Урок по русской грамоте Большая буква в названии улиц, сел, городов и рек.


Средняя школа №19 город Актобе Русская грамота
Тема урока: Большая буква в названии улиц, сел, городов и рек.
Цель урока: формировать знания об именах собственных и их правописании.
Задачи урока: совершенствовать письмо букв Яя, их соединений с
другими буквами алфавита, развивать орфографическую зоркость, навыки комментирования, технику чтения, ролевое чтение, память, внимание; воспитывать познавательный интерес к своей стране, людям труда и их профессиям.
Оборудование: дидактические наглядные материалы, портрет К.Чуковского, карточки со словами для составления предложения, конверт-образец, иллюстрации с видами РК, почтальона.
Ход урока
Организационное начало урока
Психологический настрой на урок:
Слушайте учителя очень все внимательно,
И получится у вас все просто замечательно!
Минутка чистописания:
Яя Яя Яя ям ял ая ля мя ня сяЯков, Яков! Не все бы ты якал.
- Кому и когда так говорят?
й буквы?
- Какие бывают имена?
- Имя Яков полное или сокращенное? Назовите сокращенное имя.
Актуализация изученных знаний.
А) - Назовите полные имена:
Коля - …, Наташа- …, Боря - …, Ваня- …, Надя - …, Алеша - … .Б) - Назовите сокращенные имена:
Александр - …, Евгений - …, Вячеслав - …, Антонина - …, Светлана - …, Елизавета - … .В) Составьте предложение из слов:
Ребята, сказки, Корнея Ивановича Чуковского, любят, интересные, читать.
Запись предложения с комментированием на доске.
- Как пишутся имена, отчества и фамилии людей?
Новый материал.
1. Чтение текста «Галчонок Хватайка» по ролям. /с. 148/
- Почему Хватайка написано с большой буквы?
2. Письменное задание к тексту /№ 7 с. 150/
- Кто жил в деревне? Как называлась деревня?
- Почему галчонка звали Хватайка?
- Кто принес журнал?
ФизминуткаОдолела вас дремота,
Шевельнуться неохота?
Ну-ка, делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз потянись,
Руки вытянуть пошире,
Раз-два-три-четыре-
Наклониться . Скажем: пять-
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку-
Все мы делаем зарядку.
Закрепление
- Какие слова, кроме имен, отчеств и фамилий, надо писать с большой буквы?
- Приведите примеры таких слов.
- С какой профессией мы познакомились в рассказе про галчонка?
- Что вы знаете о профессии почтальона? Какая была корреспонденция раньше и как она выглядела?
Долгое время, когда конвертов еще не было, письма писали на бумаге с одной стороны, потом сворачивали, а сверху писали адрес и ставили сургучную печать, чтобы никто не мог прочитать письмо.
Конверт изобрели в Англии в 1820 году. В городе Брайтоне жил торговец книгами Бревер. Покупателям очень нравились небольшие картонные листочки для рождественских поздравлений. Они были размером с карманный календарик. Но красивое рождественское поздравление нельзя было послать по почте, потому что картон ломался, когда его складывали. К тому же негде было написать адрес и поставить сургучную печать.
Тогда находчивый торговец решил сделать для своих картонок специальные бумажные пакетики. Новшество очень понравилось покупателям. Бревер не успевал клеить пакеты: всем хотелось послать к Рождеству письмо в конверте.
И ему ничего не оставалось, как создать фирму по изготовлению конвертов.
Вскоре конверты стали делать специальными машинами во всех странах мира.
- Что нужно знать, чтобы отправить письмо другу? Кто может назвать свой домашний адрес?
- Сегодня мы поучимся подписывать почтовый конверт:
Республика Казахстан
Город АктобеУлица Есет-батыра, дом № 101-А, средняя школа № 19
Балгешееву Артуру
Упражнение № 6:
- Задай вопрос. Найди ответ.
- Как называется столица Казахстана?/ Сопоставляем с иллюстрациями/
- На берегу какой реки находится город Уральск?
- Как называется самое большое море в Казахстане?
- В каком городе живут космонавты?
Итог урока.
Домашнее задание: подпишите конверт Матроскину, Шарику или галчонку Хватайке.