Урок русского языка 2 класс Разделительный мягкий знак (по системе Занкова)


Технологическая карта урока

Предмет: русский язык
Тема: «Разделительный мягкий знак».

Подготовила: Финько Елена Васильевна
учитель начальных классов ГБОУ ООШ №9

Тема: Разделительный мягкий знак.
Технологии: интерактивное обучение

Цель урока: сформировать представление о правописании разделительного мягкого знака; сформировать понятие о разделительном мягком знаке; тренировать способность к правописанию слов с разделительным мягким знаком.
Формируемые УУД:
1. ПРЕДМЕТНЫЕ: - наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком. Соотношение количества звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга. Подбор примеров слов с разделительным мягким знаком. Умение различать слова с мягким знаком показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком. Объяснение написания разделительного мягкого знака в словах.

2. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
А) Познавательные - формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
Б) Регулятивные - развитие умения критически мыслить. Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки.
В) Коммуникативные - умение слушать и вступать в диалог. Умение договариваться и приходить к общему решению, сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.

3. ЛИЧНОСТНЫЕ: формирование уважительного отношения к иному мнению. Формирование положительного отношения к учению.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, карточки
для групповой работы.



Ожидаемый результат:
-высказывать собственные суждения;
-критически относиться к мнениям других;
- формирование навыков правописания слов с разделительным мягким знаком;
- повышение активности на уроках;
- улучшение результатов обучения.










































Этапы урока
Ход урока
Методические комментарии

I. Самоопределение к деятельности.
-Здравствуйте ребята!
-Зовут меня Елена Васильевна и приехала я к вам сегодня из школы №9 нашего города продолжать открывать вместе с вами тайны русского языка.
-Для меня ваша школа очень дорога, потому что я выпускница тринадцатой школы. И вот спустя 18 лет мне посчастливилось снова оказаться в стенах родной школы, но уже в качестве учителя. А в конце урока я вам открою ещё одну маленькую тайну.












II.Мотивация.

Посмотрите на доску.
Ученье –свет, а неученье-тьма.
-Прочитайте пословицу.
-Как вы её понимаете?
-А чему мы учимся на уроках русского языка?
-Мы познаём его тайны, и сегодня нас ждут новые открытия. Лесенка, в которой отражён план нашего урока, будет нас вести к новым знаниям.
-Сегодня мы будем работать на рабочих листах.
- Найдите картинку лесенки. Представьте, что это лесенка ваших знаний, определите своё положение на ней в данный момент. Поставьте на ступеньке крестик.
-Я думаю, что сегодня каждый из вас поднимется хотя бы на одну ступеньку выше по лесенке знаний.
-Готовы к работе? Новых открытий и хороших отметок вам. У нас всё получиться.
3 февраля.
Классная работа.
-Нам с вами предстоит сделать ни одно открытие, и первое связано с одной интересной, «трудолюбивой» буквой, которая не обозначает звука.
-Как вы думаете, что это за буква?
-Вот и первая наша проблема. У нас две буквы Ъ и ь не обозначают звука.
-Справиться с этой проблемой нам поможет ребус, и конечно ваши умения его разгадать.
-Что получилось?










Повторение правила посадки, положения тетради при письме.











Повторить правописание мягкого знака после согласных.





Актуализация знаний
-А попробуйте произнести букву, спеть.
-Буква не обозначает звук. Это мы уже знаем.
-Придумайте слово, в котором есть мягкий знак на школьную тематику.
(тетрадь
учитель
портфель
букварь)
-Какую роль он выполняет в этих словах?
-Посмотрите сколько мы уже знаем о ь.
-«Велик и могуч русский язык», как верно пометил русский писатель И.С.Тургенев. Наш язык таит в себе много загадок и одну мы разгадаем прямо сейчас.
Параллельно заполняется таблица «ЗХУ»
(Ь-не обозначает звука.
Ь- показатель мягкости предыдущего согласного)
Слайд

Актуализация знаний. Постановка проблемы.
-Я предлагаю вам сейчас прочитать одно слово по слогам. (ПЕРЯ)
- Вы знаете что это?
- А как нам исправить ошибку?(вставить мягкий знак).
- Между какими буквами поставлю? (между буквой «эр» и буквой «я»») Вставляем.
-Что обозначает это слово? (если мы с вами сейчас учились в школе около 200 лет назад, то мы бы писали пером. А раз нас сейчас много, чем бы мы писали?(перьями) Ваши бабушки и дедушки писали перьевыми ручками. Вот так выглядит современная перьевая ручка.)
-Какую работу выполняет мягкий знак в слове перья?
-Какая тема будет у нас на уроке? (разделительный мягкий знак).
- Поставим цели нашего урока, используя слова-помощники
Я узнаю
Я научусь..
-Какой пункт плана мы с вами выполнили? И мы с вами поднялись на одну ступеньку по лесенке знаний.





