Методическая разработка открытого урока по Истории Древнего мира для 5 класса по теме: Рабство в Древнем Риме

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Арсеньевского городского округа









Урок истории в 5 классе
«Рабство в Древнем Риме»






Автор:
Турусова Оксана Сергеевна
Учитель истории























Арсеньевского городского округа
2014 г.

Пояснительная записка

Работа представлена по гуманитарному направлению, программа по истории для общеобразовательных школ, автор учебника «История Древнего мира, 5 класс» Саплина Е.В., Ляпустин Б.С., Саплин А.И. – М.: Дрофа, 2009. – 287 с.
Количество часов в неделю – 2.
Урок из раздела «Древний Рим». Особенность изучения этого раздела заключается в том, что он разделен на 7 разделов. Данный урок – в 3 разделе «Римское общество».
Урок был проведён в рамках школы в 2013 году для обучающихся 5а класса МОБУ СОШ № 10. Класс по учебным возможностям сильный, большинство обучающихся находятся на высоком уровне усвоения и применения ЗУН по предмету.
Цели урока:
Образовательная: учащиеся должны знать об основных источниках в Древнем Риме; иметь представление о важнейших особенностях рабства в Риме; понимать значение терминов «раб», «рабовладелиц» подвести учащихся к выводу о том, что ни в одной стране древнего мира не было такого огромного числа рабов и такой жестокой их эксплуатации, как в Риме.
Развивающая: Продолжить формирование у учащихся следующие умения: показывать географические объекты на карте, последовательно описывать события, объяснять свое отношение к тому или иному событию, личности, действию, объяснять значение терминов: раб, рабовладелиц; развивать умение работать в группе.
Воспитательная: Воспитание сочувствия, сопереживания к положению рабов в Риме, формирование правильное представление о рабстве и труде рабов, развитию интереса к истории, любознательности.
Планируемый результат – знать источники 13 LINK "http://hghltd.yandex.net/yandbtm?tld=ru&text=%D0%A0%D0%90%
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·15 рабства 13 LINK "http://hghltd.yandex.net/yandbtm?tld=ru&text=%D0%A0%D0%90%D0%91%D0%A1%D0%A2%D0%92%D0%9E%20%D0%92%20%D0%94%D0%A0%D0%95%D0%92%D0%9D%D0%95%D0%9C%20%D0%A0%D0%98%D0%9C%D0%95&url=http%3A%2F%2Fs06024.edu35.ru%2Fattachments%2Farticle%2F318%2F
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·15, используя документ и иллюстрации описывать образ жизни рабов, называть характерные черты положения рабов 13 LINK "http://hghltd.yandex.net/yandbtm?tld=ru&text=%D0%A0%D0%90%D0%91%D0%A1%D0%A2%D0%92%D0%9E%20%D0%92%20%D0%94%D0%A0%D0%95%D0%92%D0%9D%D0%95%
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·15 в 13 LINK "http://hghltd.yandex.net/yandbtm?tld=ru&text=%D0%A0%D0%90%D0%91%D0%A1%D0%A2%D0%92%D0%9E%20%D0%92%20%D0%94%D0%A0%D0%95%D0%92%D0%9D%D0%95%D0%9C%20%D0%A0%D0%98%D0%9C%D0%95&url=http%3A%2F%2Fs06024.edu35.ru%2Fattachments%2Farticle%2F318%2F%25D0%
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·15 Древнем 13 LINK "http://hghltd.yandex.net/yandbtm?tld=ru&text=%D0%A0%D0%90%D0%91%D0%A1%D0%A2%D0%92%D0%9E%20%D0%92%20%D0%94%D0%A0%D0%95%D0%92%D0%9D%D0%95%D0%9C%20%D0%A0%D0%98%D0%9C%D0%95&url=http%3A%2F%2Fs06024.edu35.ru%2Fattachments%2Farticle%2F318%2F
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Риме 13 LINK "http://hghltd.yandex.net/yandbtm?tld=ru&text=%D0%A0%D0%90%D0%91%D0%A1%D0%A2%D0%92%D0%9E%20%D0%92%20%D0%94%D0%A0%D0%95%D0%92%D0%9D%D0%95%D0%9C%20%D0%A0%D0%98%D0%9C%D0%95&url=http%3A%2F%2Fs06024.edu35.ru%2Fattachments%2Farticle%2F318%2F%25D
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·, объяснять значение понятий: раб, рабовладелец.

Оборудование
1. Учебник История Древнего мира Саплина Е.В., Ляпустин Б.С., Саплин А.И. – М.: Дрофа, 2009. – 287 с.
2. Проектор, презентация «Рабство в Древнем Риме».

Организационный план урока
Организационный план время
1. Организационный момент: подготовка учащихся к уроку. - 5 мин
2. Проверка домашнего задания - 10 мин
3. Изучение нового материала -
·20 мин
4. Закрепление нового материала - 5 мин
5. Задание на дом - 5 мин

Тип урока - комбинированный

Проверка домашнего задания
1. Вспомните, о чем шла речь на прошлом уроке?
2. Рассказать какую роль играла римская фамилия в жизни государства?
3. Чем отличается положение женщины в Древнем Риме от положения женщины в современном обществе?
4. Что служило подтверждением принадлежности к римлянам?
5. Что связывало патронов и клиентов.

