Разработка урока по истории 5 класс Восстание Спартака



Технологическая карта урока
ФИО учителя
Терешонкова Надежда Максимовна

Предмет
История Древнего мира

Класс
5

Номер урока
№ 9 в разделе «Древний Рим»

Тема
«Восстание Спартака».

Тип урока
Комбинированный

Образователь
ные технологии
Проблемного обучения, информационно- коммуникативная, здоровьесберегающая, игровая, групповая, метод проектов



Цель
Познакомить с источниками рабства и способами использования рабского труда в Древнем Риме.
На примере восстания Спартака раскрыть цели, причины, итоги антирабовладельческой борьбы и ее историческое значение.
Продолжить формирование умений работать с историческими источниками, текстом учебника, давать характеристику событиям и их участникам. способствовать формированию представлений у обучающихся о восстании Спартака в Древнем Риме.


Задачи
Образовательные:
- выявить причины восстания Спартака, их сущность,
- познакомить с этапами восстания, -способствовать пониманию причин поражения восстания,
- определить историческое значение восстания
Развивающие:
- продолжить развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией);
- продолжить развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией.
Воспитательные:
- способствовать реализации творческого потенциала в учебной деятельности;
- продолжить формирование нравственных ориентиров и умений давать нравственную оценку конкретных ситуаций.
здоровьесберегающие:
-обеспечить снятие умственного и физического напряжения через игровые элементы и работу в группе,
-формировать ответственное отношение к здоровью



Планируемые результаты
Предметные: (знания, умения, представления) -формирование уважительного отношения к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.
- создание у обучающихся представлений об исторических источниках, их особенностях, формирование основ их анализа.
- ознакомление обучающихся с важнейшими событиями всемирной истории, биографиями исторических деятелей прошлого.




Личностные: (личностные УУД)
- понимать культурное многообразия мира, уважение к истории других народов мира;
- аргументированно оценивать свои и чужие поступки, конкретные исторические ситуации, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности
Метапредметные:
(познавательные, регулятивные,
коммуникативные УУД)
- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
- выработка умений работать с учебной информацией;
- определять цель, проблему, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели
- готовность к сотрудничеству с соучениками;
- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок.

УМК
Вигасин А.А., Годер Г.И. и др. Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина – А.О Сороко-Цюпы. 5 – 9 классы: пособие для учителей ОУ – М., «Просвещение», 2011 г.
Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для ОУ – М, «Просвещение», 2011.

Ресурсы (оснащение)
учебник: Вигасин А.А. "История Древнего мира". Просвещение, 2015 г.,
компьютер,
презентация,
отрывок документа Плутарх «Марк Красс» (О.В.Арасланова Поурочные разработки по истории Древнего мира., «Вако» Москва
2004 стр. 237-238)
настенная карта «Древняя Италия»
раздаточный материал


.


ХОД УРОКА
Этап урока

Форма организации
Деятель
ности

Деятельность
учителя
Деятельность
учеников
Знания,
Умения,
представления
Формируемые

П
Ууд

Р


К


Л

Организационный момент
Цель:
-содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству
Фронтальная
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.
Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть сегодня на уроке. Мы с вами вновь отправимся в захватывающее путешествие по Древнему Риму и узнаем об одном из самых значи-
мых событий в истории этого Великого госуда-
рства Древности
Приветствуют учителя

Мотива
ция учебного
процеса


ребёнок задумается,
зачем ему изучать данную тему

2. Актуализация знаний.
Цели:
-установить правильность и осознанность выполнения всеми обучающимися домашнего задания;
-устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом ЗУН.

Фронтальная
Проблемное задание.
Давайте определимся с темой урока. Для этого послушайте, пожалуйста, стихотворение и подумайте, о чём говорится в тексте?
(Слайд 2)
«Свобода! Свобода!
Богиня богинь!
Когда нападут легионы врагов,
В мечи превратишь ты оковы рабов!
И в странах позора, где царствует гнёт,
Пусть самый ленивый оружье возьмёт.
Свобода! Свобода!
Богиня богинь!
Высказывают свои предположения
(О борьбе рабов за свободу)



Общеучеб
ные: умение строить речевое высказывание в устной и
письменной форме
Логические: установление причинно-следственных связей.

