Консультация для воспитателей Методические рекомендации по работе с картиной


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 27» города Костромы
Консультация для педагогов
на тему
«Методические рекомендации
по работе с картинами»
учитель-логопед Т.А. Степанова
Речь – величайший дар природы человеку. Ее зарождение, развитие и становление приходится на дошкольный возраст. Именно в этот период закладывается базовый словарь формируется грамматическая сторона речи, ребенок овладевает звуковой культурой речи и богатством интонационной выразительности. А главное, он овладевает речью как необходимым компонентом общения, в процессе которого речь и формируется.
Для активизации процесса развития речи необходимо наличие речевой мотивации, создание эмоционально благополучной атмосферы, способствующей возникновению желания участвовать в речевом общении. Необходимо помнить, что речь теснейшим образом связана с мышлением и воображением, так же интенсивно развивающимися в дошкольном возрасте. Дошкольникам свойственно преобладание наглядно-образного мышления наряду с наглядно-действенным (в младшем дошкольном возрасте) и зарождающимся логическим мышлением ( в старшем дошкольном возрасте). На протяжении всего дошкольного детства средства наглядности играют важнейшую роль, во многом определяя нормальное и полноценное развитие.
Цель предлагаемых демонстрационных картин – помочь взрослым развить все стороны речи ребенка (лексическую, грамматическую, произносительную, связную)
Основная особенность пособия – может использоваться при работе во всех возрастных группах.
Данная серия включает 4 картины: «Мы играем. Малыши», «Мы играем. Мы уже большие», «Встречаем новый год», «Мы любим театр».
Обязательными моментами при работе с картинами являются следующие:
Рассматривание. Во всех возрастных группах решается такая задача, восприятие сюжета. Это мотивирует ребенка к речевой активности ( если есть что рассматривать, то есть о чем говорить). Поэтому в каждой картине предусмотрено несколько мини-сюжетов, объединенных общей темой.
Решение широкого круга речевых задач. Для каждой группы формулируется свой круг задач развития речи, относящихся к разным сторонам речи: лексической (словарь), грамматической, произносительной, связной (диалогической и монологической формам).
Связь с детской художественной литературой. Содержание некоторых мини-сюжетов, детали картины мотивируют ребенка на то, чтобы вспомнить (воспроизвести) отдельные произведения детской художественной литературы и познакомиться с новыми (Привести примеры)
Развитие воображения. Содержание отдельных мини-сюжетов и изображения различных предметов на картинах должны пробуждать у ребенка фантазию, что будет способствовать развитию воображения (Например, незаконченные постройки из кубиков (Что строят дети?); ребенок заглядывает в коробку (Что увидел ребенок?)Ребенок рисует на мольберте (Как ты думаешь, что рисует ребенок?) ; письмо на елке (Кто написал письмо и кому? О чем говорится в письме? Как письмо дойдет – дошло до адресата?); коробки под елкой (Что это и для кого? Кто принес коробки? Что находиться в каждой коробке? Выбери понравившуюся тебе коробочку и опиши, что в ней находится»); девочка наклонилась над коляской («Кому и что говорит девочка? Что могло произойти с ее игрушечным малышом? Что она будет делать?»); девочки-повара («Что готовят девочки и для кого? Опиши их кулинарные рецепты?»); ребенок с лупой («Что рассматривает ребенок? Что он увидел? Чему удивился (обрадовался, огорчился)?»); дети поют («О чем поют дети? Дети поют авторскую песню (какую?) или придуманную ими самими? Спойте их песню»); ребенок у окна («Что или кого увидел ребенок? Что он будет делать? О чем он подумал?»); ребенок около пальчикового театра («Какого героя выберет ребенок? Он вспомнил (сочинил) сказку. Какую?»); дети около театральной ширмы («Из какой сказки девочка?Как ты думаешь, кто из детей со своим персонажем сейчас появиться из-за ширмы? О чем они будут говорить? Придумай такую сказку, что бы в ней были все изображенные персонажи (девочка, лиса, козленок)»; ребенок возле красивой коробки («Что видит ребенок в коробке? Чему он обрадовался?») и т.д.Рассмотрим работу с картинами в разных возрастных группах.
