РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА по физике, 10-11 класс «Решение сложных физических задач» (2014 – 2016 учебный год)

«Согласовано» СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
Руководитель ШМО Заместитель руководителя Директор МКОУ «СОШ №7»
__________/ Смирнова Р.У../ по УВР МКОУ «СОШ №7» ________Фаттахова Н.И.
Протокол №_____от _____/ __________Анфарович У.К. Приказ №_________от
«_____»_________2014г. «___»_________2014г. «___»__________2014г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
по физике, 10-11 класс
«Решение сложных физических задач»
(2014 – 2016 учебный год)

Автор: Рыбакова Т.В.
учитель физики
первой квалификационной категории
пгт Талинка

Календарно-тематическое планирование по 10 классу.

Урок
Тема
Количество часов
Дата проведения


МЕХАНИКА

1
Физическая задача. Правила решения физических задач.
1


2
Приёмы решения физических задач.
1


3-4
Операции над векторными величинами.
2


5
Равномерное движение. Средняя скорость.
1


6-7
Тур физической олимпиады.
2


8
Закон сложения скоростей.
1


9-10
Игра «Кто больше?».
2


11
Одномерное равнопеременное движение.
1


12
Самостоятельное решение задач.
1


13
Игра «Поле чудес».
1


14
Двумерное равнопеременное движение.
1


15-16
Самостоятельное решение задач.
2


17
Динамика материальной точки. Поступательное движение тела.
1


18
Решение задач.
1


19
Самостоятельная работа по решению задач на динамику.
1


20
Движение материальной точки по окружности.
1


21-22
Тур физической олимпиады.
2


23
Импульс. Закон сохранения импульса.
1


24
Решение задач.
1


25
Защита проектов.
1


26
Работа и энергия в механике. Закон сохранения и изменения механической энергии.
1


27
Самостоятельное решение задач.
1


28
Турнир физиков.
1


29
Статика и гидростатика.
1


30
Решение задач.
1


31-35

Физическая олимпиада.
5


Итого по 10 классу
35



Календарно-тематическое планирование по 11 классу.

Урок
Тема
Количество часов
Дата проведения


ТЕРМОДИНАМИКА

1
Количество вещества. Постоянная Авогадро. Масса и размер молекул. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов.
1


2
Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы.
1


3-4
Физическая олимпиада.
2


5
Внутренняя энергия одноатомного газа. Работа и количество теплоты. Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс.
1


6
Изменение внутренней энергии тел в процессе теплопередачи. Изменение внутренней энергии в процессе совершения работы. Тепловые двигатели.
1


7-8
Соревнования по теме «Тепловые явления».
2


9-12
Особенности внутреннего строения и свойства газообразных, жидких и твердых тел.
4





ЭЛЕКТРОДИНАМИКА

13
Закон Кулона.
1


14
Закон Кулона. Решение задач.
1


15
Напряженность поля. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Эквипотенциальные поверхности. Конденсаторы.
1


16-17
Олимпиада по физике «Электрическое поле».
2


18
Сила тока. Сопротивление.
1


19
Закон Ома для участка цепи.
1


20-22
Работа и мощность. Электродвижущая сила. Закон Ома для замкнутой цепи. Решение задач.
2


23-25
Электрический ток в металлах, электролитах, газах, вакууме и полупроводниках.
3


26
Защита проектов.
1


27-30
Магнитное поле тока. Магнитная индукция. Магнитный поток. Закон Ампера .Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.
4


31-35
Физическая олимпиада.
5


Итого по 11 классу
35




Пояснительная записка
Настоящая программа курса решения физических задач по физике для учащихся 10-11 классов с углубленным изучением предметов. Курсы физики повышенного уровня способствуют развитию разносторонних интересов учащихся и ориентируют их на широкий выбор профессий, связанных с физикой и её приложениями на практике.
Программа согласована с содержанием программы основного школьного курса. Она ориентирует учителя в первую очередь на углубленное изучение тех физических законов и явлений, которые рассматриваются на уроках и имеют широкое применение в практике. В то же самое время данная программа несколько шире, чем программа общеобразовательной школы. В неё также включены вопросы, входящие в программы физических олимпиад.
Элективный курс, прежде всего, ориентирован на развитие у школьников интереса к занятиям, на организацию самостоятельного познавательного процесса и самостоятельной практической деятельности. В данном курсе используются различные формы работы с учащимися. В конце изучения каждой темы целесообразно проведение занятия в форме тура физической олимпиады. В этом случае все учащиеся получают одинаковые комплекты из трех задач. Эти задания выполняются за два часа, без какой- либо посторонней помощи и без обсуждения возникающих проблем с другими учащимися. Итогом работы должен быть письменный отчет, содержащий полное теоретическое решение.
При проверке выполнения домашнего задания по решению трудных задач полезна методика, используемая при проведении турнира знатоков. Одна группа рассказывает решение, вторая группа является оппонентом, третья – рецензентом. При объяснении решения другой задачи группы меняются таким образом, чтобы каждая выступила и докладчиком, и оппонентом, и рецензентом. Особенностью этой формы проведения занятия является обоснование решения задачи в устной форме. Оценка выставляется с учетом убедительности аргументов при отстаивании правильности полученного решения. Игровые формы проведения занятия – это коллективные соревнования школьников в умении решать задачи. Они являются хорошим дополнением к традиционным формам проведения занятий по решению задач.


