливает его в качестве основного или фонового цвета.
Масштаб – увеличивает фрагмент рисунка.
Карандаш – рисует как обычный карандаш при нажатой левой или правой кнопкой мыши.
Кисть – используется как карандаш, но рисует более толстыми линиями, форма кисти может выбираться.
Распылитель – распыляет краску при нажатой левой или правой кнопкой мыши.Линия – проводит прямую линию при нажатой левой кнопке мыши (удерживая клавишу Shift, можно получить линию строго вертикальную, горизонтальную линию или под углом 45o).
Кривая – рисует прямую линию, которую затем можно изгибать 2 раза, отводя мышь в сторону от рисунка.
Прямоугольник – создает прямоугольник или квадрат (удерживая Shift) путем протаскивания мыши с нажатой левой кнопкой.
Скругленный прямоугольник – то же, что и прямоугольник, но углы скруглены.
Эллипс – рисует овалы и круги (удерживая Shift).
Многоугольник – для рисования многоугольника необходимо щелкать в каждой его вершине, а в последней – дважды.
6.4. Добавление текста в рисунок
Выполните следующее:
Щелкните по инструменту Надпись. Щелкните по рисунку в том месте, где должна быть первая буква;
Увеличьте размер пунктирной рамки, перетащив мышью точку в углу рамки или в центре стороны;
Выберите формат (внешний вид символов в панели) атрибутов текста:Примечание: если панель не появляется на экране, то выполните: Вид ® Панель атрибутов текста.
Выберите цвет текста в палитре;
Наберите текст;
Рамку с текстом можно переместить в другое место, взявшись мышью за ее границу;
Щелкните за пределами текстовой рамки.
Внимание! После щелчка за пределами текстовой рамки текст становиться частью рисунка, и стереть его можно только ластиком.
6.5. Работа с фрагментами
Фрагмент – это часть рисунка любого размера и формы.
Выделение фрагмента:
Прямоугольного: щелкните по инструменту Выделение, наведите мышь в один из углов будущего фрагмента и, удерживая левую кнопку, перетащите мышь в противоположный угол.
Произвольной формы: щелкните по инструменту Выделение произвольной области, удерживая левую кнопку, обведите мышью фрагмент.
Примечание: для снятия выделения щелкните по рисунку за пределами фрагмента.
Выделенный фрагмент можно:
переместить – наведите мышь внутрь фрагмента и, удерживая левую кнопку мыши, переместите мышь;
скопировать – так же как переместить, но удерживая клавишу Ctrl;
получить шлейф – так же как переместить, но удерживая клавишу Shift;
изменить размер – навести мышь на точку в углу фрагмента или в центре каждой стороны и перетащить;
другие операции, находящиеся в пункте меню Рисунок, это:
Отразить/Повернуть
Растянуть/Наклонить
Обратить цвета
Очистить
Практическая работа
458470557530 1. Используем инструменты: прямоугольник, линию, кривую
687070795655 2. Используем инструменты: скругленный прямоугольник, линию, кривую, эллипс.
Выполняем действия: копирование и перемещение фрагмента.
801370919480 3. Используем инструменты: линию, кривую.
915670424180 4. Используем инструменты: ластик
Домашнее задание: §15 повторить
Предмет: информатика
Тема урока:. Обработка графической информации (масштабирование, трансформация изображений). Подготовка к печати. Печать.
Цель урока: 
.Ознакомить учащихся с обработкой графической информации (масштабирование, трансформация изображений).
Развивать внимание, память, логическое мышление. 
Воспитывать информационную культуру.
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Каждому ученику дается по два вопроса.
Какие инструменты для рисования геометрических фигур с замкнутым контуром имеются в Paint?
Как задать цвет контура фигуры?
Какими способами выполняется выделение фрагмента рисунка?
Для чего существуют маркеры на рамке выделения?
Опишите ход операций перемещения и растяжения фрагмента.
Как выполнить поворот фигуры?
Какие отражения возможны в Paint и как они выполняются?