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (3-4 года)
При работе с картинами у детей развиваются речь, восприятие, память, внимание. Основной метод: рассматривание картины в целом и ее отдельных мини-сюжетов.
При рассматривании педагоги акцентируют внимание на закрепление и расширение словаря. Уточняются:
названия предметов, объектов, действий (деятельность и действия детей), например: «Кто изображен на картине? Что делают дети? Девочка собирает куклу на прогулук. Что надето на кукле? Перечисли. Что еще можно надеть? Назови. Перечисли . Что делают? Что делали? Что собираются делать? (Приведите примеры своих вопросов для детей мл.дош.возраста).
отдельные признаки и характеристики (внешний вид предметов и объектов, эмоциональное состояние персонажей), например: «Найди самого веселого ребенка. Во что он одет? Кто-нибудь грустит в группе? Покажи. Ответь и покажи – какой….? Какая….? Какое…..? какие?»
(Приведите примеры своих вопросов для детей мл.дош.возраста).
Вводятся и расширяются обобщающие понятия (одежда, игрушки, овощи, фрукты), например: «Во что одеты дети? (мальчики, девочки)? С кем играют дети? И т.п.
(Приведите примеры своих вопросов для детей мл.дош.возраста).
Формируя грамматическую сторону речи детей, воспитатели уделяют внимание умению согласовывать слова в роде, числе, лице; употреблению имен существительных в единственном и множественном числе. Детей упражняют в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения (у, в, под, с, из, к, за, на) (например, рассматривается расположение снежинок на картине «Встречаем Новый год»; учат согласовывать прилагательные с существительными (например, рассматриваются шары и шишки на новогодней елке, разноцветные кубики), составлять предложения с однородными членами, выраженными существительными и глаголами (Приведите примеры своих предложений для детей мл.дош.возраста).
Совершенствуя звуковую культуру речи детей, педагоги закрепляют у них произношение звуков родного языка (в соответствии с возрастной нормой и индивидуальными темпами освоения звуков), развивают речевое внимание и речевой слух. Например, при рассматривании мини-сюжета с девочкой, склонившейся над коляской, воспитатель с разной интонацией произносит «а-а-а-а» и просит детей определит, кому принадлежат эти звуки.
Детей учат находить слово с заданным звуком в предложенной фразе (с опорой на картинку), например: «В машине сидит кот. В этой фразе есть слово со звуком «К»? Назовите его».
Вырабатывают Интонационную выразительность (в зависимости от эмоционального состояния персонажей и личного отношения к ним), например: «Дети поют про маленькую елочку. Они поют громко (тихо). Первый куплет поют грустно, последний весело» (Дети исполняют песню с соответствующими интонациями); «Петушок сидит на высокой башне. Петушок рад, что высоко сидит, лиса его не достанет. Он весело кричит «ку-ка-ре-ку». Петушок увидел внизу лису, испугался и закричал «ку-ка-ре-ку» тревожно». (Дети произносят звукоподражания с соответствующей интонацией. ) (Приведите свои примеры заданий)
Проводится дидактическое упражнение «Озвучиваем картинки». Педагог показывает персонажи, дети озвучивают их в соответствии с настроением каждого героя. Озвучивание детьми младшего дошкольного возраста может начинаться с отдельных восклицаний в соответствии с контекстом сюжета (ай! Ой-ой0ой! Ух! И др.) и звукоподражаний (мяу-мяу, ме-ме, у-у-у-у и др.)Картины способствуют развитию диалогической речи как способа коммуникации (жесты, мимика, слова; фразы; основы речевого этикета). Детей упражняют в умении отвечать на поставленные вопросы и задавать их. Воспитатель выбирает мини-сюжет, где действуют два персонажа. Он берет на себя роль одного из персонажей и озвучивает его. Выбранная взрослым роль зависит от того, кто будет беседовать с ним. Если в диалог вступает девочка, то педагог говорит за мальчика и наоборот. Персонажи-животные нейтральны. Например, девочка-мама собирает куклу дочку (сыночка) на прогулку и разговаривает с ней. Воспитатель спрашивает от имени куклы: «Мамочка, мы идем гулять?» Ребенок отвечает. Педагог продолжает: «Куда ты меня поведешь? Что мне можно там делать? Что нельзя делать? Что ты наденешь на меня? У меня есть просьба к тебе….и т.п.
