Технология психологического сопровождения обучающихся 9-х и 11-го классов в период подготовки к государственной (итоговой) аттестации


Технология психологического сопровождения обучающихся 9-х и 11-го классов в период подготовки к государственной (итоговой) аттестации.
Актуальность психологической подготовки к ЕГЭ и ОГЭ - 9 трудно недооценить. Это связано и с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией, и с тем, что ЕГЭ и ОГЭ - 9 как форма экзамена появились сравнительно недавно и каждый год меняются требования к проведению экзамена, и с тем, что такая форма проведения экзамена для многих выпускников является непривычной и пугающей. Все это привело к необходимости психологического сопровождения обучающихся 9-х и 11-го класса, позволяющему помочь ученику более эффективно подготовиться к экзамену и справиться с волнением.
Под психологической готовностью к сдаче ЕГЭ и ОГЭ-9 подразумевается сформированность у школьника психологических свойств и социальных компетенций (психофизиологической, личностной технологической, мотивационной, самооценочной), без которых невозможна успешная сдача экзаменов. Такое определение психологической готовности учеников к сдаче ЕГЭ и ОГЭ -9 позволяет работать сразу над тремя направлениями, традиционно реализуемыми школьными педагогами-психологами по подготовке к итоговой аттестации:
просвещение обучающихся и родителей – с целью формирования адекватного реалистического мнения о ЕГЭ, ОГЭ-9 (выступления на родительских собраниях, индивидуальные и групповые беседы с обучающимися);
диагностика обучающихся – с целью формирования у них знаний о своих психологических особенностях;
практические занятия с обучающимися с элементами тренинга, направленные на формирование конструктивной стратегии деятельности на экзамене; с родителями, имеющие целью трансляцию навыков грамотного поведения обучающихся на экзамене через родителей.
Все три направления работы педагога-психолога по подготовке обучающихся к итоговой аттестации помогают достигнуть общих целей психологического сопровождения выпускников.
Работа с обучающимися.
Психологическое сопровождение обучающихся реализуется следующими способами:
психологическая диагностика;
индивидуальное и групповое консультирование обучающихся;
тренинговые занятия с обучающимися;
информационная поддержка.
Психологическая диагностика.
Проведение различных психологических исследований, анкетирований, тестирований позволяет сформировать у обучающихся знания о своих психологических особенностях и умения эффективно организовать свою учебную деятельность в соответствии с этими особенностями.
Своеобразие учебной деятельности каждого ребёнка связано с целым рядом индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией и т.д.
Выявление детей, имеющих личностные и познавательные трудности при подготовке и сдаче ЕГЭ и ОГЭ-9, возможно на протяжении всего обучения в школе. Подготовительным этапом для прогнозирования возникновения возможных трудностей при подготовке и сдаче ЕГЭ и ОГЭ-9 можно считать итоги плановой диагностики, проведённой на более ранних этапах.
Психологическая диагностика проводится на каждом этапе психологического сопровождения. Уже в начальной школе мы выделяем группы детей, которые испытывают трудности в обучении. Аналогичные трудности встречаются и при подготовке и сдаче ЕГЭ и ОГЭ-9. Ранняя диагностика таких трудностей позволяет выявить обучающихся «группы риска» при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ-9 и эффективно организовать их психологическое сопровождение на протяжении всего обучения.
Психодиагностический инструментарий, используемый при психологическом сопровождении ЕГЭ и ОГЭ-9:
Методика «Шкала тревожности» Е.И.Рогова;
Методика «Диагностика уровня самооценки личности» Г.Н.Казанцевой;
«Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы» Ч.Д.Спилберг – модификация А.Д.Андреевой;
Анкета «Готовность к ЕГЭ»;
Анкета «Отношение к школе, к ЕГЭ»;
Анкетирование после проведенных пробных экзаменов.
Индивидуальное и групповое консультирование обучающихся.
Консультативная деятельность – это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.
Особенностью консультативной работы педагога-психолога по психологической подготовке к ЕГЭ и ОГЭ-9 является формирование у обучающихся и их родителей, у педагогических работников и руководителей знаний о проблемах, возникающих у обучающихся при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ-9; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
Тренинговые занятия с обучающимися.
Проведение тренингов, классных часов, бесед являются важным, эффективным средством в психологическом сопровождении ЕГЭ и ОГЭ-9. Тренинговые занятия решают большое количество задач:
развитие познавательной сферы обучающихся;
снятие тревожности, формирование адекватной самооценки;
повышение сопротивляемости стрессу;
отработка навыков поведения на экзамене;
развитие уверенности в себе;
развитие навыков самоконтроля;
развитие навыков саморегуляции;
обучение приёмам релаксации и снятия нервно-мышечного напряжения;
помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок;
обучение приёмам эффективного запоминания;
обучение методам работы с текстом.
Работа с родителями.
Очень часто родители обучающихся сами находятся в состоянии тревожности, стресса, когда их ребёнок должен сдавать выпускные экзамены. Это состояние легко может быть транслировано детям, приводя к возникновению неблагоприятных состояний у выпускников.
Родители так же могут служить транслятором психологического воздействия на детей в рамках создания благоприятной атмосферы во время подготовки к экзаменам, снижению стрессовых состояний, преодолении трудностей различного происхождения. Родители могут помочь детям правильно организовать время подготовки, распределить нагрузку, снизить тревожное состояние.