Прогнозирова
ние
(предвидение будущих
событий
и развития
процесса




Групповая

Организует работу обучающихся в группах.
А теперь давайте вспомним, что мы уже знаем с вами о положении рабов в Древнем Риме.
Мы будем работать в группах, которые определили в начале урока по любимому цвету.
Каждой группе даётся задание, которое она должна выполнить за 3 минуты
(Слайд3)
Задание
1 группе:
источники рабства.

Задание
2 группе:
применение труда рабов.

Задание
3 группе:
Отношение к рабам.

Вывод: ни в одной стране мира не было такого числа рабов и такой жестокой эксплуатации как в Древнем Риме.

Работа в группах.
1 группа:
1. завоевания
2. дети рабов
3. ограбление провинций
2 группа:
1. в с/х: на виллах рабовладельцев
2. прислуга в доме рабовладельца
3. рабы-гладиаторы
3 группа:
1. работа от зари до зари
2. кормили впроголодь
3. подвергали истязаниям.
4. не заботились о здоровье.

Использование полученных знаний
Умение строить высказывание

- умение догова-
риваться и приходить к общему решению в совместной деятель-
ности
организа
ция учебного сотрудниче
ства со сверстни-
ками, определе-
ние функций участников способов взаимодей
ст-вия
- участие в коллектив-
ном обсужде
нии проблем

Ответствен
ность за
работу
группы


Фронтальная
Учитель задает вопрос Чем недовольны были рабы? (Слайд4)

Высказывают
предположения
Трудная и невыносимая работа.
Раб не имеет прав
Тяжёлые
условия жизни.
Жизнь раба не ценится

Понятие раб
Умение
строить высказыва
ние

Умение слушать мнение
других



Фронтальная
Проблемный вопрос:
Подумайте, к какому результату может привести такое бесчеловечное отношение к
Высказывают предположения заговорам, неподчинению, восстаниям


Умение
строить высказыва
ние,логически расссужда
ть
Осуществлять
Познавательную
рефлексию
Умение слушать мнение
других




Итак, тема нашего урока (Слайд5)
«Восстание рабов в Древнем Риме».
Записывают в тетрадь тему урока.

Понятие восстание





3. Целеполагание.
Цели:
-подведение детей к формулированию темы, цели и постановке задач урока;
-организовать составление совместного плана действий;

фронтальная
Совместно с обучающимися формулирует цель и задачи урока.
Какова цель нашего урока?
Узнать о самом крупном восстании рабов в Древнем Риме.

Для того чтобы добиться цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Каковы причины восстания?
2. Ход восстания.
3. Итоги восстания.
4. Значение восстания.

Участвуют в постановке цели и задач урока.
Высказывают предположения


Умение составлять план,выделять основные вопросы Обсужде
ние
пунктов плана
Самостоятельно ставить новые
Учебные задачи

- осуществле-
ние целеполага
ния
- планирова-
ние путей достижения цели.


Обсуждение этапов плана, предложение вариантов


. Открытие нового знания.
Цели:
- обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение обучающимися изучаемого материала
- содействовать усвоению обучающимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению)
- обеспечить закрепление в памяти обучающихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
групповая
1.Определяет задачу для обучающихся и способы её решения.
1 Причины восстания.

. Теперь вы выступите в роли исследователей и, изучив исторический документ, определите причины восстания.

Работают с текстом Плутарх «Марк Красс», определяют причины восстания.
Причины восстания:
1. недовольство рабов своим положением
2. насильное обучение военному делу
3. несправедливое отношение хозяина

Работа с историческим источником
Общеучеб
ные:
- владение смысловым чтением реализация исследова-
тельской деятельно-
сти
- поиск информа
ции
-структури-
рование текста, умение выделять главное и второсте-
пенное, главную идею текста, выстраи-
вать последова-
тельность описывае-
мых событий
Логические
- анализ
-выделение причинно- следственных связей


Самостоятель
ный анализ условий достижения цели, на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале
-самостоятель
ный контроль своего времени
Умение работать в группе,взаимопомощь
Нравственно-этическое оценивание


индивидуальная
2. Определяет задачу для обучающихся и способы её решения.

