Урок по русскому языку в 1 классе Большая буква в именах собственных.


Урок русского языка. 1класc.
Тема: Большая буква в именах собственных.
Цель: работать над понятием «имена собственные» и написанием слов с заглавной буквы.
Предметные задачи:
- создать условия для развития у учащихся представления об именах собственных.
Метапредметные:
- создавать учебные ситуации, которые позволят овладеть способностью принимать и сохранять учебные задачи;
- учить контролировать действия в соответствии с поставленной задачей;
- побудить учащихся к ведению диалога, высказыванию своего мнения, аргументации своей точки зрения.
Ход урока.
I. Орг.момент.-Поднимите на меня свои глазки, я посмотрю, все ли у вас в порядке? Все замечательно, давайте улыбнемся друг другу. Я уверена, урок наш будет интересным и полезным. Ну, что начнем?
- Ребята как вы думаете, что значит быть добрым? (ответы детей ) - Вы все правильно сказали, быть добрым, это значит дарить любовь другим, сочувствовать, сопереживать, помогать, делать приятное ближним,
Добрые щедро другим помогают,
Добрые дарят тепло и уют,
Добрые в ногу со слабым шагают
И благодарности не ждут.
К сожалению, сейчас люди стали меньше любить друг друга, обманывают, обижают. От этого становится плохо всем, даже нашей планете стало грустно и больно от людского зла.
И сегодня я предлагаю вам помочь нашей планете. Давайте докажем , что мы умеем быть добрыми друг к другу, будем помогать друг другу, уважать друг друга и тогда наша планета расцветет. Давайте украсим ее цветами.
Каждое выполненное задание – это цветок нашей планете. Вперед?
II. Работа над основной темой.
1. Каллиграфическая минутка.
Повторение написания строчной буквы е. (Слайд 2)
е е е е е е е е е е е е е е (Слайд 3)
Назовите имена на эту букву. (Елена, Екатерина, Евгений…).
Напишите.
2.Нахождение «лишней буквы»
Посмотрите на экран, что вы здесь видите? (Слайд 4) Какое задание мы можем выполнить с этими буквами?
л о м а я З ы
( На экране буквы печатные и прописные, заглавная и строчные)
Ответы детей:
- Составить слова на эти буквы.
- Распределить буквы на группы.
- Найти «лишнюю» букву.
- Да, все эти задания можно выполнить. Но я вас попрошу найти «лишние» буквы.
3.Сообщение темы урока и цели.
- Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
- Давайте прочитаем стихотворение Е. Измайловой. (Слайд 5)Буква обычная выросла вдруг,Выросла выше всех букв – подруг.Буква расти не сама захотела,Букве поручено важное дело.Ставится буква у строчки в начале,Чтобы начало все замечали.Имя, фамилия пишутся с ними, Чтобы заметней им быть и виднее,Чтобы звучали громко и гордоИмя твоё, имя улицы, города.Буква большая – совсем не пустяк!В букве большой уважения знак!- В каких строчках заключена главная мысль?(Буква расти не сама захотела, Букве поручено важное дело.)- Найдите и прочитайте ещё раз то, что мы обязаны замечать всегда.Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься на уроке?( Ответы детей обобщает учитель)
- Сегодня мы вспомним, какие слова пишутся с большой буквы. Узнаем, какие еще группы слов пишутся с большой буквы.
4. Составление из букв слово.
- Ребята, а зачем нужны нам прописные, большие буквы? (Начало предложения, имена)
- Чтобы случайно не обидеть ближнего, нужно быть внимательными, в нашем первом задании внимание тоже понадобится. (Слайд 6)
- Посмотрите на буквы, которые вы выбрали, добавьте букву, которую писали в минутке чистописания и может быть, из них получится слово.
(Земля). Слайд 7
- А почему оно написано с большой буквы? (Это имя планеты)
- Земля это название одной конкретной планеты, значит оно ее собственное.
- Ребята, а какие еще планеты в Солнечной системе вы знаете? (Слайд 8)
Сделайте вывод, как нужно писать названия планет? (С большой буквы)
- А почему? (Это имена собственные) Слайд 9.
Напишите в тетради название любых 3 планет.
- Ну что же, друзья, мы все вместе сообща выполнили первое задание. Право подарить планете цветок предоставляется 1 группе.
5. Составление предложения по картинке.
Посмотрите на экран. Что вы видите? (Слайды 10, 11).
Составьте предложение по этим картинкам. Учитель обобщает ответы детей.
Земля просит помощи.
Мальчик упал на землю.
- Что вы можете сказать об этих предложениях? Что объединяет эти предложения? (Нужна помощь и планете, и мальчику).
