Конспект урока русского языка в 4 классе (УМК Перспектива) Тема : «Правописание соединительных гласных в сложных словах»



Конспект урока русского языка в 4 классе (УМК Перспектива)
Тема : «Правописание соединительных гласных в сложных словах»
Цели:
-Формировать предметные умения: путём самостоятельного поиска подвести учащихся к выводу о том, что в сложных словах соединительные буквы о и е, закрепить знания образовании сложных слов.
-Формируемые УУД:
-формулировать проблемный вопрос; строить пути решения, создания алгоритма и их обоснование (Познавательные УУД);
-постановка цели; составлять последовательность алгоритма; оценивать результат деятельности(Регулятивные УУД)
— признание права каждого человека на собственное мнение (Коммуникативные УУД);
— положительная мотивация к коллективной познавательной деятельности (Личностные УУД)Ход урока:
Мотивация к уроку.
Девизом нашего урока сегодня будут слова: «Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому».
- Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке: открывать новые знания или повторять изученное?
- Проверим наши предположения.
II. Актуализация знаний.
Орфографическая минутка.
К-л-со , те--итория, тру-, ло-кость, чес-ность, шля-ка, в-сёлый.
-Сформулируйте задание к этим словам.(Вставить пропущенные слова и объяснить их.)
- В какой части слова находится орфограмма? На какие правила?
Задание выполняется устно, пропущенные буквы пишется.
- Посмотрите на вставленные буквы. Элементами нашего чистописания сегодня будут буквы не звонких и не глухих согласных звуков, не мягких и не твёрдых согласных звуков. Какие это буквы? ( Буквы гласных звуков: о и е.)
На доске элементы чистописания: ееееооооеоеоIII. Самоопределение к деятельности
На доске слова:
вода водаводы водныйводу водичка
о воде подводныйводовоз
— Что вы можете сказать о словах первого столбика? (Это формы одного и того же слова.)
- Что вы можете сказать о словах второго столбика? (Это однокоренные слова.)
- Докажите.
- Что такое корень?
- Выделите корень в словах второго столбика.
- Какие слова образованы при помощи приставок?
- Какие слова образовано с помощью суффиксов?
IV. Постановка проблемного вопроса.
- Какое слово вызвало затруднение? Чем отличается от предыдущих ?(Водовоз)
- Как называются такие слова? (Сложные)
- Как вы думаете, почему они так называются? (В них два корня.)
Найдите значение слова сложный в словаре.
Сколько значений имеет это слово?(Два.)
Назовите первое значение (Состоящий из несколько частей.).
Назовите второе значение.(Трудный, запутанный.)
Какое значение подходит к словам из двух корней?(Первое значение.)
-Как же называется тема нашего урока? (Сложные слова)
2. Замените предложение одним словом.
-Как называется ферма, на которой разводят птиц?
- Как пишется это слово? В чём трудность?
- Как называется буква, которая соединяет два корня при образовании сложных слов?
- Можете обосновать свой выбор? (о или е)
- Почему? В чём проблема возникла? На какой вопрос мы будем искать ответ? Сформулируйте цель нашего урока.
(Вспомнить, какие слова называются сложными, поупражняться в образовании новых слов и их правописании.)
-А как мы поймём, что достигли цели? Да, для достижения цели надо потренироваться. Чтобы мы видели, как идёт наша работа, мы будем заполнять оценочную таблицу. В ходе урока я вам скажу, когда необходимо вносить в неё результаты.
За что можно получить баллы? Сколько баллов можно получить? Сколько баллов набрал
1. Образование сложных слов Знаю, умею составлять -1 балл
Не знаю, не умею составлять- 0 баллов Знание алгоритма
написания соединительных букв Помню алгоритм-1 балл
Не помню алгоритм-0 баллов Умение применить
алгоритм на практике
написания соединительных букв 1 балл за каждое правильное окончание в трёх видах заданий.
Задание №1- 6 баллов
Задание №2- 7 баллов
Задание №3-5 баллов
Умение контролировать себя
при написании соединительных букв в сложных словах Не знаю, какой алгоритм нужно применять при написании соединительных букв в сложных словах- о баллов.
Не помню алгоритм, выполняя задания, смотрю запись алгоритма, сверяю каждый шаг- 1 балл.
Помню алгоритм, выполняя задания, повторяю про себя, каждый шаг алгоритма - 2 балла. Максимальное количество баллов 22 балла 3 Этап реализации построенного проекта. Первичное закрепление во внешней речи. Составление алгоритма действий по решению данной проблемы.
- На доске записаны слова с пропущенной буквой:
Сталевар, кашевар, птицелов, самокат, водолаз, лежебока.
- Что надо сделать вначале? (прочитать слово)
- Убедиться, что оно сложное.
- Посмотреть на какой согласный звук оканчивается в слове первый слог.
