Технологический подход в подготовке выпускников 11-х классов к государственной итоговой аттестации по русскому языку


Учитель: Федякина Лариса Александровна, учитель русского языка ГБОУ СОШ №1 г.о. Чапаевск
Тема: Технологический подход в подготовке выпускников 11-х классов к государственной итоговой аттестации по русскому языку
Форма: мастер-класс
Цель: представление опыта по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку
Задачи:
Выявить основные проблемы при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
Сформулировать основные принципы компетентностного подхода при подготовке учащихся к ЕГЭ.
Представить образовательные технологии, используемые при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку и дающие высокий эффект.
Ход мастер-класса
Работу по подготовке учащихся к ЕГЭ необходимо начинать с выявления проблем, с которыми сталкиваются учащиеся, начиная с этапа подготовки и заканчивая самим экзаменом.
Среди них можно выделить дидактические:Низкий уровень владения нормами языка;
Фрагментарный характер знаний;
Трудности в работе с текстами разной стилевой принадлежности;
Трудности в понимании формулировки тестового задания;
Тотальная безграмотность
Методические
Ограниченное время для подготовки;
Разный уровень подготовки по предмету учащихся;
Шаблонный характер заданий;
Дефицит читательского опыта;
Низкий уровень общего развития учащихся.
Психологические
Низкая мотивация учащихся;
Особенности психологического типа: «перфекционисты» и «отличники», «астеничные» и «гипертимные», аудиалы, визуалы и кинестетики;
Неумение распределить время на экзамене;
Неумение отойти от штампа;
Особая психология восприятия детей «компьютерного»
Обычно тактика подготовки к выпускному экзамену связывается с повторением учебного материала по разделам. Однако подготовка к сдаче ЕГЭ должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по русскому языку и должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки.
Профильные классы позволяют расширить рамки школьной программы, индивидуализировать процесс обучения, выявить творческие способности учащихся, наиболее рационально распределить учебное время и эффективно организовать подготовку учащихся к экзаменам.
Так, в нашей школе существует гуманитарный класс, что позволяет решить многие обозначенные проблемы за счет добавления часов в учебном плане на предметы гуманитарного цикла, расширения рамок программы, элективных курсов, разработанных учителями нашей школы // HYPERLINK "http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Bsearch%2F%3Bweb%3B%3B&text=%D1%84%D0%B5%D0%B4%D1%8F%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%9F%D0%BE%20%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0%D0%BC%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8%20%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%C2%BB%3B&url=http%3A%2F%2Fnsportal.ru%2F&uuid=&state=PEtFfuTeVD4jaxywoSUvtNlVVIL6S3yQ0eL%2BKRksnRFetzHgl8sU5u5XKwtZDO6p&data=&b64e=3&sign=cb0d411b228045e3d8b19bc4b37dc109&keyno=0&cst=AiuY0DBWFJ4BWM_uhLTTxPZ_z41L2gwrqCIBFo2OZ6aYMeL3gL29uQkRqOTHeORjnrnEMkZSDCeLsZBIn9QHpFsVh9JWMBdE3irWQWQMwOcwU4xXXtroy7vaT5qu7yFRqEMpLougoyqwjCS3sGRiOsHpXma0F-yqeeZ1Oa8eB0fiJJx-PWxx7KtnTIeOLiHuvTvqBXs8z4VWQ62gl_6mIKEZn8mKH0YtLJZCbOmQhVOquKNafqRJpKsylwQD8XPRtpVJu2LFNX0tPyKXFPh5ZQ4tGAoLldiZmtby3_pzbyUfLWVHIxu11XctxcG_xLAgdxltE6OiJt2j8m78hH0ylCqoj75EcVzObD4aVZ1J9Qb6Apm7Vr36QmfxmwtR4ZA80I4S_jHtw0AiLgajQ-GFmV0okAuDXBwXhX1nSWPAy1SemVhbPOTxTqFHE8UUnQBSFYNw0u4U6aMfOGIcZGtWTB2LbU3UGbfTbyMPm8hSevyBVk55x3jdQkpNXKo5S6KQ&ref=orjY4mGPRjk5boDnW0uvlrrd71vZw9kpOvOdLw6ooPSqMmiDOhi8FlwEV6x760YI81Yov0zL4oKM480hrxtGvYKk70pX-fFPcYUXH6AFwv33xbaj-WiNaDGTfwEOt--ipHD_4_HcjF_zS-kVYydOnQvQrM1Rj9RnUQNuBwUFth0o2xeSv1zL4QQJ7qcWvrcqozj5d2V5cGEI8IwCQUdfeBP7-udMmri8PzwB1sAxMxkYW_MxfCK_b9btRfq1klI5y8h_qJT4m51niYf7NfG__Hwar4SwxeAY4xM467MpzR8nkA1slWPKT9xJ2f7ndUx8kJP3cXWjQblD8xWBfGKKXWi_f1ivYQTGu9ytGVGq0h-iP9bL67XGv_YBfZo9J7hVO0dnxQPHkQHjVMv8MeGbVnfK_J2_tmLY1nq6x2hR6lVP4u-6VXxHBx5SF0tla_ocPc0VBMyo5JcsRWUmmkDspWIbFC_egfTxfzQNj0BoRUj5xKBf8c2_FsCIkFukqGma9rMuCtOkomhjVCnDmWjq0wHcaIi-Zpaw5nXqggBGnMPAurwNpLHf_6RKHk_NAilkB3QOw1t0fb_Gbo5-oOvORSeNTVvZASA43_QnLooCU3ES7pMEp3sX-ZcdVPoWTLdQXzJcEZ0aRKWbbJOFbbKqu5UZbTEEgHB8VhE4BbMjL3uBHIchRlFYsRM5MZOALucQ&l10n=ru&cts=1448394233676&mc=5.413457950125239" \t "_blank" nsportal.ru›fedyakina-larisa-aleksandrovna
«Стилистический анализ художественного текста»;
«По страницам истории русского языка»;
«Судьба русской литературной эмиграции»
