Урок по русскому языку во 2 классе на тему Большая буква в именах существительных


Урок русского языка во 2 классе
Тема: Большая буква в именах существительных.
Цель: расширять представления учащихся о большой букве в именах, отчествах и фамилиях, кличках животных и географических названиях, совершенствовать навык обозначения данной орфограммы на письме; расширять словарный запас учащихся; воспитывать интерес к слову.
Оборудование: мультимедийная презентация, ноутбук, телевизор.
Тип урока: урок-путешествие
Ход урока
І. Актуализация опорных знаний учащихся.
1.Организационный момент. (Слайд 2)
- Звенит у нас звонок,
Он сказал: «Начнём урок».
- Сегодня девизом нашего урока я выбрала пословицу: «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости». Как вы её понимаете? (Каждый день в школе ты получаешь знания, которые тебе пригодятся в жизни».) (Слайд 3)
- Наши знания – это богатства, которые мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём и используем. Сегодня я предлагаю вам отправиться за новыми знаниями в Страну Больших Букв. (Слайд 4)
- А путешествовать мы с вами будем по станциям: (Слайд 5)
1) «Вспоминайка»
2) «Чистописание»
3) «Орфографическая»
4) «Зоологическая»
5) «Географическая»
6) «Шишкина школа»
- Вы готовы к путешествию? Тогда в путь!
ІІ. Мотивация учебной деятельности.
В ходе нашего путешествия мы повторим изученные части речи, отработаем умения находить в словах орфограммы и подбирать проверочные слова, познакомимся со словами-близнецами и узнаем, какие слова нужно писать с большой буквы.
ІІІ. Закрепление и осмысление изученного материала.
1-я станция «Вспоминайка» (Слайд 6)
1.Работа по опорному конспекту «Части речи». (Слайд 7)
- Какие части речи вы знаете?
- На какие вопросы отвечает имя существительное?
- На какие 2 группы делятся существительные в зависимости от вопросов? (Одушевлённые и неодушевлённые)
- Как могут изменяться имена существительные? (По числам)
- Когда имена существительные употребляются в единственном числе? Во множественном?
- На какие вопросы отвечает имя прилагательное? Глагол?
- Для чего нужны предлоги?
2-я станция Чистописание» (Слайд 8)
- Откройте свои тетради и запишите дату. (Слайд 9)
- Посмотрите внимательно на слайд и назовите лишнюю букву. (к, т, ф, Р, ш, с)
- Почему буква «Р» лишняя? (Все буквы строчные, а «Р» - заглавная)
- Расскажите, какие звуки может обозначать буква «Р»? ( [р], [р`])
- Охарактеризуйте их. (Согласные, звонкие, непарные)
- По какому ещё признаку можно исключить букву «Р» из этого списка? (Буква «Р» обозначает непарный звонкий согласный звук, а остальные буквы – парные глухие согласные звуки).
- Запишите заглавную букву «Р». Посмотрите на слайд и вспомните, как она правильно пишется. (Слайд 10)
- Запишем эту букву в тетради. Пишем красиво и аккуратно.
3-я станция «Орфографическая». (Слайд 11)
- Прочитайте предложение, вставьте пропущенные буквы, назовите орфограммы.
(Слайд 12)
Розе под…рили розу с б…льш…ми ш…пами.
- Определите, к какой части речи относится каждое слово и надпишите над словом.
- В этом предложении есть слова-близнецы. Они звучат одинаково, а значение и написание имеют разное. Что это за слова? (Розе – розу)
- Что обозначает слово, написанное с заглавной буквы? (Имя)
- А с маленькой? (Цветок)
- Какие ещё имена начинаются с букв «Р»? (Рома, Рита, Руслан).
- Как вы напишите эти слова? (С заглавной буквы)
- А хотите узнать, кто подарил Розе цветок? (Это Роман)
- А теперь образуйте фамилию от имени Роман. (Романов). Как вы напишите эту фамилию? ( С заглавной буквы).
- А теперь образуем отчество. (Романович). Как вы его напишите? ( С заглавной буквы).
- Итак, мы получили слова Роман Романович Романов. Как мы их напишем? ?С заглавной буквы).
- Все три слова? Почему? (Они обозначают имя, фамилию, отчество).
- Запишите в тетрадь имя, отчество и фамилию человека, который подарил Розе цветок.
- Проверьте правильность написания. (Слайд 13).
- Сделайте вывод, когда имена существительные пишутся с большой буквы? (Когда они обозначают имена, отчества и фамилии людей). (Слайд14)
- Внимание! Новая орфограмма: «Большая буква в именах существительных». Запишите название этой орфограммы в тетрадь для правил.
4-я станция «Зоологическая». (Слайд 15)
-Поднимите руку те, кто любит животных.
- Наука, которая изучает животных, называется «Зоология», а люди, изучающие животных, - зоологи. Кто из вас догадался , что мы будем делать на этой станции? (Говорить о животных).
- Посмотрите на слайд и прочитайте слова левого столбика: (Слайд 16)
корова …уркасобака …учкакошка ….урёнка- Что обозначаются эти слова? (Названия животных). Как они написаны? (С маленькой буквы). Запомните, слова, обозначающие названия животных, пишутся с маленькой буквы.
- Прочитайте слова правого столбика, вставляя пропущенные буквы. Как вы напишите эти слова – с большой буквы или с маленькой? Почему? Что обозначают эти слова? (С большой буквы, потому что эти слова обозначают клички животных).
- Подберите клички к этим животным из слов правого столбика и запишите полученные словосочетания в тетрадь. Проверьте. (Демонстрация на слайде 16)
- Сделайте вывод, когда ещё существительные пишутся с заглавной буквы? (Если они обозначают клички животных) (Слайд 17)
Физкультминутка (Слайд 18)
5-я станция «Географическая» (Слайд 19)
-Что изображено на слайде? (Географическая карта)
-Правильно. На этой карте изображена наша страна. Как она называется? (Украина)
(Показ слова на слайде 20)
- С какой буквы написано это слово? Почему? Запишите в тетрадь слово «Украина».
- Назовите столицу Украины. (Киев) (Показ слова на слайде 20)
- Что обозначает это слово? (Название города)
- Как написано это слово? (С заглавной буквы). Почему? Запишите это слово в тетрадь.
- А как называется это место в Киеве? (Слайд 21) (Крещатик).
- А что обозначает это слово? (Название улицы)
- Как нужно писать это слово? Почему? Запишите.
- Прочитайте текст, вставляя пропущенные слова. (Слайд 22)
Мы живём в стране …. (Украина), в городе …. (Мариуполь). Наша школа находится на улице бульвар … (Шевченко).
- Запишите текст самостоятельно. Проверьте. (Показ на слайде 22).
- Сделайте вывод, когда ещё имена существительные пишутся с заглавной буквы? (Если они обозначают географические названия). (Слайд 23).
IV. Обобщение и систематизация знаний.
6-я станция «Шишкина школа» (Слайд 24-25)
V. Итог урока.
7-я станция «Конечная» (Слайд 26)
- Подведём итог нашего урока.
- Когда имена существительные пишутся с заглавной буквы?
- Чтобы вы хорошо запомнили эту тему, от меня вам ещё 1 подарок – опорный конспект.