Конспект урока в 6 классе по теме Соединительные о и е в сложных словах.

МБОУ «Аллабердинская средняя общеобразовательная школа».












Урок русского языка в 6 классе по теме
«Соединительные О и Е в сложных словах»
автор учебника Ладыженская Т.А.









Разработала: учитель русского
языка и литературы
МБОУ «Аллабердинская средняя
общеобразовательная школа»
Хисамова Фания Фаузятовна.












2015 год.
Тема: Соединительные О и Е в сложных словах.
Цели:
формировать у учащихся навыки  нахождения сложных слов, умение правильно писать соединительные гласные О и Е, умение правильно согласовывать сложносокращенные слова;
развивать орфографическую зоркость, коммуникативные умения, интерес к предмету;
воспитывать чувство дружбы, коллективизма, любовь к природе, любовь к труду.
Ход урока:
Организационный момент
Актуализация знаний
Творческий диктант.
Заменить словосочетания одним сложным словом, которое являлось бы определением к существительному.
1) Человек, любящий жизнь, радость (жизнерадостный).
2) Человек, который любит труд (трудолюбивый).
3) Насаждения, защищающие поля (полезащитные).
4) Машина, очищающая дороги от снега (снегоочистительная).
5) Река, по которой ходят суда (судоходная).
6) Бумага, чувствительная к свету (светочувствительная).
Беседа с учащимися.
Что общего в этих словах?
Значит, какова тема нашего урока?
2. Целеполагание.
- А теперь, опираясь на тему урока, сформулируйте его цели (Выяснить особенности морфемного строения сложных слов, правописание соединительных гласных)
III. Изучение нового материала
1. Объяснение учителя.
Сложными словами называют слова, в состав которых входят два корня, например: электровоз, пылесос, вертолет.
Некоторые сложные слова имеют несколько корней, например: самолетостроение.
Сложные слова образуются двумя способами:
1) При помощи соединительных гласных о или е в результате сложения основ исходных слов (пар, ходить  пароход) или целых слов (сорок, ножка  сороконожка).
2) Без соединительных гласных, например: трехметровый, пятиэтажный.
2. Выявление восприятия. Отгадайте загадки. Запишите слова - отгадки.
Хоть заманчив он на вид,
но однако ядовит.
Знают люди с давних пор:
Несъедобен (МУХОМОР)
Смело в небе проплывает, Обгоняя птиц полёт. Человек им управляет. Что такое? (САМОЛЁТ)

Есть у нас квартире робот,
У него огромный хобот,
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер «ТУ».
Он охотно пыль глотает.
НЕ болеет, не чихает. (ПЫЛЕСОС)

Каждый день выходит утром
В повседневный свой поход. Знать все правила обязан На дорогах (ПЕШЕХОД)

И на земле, и на снегу
Я зверя выследить могу
По следу лапок и копыт.
На то и есть я (СЛЕДОПЫТ)

По волнам плывёт отважно, Не сбавляя ход. Лишь гудит машина важно, Что такое? (ПАРОХОД)
- Выполнить морфемный разбор слов. - Чем объяснить выбор соединительной гласной «о» во всех словах? Ответить на этот вопрос поможет стихотворение-сказка
«Как простые слова стали сложными?»
Было это давным-давно,
В тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Возле Грамматической речки
Жили-поживали слова и словечки. 
Вместе ели, пили, веселились,
Никогда ничем и не гордились,
Не сорились и не зазнавались:
Простыми словами назывались.
Но однажды у Грамматической речки
Появились странные человечки:
Буквы О да Е -  сбежали из алфавита,
Стали словам нашептывать сердито:
«Эх вы, простаки и простушки
Раскройте глазки, прочистите ушки! 
Скажем вам не в обиду,
Уж очень вы простые с виду!
Репутация у вас простофилей.
Это теперь немодно,
Неприлично, неблагородно!»
И у Грамматической речки
Взбунтовались простые словечки.
Говорят:
«Не хотим быть простыми словами,
Пусть все шапки снимают перед нами,
Нас приветствуют издалека
Все поклонники русского языка!
Хотим быть словами сложными!
Такое превращение, не возможно ли?»
Только одного желания мало!
 Как это сделать? Буква О подсказала:
 «Объединяйтесь, разбирайтесь по парам,
 Времени не тратьте даром». 
 Птица полетела к слову ловить,
 Луна покатилась к слову ходить,
 Вода потекла к слову падать.
 Но их ведь чем-то соединять надо!
 Распадаются две половинки
 Без скрепляющей золотой серединки.
 Возмутители спокойствия О и Е
 Решили словам помочь в беде:
 «Будем мы между согласными
 Соединительными гласными!»
Правда, О немного ленивой была,
 Не много дела себе взяла:
После твердых согласных становиться решила.
  А буква Е, подругу свою любя,
  Согласилась остальное взять на себя. 
  После мягких согласных, шипящих и Ц
   В сложных словах пусть всегда будет Е !
   А после твердых пусть будет О -
   Не перепутает их никто