В результате изучения элективного курса физики обучающийся должен
знать:
- понятие физической задачи, - классификацию задач по различным критериям, - правила и приемы решения физических задач, - основные законы и формулы различных разделов физики;
уметь:
- использовать различные способы решения задач, - применять алгоритмы, аналогии и другие методологические приемы решения задач, - решать задачи с применением законов и формул, различных разделов физики, - проводить анализ условия и этапов решения задач, - классифицировать задачи по определенным признакам.
Цели и задачи курса:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач;
овладение умениями строить модели, устанавливать границы их применимости;
применения знания по физике для объяснения явлений природы, свойства вещества, решение физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач.

Данная программа составлена на основе:
1) программы для общеобразовательных учреждений, рекомендованной Министерством Образования Российской Федерации, автор Г.Я.Мякишев (Сборник программ для общеобразовательных учреждений: Физика 10-11 кл\ Н.Н. Тулькибаева, А.Э. Пушкарев. – М.: Просвещение, 2010);
2) Программа для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2009
3) программы курса: В. Л. Орлов, Ю. А. Сауров, «Методы решения физических задач», М., Дрофа, 2009 год.
4) программы курса: Н. И. Зорин. Элективный курс «Методы решения физических задач: 9 класс», М., ВАКО, 2007 год.
Данная программа общим объемом в 35 часов изучается в 10 классе и в 35 часов в 11 классе.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
10 класс. МЕХАНИКА
Правила и приемы решения физических задач (2 ч).
Что такое физическая задача? Физическая теория и решение физических задач. Основные требования к составлению задач. Общие требования при решении физических задач. Этапы решения задачи. Формулировка плана решения. Выполнение плана решения задачи. Типичные недостатки при решении и оформлении решения задачи. Различные приемы и способы решения: геометрические приемы, алгоритмы, аналогии. Методы размерностей, графические решения, метод графов и т.д.
Операции над векторными величинами (2 ч).
Скалярные и векторные величины. Действие над векторами. Задание вектора. Единичный вектор. Умножение вектора на скаляр. Сложение векторов. Вычитание векторов. Проекции вектора на координатные оси и действия над векторами. Проекции суммы и разности векторов.
Равномерное движение. Средняя скорость (по пути и перемещению) (3 ч).
Перемещение. Скорость. Прямолинейное равномерное движение. Графическое представление движения. Средняя путевая и средняя скорость по перемещению. Мгновенная
скорость.

Закон сложения скоростей (3ч).
Относительность механического движения. Радиус-вектор. Движение с разных точек зрения. Формула закона сложения перемещения.

Одномерное равнопеременное движение (3 ч).
Ускорение. Равноускоренное движение. Движение при разгоне и торможении. Перемещение при равноускоренном движении. Свободное падение. Ускорение свободного падения. Начальная скорость. Движение тела брошенного вертикально вверх.

Двумерное равнопеременное движение (3 ч).
Движение тела брошенного под углом к горизонту. Определение дальности полета, времени полета. Максимальная высота подъема тела при движении под углом к горизонту. Время подъема до максимальной высоты. Скорость в любой момент движения. Угол между скоростью в любой момент времени и горизонтом. Уравнение траектории движения.

Динамика материальной точки. Поступательное движение (3 ч).

Координатный метод решения задачи по механике.

Движение материальной точки по окружности (3 ч).

Период обращения и частота обращения. Циклическая частота. Угловая скорость. Перемещение и скорость при криволинейном движении. Центростремительное ускорение. Закон Всемирного тяготения.

Импульс. Закон сохранения импульса (3 ч).