Подготовка к восприятию нового материала.
Убедить в необходимости изучения данной темы.

Создание проблемной ситуации, подготовка обучающихся к восприятию нового материала.
Дети сами формулируют тему урока и ставят цели.


Заполнение таблицы
Какую роль играет в слове ь.
Что разделяет ь.
Когда пишется разделительный ь.6 мин.



-Сейчас мы будем наблюдать за словом.
-Запишем на рабочем листе во второй строке слово (перья с большой буквы).
-Поставьте тире и рядом выполним транскрипцию слова.
Перья- (пэрйа)
-Произнесём слово медленно. Что слышим внутри слова? (остановку. Слово как будто разделилось на части)
-А что разделяет мягкий знак? (согласную от гласной буквы) Подчеркнём.
-Как звучит согласный звук перед ь?
-Какой мы слышим звук после мягкого согласного «р»? (й), а следующий звук? (а)
- Попробуйте сами определить, в каком случае мы написали разделительный мягкий знак.
-Да, ребята, на письме разделительный мягкий знак пишется после согласной буквы и перед гласной буквой я, которой мы даём полное название как в алфавите (йа)При произношении слова происходит остановка.
-Какую работу выполняет мягкий знак в словах?

-Мы с вами хорошо поработали и наверное заслужили отдых.










Физминутка
Мы весёлые ребята,
Мы выходим на парад.
Видим вдалеке идёт он.
Кто же - это мягкий знак!
Мягкий знак-добрый знак
Без него в словах никак.
Здесь он разделяет,
Ну а там – показывает мягкость.

-Я называю слова,
Если мягкий знак-показатель мягкости, то вы поворачиваетесь влево и хлопаете.
Если мягкий знак- выполняет в слове разделительную роль, вы слышите остановку, то поворачиваетесь вправо и топаете. Задание понятно?
Скамья, лебедь, пеньки, деревья, тополь, колья. Коля, мебель, деньки, листья, вьюга, семя.
Отдохнули, садитесь.
8+2

V. Введение в тему. Постановка проблемы.


-А придумайте несколько слов с разделительным мягким знаком.
-Молодцы! Я тоже вам приготовила слова вы их узнаете, отгадав загадки. .И запишем их в рабочий лист
Сварит бабушка из ягод Что-то вкусненькое на год. Ах, какое объеденье Ароматное... (Варенье)
Охотник зарядил (ружьё)
3. Эти маленькие пташки
В серых будничных рубашках
- Чик-чирик, – везде свои,
Непоседы(воробьи)


4.Не пускает за порог,
Бьет, кусает, валит с ног.
Это холоду подруга -
Белая и злая (вьюга)


5. Мама, папа, брат и я - это дружная (семья)

-Посмотрите внимательно на слова попробуйте сами сделать вывод, когда пишется разделительный мягкий знак.

- Давайте проверим наше открытие. Откройте учебник на стр.32. Прочитайте правило шёпотом, не мешая друг другу.

- Поиграем в игру «Обучай» По команде «Обучай» ребята из первого варианта рассказывают правило ребятам второго варианта, а по команде «Переход», ребята 2 варианта рассказывают правила ребятам 1 варианта.
Задание понятно, если что-то непонятно, то можете воспользоваться правилом.
«Обучай», «Переход».


Организация работы в группах.

Познакомить учащихся с теоретическим материалом. Создание ситуации успеха.

Формировать у учащихся уважительного отношения к мнению других.


По ходу внимание на то что гласные дают два звука.


Обеспечение восприятия и осмысления теоретического материала по теме.
Демонстрация материала для наблюдения.




Заполнение кластера
-Посмотрите у вас на столах лежат схемы, но они пустые. Я предлагаю вместе эти схемы заполнить.