- Чем же объяснить выбор соединительной гласной «о» во всех словах?
- Постарайтесь сформулировать правило написания соединительных гласных О и Е в сложных словах.
IV. Закрепление изученного материала.
Работа с учебником. Чтение правила. 73-74 стр.
2. Игра «Сложи слово».
Кто быстрее?
На доске слова записаны в 2 столбца. Задача учащихся – записать 10 сложных слов (существительных и прилагательных), использовав по одному разу корни всех данных слов и соответствующим образом изменяя слова.
мир строить
единый хранить
любить жить
общий знать
взаимный ловить
машина убирать
каша любить
вода помощь
хлеб душа
птица варить

Кашевар
Птицелов
Миролюбивый
Взаимопомощь
Машиностроительный
Единодушный
Хлебоуборочная
Водохранилище
Общежитие
Любознательный

Физминутка.
2) Записать текст. Подчеркнуть в тексте сложные слова
В школе чародейства и волшебства Гарри Поттер и его одноклассники изучали травоведение, зельеварение и другие предметы. Гермиона вычитала в книге «Сильнодействующие яды», что для оборотного зелья водоросли собирают в полнолуние, златоглазки настаивают три недели.

3) Записать в два столбика, первый - представители фауны, второй -
представители флоры
Буревестник, тысячелистник, носорог, муравьед, горицвет, утконос, , перекати-поле, мать-и-мачеха, землеройка, волкодав, иван-чай, трын-трава, трясогузка.

Фауна - Исторически сложившаяся совокупность животных какой-л. систематической группы, определенной местности, страны или геологической эпохи.
Фло
·ра исторически сложившаяся совокупность видов растений, распространённых на конкретной территории
- Ребята, почему мы должны охранять флору и фауну?
4) Записать предложение и выполнить синтаксический разбор.
Мы не должны отступать перед трудностями!
(Повеств., воскл., прост., двусост., распр.)
-Как вы понимаете смысл этого предложения?
( С детства надо приучать себя этому, научиться доводить начатое дело до конца. Когда это войдет в привычку, у вас будет великолепное качество, как настойчивость)
5) Самостоятельная работа (разноуровневые задания)
1 -й уровень.
Составьте и запишите сложные слова с основой: хлеб, снег, лист, лес.
2 -й уровень.
Придумайте по 2 слова с соединительными гласными -о-, -е-. Составьте и запишите предложения с этими словами.
6) Работа по учебнику.
1. упр. 167.
V. Итог урока.
- Какова была цель урока? Мы ее достигли?
- Что вам понравилось на уроке? Что было трудно?
Рефлексия. Самооценка учащимися деятельности на уроке.
Я благодарю вас за работу на уроке. Вы догадались, почему сегодня я употребила именно это слово? Благодарить – дарить благо, добро. Давайте делать добро и дарить благо друг другу!

Домашнее задание: На выбор: 1. написать сочинение-миниатюру на тему «Спорт», используя сложные слова.
2. упр. 168.

Кашевар
Птицелов
Миролюбивый
Взаимопомощь
Машиностроительный
Единодушный
Хлебоуборочная
Водохранилище
Общежитие
Любознательный





Рисунок 215