Урок русского языка Разделительный твердый знак 2 класс.docx


Урок русского языка. 3-й класс. Тема: "Разделительный твердый знак"
Цель урока: ознакомление с правилом употребления твёрдого знака.
Выработать навык правописания разделительного твердого знака в словах.
Развивать умение правильно слышать  слово с разделительным твердым знаком, логическое мышление, воспитывать любовь к русскому языку.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Двое работают у доски с заданием:
Выписать из домашнего упражнения на доску слова с приставками, выделить приставки.
Выписать слова с предлогами, подчеркнуть предлоги.
3. Выделить приставки в словах. Помните, что, если отделить приставку, оставшиеся части будут иметь свои "смыслинки". А, если "смыслинок" нет, значит, вы отделили не приставку, а просто бессмысленно разрезали слово:
ворваться, воевать, ворох, вогнать;
добраться, домашний, доверить, доброта;
предвидеть, предсказать, предмет;
подписать, порох, подправить;
сотрудник, соловей, соединение.
4. Работа над новым материалом. Постановка учебной задачи.
Сегодня мы с вами познакомимся с разделительным твердым знаком.
Хвастал как-то твердый знак:
Без меня совсем никак!
Правлю звуки разделяя, как хочу слова меняю.
думал волк, что зайца съел,
Без меня ж он просто сел.
- Разберите по составу слово  - съел  ( корень - ел, приставка –с-).
Сейчас я прочитаю отрывок из  стихотворения, а вы послушайте и скажите, перед какими гласными ставится разделительный  твердый знак:
Я царю после приставок,
В корне он, вот красота!
Перед нами звук согласный,
После нас - е, е, ю, я.
                     
Так перед какими гласными пишется разделительный твердый знак?
В чем отличие между разделительным твердым и мягким знаком ?                     
 (Твердый  знак ставится после приставки, а мягкий в корне, твердый знак не ставится перед гласной и.)

5. "Открытие" правила о написании разделительного ъ в сравнении с правилом о разделительном ь.
Тогда почему все-таки в одних словах пишется ь, а в других - ъ?
Разберите слова по составу. Что заметили? (ъ пишется после приставок, ь - нет) Слайд 4
Обратите внимание, на какую букву заканчиваются приставки, после которых пишется ъ? ( На согласную) Слайд №5)
Как показать на рисунке, что ъ пишется после приставок перед буквами я, ё, ю, я? ( Он будет похожа на рисунок про ь)
В чём будет видно отличие? ( Не будет буквы и.)
Вспомните, какие мы используем обозначения, когда разбираем слова по составу. (Подвести детей к мысли, как можно показать различие правил на рисунке)


6. Выведение алгоритма рассуждения.
Что нужно сделать перед тем, как написать ь или ъ? (Определить место знака в слове. Если после приставки - ъ, если в корне - ь)
Вот это и надо запомнить. Посмотрите алгоритм рассуждения при написании ъ в слове.
Потренируемся в использовании алгоритма. Вставьте пропущенные буквы в словах: Винни Пух с:ел весь мёд и варен:е.
(Образец рассуждения: с:ел, поел, ел - с- - это приставка, значит, нужно вставить букву ъ. Варен:е, вареник - в корне, значит, надо писать ь) Прим.: алгоритм применяют до тех пор, пока есть необходимость.
ФИЗМИНУТКА.
Прошу вас не надо съезжать по перилам.      
( Наклоны головы влево, вправо)
Вы можете в зубы попасть крокодилам!          
(Упражнение «ножницы» )
Они притаились на каждой площадке.        
(Приседают )
И всех, кто съезжает хватает за пятки    
 (Наклоняются ,стараются дотянуться до пяток )
И тащат на дно африканского Нила.        
( Берутся с соседом за руки и тянут друг друга.)
Прошу вас ,не надо съезжать по перилам !      
 (Тянут руки вверх.)  
7. Упражнение в употреблении ъ.
Спишите слова. Выделите приставки. Подчеркните гласные, с которых начинается корень и разделительный твёрдый знак.
Объезд, съезд, разъезд, въезд, отъезд, отъехать, съехать, разъехаться, въехать, подъехать.
Объявить, объяснить, объявление, разъяснение, разъярить, разъярённый.
Спишите пары слов, вставляя пропущенные буквы. Выделите приставки, подчеркните твёрдый знак и гласную после него.
Необъятная страна, объявление в газете, съёмка фильма, подъём в гору, въехать в квартиру, съедобные грибы, подъездные пути, разъярённый лев, первый подъезд.
Запись под диктовку (упр--------------)
Выборочный диктант: выписать все слова с ъ.
Всё вокруг объято страхом - Разъярённый людоедОбъявил, что съест сегодняЗамечательный обед.В сверхъестественной тревогеВсё зверьё уносит ноги.Даже несъедобный ёжикСъёжился от страха тоже.Разъярённый людоедМигом съел мешок конфет,Закусил печеньем плотно.Он отъявленный злодей,Но совсем не ест людейИ не трогает животных.С Бондаренко
Проверка: объято, разъярённый, объявил, съест, сверхъестественной, несъедобный, съёжился, съел, отъявленный.
Задание №2. Послушайте стихотворение. Первый вариант  будет запоминать и записывать  слова, в которых нужно поставить разделительный твердый знак, а второй вариант старается запомнить и записать слова, в которых нужно поставить разделительный мягкий знак.
                                               
                                                        В местной газете за воскресенье              
Дали с братом свое объявление :
«Внимание! Горе! Пропало варенье!
Верните скорее за вознаграждение!
 В литровом объеме с подъезда  тринадцать
Сбежало оно, не успев настояться!»Этим же вечером в форточку прямо
Нам принесли воробьи телеграмму:
«Меня не ищите! На прошлой неделе
Случайно узнало  - меня  съесть  вы хотели!
Ах ,просто огромное мое удивление ,
Меняю жилье! Прощайте.  Варенье»
Давайте поставим  «+», если  нет  ошибок. Взаимопроверка (экран).
Кто выполнил работу без ошибок ? Молодцы !
Задание № 3. У вас на столах необычные тексты. Что в них необычного? (Есть ошибки.)
Ваша задача найти и исправить все ошибки.
Групповая работа.
1 группа. Не за то волка бют,что сер, а за то что овцу сел. Ручьи –солются—река будет, люди обеденятся-силу их не победить.
2 группа. Нет в лесу прежнего звонкого веселья. Лишь взерошенные воробьи сидят на ветках, да зайка сежился под елью.
3 группа. Подехал к стройке кран подемный. Вюга хлещет так и сяк бет в лицо крупой колючей
Один ученик  из группы комментирует результаты коррекции  текста.
Незнайка писал диктант. Проверьте, всё ли правильно он сделал

Итог урока:
Что мы делали на этом уроке ?
  Что нового узнали ?
 Где теперь мы будем писать разделительный твердый знак ?
 Укажите результат своей работы на « полоске успешности».
Домашнее задание: упр.-------, знать правило о твёрдом знаке. Придумать и записать10 слов с разделительным твердым знаком, выделить приставку и подчеркнуть первую букву корня слова. Составить предложение с одним из слов.
Обобщение