Картины позволяют начать работу по подготовке к обучению монологической речи (повествованию и описанию). Дети упражняются в составлении простых высказываний с элементами описания. (перечисления) и повествования (динамика событий или действий). Они соотносят описания объектов и предметов с героями на картинках. Например, воспитатель говорит: «Я опишу мальчика (девочку), а вы найдите его (ее).
Особое направление в работе с картинами – выход на пересказ знакомых текстов (отрывков), знакомство с произведениями детской художественной литературы и их повторение.
При рассматривании мини-сюжетов можно выйти на следующие произведения: цикл стихов А.Барто «Игрушки», русские народные сказки «Колобок», «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят» и др. (Приведите свои примеры)
Основная форма проведения занятий по развитию речи на основе демонстрационных картин – беседа. Особенностью организации занятий с детьми младшего дошкольного возраста является обязательное предварительное рассматривание картины и последующая работа с ней.
Предварительное рассматривание организуется накануне занятия (желательно во второй половине дня). Это необходимо для того, что бы адаптировать детей к сюжету. Тогда на занятии, длительность которого небольшая, детям будет легче сконцентрировать внимание на запланированных педагогом моментах.
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (4-5 лет)
При работе с картиной у детей развиваются речь, восприятие, внимание, память. Основной метод: рассматривание картины в целом и ее отдельных мини-сюжетов.
В среднем дошкольном возрасте предусмотрено следующее усложнение.
Словарь. Дети подбирают действия к предмету (объекту), например: «Что делает девочка на картинке? Что еще может делать эта девочка? (Девочка может качаться, кататься, возить каляску и т.д.) Перечисление действий может происходить по аналогии с действиями других персонажей картины.
Расширяется круг обобщающих понятий (транспорт, посуда); вводятся антонимы (большой – маленький (дети), высоко – низко (башня из кубиков), далеко – близко, медленно – быстро, веселый – грустный и т.д.Грамматический строй. Дети образуют существительные с помощью уменьшительно-ласкательных и других суффиксов, прилагательные от существительных (игрушка – игрушечный, бумага – бумажная, елка – елочные и др.) Согласуют существительные с числительными (например, рассматриваются шары и шишки на елке) и прилагательные с существительными. Например: дети раскрашивают изображения разных предметов. Сначала они раскрасили шар. Девочка выбрала красный цвет. У нее получился…. Красный шар. Мальчик выбрал синий цвет… У него получился… синий шар. (слово мужского рода). Далее по аналогии прорабатываются слова женского (шапка, ручка, машина) и среднего рода (ведро, окно, пальто), а так же слова во множественном числе (листья, грибы, варежки).Произносительная сторона речи. Закрепляется произношение всех звуков родного языка. Дети определяют слова, начинающиеся на заданный звук, например: «Найди на картинке предметы, названия которых начинаются на звук «К»» (кубики, конверт, косынка, кастрюля, книга, коробка и т.д.)Связная речь. Закрепляются навыки ведения диалога («О чем беседуют дети?»), использования речевого этикета («Дети встретились и поздоровались. Как? Дети познакомились. Как?»). Дети повторяют и придумывают диалоги сказочных героев. И т.д.
Детей готовят к обучению монологическим типам речи. Составляются простые перечисления для описания предметов, объектов, качеств, свойств, действий и т.д. Например, ребенок собирает пирамидку. У него разноцветные кольца: красное. Синее, зеленое, желтое, белое. Составляются простые повествовательные высказывания (высказывания педагога изменяются и в них добавляются эпизоды; 2-3 разобранных мини-сюжета соединяются в один.СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (5-7 лет)
При работе с картинами у детей развиваются речь, восприятие, внимание, воображение, мышление, память. Основные методы: рассматривание картины в целом и ее отдельных мини-сюжетов, сравнение и сопоставление.
