Разработка урока православной культуры в 9 классе. Тема урока Устройство православного храма


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Хохловская средняя общеобразовательная школа им. В. С. Адонкина Белгородского района Белгородской области»
Шандура Людмила Фёдоровна
Разработка урока по православной культуре на тему «Устройство православного храма» в 9 классе.
Цели и задачи урока:
сообщить новые сведения о единстве внутреннего устройства православного храма;
рассказать о символизме форм христианских храмов;
развивать мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся;
воспитывать  ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Основные термины и понятия:  храм, икона, иконостас, Царские врата, алтарь.  
Виды деятельности: беседа, групповая работа, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, диалог.
Оборудование:
Графические изображения;
Презентация изображения храмов с использованием ПК и проектора
Иллюстративный материал
Аудиоаппаратура
Ход урока.
 
Организационный момент.
Мы живем в великой стране, в России, и должны хорошо знать свою историю, традиции и культуру своей страны. Мир, окружающий нас, многообразен и бесконечен. Вещи, предметы, среди которых живет человек, явления природы – это все относится к материальному миру.
- А какой есть еще мир?
(духовный мир)
- Как вы понимаете значение этого слова?
(Это знания, содержащиеся в книгах, картинах, скульптурах, архитектуре, отношении между людьми, отношение к миру)
- А как иначе можно назвать этот мир?
(миром культуры)
В духовном мире есть свои традиции, ими жили наши предки. И мы должны знать свои  культурные традиции. Ведь это история и богатство нашей многонациональной страны.
- А на чем основаны культурные традиции?
(добро, честь, справедливость, милосердие)
- А в чем истоки русской культуры?
( в православной религии)
А поскольку мы изучаем православную культуру, мы должны знать, что означает православие?
(верное учение, правильно славить Бога)
Правильно, славить Бога мы должны в храме, в Доме Божьем.
Выявление восприятия, мотивации.
Учитель.
Человека в жизни окружает множество различных зданий. Рассмотрите иллюстрации и ответьте на вопрос: зачем нужны эти здания человеку?
(жилые дома, стадион, магазины, театр, почта, храм, вокзал и т.д..) 
    -  Ребята, сегодня на уроке вы узнаете, как устроен православный храм и что люди делают в храмах.
Объяснение нового материала.
Работа с иллюстративным материалом.  
Учитель.
На Руси всегда было много храмов.  Храмы поражают своей красотой, величием, убранством.
Храм Христа Спасителя в Москве считается главным православным храмом нашей страны. Здесь служит Патриарх Московский и всея Руси - Кирилл.
 Издавна храмы строили в самых красивых местах.
- Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?
(У него есть купол, на котором находится крест)
                                                   
Купола (или глава) – символ устремленности к миру Горнему, соединение земного и небесного.
Форма куполов может быть различной.
Первоначально купола были в виде воинского шлема, а храм был похож на русского богатыря.                            
 Позже купол стал походить на пламя свечи.
 А с 17 века купола стали делать в виде вазонов.
 
                                                     
Часто на храме строят не одну, а несколько глав.
- Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?
(предположения детей)
-две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;
-три главы (три Лица Святой Троицы);
-пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);
-семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов);
-девять глав (девять чинов Ангельских);
-тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов).  Иногда строят и большее количество глав.
Форма храма всегда символична. Если взглянуть на храм с высоты птичьего полета, то увидим храмы различной формы.. Чаще храмы имеют форму корабля, или креста, или круга, или звезды.
- Подумайте, что может символизировать каждый вариант формы?
(Корабль спасает в бурных водах, крест – наше спасение и защита, круг – символ бесконечности и вечной жизни, звезда указывает людям путь, а  Церковь учит правильному пути в жизни)
  
 Храмов много. Все они очень похожи. И все - разные. И этим они тоже похожи на людей. Как и у человека, у храма есть свое имя, день рождения.
Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.
 
К колоколам на Руси относились как к живым существам, давали им имена и прозвища: Гавриил, Широкий, Лебедь, Медведь, Ревун - в зависимости от звучания.
 
  Картина И.Левитана «Вечерний звон»                                    
 
                                   Вечерний звон, вечерний звон!
                                   Как много дум наводит он
                                   О юных днях в краю родном,
                                   Где я любил, где отчий дом,
                                   И как я с ним, навек простясь,
                                   Там слушал звон в последний раз!…
-Какие чувства вызывает  у вас колокольный звон?
 
Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.
 Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и  чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.
Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении).
Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон».
Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».
    Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.
Православный храм делится на три части: притвор, сам храм  и алтарь.      
 В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.
Самая большая часть - место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. Православные христиане молятся Христу, ангелам и святым. В храме их иконы повсюду.
Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной  истории.
У икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных.  Панихидный столик – «канун»; там ставят свечки и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни.
Целая стена из икон называется иконостас. 
   В центре иконостаса -  двери. Они называются Царские врата (ворота). Через них никто, кроме священнослужителей не проходит. Справа от Царских врат всегда икона Христа. Слева – всегда икона Божией Матери.
    За иконостасом находится  алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным.  Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.
 
Виртуальная экскурсия в храм.
 