Ход восстания:

-Что же это был за человек, сумевший поднять рабов на борьбу и навеки оставшийся в памяти народа?
(доклад)-Итак, ребята, что мы узнали о Спартаке, предводителе восставших?

Слушают доклад


Получают
новые
знания
Вычленяют основную мысль
Выслуши
вают
одноклас
-сника
Формирова-
ние
положитель-
ного образа


индивидуальная
Ход восстания: Давайте и мы с вами совершим путешествие теми путями, которыми прошли восставшие.
Просмотр презентации.
(Слайд 8-15)
Возьмите, пожалуйста, контурные карты. Ваша задача заполнить их.
Ваш помощник – карта в учебнике на стр. 249.


Просмотр презентации
Заполнение контурных карт по ходу просмотра презентации

Работа с контурной картой
Получение новых знаний и навыков


Самостояте-
льно выполнять работу


фронтальная
.Организует работу с иллюстрацией.
стр. 237

– Попробуйте по картине предположить исход битвы. Почему так решили?
Как вы думаете, почему войско Спартака потерпело поражение?

Рассматривают иллюстрацию
Отвечают на вопросы
Восстание закончилось поражением.
Высказывают предположения
а) Плохая организация войска восставших;
б) нет чёткого плана действий;
в) предательство пиратов;
г) плохое вооружение;
д) устали от длительных походов Записать причин
поражения


Работа с иллюстра
цией
Умение высказы
вать
свою точку зрения,получать знания из разных источников


самоконтроль


Фронтальная
. Определяет значение восстания


Записывают в тетрадь
Работа в тетради
Умение делать выводы




5. Применение нового знания.
Цели:
-обеспечить усвоение обучающимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.
индивидуальная
Организует работу с лентой времени и кроссвордом
Заполняют кроссворд.и ленту времени
взаимопроверка
Работа с хроноло-
гией и понятиями
Умение оценивать работу других




6. Рефлексия
Цели:
- выявление качества и уровня усвоения обучающимися знаний и способов действий;
-выявить недостатки в знаниях и способах действий обучающихся;
-обеспечить развитие у школьников способности к оценочным
индивидуальная
Обобщение информации, анализ деятельности учеников на уроке.
Общая характеристика работы класса и каждого учащегося, показать успешность каждого ученика, выставление оценки за урок.
Самооценка и взаимооценка деятельности
на уроке


саморегуляция (адекватно воспринимать оценку совей работы учителем, товарищами)




7. Домашнее задание.
Цель:
-обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
фронтальная
Объясняет домашнее задание и способы его выполнения.
(Слайд 19)
1. Прочитать параграф 51, заполнить рабочую тетрадь к параграфу
2. Ответить на вопросы 2-5 в конце параграфа 51
3. Творческое задание по желанию. Составить рассказ от имени участника восстания: о бегстве гладиаторов из Капуи или о победе спартаковцев у подножия Везувия

Слушают учителя
Записывают задание в дневник






. Работа с лентой времени.
В каком году произошло восстание Спартака? 74-71 гг. до н.э.
Какой это век?
Отметьте этот период на линии времени.
Посчитайте, сколько веков назад произошло восстание?
– Сколько лет назад оно закончилось? 2083 года назад.
Кроссворда.

Раб, возглавивший одно из крупнейших восстаний рабов в Италии в I в. до н.э.
Вулкан, где восставшие рабы устроили лагерь.
Полководец, который «запер» Спартака с армией на юге Италии.
Люди, находящиеся в неволе и прислуживающие хозяевам.
Рабы-воины.
Горы, делящие Италию на Цизальпийскую и Трансподанскую

Рисунок 515