Компетентностный подход в подготовке к выпускным экзаменам по русскому языку и литературе
Новые образовательные технологии в подготовке к выпускным экзаменам по русскому языку и литературе
Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причём в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях, к какой относится и ситуация экзамена. Приступая к процессу подготовки школьников к ЕГЭ по русскому языку, важно прогнозировать результат, учитывать индивидуальные способности каждого ученика. Результаты ОГЭ зависят не только от интеллектуальных способностей, но и от личностного развития: уровня притязаний, желания познавать новое, мотивация, ценностные ориентации, способность к самообразованию.
Лингвистическая компетенция - знания о системе языка, владение основными языковыми понятиями
Задание Лингвистические понятия
1 Тема, основная мысль текста
2, 23 Средства связи предложений в тексте
3, 22 Лексическое значение слова
8-13 Орфограмма
12-14 Морфология
15-19 Синтаксис и пунктуация
20 Текст
21 Функционально-смысловые типы речи
22, 24 Средства художественной выразительности
Языковая компетенция - владение основными языковыми нормами
Задание Языковые нормы
4 Орфоэпические нормы
5 Лексические нормы
6, 7 Грамматические нормы
4-14 Орфографические нормы
15-19 Нормы пунктуации
25 Речевые нормы
Коммуникативная компетенция - речевые умения
Задание Компетентности
1-3, 20, 25 Использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи
Информационно обрабатывать письменные тексты различных стилей и жанров
4-7 Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач
Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка
8-14 Применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка
1, 25 Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации
Владеть основными приёмами информационной переработки письменного текста
Создавать письменные высказывания различных типов и жанров
Вести аргументированный диалог с использованием различных информационных источников
Очень важно правильно распределить время каждого этапа подготовки к выпускному экзамену и использовать наиболее эффективные технологии и приемы обучения.
Шаг 1 - Вспоминаем теорию этап – Информационныйобразовательные Технологии – модульное обучение
На этом этапе необходимо детально представить учащимся информацию, связанную с ЕГЭ по предмету и приёмами подготовки к нему. Это позволяет сделать информационный стенд, который содержит следующую информацию:
Кимы;
Список литературы для подготовки;
Список электронных ресурсов;
Образцы заполнения бланков ответов и правила заполнения бланков;
Схемы, таблицы, алгоритмы по темам каждого раздела для подготовки;
График контрольных работ и пробного тестирования;
Результаты мониторинга учащихся
Памятка «Как готовиться к выпускному экзамену по русскому языку» для учащихся;
Памятка «Как готовиться к выпускному экзамену по русскому языку» для родителей.
Шаг 2 - Создаем алгоритм решения тестовых задачэтап – практический образовательные Технологии – модульное обучение, РКМЧП, ИКТ.
На этом этапе эффективны такие приемы, как
Т-схема, Диаграмма Венна;
«продвинутая» лекция;
таблица «Инсерт»;
использование электронных пособий по русскому языку;
Система электронных тренажёров;
Дистанционные олимпиады в тестовом формате.
Шаг 3 – закрепляем знания по темамэтап – практический Образовательные технологии – модульное обучение, РКМЧП, ИКТ

Шаг 4 – проверяем выполненную работу по критериям оценкиэтап – контрольный Образовательные технологии – икт, кейс-технологииШаг 5 – оцениваем уровень знанийэтап – мониторинг образовательные Технологии – тестирование
Мониторинг проводится на всех этапах подготовки к ЕГЭ по плану, после тестирования заполняется таблица индивидуальных результатов, что позволяет оценить уровень подготовки каждого участника и эффективность подготовки в целом. Удобно для этого использовать электронную программу, разработанную Цараковой Н. Р. //http://easyen.ruЭтапы работы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку
"Продвинутая" лекция
- наиболее объемные или сложные темы обобщаются при помощи "продвинутой" лекции с использованием мультимедиа (слайды, таблицы, алгоритмы )Работа в группах по отработке тестовых заданий
- это помогает сэкономить время на выполнении заданий. На этом этапе происходит осмысление языкового материала, так как при выборе ответов школьники анализируют, размышляют, применяя правила, выявляют закономерности тестовых заданий.
