ПРОГРАММА внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни»

Управление образования администрации г. Чебоксары
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 43 города Чебоксары»
Рассмотрено:
На заседании ШМО протокол №1 от 29.08.2014г.
Руководитель МО учителей начальных классов

Лазарева Л.П.
29 августа 2014 г.

Утверждено:
Директор МБОУ «СОШ № 43» г.Чебоксары



Петрова Л.Л.
30 августа 2014 г.
Приказ №128 от 30 августа 2014



ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительному направлению
«Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни»
в 3 Г классе на 2014 – 2015 учебный год
учителя начальных классов
Емельяновой Алины Ивановны



Чебоксары 2014 г.

Пояснительная записка
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования на основе примерной программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Нормативно-правовая основа:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
Программа направлена на формирование общей культуры обучающихся, их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.
Именно в период обучения в школе важно заложить навыки формирования здорового образа жизни, убедить учащихся в том, что нет ничего ценнее здоровья, что о здоровье необходимо заботиться самому, что сохранение здоровья каждого - залог здоровья нации.
Развитие полноценной личности немыслимо без сохранения и поддержания здоровья. Отсутствие здоровья часто лежит в основе отчуждения, ограниченной коммуникации, недостаточного самоуважения.
Статистические данные за последние годы показывают высокую заболеваемость детского населения. Анализ убеждает, что это обусловлено ухудшением социально-экономической обстановки, обострением проблем рационального питания, снижением уровня здоровья родителей и детей, наследственностью. У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний, здорового образа жизни.
Наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены. Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении.
Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни- необходимый и обязательный компонент работы образовательного учреждения, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни школы, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания.
Понимание этого факта привело к необходимости разработки программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, призванной обеспечить сохранение и улучшении физического, психического и социального здоровья.
Структура программы
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков:
создание здоровьесберегающей инфраструктуры,
рациональная организация учебной и внеучебной деятельности,
эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы,
просветительская работа с родителями (законными представителям),
реализация дополнительных блоков которые включают в себя работу по правилам дорожного движения, по правилам противопожарной безопасности, тематические классные часы.
Блок «Рекомендуемая тематика классных часов» расширяет представления учащихся о здоровом образе жизни.
Блок «Работа по правилам пожарной безопасности» представлен беседами и инструктажами по правилам пожарной безопасности в различные времена года.
Блок «Работа по правилам дорожного движения» призван воспитывать культуру участников дорожного движения и представлен мероприятиями в каждом классе.
Данная программа позволяет систематически вести просветительскую работу, целенаправленно воспитывать установку на здоровый образ жизни, формировать понятие о здоровье, как о жизненной ценности, вести профилактику девиантного поведения, формировать социальную активность, воздействовать на сохранение и укрепление здоровья ребенка.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа рассчитана на учащихся 3 класса.
Срок реализации программы – 1 год: 2014 – 2015 годы.

Цели программы:
Формирование здорового образа жизни, правил поведения в экстремальных ситуациях.
Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы.
Создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников и всех участников образовательного процесса отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей к достижению успеха.

Задачи
формирование представления об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
формирование представления о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков, их пагубном влиянии на здоровье;
обучение правилам личной гигиены и развитие готовности на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
формирование представления о правильном (здоровом) питании, его режиме, полезных продуктах, о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности;
формирование представления о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
организация системы профилактических работ по предупреждению детского травматизма на дорогах, предотвращению роста заболеваемости учащихся школы;
использование здоровьесберегающих технологий в педагогической деятельности.
просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
привлечение семьи к формированию у детей потребности в здоровом образе жизни.

Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в н
·еделю: 3 класс -34 часа в год.

Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.








Тематическое планирование. Содержание программы для 3 класса.


Тема занятия
Кол-во часов
Дата




По плану
Факт

1
Краткие сведения о пожарной охране и добровольных пожарных организациях. Тренировочная эвакуация.
1
5.09


2
Личная гигиена школьника.
1
12.09


3
Причины несчастных случаев на улицах и дорогах.
1
19.09


4
Что надо знать о перекрёстках и опасных поворотах транспорта.
1
8.10


5
Гигиена внешней среды.
1
15.10


6
Огонь - друг и враг человека.
1
22.10


7
Правила перехода проезжей части дороги
1
29.10


8
Как отучить себя от вредных привычек
1
12.11


9
Причины возникновения пожаров.
1
19.11


10- 11
Остановочный и тормозной путь автомобиля
2
26.11
3.12


12
Предупреждение травматизма при спортивных занятиях.
1
10.12


13
Берегите жилище от пожаров.
1
17.12


14
Правила перехода железной дороги.
1
24.12


15
Содержание в чистоте своего тела.
1
14.01


16
Первичные средства пожаротушения.
1
21.01


17
Правила езды на велосипеде.
1
28.01


18
Зарядка в жизни школьника.
1
4.02


19
Системы автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации.
1
11.02


20
Правила поведения в транспорте.
1
18.02


21
Физическая активность и здоровье
1
25.02


22
Что нужно делать при пожаре?
1
4.03


23
Экскурсия:
“Я-пешеход”
1
11.03


24
Я хозяин своего здоровья
1
18.03


25
Опасность игр с огнём
1
8.04


26
Что такое проезжая часть дороги.
1
15.04


27
Здоровый образ жизни, что это?»
1
22.04


28
Эта маленькая спичка может быть причиной большой беды
1
29.04


29
Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине.
1
6.05


30
Путешествие в страну здоровья
1
7.05


31
Правила безопасного поведения при пользовании газом
1
13.05


32
Какие опасности подстерегают нас на улицах и дорогах.
1
14.05


33
Культура здорового образа жизни
1
20.05


34
Пожарная безопасность на каникулах.
1
27.05




















Материально-техническое обеспечение
образовательного процесса

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
Примечания

Книгопечатная продукция

Валов Н.Н. Знаем правила движенья, как таблицу умноженья (Конкурсная программа, посвященная знанию ПДД) // Педсовет. - 2008. -№4-С. 3-5
Л.П.Анастасова « Основы безопасности жизнедеятельности» // Москва. Просвещение 2010. 2 ,3-4 кл
Журнал «Здоровье школьника» №1-6, 2010; №1-6, 2011

М

М

М



Технические средства обучения

Классная доска
Д


Компьютер (тип моноблок с акустической системой)
Д


Проектор (SAMSUNG)
Д


Принтер, сканер
Д


Оборудование класса

Ученические двухместные столы, стулья.
К


Стол учительский с тумбой.
К


Шкафы для хранения дидактических материалов, пособий и пр.
К


Магнитная доска.
Д


Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) справочник единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (выход в Интернет).










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715




Заголовок 1 Заголовок 215