Программа подготовки к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ



Программа подготовки к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ
по биологии на 2014-2015 учебный год.


2013-2014 учебный год
Паспорт программы
Муниципальное образование МКОУ Нерастанновская СОШ
Название программы «Подготовка обучающихся к ЕГЭ по биологии»Цели повышение качества биологического образования;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации, умений по выполнению типовых заданий, применяемых в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ;
воспитание культуры труда, позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;
Задачи повторение, закрепление и углубление знаний по основным разделам школьного курса биологии;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий, находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения биологии, в ходе работы с различными источниками информации;
развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе;
воспитание культуры труда, ответственного отношения к своему здоровью;
Ожидаемые результаты Обеспечение устойчивой позитивной динамики повышения качества биологического образования в результатах ЕГЭ по биологии
Автор программы
Орешкова Людмила Солтановна – учитель биологии МКОУ Нерастанновской СОШ
Пояснительная записка
Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования и предназначена для дополнительного изучения биологии в общеобразовательных учреждениях в 10-11-хклассах. В настоящее время актуально стоит вопрос о сдаче учащимися ЕГЭ. Вопросы экзамена требуют знания материала по основным отраслям биологии: ботанике, зоологии, анатомии, физиологии, цитологии, генетике, эволюции, экологии. Программа ориентирована на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся, а также на более полное изучение этих стандартов. Знания, полученные на таких занятиях по биологии, должны не только определить общий культурный уровень современного человека, но и обеспечить его адекватное поведение в окружающей среде, помочь в реальной жизни, углубить некоторые биологические понятия, и помочь учащимся при сдаче ЕГЭ по биологии.
Данный курс расчитан на 1 часа в неделю, 36 часов в год в 10 классе и 36 часов в год (по 1 часу в неделю) в 11 классе.
Требования к знаниям и умениям учащихся:
В результате посещения подготовительного курса ученик на базовом уровне должен:
Знать /понимать:
основные положения биологических теорий (клеточная, хромосомная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учения В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
строение биологических объектов: генов и хромосом, клетки, тканей, органов, систем органов, организма растений, животных, человека, грибов, бактерий,; вида и экосистем (структура); сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
Уметь:
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
описывать особей видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Учебно-тематическое планирование
№ Раздел, название темы Кол-во
Часов Дата
РАЗДЕЛ 1: БОТАНИКА
1. Вводное занятие по ботанике. Строения растительной клетки. 1 2. Типы растительных тканей. 1 3. Строение и функции корня высших растений. Видоизменения корней. Побег и почка. 1 4. Строение и функции листа. Фотосинтез: основные этапы. 1 5. Стебель. Его строение и видоизменения. 1 6. Вегетативное размножение. Строение и разнообразие цветов, плодов и семян. 1 7. Прокариоты: бактерии и сине-зеленые водоросли. 1 8. Царство грибы, их разнообразие. 1 9. Водоросли (зеленые, красные, бурые). Лишайники. Мхи. Папоротники, хвощи, плауны. 1 10. Голосеменные. Покрытосеменные (двудольные и однодольные; краткая характеристика основных семейств). 1 11. Отработка заданий раздела БОТАНИКА 7 РАЗДЕЛ 2: ЗООЛОГИЯ
12. Вводное занятие по зоологии. Тип простейшие. Появление многоклеточных. Тип кишечнополостные. 1 13. Типы плоские, круглые и кольчатые черви. Жизненные циклы паразитических червей. 1 14. Тип моллюски, классы брюхоногие, двустворчатые, головоногие. Тип членистоногие – общая характеристика. 1 15. Классы ракообразные, паукообразные, насекомые. Основные отряды насекомых. 1 16. Общая характеристика хордовых. Бесчерепные (ланцетник). Рыбы, различные классы рыб. 1 17. Появление четвероногих, их постепенное приспособление к обитанию на суше. Классы амфибии и рептилии. 1 18. Классы птицы и млекопитающие. Их систематические подразделения. Основные отряды плацентарных. 1 19. Отработка заданий раздела ЗООЛОГИЯ 10 РАЗДЕЛ 3: АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ
20. Вводное занятие по анатомии и физиологии. Основные типы тканей человека. Опорно-двигательная система. Скелет. Мышцы. 1 21. Система крови. Функции форменных элементов. Иммунитет. Свертывание. Кровеносные сосуды. 1 22. Сердце, регуляция его деятельности. Лимфатическая система. Дыхательная система. 1 23. Система пищеварения, роль различных органов. Питание (белки, жиры, углеводы, витамины). 1 24. Выделительная система. Почки: их строение и регуляция деятельности. Покровная система. Терморегуляция. 1 25. Строение нервной системы. Спинной мозг и его функции. Головной мозг и функции различных его отделов. 1 26. Вегетативная нервная система. Органы чувств (зрение, слух, чувство равновесия, вкус, обоняние и др.). 1 27. Физиология высшей нервной деятельности. Физиологические основы психической деятельности. 1 28. Железы внутренней секреции. Половые железы. Развитие эмбриона человека. Развитие новорожденного 1 29. Отработка заданий раздела АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ 8 РАЗДЕЛ 4: ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ
30. Вводное занятие по общей биологии. Эволюционная теория. Эпохи и периоды развития жизни на Земле. 1 32. Происхождение человека (антропогенез). Основные понятия и проблемы экологии. 1 32. Экология: роль абиотических факторов. Пищевые цепи. Ноосфера. Клеточная теория. Происхождение клетки. 1 33. Разнообразие внутриклеточных органелл. Основные классы веществ, составляющих клетку. Особое значение белков и ДНК. 1 34. Энергетический обмен в клетке. Гликолиз и дыхание. Роль митохондрий. Фотосинтез: темновая и световая стадии. 1 35. Процессы редупликации и транскрипции. Генетический код. Трансляция, роль рибосом. 1 36. Размножение клеток. Митоз. Образование половых клеток. Мейоз. Эмбриологическое развитие хордовых. 1 37. Основы генетики. Законы Менделя. Сцепленное наследование, кроссинговер, генетика пола. Полимерное наследование. 1 38. Наследственная и модификационная изменчивость. Популяционная генетика. Селекция животных, растений, микроорганизмов. 1 39. Отработка заданий раздела ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ 7 40. Пробный ЕГЭ по биологии. 1 ИТОГО 68 ч. Информационное обеспечение программы
Учебники для учащихся:
Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6класс. Пасечник В. В.
Многообразие живых организмов. 7 класс Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология..Биология. Животные.7 класс. Латюшин В. В., Шапкин В. А
Биология. Человек. 8 кл. Колесов В. Д., Маш Р. Д. и др.
Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В.
Биология. Человек. 9 класс, Батуев А. С. и др.
Общая биология. 10—11кл. Беляев Д. К.
Общая биология. 10-11 класс. Захаров В. Б., Мамонтов С. Г., Сонин Н. И.
Учебные пособия для учащихся:
Единый государственный экзамен: Биология: методика подготовки/Г.И. Лернер – М., Просвещение, ЭКСМО, 2008.
Лернер Г.И. Уроки биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2005.
Лернер Г.И. Уроки биологии. Животные.7, 8 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. М.:ЭКСМО, 2005.
Лернер Г.И. Уроки биологии. Человек: анатомия, физиология гигиена. 8, 9 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.:ЭКСМО, 2005.
Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. 10,11 классы. Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2005.
Электронные учебные пособия:
Учебное электронное пособие «Уроки биологии». Кирилл и Мефодий.
Учебное электронное пособие «Биология. 6-9 класс» Кирилл и Мефодий
Полный интерактивный курс биологии «Физикон»
Учебное электронное пособие «Экология» 1С:Образование3.0.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Презентации к урокам. (автор Пименов А.В.)
Электронное пособие «Биология. Анатомия и физиология человека» («Просвещение»).
Электронное пособие «Биология. Решебник – Биоэнциклопедия» (компания «Русс Бит-М»).