Формирование элементов культуры здорового и безопасного образа жизни у младших школьников.


Формирование элементов культуры здорового и безопасного образа жизни у младших школьников.
Здоровье подрастающего поколения в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации. Данные многочисленных исследований показывают, что источник возникновения различий в здоровье взрослых надо искать в их детстве. Состояние здоровья в ранний период жизни и социально-экономическое положение, в котором проживает ребенок, во взрослом возрасте оказывают существенное воздействие на его поведение, антропометрические показатели, подверженность сердечнососудистым заболеваниям, возникновение психических расстройств и смертность. Более того, здоровье детей в России особенно важно, учитывая значительное сокращение населения страны.
Вместе с тем, здоровье подрастающего поколения давно вызывает тревогу. Можно выделить две проблемы в этой области. Первая заключается в том, что подавляющее большинство детей является уже с детства нездоровыми (в настоящее время рождается больными или заболевает 40% новорождённых, в то время как в 1990 г. этот показатель был равен 15%). Это обусловлено устойчивой тенденцией ухудшения здоровья женщин, ростом патологии беременности и родов, а также отчасти может быть связано с успехами медицины, обеспечивающими увеличение выживаемости недоношенных, «маловесных» и детей с тяжелой перинатальной патологией; вторая проблема связана с тем, что на протяжении всего жизненного цикла ребенка происходит интенсивное падение потенциала его здоровья. При этом налицо стойкая тенденция ухудшения состояния здоровья детей-школьников. Растет число «школьных» болезней: отклонений в развитии костно-мышечной системы и зрения.
К сожалению, большая доля вины за сложившееся положение сегодня вполне обосновано возлагается на систему образования. И прежде всего её базовое звено – школу, которая, по мнению М.В.Андроповой, Г.Л.Манке, Д.И.Зеленской и др., не отвечает требованиям гигиены и естественнонаучным основам возрастной физиологии, вызывает дезадаптацию, хроническое переутомление и провоцирует рост заболеваний.
Основными причинами роста заболеваемости принято считать резкое ухудшение материального положения семей, недостатки в системе здравоохранения и несбалансированности питания. Действительно материальное обеспечение большинства российских семей находится на очень низком уровне. Это в первую очередь относится к молодым семьям, имеющим детей дошкольного и младшего школьного возраста. Только 28% этих семей имеют душевой доход выше прожиточного минимума. Снижение доходов семей, естественно, отражается на рационе питания детей. Так, по данным Минздравмедпрома дефицит полноценных белков в рационе детей в последние годы составляет 25%, витаминов группы В – 20-30%, витамина А – 30%, аскорбиновой кислоты – 41-48%, пищевых волокон – 40;
Тревожную картину влияния школы на здоровье детей рисует В.Ф.Базарный. По его мнению, традиционная «конструкция школьной жизни», сориентированная на подавление и закрепощение функциональной основы ребенка (сидячий образ жизни, отчуждение органов чувств от необходимого сенсорно-стимульного разнообразия, отсутствие свободы в ориентировочно-поисковой деятельности и произвольно-моторной сфере, а также такие дополнительные факторы, как замена перьевой ручки на шариковую, ростомерной мебели на одномерную, парт с наклонной рабочей поверхностью на столы с горизонтальной поверхностью, электролампового освещения на люминесцентное), обусловливает хроническое пребывание учащихся в состоянии стресса, истощающего симпатико-адреналиновую систему – ключевую в иммунитете.
Основой современной концепции оздоровления школьников в России является формирование правильного отношения личности ребенка к укреплению и сохранению своего здоровья. Установка на здоровый образ жизни не появляется сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого состоит в «обучении здоровью с самого раннего возраста. Нарушение здоровья в образовательном пространстве, в котором пребывает ребенок, начиная с 6-7-летнего возраста, происходит в следующих направлениях:
чрезмерная занятость, учебные перегрузки, возникающие из-за неумения ребенка трудиться, что приводит к общему ослаблению организма и частым заболеваниям;
несоответствие санитарно-гигиенических норм для учебного процесса вызывают нарушение осанки, падения зрения;
разобщенность между требованиями к овладению знаниями в постоянно меняющихся программах и возможностями ребенка - вызывают дидактоневрозы.
Поэтому главной задачей в начальной школе является воспитание у младших школьников осознанной потребности в здоровье и здоровом образе жизни. Таким образом, забота о здоровье подрастающего поколения представляется весьма актуальной педагогической проблемой.
Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающим воздействиям, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей основам здорового образа жизни.
Понятие «здоровый образ жизни» имеет три составляющие: уровень жизни, качество жизни, образ жизни. Рассматривая здоровый образ жизни младшего школьника, мы считаем, что только последний компонент зависит от личного отношения ребенка. Понятие «образ жизни» включает: культуру питания, отсутствие вредных привычек, культуру движения – занятия физической культурой и спортом, а также умение отдыхать и правильно общаться с природой. Особая чувственность и эмоциональность обучающихся младших классов создают благоприятные предпосылки для проявления интереса к самому себе, своему здоровью. Также ученик должен понимать, что его здоровье имеет ценность не только для него самого, но и для его родных. Чтобы это стало аксиомой жизни ребенка, необходим длительный, кропотливый процесс воспитания.
Необходимо научить детей воспринимать свою жизнь и здоровье как величайшую ценность, дарованную им. Это необычайно сложная задача не имеет однозначного решения. Она включает в себя формирование у ребенка основ физиологической, физической, психической и интеллектуальной культуры. В этом направлении работают многие учителя гимназии. Создана общая программа оздоровления школьников, с этого года введен третий урок физической культуры, дети с удовольствием принимают участие в программах «Ослепительная улыбка», «Разговор о правильном питании», все вариативные программы по окружающему миру отводят специальные разделы, посвященные здоровью младшего школьника.
Несмотря на это решение, задачи не всегда достигает своей цели.
Большую роль в такой работе, должна играть семья и её позитивные установки. Положительные примеры в поведении матери и отца, должны служить поддержкой в укреплении выбора ребенком здорового образа жизни. Все это и определило выбор темы моего исследования - «Формирование элементов здорового образа жизни у младших школьников как актуальная педагогическая задача».
Я не буду вдаваться в детали – остановлюсь на одном, на мой взгляд важном аспекте – совместной работе семьи и школы по формированию элементов здорового образа жизни у младших школьников в содружестве с природой.
Каждая поездка планируется совместно с родителями( роль родителей :транспорт, организация призов, игр, деталей костюмов, подручные средства для игр, спортинвентарь)
Я продумываю игры например: «Берендеевой тропой», «Поляна сказок», «Лесная аптека» и т.д., а родители расписывают содержание этапов.
Поездка должна быть эмоциональной – экскурсии к памятникам
Обязательное участие родителей вместе с детьми
Выезды сезонные осень, весна, зима.
Экологические десанты
Бесспорно, оздоровительная работа в большей степени лежит на внеклассной работе. Задача внеклассной работы состоит в том, чтобы на основе интересов учащихся расширить и закрепить арсенал двигательных умений и навыков в конкретных видах спорта; содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма; совершенствовать методы обучения и воспитания с целью развития творческого потенциала учащихся, направленного на достижение оптимально-общего развития каждого учащегося при сохранении его здоровья; формировать здоровый образ жизни. Девизом раздела «Здоровье» нашего плана воспитательной работы стали слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Есть такое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».
Перед нами стоит задача воспитания гармонично развитого подростка, который не только усваивал бы навыки умственного труда, овладел нужными знаниями в условиях повышения информационных нагрузок, но и рос здоровым духовно и физически.
В ходе исследования было доказано что воспитание элементов здорового образа жизни у младших школьников будет более эффективным, если учитель:
Включает в уроки элементы игровой деятельности, связанные с формированием здорового образа жизни.
Проводит работу по воспитанию здорового образа жизни у младших школьников.
Создает эмоционально-благополучную атмосферу в классе, направленную на формирование элементов здорового образа жизни.
Активно сотрудничает по данной проблеме с родителями
При применении учителем теоретических положений работы на практике и соблюдении всех методических приемов данной работы повысится уровень знаний, умений и навыков младших школьников в сфере здорового образа жизни.
Совместно с обучающимися сформулированы 10 правил здоровьесбережения:
Соблюдайте режим дня!
Обращайте больше внимание на питание!
Больше двигайтесь!
Спите в прохладной комнате!
Не гасите в себе гнев, дайте ему вырваться наружу!
Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
Гоните прочь уныние и хандру!
Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
Желайте себе и окружающим только добра!
Статью подготовила :
Барышникова Галина Михайловна
учитель начальных классов высшей категории
МОУ Гимназии 4 город Волгоград