- Сделать вывод:
- соединительная буква «е» пишется :1) после мягких согласных (сталевар)
2)после шипящих (кашевар)
3)после «Ц» (птицелов)
- соединительная буква «о» пишется :после твёрдых согласных (самокат, водолаз)
- А запомнить это правило вам поможет стихотворение- «запоминалка»
- После мягких, шипящих и ЦВ сложных словах пишется «Е».
А после твёрдых согласных пишется «О» -
Не перепутает буквы никто!
Оцените в графе «Умение применить алгоритм на практике написания соединительных букв» №1 ( 6 баллов)Физкультминутка
Представь себе, что ты стоишь возле водопада. Но это не обычный водопад. Вместо воды в нём падает вниз мягкий белый свет. Теперь представь себя под этим водопадом и почувствуй, как этот прекрасный белый свет струится по тебе. Подними руки вверх, опусти. Белый свет течёт по твоим голове, рукам, спине, ногам. Это позволяет ощутить себя очень расслабленно и приятно. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом ты наполняешься свежим и силами. Теперь поблагодарим этот водопад света, за то, что он дал возможность отдохнуть.
V. Работа по теме урока. ( Закрепление правописания соединительных гласных в сложных словах, используя алгоритм. )Игра в группах «Кто быстрее».
Раздаются конверты каждой группе с карточками, на которых записаны корни слов и соединительные гласные.
-воз о Пыл о книг е -рог -ход
о Пар- Нос- е -сосЛюб- Мор- Оцените в графе « Образование сложных слов»
Знаю, умею составлять -1 балл
Не знаю, не умею составлять- 0 баллов
Работа по учебнику. Упражнение №194
Какие соединительные гласные пишут в сложных словах?
Прочитайте правило в рубрике «Узелки на память.»Можно ли соединительную гласную назвать орфограммой?
Почему? ( В сложных словах соединительная гласная пишется в безударном слоге)
Оцените в графе «Умение применить алгоритм на практике написания соединительных букв» №1 ( 7 баллов)
Игра «Переводчик»
Рубить, лес;
сам, летать;
снег, падать;
лес, степь;
каша, варить
Оцените в графе «Умение применить алгоритм на практике написания соединительных букв» №2 ( 5 баллов)
Творческое применение знаний. Что можете сказать о слове «Естествознание»? (на слайде слово) (Это существительное, сложное слово, обозначает науку о живой и неживой природе…)
Кому захотелось стать исследователем в этой области науки?
Птицы, рыбы, звери, насекомые получили свои названия не случайно. Люди обращали внимание на какой-нибудь признак и по этому признаку давали животным название.
Как называется животное, у которого на носу рог?
А если нос похож на утиный?
-Сейчас, господа учёные, вы будете работать в группах, давать названия животным, а мы проверим, совпадут ли они с настоящими. У вас одна минутка.
-Проверим, что вы нам предлагаете. Начинают ребята с карточкой №1 и т.д. Какую соединительную гласную записали, почему?
Сидит на ветке птичка, словно без дела. Вдруг метнётся вправо, влево, перелетит поляну, щёлкнет клювом – и муха поймана …
Ни одно насекомое не пролетит мимо прекрасного цветка. Сядет полюбоваться на лепестки, а лепестки тут же сомкнутся – и муха в ловушке …
Это насекомое получило своё название за то, что у него глаза переливаются как перламутр, но основным цветом глаз является золотистый…
Название этого растения на современный русский язык можно перевести как « пугающий чертей», устраивающий переполох …
Живородящая рыбка, обитающая в водоёмах Мексики, а в России только в аквариуме,
имеет (носит) длинный хвост, похожий на меч …
Оцените свою работу.
VII. Рефлексия.
Слова , у которых два корня, называются
Д) сложными
Г ) простыми
6. Укажите слово, в котором пишется буква е
Ж) неб . склон
Ц) земл . трясение
7. Укажите слово, в котором допущена ошибка
Э) водовоз
Ы) пешиходКакие слова называются сложными?
-Почему они так называются?
-Как образуются сложные слова?
-Какие соединительные буквы пишутся в сложных словах?
Оцените себя. В графе «Умение контролировать себя при написании соединительных букв в сложных словах»
Не знаю, какой алгоритм нужно применять при написании соединительных букв в сложных словах- 0 баллов.
Не помню алгоритм, выполняя задания, смотрю запись алгоритма, сверяю каждый шаг- 1балл.
Помню алгоритм, , выполняя задания, повторяю про себя , каждый шаг алгоритма - 2балла.
Посчитайте, сколько баллов набрали за весь урок.
VIII. Домашнее задание
Упр.193 стр. 109 стр.
Подберите, как можно больше слов, где одна из корней слово –ход-.
Можно составить кроссворд.
IX. Итог урока.
Дайте оценку своей работе на уроке.
Продолжите высказывание:
Сегодня на уроке
Я узнал…
Меня удивило…
Что захотелось…
Спасибо за урок! На перемене сдайте карты самооценки.