Как осуществить наклон объекта?
II. Объяснение нового материала и его практическое применение.
Изменение масштаба рисунка и вывод сетки
Возможно, что обычный масштаб, в котором отображается рисунок, вам покажется мал. Тогда выберите в меню Вид команду Масштаб, и в выпадающем подменю щелкните по опции Крупный или Другой. При выборе опции Крупный изображение рисунка будет увеличено в 4 раза (400 %). Если же выбрать опцию Другой, появится диалог, в котором можно задать один из предложенных масштабов отображения: 100 %, 200 %, 400 %, 600 % и 800 %, установив соответствующий переключатель и нажав кнопку ОК
Аналогично с помощью указанного диалога вы можете перейти с какого-либо увеличенного масштаба на обычный масштаб (100 %). Однако обычный масштаб можно задать еще проще - нажатием клавиш Ctrl+PageUp. Переход к крупному масштабу осуществляется клавишами Ctrl+PageDown.
Отметим, что текст в редакторе Paint можно набирать только когда установлен обычный масштаб. Если же выбрать крупный масштаб, вы сможете задать отображение сетки. Эта сетка особенно удобна при рисовании по пикселам (применяется масштаб 800 % и инструмент Карандаш). Для вывода сетки на экран выберите команду Вид - Масштаб и щелкните по опции Отображать сетку.
Задание: откройте из папки «Рисунки» (в папке «Мои документы») файл «Фигура» и произведите увеличение масштаба отображения 200 %.
Изменение размера рисунка
Допустим, вы открыли файл с рисунком и хотите к имеющемуся рисунку дорисовать еще что-либо. Тогда придется сначала увеличить размер рабочей области рисунка («листа бумаги»). Для этого нужно выполнить команду Рисунок - Атрибуты. В открывшемся диалоге задайте новые размеры (ширину и высоту) рисунка, выбрав единицу измерения: дюймы, сантиметры или пикселы. Задав размеры, нажмите в диалоге кнопку ОК. Дополнительная область рисунка будет иметь фоновый цвет.
Изменить размеры рисунка можно ещё проще. На нижней и правой границах, а также в правом нижнем углу рисунка находятся маркеры выделения. Наведите указатель мыши на один из маркеров и, когда указатель приобретет вид двунаправленной стрелки, перетащите маркер в нужную сторону.
Задание: добавьте к рисунку «Фигура» изображение эллипса, предварительно увеличив размер рабочей области рисунка.
Размер рисунка «Фигура» уменьшите в 2 раза.
Подготовка к печати
В меню Файл выберите команду Печать.
В поле Страницы укажите часть документа, которую требуется напечатать.
При выборе параметра Номера необходимо также указать номера и диапазоны страниц, которые требуется напечатать.
Практичекое занятие: Задание №1. Некоторые рисунки легче рисовать отдельными деталями, а потом их складывать в один рисунок. Рисуя грузовик, Вы наверное убедились, как трудно нарисовать точно колёса. Подумайте, как лучше нарисовать снеговика?
Нарисуйте отдельно три круга с заливкой для снеговика. С помощью выделения фрагмента «без фона» поставьте круги на место. Нарисуйте эллипс, отдельно от рисунка.
Скопируйте его в буфер. «Руки» и «ноги» снеговика сделаны одним и тем же эллипсом. Для того чтобы нарисовать глаза, можно изменить масштаб изображения, а можно нарисовать глаз в 5499735-423545удобную величину, выделить его, уменьшить размер, (скопировать в буфер, это будет второй глаз), и перенести на нужное место.
Домашнее задание:
Создайте простейшие рисунки с обложки (виноград, грузовик, лягушку, конструктор). Помните, что для рисования круга, квадрата, вертикальных, горизонтальных, диагональных линий надо удерживать клавишу Shift.
Урок № 1
Тема урока:
Простейший текстовый редактор Word Pad.Интерфейс редактора.
Дидактические цели:
Довести до сведения учеников общее представление текстового редактора.