-Как бы вы поступили, если бы увидели, что кто- то упал? (…) - Я уверена, вы бы не стали смеяться, а помогли человеку подняться и предложили свою помощь.
-Найдите одинаковые слова. Что вы можете сказать о них. (Земля – имя планеты, земля – почва у нас под ногами) Слайд 12
- А почему они написаны по – разному?
Какой вывод мы сделаем? (Первое слово «Земля» - это название одной конкретной планеты, значит - это имя собственное. Напишу это слово с большой буквы. Второе слово «земля» - не имя собственное. Напишу это слово со строчной буквы). Право прикрепить цветок предоставляется … .6.Вставьте буквы.(Работа в парах) Слайд 13.
- Теперь я думаю, вы легко определите какую букву нужно вставить в слово.
Запишите предложение в тетрадь: 1 ряд - 1 предложение, 2 ряд – 2 предложение и 3 ряд – 3 предложение.
В саду ..илия поливает …илии.
Пёс …арик играл воздушным …ариком.
Ваня …линов съел много …линов.
Взаимопроверка.
-Какие слова являются собственными и пишутся с большой буквы?
- Замечательно, мы помогали и поддержали друг друга и смогли выполнить задание.
Право подарить цветок….
- Наша планета становится все красивее.
7. Физминутка. Слайд 14.
8. Групповая работа
- Как вы считаете, ребята, что лучше: быть одному или вместе с друзьями? (Ответы детей)
- Конечно, с друзьями лучше: веселее, интереснее, да и с заданием трудным вместе справиться гораздо легче. Вот и сейчас вам потребуется помощь друг друга и взаимовыручка. Давайте вспомним наш девиз: «Мы вместе, и у нас все получится!»
- Перед вами карточки. Прочтите их и определитесь, какую группу образуют эти слова. Слайд 15(Названия городов, названия рек, названия улиц, имена, отчества и фамилии людей, названия книг) .
- Поставьте слова своей группы в алфавитном порядке.
- А как надо поступить, если слова начинаются на одну букву?
Слайды 16, 17
Названия Названия Фамилии, имена, отчества
городовкниглюдей
Волгоград «Айболит» Барто Агния Львовна
Воронеж « Дюймовочка» Носов Николай Николаевич
Михайловка « Крокодил Гена» Пушкин Александр Сергеевич
Москва «Лиса и волк» Толстой Лев Николаевич
Тула «Приключения Буратино» Успенский Эдуард Николаевич
Хабаровск «Три поросенка» Корней Иванович Чуковский

Названия улиц Названия рек
Базарная Волга
Мира Дон
Московская Медведица
Народная Ока
Речная Нева
Торговая Хопер
После проверки учащиеся пишут свою группу слов в тетрадь.
9. Исправь ошибки. (Устно)Слайд 18.
Чтение стихотворения учителем, а дети смотрят на экран.Жили – были дед да баба с маленькою внучкой.Кошку рыжую свою называли Жучкой.А Хохлаткою они звали жеребёнка.А ещё была у них курица Бурёнка.А ещё у них была собачонка Мурка.А ещё два козла Сивка да Бурка.- Почему вы улыбались?(Здесь поэт перепутал все клички)- Давайте наведём порядок.- Почему только кошке можно дать кличку Мурка?- Кого называют Бурёнкой?- Любую ли корову можно назвать Бурёнкой?Молодцы! У вас все получилось. Что вам помогло? (Помощь друг другу, уважение друг к другу)
Мы же вместе и у нас все получится.
На нашей планете появляется еще один цветок.
III Итог
- Чем мы занимались на уроке?
- Что для вас было новым?
Самооценка.
- Ребята, поставьте на полях «линеечки» и отметьте аккуратность и правильность своей работы в тетради.
- Ну что, ребята, мы смогли справиться со всеми заданиями. Что помогло нам? (Внимание, уважение друг к другу, умение слушать друг друга, и наш девиз «Мы вместе, и у нас все получится) А еще нам помогла дружба.
Каждый из нас старался, как мог, кому-то было легко справиться с заданиями, а кому-то не очень. Нарисуйте круг и раскрасьте (зеленый – все сделал сам, желтый – делал ошибки, красный – мне было трудно) в тот цвет, как вы оцениваете свою работу на уроке. (Слайд 19)
Я предлагаю сделать год добра
Самым звонким праздником планеты,
Чтоб все дни и ночи до утра
Пела радость нам свои куплеты.
Похлопаем друг другу и себе. Молодцы, спасибо за урок!!!
И в заключении я «дарю» вам песню о дружбе.
Идея урока взята у Витновой Ирины Валентиновны.