Информационное и психологическое сопровождение выпускников при подготовке к государственной итогвовой аттестации










Статья
«Проблемы информационного и психологического сопровождения выпускников к государственной итоговой аттестации»














За прошедший период резко возрос объем информации о едином государственном экзамене. Идет активное обсуждение, что дает ЕГЭ, какие проблемы поднимает и может решать в будущем. Одновременно идет активное противостояние и неприятие предлагаемой формы, как правило сторонними наблюдателями или заинтересованными в сохранении существующей системы.
В последнее время расширяются и дискуссии вокруг ЕГЭ. В прессе, на телевидении, в Интернете проблемы ЕГЭ обсуждают самые разные люди, и, к сожалению, зачастую многие либо по незнанию, либо умышленно искажают и смысл ЕГЭ, и процедуру его проведения.
В связи с этим вопросы психологического и информационного сопровождения участников итоговой аттестации особенно важны и актуальны в последнее время. Ведь со своевременным и грамотным информированием участников государственной итоговой аттестации связана и личностная готовность обучающихся в государственной итоговой аттестации.
Надо отметить, что подготовка к итоговой аттестации включает в себя формирование и развитие психологической, педагогической и личностной готовности у всех субъектов образовательного процесса – обучающихся, учителей, родителей (законных представителей) учащихся. Проблемы психологической готовности к экзаменационным испытаниям рассматриваются прежде всего через трактовку понятия «готовность» в психологии. «Готовность» можно рассматривать как:
1) согласие сделать что-нибудь, желание и стремление содействовать чему-нибудь (М.И. Дьяченко);
2) определенное состояние психофизиологических систем перед предстоящей деятельностью (С.Ю. Головин);
3)момент времени в жизни индивидуума, когда достигнутый им уровень зрелости позволяет ему извлечь пользу из конкретного опыта (А.А. Бодалев).
Под психологической готовностью к итоговой аттестации подразумевается определенный эмоциональный «настрой», внутренняя психологическая настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена. Педагогическая готовность – это наличие знаний, умений и навыков по предмету. Личностная готовность – это опыт, особенности личности, необходимые для прохождения процедуры итоговой аттестации.
Психологическая подготовка субъектов образовательного процесса включает формирование положительного отношения к ОГЭ и ЕГЭ, разрешение прогнозируемых психологических трудностей, формирование и развитие определенных психологических знаний, умений и навыков, необходимых для успешного прохождения ОГЭ и ЕГЭ.
Цель психологической подготовки – выработка психологических качеств, умений и навыков выпускников, которые повысят эффективность подготовки к прохождению ОГЭ и сдаче ЕГЭ и позволят каждому ученику более успешно вести себя во время экзамена, т.е. будут способствовать развитию памяти и навыков мыслительной работы, концентрации внимания, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, владеть своими эмоциями.
Для решения этих задач психологами разработана Программа психологической подготовки субъектов образовательного процесса к прохождению ОГЭ и сдаче ЕГЭ.
Диагностическое направление.
Цель – информационное обеспечение процесса психологического сопровождения готовности к ОГЭ и ЕГЭ
Психокоррекционная и развивающая работа со школьниками.
Цель – создание условий для психологической готовности к ОГЭ и ЕГЭ и решения психологических проблем
Консультирование учащихся, родителей, педагогов по вопросам психологической готовности к экзаменационным испытаниям.
Цель – оказание психологической помощи и поддержки субъектам ОГЭ и ЕГЭ, обучение их навыкам саморегуляции.
Профилактическая работа.
Цель – проведение мероприятий, направленных на создание благоприятных условий ОГЭ и ЕГЭ.
Организационно-методическая работа.
Цель  –  разработка программ диагностики, коррекционных и развивающих занятий, рекомендаций.
Ожидаемые от реализации данной программы результаты:
1. Снижение уровня тревожности у всех субъектов ГИА.
2. Развитие памяти и концентрации внимания, четкости и структурированности мышления у выпускников училища.
3. Повышение сопротивляемости стрессу.
4. Развитие навыков саморегуляциии и самоконтроля с опорой на внутренние резервы.                                                                                                      
5. Устранение психологических факторов, негативно влияющих на результаты экзамена.
В заключение хочется отметить, что на официальном сайте Министерства образования, посвященном итоговым и выпускным экзаменам представлено огромное количество  различных материалов для различных категорий читателей.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]