Сообщить правила набора текста, основные рабочие клавиши.
Ознакомить с основными элементами форматирования текста.
Тип урока: урок сообщения новых знаний
Задачи урока:
Проконтролировать степень усвоения основных умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках.
Осуществлять в ходе урока нравственное воспитание школьников.
Обеспечивать развитие речи учащихся, самостоятельности посредством практических работ.
Используемые методы: объяснительно иллюстративный метод с элементами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
Форма организации урока: коллективная
Оборудование: компьютер
Ход урока:
I. Мотивационный этап (5 мин).Вопросы для повторения:
А. Как запустить графический редактор Paint?
Б. Основные элементы окна графического редактора.
В. Как сохранить документ графического редактора?
II. Операционно-деятельный этап(15 мин):
ИЗЛОЖЕНИЕ НОВЫХ СВЕДЕНИЙ:
А) материал для конспектирования:
Основные функции текстового редактора:
Создание простейших текстовых документов
Запуск текстового редактора:
(следует отметить, что Word Pad относится к стандартным приложениям)
Пуск-Программы-Стандартные-Word Pad
Основные элементы окна редактора и их основное предназначение:
(Отметить, что в ОС Windows используется оконный интерфейс и что основные элементы окна для всех программ и приложений является стандартными)
Элементы окна, являющиеся новыми для учеников:
Строка форматирования: Предназначена для изменений таких параметров шрифта, как размер, цвет, начертание.
Линейка: Отображает границы набора текста
Рабочая область: Предназначена для ввода текста
Основные этапы создания текстового документа:
выбор шрифта и его размера
ввод и редактирование текста
форматирование текста
сохранение и открытие документа
выдача на печать
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ФОРМИРОВАНИЮ НОВЫХ УМЕНИЙ (5 МИН)
А) Организационный момент для выполнения практической работы
(пояснить практическую работу, то есть дать алгоритм выполнения практической работы):
-сесть на рабочие места, включить компьютеры, соблюдая ТБ;
-открыть текстовый редактор;
-внимательно прочитать практическую работу, обратив особое внимание на рабочее задание;
-выполнить работу.
Формируемые умения:
--практическое применение ранее полученных ЗУН (алгоритм сохранения документа, умение пользоваться манипулятором, открытие и запуск документов);
-навыки использования клавиатуры (использование клавиш ENTER, DELETE, BACKSPASE);
-развитие внимательности у учащихся;
ЗАДАНИЕ № 1: (10 МИН)
1. Прочитайте и напечатайте забавное стихотворение Ванды Хотомской, заменив числа числительными (например: 100 - сто):
У про100го 100рожа
Непро100рный дом:
Ча100 о нем 100ножка
Бродит под 100лом
Дорожит 100ножка
Чи100тою ног
И 100личной ваксой
Чистит 100 сапог.
2. Сохранить текст под названием стоножка_1
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:
Замените числа на буквы при наборе текста.
Задание 2
К1ГД2 С1СТ2Р3ШЬСЯ, Х1Д3
П1 УЛ3Ц4 П4ШК1М.
Н4 Л4ЗЬ В ТР2МВА3 – ВС4 Р2ВН1
СТ1ЯТЬ ПР3Д4ТСЯ Т2М.
3 НЫНЧ4 М2Л1 ДУР2К1В,
ЧТ1Б М4СТ1 УСТУП2ТЬ,
2 К Т4М Д2Л4К3М ВР4М4Н2М
Н4 СТ2Н4Т 3Х С1ВС4М.
ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, ПРЕДЛОЖИТЬ СЕСТЬ НА СВОИ РАБОЧИЕ МЕСТА
III. Рефлексия (10 мин)
Подведение итогов урока:
Что нового Вы узнали на уроке?
Какие практические навыки Вы усвоили?
Домашнее задание:
Прочитать темы 19 со страниц 149 по 153.
Выписать в тетрадь и выучить новые для Вас слова, относящиеся к теме «Текстовый редактор Word Pad».241935519112524193551911252419355191125