Благодаря работе, проделанной в предыдущие годы, детям старшего дошкольного возраста сюжеты картин хорошо знакомы. Усложняются упражнения в рамках конкретных мини-сюжетов, некоторые сюжеты соединяются. Широко используется прием сравнения сюжетов картин (особенно картин под общим названием «Мы играем»). Можно предложить сравнить игры, внешний вид детей в младшем и старшем дошкольном возрасте, предметы, постройки и т.д.
Многие игровые упражнения и задания связаны с активизацией воображения детей, например: «Как вы думаете, что строят дети из кубиков? Как вы думаете, что нашел ребенок в коробке? Как вы думаете, почему ребенок закрыл глаза? Кого встречает ребенок и почему? Откуда появилось письмо на елке? Как вы думаете, зачем ребятам вода, коробка и лупа?
При работе с картинами предусмотрено следующее усложнение.
Словарь. Расширяется круг обобщающих понятий (вещи, действия, предметы); закрепляются антонимы и вводятся синонимы (бегает – несется, интерес – увлечение, грустный – печальный и др.) Вводятся образные выражения, фразеологические обороты (слушать, затаив дыхание; в руках все горит и др.); отрабатывается многозначность слов (кипеть – кипит вода в кастрюле, кипят дела) и т.п.Грамматический строй. Дети образуют слова, используя следующие способы: суффиксальный (самолет – самолетик, шар – шарик, лиса-лисичка, волк- волчище и др.), переход из одной части речи в другую (рисовать – рисунок, водить – водитель, интерес – интересный, еда – есть и др.). Закрепляется умение строить предложения сложных конструкций: сложносочиненные (например, с союзом а: Малыши строят башни, а старшие дети – дом.) и сложноподчиненные (например, с союзом потому что: Воспитательница читает малышам книгу, потому что они не умеют читать.)Произносительная сторона речи. Совершенствуется фонематическое восприятие через дифференциацию звуков (например: «Найди на картинке предметы, названия которых начинаются на звуки «С» и «Ш») Дети подбирают слова с заданным звуком в разных позициях, определяют последовательность звуков в словах, а так же работают со схемами. Анализируется слоговая структура слова (количество и последовательность слогов).
Связная речь. Составляются диалоги. Работа проходит в парах (например, упражнение «Разговоры детей», разыгрывание диалогов по мини-сюжетам). Дети проводят осознанный разбор и построение высказываний повествовательного и описательного типов. Описание: «Найди по описанию», «Опишите героя», «Сравни двух персонажей», «Найди отличия». Повествование «Что предшествовало данному моменту?», «Что происходит сейчас?», «Каким будет продолжение?» ( в соответствии со структурным строением повествовательного текста: начало, середина, конец); продолжи рассказ педагога; рассказывание по цепочке (каждый ребенок вставляет в общее повествование свою часть, которая соответствует мини-сюжету. И т. Д.
В 6-7 лет особое внимание следует уделить составлению контаминированных (смешанных) высказываний. В данном случае также можно использовать рассказывание по цепочке, при котором не только чередуются повествовательные (динамические ) части, но и вставляются описания (героев, предметов), диалоги. Воспитатель договаривается с детьми о последовательности, в которой все вышеперечисленное будет включено в повествование. Можно ввести условные знаки: стрелка – продолжить повествование, карандаш – вставить описание героя. Педагог начинает повествование, останавливается, поднимает карточку и указывает на определенного ребенка, который продолжает рассказ. По сигналу взрослого ребенок останавливается, и далее все повторяется снова. Варианты работы: предыдущий ребенок указывает на следующего; дети работают парами (в этом случае можно вставлять диалоги героев).
При рассматривании картины можно выйти на следующие произведения детской художественной литературы. Связанные с отдельными мини-сюжетами: «Аленький цветочек», рассказ Тайца «Кубик на кубик», сказка Сутеева «Елка», русские народные сказки, а также любое произведение к мини-сюжету, где взрослый читает ребенку книгу или дети читают книги.