Сейчас мы отправимся на виртуальную экскурсию в Смоленский собор г. Белгород.
(показ презентации с фотографиями Смоленского собора)
В начале XVIII века, когда Белгород был духовно-административным центром огромной по протяженности Белгородской засечной черты, часовой полка Мефодий Иванов, несший вахту у восточных ворот крепости, стал свидетелем события, нашедшего отражение в «Повести о явлении чудотворной иконы Смоленския Пресвятыя Богородицы Одигитрии, явившейся в Белгороде…». Вот что гласит древнее сказание о времени и обстоятельствах прославления иконы Пресвятой Богородицы, доныне находящейся в Смоленском соборе г.Белгорода.
«С 14 на 15 октября 1703 года в полночь, среди глубокой тьмы, часовой жилого Белгородского полка Мефодий Иванов поражен был необыкновенным зрелищем: на городских воротах от образа Смоленской Божьей Матери блеснул свет, наподобие солнечного, и от света сего зажглась сама собою явившаяся восковая свеча».
На месте чудесного прославления иконы в том же 1703 году была воздвигнута для молебных пений часовня, а через уже два года стечение народа было так велико, что помимо часовни чудотворному образу строится Смоленская церковь.
Срок возведения – 27 лет – поначалу кажется неоправданно большим, но, учитывая размеры храмового сооружения и возможные задержки поступления денежных средств, он выглядит объяснимым.
В 20-х годах прошлого столетия храм был закрыт, разграблен. Хотя в нем и располагались склады – то писчебумажный, то строительный, то соляной с бакалейным, то бутылочно-тарный – молитвенная жизнь в нем все же теплилась. Но 26.06.1936 года было утверждено Курской культкомиссией решение Белгородского городского совета от 28.03.1936 года о совершенном закрытии многих церквей, в том числе и Смоленского собора. При живых-то людях он стал умирать, разрушаться - не хотел быть складом…
Сильно пострадал собор в войну – при освобождении Белгорода. В 1943 году артиллерийским огнем была уничтожена колокольня – там угнездились вражеские пулеметчики, снаряды взорвались и в трапезной части храма, лишив ее перекрытия и разрушив стены. И хотя собор во время боев служил убежищем для многих белгородцев, защищая их от бомб и снарядов, никто и после войны не позаботился о его ремонте.
С течением времени храм совершенно ветшал, уже и складов в нем не устраивали и стоял он сиротой в стороне от столбовой дороги – проспекта Ленина – по которой в «светлое будущее» шагали себе мимо люди, никогда не бывшие его прихожанами.
С начала 1994 года развернулись строительные работы по возобновлению верхнего храма во имя святых первоверховных Апостолов Петра и Павла. Первоначально наверх было страшно входить – груды мусора, битого кирпича, зияющие раны на стенах, крыши нет, березы растут прямо из проломленных стен… Белгородцы-старожилы помнят, как это выглядело. Так вот, из этих стен было убрано 763 КРАЗа мусора. Последние сорок машин мусора вывезли со двора храма в июне 1996 года, за месяц до освящения.
Храм был расписан, положены полы, набито тело иконостаса, леса сняты. 11 июля 1996 года храм был освящен Владыкой Иоанном. А до этого на вновь отстроенной колокольне в Великий Четверг 1995 года впервые грянули колокола. В 1997 году обновлены купола и кресты храма – оттоле они сияют немеркнущей позолотой.
Многие изменения пришлось пережить храму за почти трехвековую историю. Не все конечно в реконструкции храма сделано так, как хотелось бы. Но главное, храм действует, он по прежнему прекрасно вписывается в окружающий его архитектурный ансамбль и, бесспорно, является городской «жемчужиной», поражающей нас своим спокойным, уверенным величием. Смоленский собор сполна проверен на прочность и сохранил не только нерушимые массивы стен, но и свое высшее предназначение.
Много – много потрудились горожане - и целые трудовые коллективы и отдельные жертвователи – для того, чтобы их соединенными усилиями Смоленский собор стал бы украшением города и свидетелем духовного величия белгородцев, много раз одерживавших ратные победы, а через воскрешение нашего храма – и победу там, где «поле битвы - сердце человека».
- Ребята, вы все знаете, что в школе существуют правила поведения для учащихся. Так и в храме существуют правила  «Как себя вести в храме». Я думаю, что вы эти правила знаете. Давайте о них поговорим.
«Как вести себя в храме»:
Прежде чем зайти в собор,
       Головной сними убор,
       Злые мысли отгони:
       Не нужны тебе они...
        Скромную надень одежду,
        В брюках в храм идёт невежда,
        Голову платком покрой
        И тихонько в храме стой.
         Никого не осуждай,
         Помощь нищему подай,
         Поставь свечку и потом
         Осени себя крестом.
         Богомыслие храни,
         Лень подальше прогони,
         Душой с Богом примирись,
         И со всеми ты молись.
          Богомольцев не толкай,
          К чину в храме привыкай.
          Не гляди по сторонам —
          Неполезно это нам...
          Хоть старушка, хоть девица
          Не посматривай на лица,
          Глазки в землю опусти,
          О грехах своих грусти.
 
Подведение итогов.
-Почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам? Что получают люди в храме?
(Ответы детей.)
Вывод:
Чтобы люди, приходя в храм, учились добру, милосердию, состраданию, сочувствию, справедливости, чести.И все эти качества нужно беречь в себе. Как огонек от свечи отдавать тепло тому, кто в этом нуждается, душой тянуться к небу, а своими делами помогать ближним. И тогда вы сбережете храм в своей душе и будете созидать всю свою жизнь.
Домашнее задание: индивидуальное творческое задание (реферат по устройству любого храма г. Белгород и Белгородского района)