Конспект урока Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

Конспект урока по информатике и ИКТ,
составленный по принципу системно-деятельностного подхода

Ф.И.О. Паульзен Наталья Владимировна
Место работы: МБОУ «ООШ №10» г. Таштагол
Должность: учитель информатики и ИКТ
Предмет: информатика и ИКТ
Класс: 5
Тема урока: Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.
§2.1 «Как устроен компьютер» (урок № 2, глава II «Компьютер для начинающих »)
Базовый учебник:
Информатика: Учебник для 5 класса. / Л.Л. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 192 с.: ил.
Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. / Л.Л. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 87 с.: ил.
Цель: познакомить учащихся с устройством компьютера; сформировать представления о требованиях безопасности и гигиены при работе с компьютером.
Задачи урока:
Образовательные: ввести новые понятия- процессор, ОЗУ (оперативное запоминающее устройство, ПЗУ (постоянное запоминающее устройство); дать первоначальные сведения о составе аппаратного обеспечения компьютера.
Развивающие: развивать умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР. Способствовать формированию информационной культуры. Развитие памяти, логики и интеллекта.
Воспитательные: формирование коммуникативных отношений, умение работать в группах.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценностей информации и знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Предметные: понимание основных устройств компьютера, составляющих аппаратное обеспечение компьютера.
Универсальные учебные действия:
Личностные: необходимость изучения информатики и ИКТ, соблюдение требований техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям, структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Тип урока: комбинированный
Форма работы учащихся: фронтальная и индивидуальная
Техническое оборудование: интерактивная доска, интернет, ЭОР, персональный компьютер.
Структура и ход урока.

Название этапа урока
Название используемых ЭОР
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время

1
Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.
Приветствие учителя, подготовка к уроку.
1мин

2
Актуализация знаний

Визуальная проверка выполнения заданий РТ: №1, №2 с.3 (бегло просмотреть раскрытые на с.3 рабочие тетради всех учеников); несколько учеников учитель просит зачитать свои варианты выполнения этих заданий.

Вопросы: №1-3, 6 §1.1.

Расскажите, что вы знаете про информацию.
Что изучает наука информатика?
Для чего человеку понадобился компьютер?
4.Приведите примеры числовой, текстовой, графической, звуковой и видеоинформации.

Ученики отвечают домашнее задание:
Задание РТ: №1 с.3.
Продолжите фразы:
а) Информация - это знания и сведения об окружающем мире.
б) Информатика - это наука, занимающаяся изучением возможных способов передачи, хранения и обработки информации с помощью компьютера.
Задание РТ: №2 с.3.
Для чего человеку нужны линейка, транспортир, термометр, барометр, компас, телескоп, микроскоп? Для получения более точной информации в дополнение к органам чувств человека.
4 мин

3
Объяснение нового материала
Слайды

1. Как устроен компьютер, §2.1, плакат 6 (рассказ об основных устройствах компьютера, сопровождающийся демонстрацией устройств или их изображений).
Основные устройства компьютера: системный блок, монитор, клавиатура.
Дополнительные устройства компьютера: принтер, мышь, акустические колонки, джойстик, дисковод CD-ROM, графопостроитель и т.д.
Системный блок (самый главный в компьютере): процессор, память, накопители на гибких и жёстких магнитных дисках, блок питания и др.
Устройства ввода: клавиатура, мышь, трекбол, тачпад, сканер, микрофон, игровые манипуляторы (джойстики), цифровые камеры, модем т.д. Результат ввода - запись данных в ОЗУ.
Устройство для вычислений, обработки информации и управления работой компьютера: процессор. Все операции в компьютере протекают с участием процессора.
Работают с текстом учебника, анализируют предстоящую деятельность



Предлагают свои варианты назначения основных устройств компьютера и отвечают на вопросы учителя.


Принимают участие в диалоге с учителем.


Записывают в тетради новые понятия
5 мин





4 мин






2 мин






5 мин

4
Первичное закрепление усвоенного материала

Формулирует задания для учеников, корректирует их работу.
Клавиатурный тренажер в режиме "Практика со словами".
Загрузка программы, регистрация учеников и выбор соответствующего режима осуществляется перед началом урока.
Предложить ученикам после выполнения задания записать свои результаты (количество напечатанных символов, скорость набора, точность, ошибочно нажатые клавиши).
Проверяет полученный результат.
Учащиеся работают индивидуально на компьютере.








Демонстрируют результат своей работы.
10 мин









5 мин

5
Физминутка
Презентация (зарядка для глаз)
Учитель показывает слайды с упражнениями для глаз.
Учащиеся выполняют упражнения.
3 мин


6
Закрепление изученного материала


Учитель задает вопросы учащимся:
Из каких основных устройств состоит компьютер?
Как называется устройство обработки информации?
Какие вы знаете устройства хранения информации?
Что входит в состав аппаратного обеспечения компьютера?
Демонстрируют знания , понимание причинно-следственных связей .

Формулируют ответ, применяя полученные знания.
4 мин

7
Постановка домашнего задания

Подводит итоги урока.
Комментирует и выставляет оценки за урок.
Объясняет д/з
§2.1, §2.2, §3.10, вопросы.
РТ: №1 с.54, №2 с.55.
Подготовиться к тестированию по изученному материалу.

Оценивают работу на уроке всего класса «смайликом» на доске.
Записывают домашнее задание в дневник, проверяют друг у друга запись в дневнике.

2 мин












15