Конспект урока по общей биологии по теме Строение прокариотической клетки


Строение прокариотической клетки
Особенности строения и функций клеток бактерий
Задача урока: расширить и углубить знания о клеточном уровне организации живой материи на основе изучения особенностей строения прокариотической клетки.
Цели:
Образовательные: углубить представления учащихся о двух уровнях клеточной организации: прокариотической и эукариотической; познакомить учащихся с особенностями строения прокариотической клетки на примере бактериальной; охарактеризовать строение цианобактерий как представителей прокариотических организмов.
Воспитательные: прививать интерес к предмету биология; гигиеническое воспитание (гигиенические требования при борьбе с бактериями).
Развивающие: развивать общеучебные умения и навыки: делать схемы и рисунки, заполнять таблицы, самостоятельно работать с учебной литературой; развивать интеллектуальные умения учеников: обобщать и делать выводы на основе конкретных примеров, проводить аналогии, сравнивать биологические объекты и процессы.
Оборудование: Презентация к уроку, рабочие карты, маркеры, карандаши, листы бумаги
Ход урока
ОргмоментВысказывания великих людей
1. Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный; путь подражания – это путь самый легкий и путь опыта – это путь самый горький. Конфуций
2. Как приятно знать, что ты что-то узнал. Мольер.
3. Любознательность создает ученых и поэтов. А.Франс.
4. Я знаю, что я ничего не знаю. Сократ.
5. Познание начинается с удивления. Аристотель.
Новая тема:
Чтобы ответить на вопросы, вспомните изученное.
1. Назовите царства живой природы?
2. Что объединяет все живые существа?
Примерные ответы: Единство химического состава, в состав живых организмов входят белки, жиры углеводы . У всех живых организмов наследственные признаки закодированы в ДНК.
Споры этих организмов залетают на высоту 20 км. Анаэробы проникают в земную кору на глубину свыше 3 км. Некоторых сохраняют жизнеспособность при температуре – 253 С. В одном грамме свыше 600 млрд. особей. Количество в одном грамме почвы измеряются сотнями миллионов.
Итак, новая тема: Строение прокариотической клетки.
Сформулируйте цель урока
Цель урока: расширить и углубить знания о строении прокариотической клетки.
Все организмы, имеющие клеточное строение, делятся на две группы: прокариоты (предъядерные) и эукариоты (ядерные). К прокариотам относятся Архебактерии, Истинные Бактерии и Цианобактерии (Сине-зелёные). Изучать особенности строения и жизнедеятельности прокариотической клетки мы будем на примере Бактерий.
Учитель назначает координатора. Работают в парах или группах
Учащиеся самостоятельно записывают ответы.
Вопросы для изучения новой темы:
Кто впервые описал микроорганизмы?
Как охарактеризовал микроорганизмы К.Линней?
Какие открытия были сделаны Луи Пастером?
Какое открытие принадлежит И.И. Мечникову?
Как называется процесс открытый Виноградским? В чем его сущность?
Кто относится к прокариотам?
Каковы размеры бактериальной клетки?
Какие формы могут быть у бактерий ?Каково строение бактерий?
В чем особенности строения и жизнедеятельности цианобактерий Каким образом бактерии переносят неблагоприятные условия?
Учащиеся составляют постер (на доске, в тетради, на бумаге), а затем выступают перед всем классом по своим вопросам
Примерные ответы:
Размеры бактериальной клетки.
Размеры бактериальной клетки достаточно малы и колеблются от 1 до 10-15 мкм, поэтому бактерии также называют микроорганизмами, а науку, изучающую их – микробиология.
Формы бактериальных клеток.
По форме бактериальные клетки делят на шаровидные (кокки), палочковидные (бациллы), спиралевидные (спириллы) и изогнутые в форме запятой, или подковы (вибрионы).
Строение бактериальной клетки.
Ферменты рассеяны в цитоплазме, мало внутренних мембран, поверх клеточной мембраны – клеточная стенка (часто покрытая слизью). В отличие от клеток эукариот в прокариотической клетке отсутствуют многие органоиды.
Генетический аппарат бактерий.
В клетке прокариот нет ядра, ограниченного оболочкой. Его аналогом является нуклеоид – ДНК-содержащая зона клетки прокариот. У бактерий ДНК не соединена с белками и сосредоточена в одной хромосоме, которая имеет форму кольца.

Оболочка (клеточная стенка)
Цитоплазматическая мембрана
Кольцевая ДНК
Впячивание наружной мембраны
Запасные вещества
Вырост наружной мембраны
Фотосинтезирующие мембраны
Рибосомы
Способ перенесения неблагоприятных условий среды: образование спор.
При неблагоприятных условиях бактерия покрывается плотной оболочкой, её содержимое становится более густым, жизнедеятельность почти прекращается. В таком состоянии споры бактерии могут годами находиться в глубоком вакууме, переносить температуру от –240 °С до +100 °С. Их находили невредимыми не только в почти кипящих источниках, но и внутри атомных реакторов. Споры сибирской язвы сохраняли жизнеспособность в почве десятки лет.
IV. Закрепление
Учитель предлагает классу сделать выводы по теме
Выводы урока:
Все клеточные организмы делятся на прокариоты и эукариоты.
К прокариотам относятся бактерии.
В клетках прокариот нет ядра, наследственный материал расположен свободно в цитоплазме.
Отсутствуют многие органоиды, присущие клеткам эукариот.
Выполните тест. Выбрать один правильный ответ.
1. Клетка бактерии характеризуется наличием…А) ядра Б) митохондрий В) плазматической мембраны Г) аппарата Гольджи2.Цианобактерии, как и растения,
А)способны к фотосинтезу Б) не имеют ядраВ) для размножения используют спорыГ) в клетке содержат рибосомы и цитоплазму
3. Палочковидные бактерии называются:
А) спириллами; Б) бациллами; В) кокками. Г)спирохетами
4. Шарообразные бактерии называются;
А) вибрионами; Б) кокками; В) спириллами. Г) спириллами
 5. Наука о микроскопических организмах называется:
А) микология; Б) микробиология; В) бактериология; Г) цитология.
6. Организмы, которые не имеют оформленного ядра, относятся к:
А) многоядерным; Б) прокариотам; В) эукариотам; Г) одноядерным
7. Некоторые виды бактерий способны десятки лет сохранять жизнеспособность, так как они:
А) имеют постоянную форму тела;
Б) участвуют в круговороте веществ;
В) питаются органическими веществами;
Г) при неблагоприятных условиях образуют спору.
8. Хемосинтез открыл ученый:
А) Л.Пастер Б) С.Н. Виноградский
В) И.И. Мечников Г)А . ван Левенгук
9. И.И. Мечников открыл явление
А) пиноцитоза Б) фагоцитоза В) брожения Г) фотосинтеза
10. Доказал возможность использования микроорганизмов в быту:
А) А. ван Левенгук . Б) И.И. Мечников В) Л. Пастер Г) С.Н.Виноградский
 Правильные ответы: 1В 2А 3Б 4В 5Б 6Б 7Г 8Б 9Б 10А
Взаимооценивание:
9-10=4
7-8=4
6 и меньше =2
Поставить оценку за урок
Итог урока.
Акцентирование внимания учащихся на достижении целей урока.
VI. Выставление оценок за работу на уроке. Помощь координатора
VII. Запись домашнего задания, разъяснение.
П.11, 12 до стр. 65. Подобрать материал о роли бактерий в природе и жизни человека.
Рефлексия: Когда мы читали с вами высказывания великих людей. Подумайте и ответьте, какое из этих высказываний вы бы взяли себе за девиз урока. Запишите в тетрадь