Самостоятельная отработка задания на тренажере
помогает быстро добиться высокого результата по отработке навыка по темам
Лингвистический эксперимент - совместная работа в группе с последующей взаимопроверкой по критериям и самооценкой
помогает увидеть работу со стороны и оценить ее в качестве эксперта
Мониторинг
- помогает диагностировать уровень знаний и эффективность подготовки учащихся к экзамену
Образовательные технологии:
Развитие критического мышления через чтение и письмо


Стратегия «ИНСЕРТ» - Приёмы разметки текста
Инсерт относится  к группе приемов, развивающих критическое мышление учащихся. Прием очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения, на стадии вызова. С помощью приема «Инсерт» возможно решение обширного спектра лексико – грамматических задач, так как любой текст богат речевыми образцами и грамматическими структурами.
При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста).
Пометки должны быть следующие:
v если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;
– если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;
+ если то, что вы читаете, является для вас новым;
? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу Инсерт, состоящую из 4-х колонок, где значки станут заголовками граф таблицы. Причём, заполняется сначала 1-я колонка по всему тексту, затем 2-я и т.д. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.Этот прием работает и на стадии осмысления. Технологический прием "Инсерт" и таблица "Инсерт" сделают зримыми процесс накопления информации, путь от "старого" знания к "новому". Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста. 
Денотатный граф – это один из приемов свертывания (сокращения) информации.
Примерна схема «денотатного графа»
Ключевое слово
глагол глагол глагол
имя имя имя имя имя имя
глагол глагол глагол глагол глагол глагол
имя имя имя имя имя имя имя имя имя имя имя имя Правила составления денотатного графа.
1. Выделяем в тексте ключевое слово, т. е. самое важное слово (как правило, это имя существительное)
2. Чередуем в графе имена существительные (или группу слов с ними) и глаголы.
3. Каждое слово графа по смыслу связываем с ключевым словом.
4. Строки - «веточки» получаем разной длины и объема.
Прием «Фишбоун»
Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. Напротив верхних – располагаются нижние, на которых по ходу вписываются факты, подтверждающие наличие сформированных ими причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты.
Информационно-коммуникативные технологии
Материалы ФИПИ
ЭОР http://window.edu.ru/window/catalog
Пособие по орфографии русского языка - http://www.yamal.org/ook/
ЕГЭ по русскому языку: электронный репетитор http://www.philolog.ru/dahl«
Русский язык". Справочно-информационный портал http://www.gramota.ru
Видео-уроки - http://interneturok.ru/ru
Проект «Русские словари» http://www russkoeslovo.org
Сайты учителей русского языка и литературы
Е.А. Захарьиной - http://www.saharina.ru,
Е.И. Гвоздиковой - http://gvozdikova.ucoz.ru,
И.Н. Перовой - http://peressa2009.narod2.ru 
Электронные тренажёры
Как одна из методик обучения, электронный тренажер выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную.
Диагностическая функция выявляет уровень знаний, умений, навыков обучающего. Электронный тренажер помогает выявить и устранить пробелы в знаниях обучающего. Т.к. в основном тренажер представляет собой набор тестовых заданий, то по объективности, широте и скорости диагностирования он (тестирование) превосходит все остальные формы педагогического контроля.
Обучающая функция тренажера проявляется в активизации работы обучающего по усвоению учебного материала. Так, многие электронные тренажеры содержат наводящие вопросы и подсказки; после прохождения задания предоставляются ссылки на разделы учебного материала или вопросы, по которым обучающийся ответил неверно; существует возможность повторного решения задания, решения однотипной группы заданий или задания определенного уровня сложности.
Воспитательная функция проявляется в дисциплинированности и самоорганизации деятельности обучающихся; в формировании стремлений развить способности, инициативность, самостоятельность и ответственность у обучающегося.
Кейс-технология
1 шаг – введение в задачу
2 шаг – деление на рабочие группы и распределение ролей
Ведущий предлагает идеи, организует обсуждение,
аналитик подвергает сомнению идеи и формулировки,
протоколист фиксирует формулировки,
статист следит за процессом обсуждения и редактирует текст.
3 шаг – рассмотрение от каждой группы альтернативных выступлений, возможное сравнение с эталоном.
4 шаг – Оценивание получившегося текста по «Критериям оценки».