Основные направления работы педагога-психолога с родителями выпускников:
Индивидуальное консультирование. Индивидуальные консультации не предполагают четкого плана и тематики.
Информационная поддержка родителей. Составление и выпуск информационных материалов для родителей выпускников в виде памяток по различным темам.
Работа с педагогами.
Основные направления работы:
Индивидуальное консультирование. Индивидуальные консультации не предполагают четкого плана и тематики.
Информационная поддержка педагогов. Составление и выпуск информационных материалов для педагогов в виде памяток по различным темам, методических рекомендаций классным руководителям по подготовке выпускников к ЕГЭ и ОГЭ-9.
Совместный контроль с педагогами и классными руководителями подготовки обучающихся к  ЕГЭ и ОГЭ-9.
Мероприятия психологического сопровождения обучающихся 9, 11 классов
в период подготовки к государственной (итоговой) аттестации
на 2015-2016 учебный год.
Сроки Мероприятия
В течение учебного года
Индивидуальные консультации учащихся 9, 11 классов, родителей и педагогов
Совместный контроль с педагогами и классными руководителями подготовки обучающихся к  ЕГЭ и ОГЭ-9
Сентябрь
Формирование пакета рекомендаций для классных руководителей, учителей-предметников, обучающихся и их родителей по вопросам подготовки к ЕГЭ и ОГЭ-9
Родительское собрание «Психологическое сопровождение обучающихся в период подготовки к государственной (итоговой) аттестации»
Октябрь
Анкетирование обучающихся 11-го класса «Готовность в ЕГЭ».
Тренинг с обучающимися 11-го класса «Что такое ЕГЭ».
Посещение уроков в 9-х классах.
Консультация для обучающихся 9-х классов «Как подготовиться к экзаменам».
Тренинг с обучающимися 9-х классов «Кинезиологические упражнения для стимуляции познавательных процессов».
Ноябрь
Анкетирование обучающихся 11-го класса «Отношение к школе, к ЕГЭ».
Диагностика самооценки у обучающихся 9-х и 11-го классов.
Тренинг с обучающимися 11 класса «Индивидуальный способ деятельности».
Консультация для обучающихся 9-х классов «Как подготовиться к экзаменам. Память и приёмы запоминания».
Тренинг с обучающимися 9-х классов «Поведение на экзамене».
Родительское собрание «Анализ результатов анкетирования и тестирования обучающихся 9-х и 11-го классов по отношению к школе, готовности к ЕГЭ и самооценке»
Тренинг для родителей «Психологические приёмы поддержки детей при подготовке к государственной (итоговой) аттестации»
Декабрь
Тренинг с обучающимися 11 класса «Мой учебный стиль».
Диагностика уровня тревожности обучающихся 9-х и 11-го классов.
Консультация для обучающихся 9-х классов «Как подготовиться к экзаменам. Знакомство с приёмами волевой мобилизации и приёмами самообладания».
Тренинг с обучающимися 9-х классов «Как повысить стрессоустойчивость».
Родительское собрание «Анализ диагностики уровня тревожности обучающихся. Способы снижения тревожности»
Январь Анкетирование обучающихся после проведенных пробных экзаменов.
Анализ результатов анкетирования обучающихся и разработка рекомендаций для учителей-предметников и классных руководителей
Тренинг с обучающимися 9-х классов «Способы снятия нервно-психического напряжения».
Тренинг с обучающимися 11-го класса «Как справиться со стрессом на экзамене».
Индивидуальное консультирование обучающихся и их родителей по подготовке к ОГЭ-9.
Тренинг с родителями обучающихся 9-х, 11-го классов «Способы снятия нервно-психического напряжения»
Февраль Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению у обучающихся 9-х классов
Тренинг с обучающимися 11-го класса «Уверенность на экзамене».
Тренинг с обучающимися 9-х классов «Прощай, напряжение».
Индивидуальное консультирование обучающихся 9-х классов «Рекомендации по подготовке к ГИА».
Групповое консультирование с обучающимися 11-го класса «Памятки для выпускников по подготовке к ЕГЭ».
Март
Тренинг с обучающимися 11-го класса «Моя ответственность на экзамене».
Тренинг с обучающимися 9-х классов «Как бороться со стрессом».
Индивидуальное консультирование обучающихся 9-х классов и их родителей по вопросам подготовки к ОГЭ-9.
Подготовка методических рекомендаций  классным руководителям по подготовке выпускников  к  ЕГЭ и ОГЭ -9
Родительское собрание «Поддержка ребёнка во время подготовки к государственной (итоговой) аттестации»
Апрель Тренинг с обучающимися 11-го класса «Сдаём ЕГЭ».
Тренинг с обучающимися 9-х классов «Эмоции и поведение».
Индивидуальное консультирование обучающихся 9-х и 11-го классов по вопросам подготовки к ОГЭ-9 и ЕГЭ.
Май Индивидуальное консультирование обучающихся 9-х и 11-го классов по вопросам подготовки к ОГЭ-9 и ЕГЭ.
Тренинг с обучающимися 9-х классов «Как управлять своими эмоциями».
Педагог-психолог МОУ СОШ № 22 Лукахина М.И.