Подготовка учащихся к изучению нового материала
1. Прежде чем назвать тему нового материала послушайте следующие стихотворные строки и подумайте, о ком из жителей Древнего мира они сказаны:
Он родился свободным
Под отеческим кровом,
Но в железные цепи
Был врагами закован.
Он теперь на чужбине,
Он теперь не свободен-
Никогда не увидит
Он Отчизны просторы.
2. Сообщение темы, плана урока, запись учениками в тетрадь: «Рабство в Древнем Риме».
План урока:
1. Причины обилия рабов в Риме и жестокого обращения с ними
2. Применение труда рабов
3. Задание: В Древнем Риме рабов называли «ГОВОРЯЩИМИ орудиями», подберите факты, иллюстрирующие это высказывание?

Ход урока
Фронтальная беседа:
1) Кто такие рабы? (раб – не свободный, бесправный человек, который наряду с орудиями производства являлся собственностью своего хозяина-рабовладельца – запись в тетрадь)
2) Какие источники рабства вы знаете? Записи в тетрадь
Источники рабства в Древнем Риме
дети рабынь

пленники рабы за долги продавали работорговцы

Работа по группам:
Задание- прочитать соответствующие каждой группе пункты в учебнике и ответить на следующие вопросы:
1. Где в Риме применялся труд рабов?
2. Чем занимались рабы, какую работу выполняли?
3. Каким было отношение к рабам?

1 группа. Рабы в имении землевладельца с. 234-235.
Примерный ответ: Богатые римляне владели несколькими огромными имениями. Рабы выращивали оливки и виноград. Работами руководил раб-управляющий, он следил за тем, чтобы рабы трудились от зари до зари круглый год. Принудить рабов к тяжелому труду можно было лишь с помощью наказаний.
За малейшую провинность надсмотрщики применяли телесные наказания- рабов били и пороли. Наиболее непокорных отправляли на особо тяжелые работы.

2 группа. Рабы в богатом доме с. 235-236.
Примерный ответ: Отсутствие рабов было признаком нищеты.
Рабы широко использовались в домах римлян.
Они убирались в доме, готовили пищу, ухаживали за хозяином и т.д.
Среди рабов было много образованных людей - учителей, врачей, художников, библиотекарей. Домашним рабам жилось легче, чем рабам в имениях. Однако любой раб был бесправен, считался вещью, которой хозяин мог распорядиться, как пожелает.

3 группа. Свободные рабы с. 236-237.
Примерный ответ: Каждый раб мечтал стать свободным и уйти от своего хозяина. За хорошее поведение или за огромную сумму денег рабовладелиц мог отпустить раба на свободу. Вольноотпущенник получал права римского гражданина, но до конца жизни был привязан к фамилии своего хозяина.

Выводы
Ни в одной стране древнего мира не было такого огромного числа рабов и такой жестокой их эксплуатации, как в Риме. Первая особенность была результатом победоносных войн Рима, вторая – связана с незаинтересованностью рабов в труде и их дешевизной. Принудительный труд подрывал хозяйство Рима и представлял угрозу для самого государства.

Закрепление нового материала (устно)

1. Большое количество дешевых рабов в Риме появилось в результате:
а. Самопродажи
б. Завоеваний
в. Долгового рабства

2. Рабы в Риме в отличие от земледельцев:
а. Получали за свой труд плату
б. Были полностью бесправны
в. Работали только в ремесленных мастерских

3. Общим в положении рабов было:
а. Бережное отношение к ним.
б. Полное бесправие.
в. Уважение к личности раба.

Ответ на проблемное задание:
Прочитать документ: «Легенда об Андрокле и льве» с. 237.
В Древнем Риме рабов называли «ГОВОРЯЩИМИ орудиями», подберите факты, иллюстрирующие это высказывание?
Из самого определения слова - раб – не свободный, бесправный человек, который наряду с орудиями производства являлся собственностью своего хозяина-рабовладельца, следует, что римляне рабов за людей не считали. Они считали их своей собственностью, орудиями труда. Даже римские ученые писали об орудиях труда так, что они бывают трех видов: говорящие – рабы, мычащие – быки, немые – повозки, лопаты, плуги.
Домашнее задание
1. § 50, вопросы после параграфа, стр. 238
2. Подготовить рассказ «Один день из жизни раба»

Используемая литература


Саплина Е.В., Ляпустин Б.С., Саплин А.И., учебник история Древнего мира– М.: Дрофа, 2009. – 287 с.
Саплина Е.В. Методическое пособие по истории древнего мира. - М.: Дрофа, 2009.
Саплина Е.В., Ляпустин Б.С., Саплин А.И., история Древнего мира. 5 класс: поурочные планы по учебнику – Волгоград: Учитель, 2009.
Лесли С. Изучаем Древний Рим, – М., 2002.
Михайловский Ф.А. История древнего мира. Книга для учителя. – М., 2003.