-Самую главную информацию в нашем уроке поместим в центр как вы думаете что будет? Уточните какой.
-Кто сможет далее предложить заполнение схемы.
-Ребята, а давайте прочитаем как называется разделительный знак грамотно в русском языке. Отрываем цветной стикер. Читаем хором. (орфограмма) Приклейте стикер на середину парты.
-Ребята, как вы думаете для чего нам нужна эта схема?
-Кто по схеме расскажет правило о разделительном ь?
-Ребята оцените свою работу. Поставьте в правом нижнем углу
+- если вы поняли правило
?- если есть затруднения
-- если ничего не понятно

-Какую учебную задачу мы с вами выполнили?
-Посмотрите как высоко мы уже с вами поднялись.
18



VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

- Вернёмся к нашим словам.
-Ребята проведём эксперимент. Что получится, если мягкий знак в словах убрать?
Варене
Ружё
Вороби
Вюга
Семя

-Для чего мы должны знать эту орфограмму?
-Найдите пару слов, в котором кажде слово имеет смысл в русском языке?
-Чем отличаются слова? (произношение, написание, значение).
-Какое слово произносится плавно?
А какое с остановкой?


-У вас на столах лежат карточки.
-Работать вы будете в парах. Прочитайте группы предложений. Там где нужно вставьте ь и подчеркните похожие слова.

-Работайте в паре. Если вы выполнили задание, то сигнал-руки домиком.

-Проверка. Докажите.
-Что новое вы открыли о мягком знаке?
-Посмотрите какое открытие вы сделали
Ь-способен изменять смысл слова.
Вы-молодцы!

Проверим, как вы научились не только распознавать слова с разделительным мягким знаком, но и правильно их писать.

Игра «Угадай по картинке»
-Я показываю картинки, а вы записываете слова.
-Поменяйтесь тетрадями и проверьте у него правильность по образцу на доске.

-Сейчас вы будете работать в группах.
Будьте дружны, помогая друг другу. Обсуждайте и выполняйте задание шёпотом. В каждой группе выберите спикера, который представит работу группы.

Задание
Вам нужно собрать пословицу и вставить, где нужно пропущенные буквы.
.
-Какая задача перед вами стояла?
-Объясняйте.


Работа в группе- одна работа, проверка по «вертушке»- между столами. Эксперт сообщает результаты проверки.
Применение полученных знаний на практике с учетом особенностей обучающихся.
Дети обсуждают в группе, «сигнальщик» показывает соответствующую карточку.


Словесное оценивание деятельности обучающихся.



Работа на карточках


Посмотрите, ребята, какие мы с вами молодцы. Мы добрались до самой предпоследней ступеньки.


IX. Рефлексия деятельности.

- Так какая была тема нашего урока?
-А теперь закройте глаза и вспомните весь урок сначала, что зачем было.
-Открывайте.
-Я думаю, что вы умеете собирать пазлы. Попробуйте разместить части урока в нужной последовательности.
-1. Определяем роль ь в словах.
2. Выводим правило о разделительном ь.
3.Тренируемся в написании слов с орфограммой.

-Какие цели мы перед собой ставили?
-А можем ли казать что мы их достигли? Докажите.
-Посмотрите как высоко мы с вами поднялись, но вот одна ступенька осталась пустой. Почему?

-Согласны с девизом нашего урока?
-Что произошло? Вы теперь много умеете исправьте ошибки. В своих рабочих листах.
- А теперь вернёмся к нашей лесенке. Возьмите ручку и оцените своё положение на лесенке знаний сейчас, в конце урока.

Вот эти памятки-схемы вы возьмёте домой на память и я думаю она вам поможет рассказывать правило, которое дома вы должны выучить. На обратной стороне прочитайте стихотворение и выпишите слова с разделительным ь!

-Ребята, я получила колоссальное удовольствие от общения с вами. Вы молодцы!
-Активно работали, помогали. И я думаю, что у нас получился интересный урок. Спасибо вам огромное.
-Мой маленький секрет, который я не раскрыла вам, а оставила на последок, заключается в том что И за то огромная заслуга в том кем я стала, Наталья Анатольевна Никифорова –ваша первая учительница- она и моя первая учительница тоже. Огромное вам спасибо и низкий поклон.



















Подарок- стихотворение о разделительном мягком знаке.
Перед е, ё, и, ю, я,
Я в корнях стою, друзья.
Воробьи, семья, жильё
Перед я, ю, и, е, ё.
Каменья, жильё, ручьи,
Листья, крылья, стулья, чьи,
Колья, перья и семья,
Вьюга, осенью, друзья.

Проверить уровень усвоения нового материала по теме урока, качественно оценить работу отдельных учащихся, групп и класс в целом.





Домашнее задание.

Проверка деятельности обучающихся.

Оценить работу отдельных обучающихся, групп и класс в целом.

Одобрение деятельности, стимулирование интереса к более глубокому изучению данной темы.









































13PAGE 15


13PAGE 14715




15