Импульс тела. Импульс силы. Явление отдачи. Замкнутые системы. Абсолютно упругое и неупругое столкновение.

Работа и энергия в механике. Закон изменения и сохранения механической энергии (3 ч).

Консервативные и неконсервативные силы. Потенциальная и кинетическая энергия. Полная механическая энергия.

Статика и гидростатика (2 ч).

Условия равновесия тел. Момент силы. Центр тяжести тела. Виды равновесия тела. Движение жидкости. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Сила Архимеда. Вес тела в жидкости. Условия плавания тел. Воздухоплавание. Несжимаемая жидкость.

Избранное (5 ч).

Физическая олимпиада.

11 КЛАСС. ТЕРМОДИНАМИКА.

Основы молекулярно-кинетической теории (4 ч).

Количества вещества. Постоянная Авогадро. Масса и размеры молекул. Основное уравнение МКТ. Энергия теплового движения молекул. Зависимость давления газа от концентрации молекул и температуры. Скорость молекул газа. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы.

Основы термодинамики (4 ч).

Внутренняя энергия одноатомного газа. Работа и количество теплоты. Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Изменение внутренней энергии тел в процессе теплопередачи. Изменение внутренней энергии в процессе совершения работы. Тепловые двигатели.

Свойства паров, жидких и твердых тел (4 ч).

Свойства паров. Влажность воздуха. Поверхностное натяжение. Капиллярные явления. Механические свойства твердых тел.

Электрическое поле (5 ч).

Закон Кулона. Напряженность поля. Проводники в электрическом поле. Поле заряженного шара и пластины
Диэлектрики в электрическом поле. Разность потенциалов. Электроемкость конденсатора.

Законы постоянного тока (5 ч).

Сила тока. Сопротивление. Закон Ома. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для замкнутой цепи. Законы Кирхгофа.

Электрический ток в различных средах (4 ч).

Электрический ток в металлах и электролитах. Электрический ток в газах, вакууме, полупроводниках.

Электромагнитные явления (4 ч).

Магнитное поле тока. Магнитная индукция. Магнитный поток. Закон Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.

Избранное (5 ч).

Физическая олимпиада.

Литература для учащихся

1. Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Пономарева А.В. Факультативный курс физики. 8 класс. - М.: Просвещение, 1985.
2. Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Шефер Н.И. Факультативный курс физики. 9 класс. - М.: Просвещение, 1986.
3. Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Шефер Н.И. Факультативный курс физики.
10 класс. - М.: Просвещение, 1987.
4. Слободецкий И.Ш., Орлов В.А. Всесоюзные олимпиады по физике.
М.: Просвещение, 1982.
5. Всероссийские олимпиады по физике. Под ред. С.М.Козела.
М.: ЦентрКом, 1997
6. Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Международные физические олимпиады школьников. - М.: Наука, 1985.
7. Яворский Б.М., Пинский А.А. Основы физики. - М.: Наука,
1981. - Т.1 и Т.2.
8. Физика. Учеб. пособие для 10 кл. шк. и классов с углубл. изуч.
физики, Под ред. А.А.Пинского. М.: Просвещение. 1993
9. Физика Учеб.пособие для 11 кл. шк. и классов с углубл. изуч. физики,
Под ред. А.А.Пинского. М.: Просвещение, 1995
10.Козел СМ и др. Решения олимпиадных задач по физике.
М.:Школа-Пресс 1999
11.Имамбсков О,И, Темиркулова Н.И. Международные
олимпиады по физике. Алматы: РНПЦ “Дарын” 2000
12. Журнал Квант. - М.: Наука



Литература для учителей

1. Методика факультативных занятий по физике. Под ред.
Кабардина О.Ф., Орлова В.А. - М.: Просвещение, 1988.
2. Внеурочная работа по физике. Под ред. Кабардина О.Ф. - М.: Просвещение, 1983.
З. Демкович В.Н.. Прайсман Н.Я. Приближенные вычисления в школьном курсе физики. М.: Просвещение, 1983.
4. Яворский Б. М. Основные вопросы современного школьного курса физики. М.: Просвещение. 1980.
5. Научные Основы школьного курса физики.
Под ред..Шамаша С.Я, Эвенчик Э.Г.. –
М.: Педагогика, 1985.
6. Физика и научно-технический прогресс. Под ред. Разумовского В.Г., Фабриканта В.А., Глазунова А.Т. - М.: Просвещение, 1988.
7. Журнал “Физика в школе”, М.: Просвещение
8. Журнал “Информатика Физика Математика», А















Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 515