Профессиональный проект из опыта работы Применение технологии полного усвоения при подготовке школьников к государственной итоговой аттестации

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ордынского района Новосибирской области –
Вагайцевская средняя общеобразовательная школа
имени Н.Н. Медведева










РЕАЛИЗОВАННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ






Актуальность проекта. Введение новой модели экзамена по алгебре для выпускников основной школы предъявляет новые требования к уровню подготовки школьников. Вся нагрузка на подготовку к этому экзамену падает на последний год обучения. Наиболее сложными проблемами при этом являются снижение интереса некоторых учащихся к учению, рост неуспеваемости, падение качества знаний. Из-за существующих пробелов в знаниях дальнейшее изучение математики, а также смежных предметов, становится трудным, а иногда и невозможным. На обучаемость влияет и социальная среда, в которой развивается ребёнок, ценностные ориентации семьи, что определяет багаж знаний и умений, стремление получить знания.
Наша школа сельская, многие родители имеют низкий социальный статус и невысокие общественные потребности. Класс мне достался сложный, большинство детей с низкими познавательными потребностями. Пять ребят можно было смело включить в «группу риска». Многие испытывали большой страх перед трудностями, что существенно мешало им учиться. Мне приходилось проводить беседы, индивидуальные консультации для повышения внутренней самооценки. (Приложение ).
Для многих учеников математика является базовой дисциплиной для получения дальнейшего образования.
Как повысить положительную мотивацию школьников при изучении математики? Как организовать процесс обучения, чтобы каждый ученик был успешным?
С этой целью разработан проект на тему «Применение технологии полного усвоения при подготовке школьников к государственной итоговой аттестации».
Цель проекта: Подготовка каждого ученика к успешному прохождению государственной итоговой аттестации по математике в 9-ом классе.
Для достижения цели проекта определены следующие задачи:
Изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме «Технология полного усвоения учащихся.»
Создать комфортные условия для каждого ученика.
Повысить уровень положительной мотивации к учению у школьников.
Организовать обучение математике с использованием дидактических средств, способствующих полному усвоению знаний.
Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.
Ресурсное обеспечение процесса обучения, необходимое для реализации проекта, в кабинете математики:
диагностический материал по каждому разделу математики;
опорные конспекты, карточки-консультанты, памятки-схемы, таблицы;
компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска;
выход в Интернет;
электронные пособия по математике;
учебники, справочники, энциклопедии, журналы «Математика для школьников»;
пособия в виде мини-проектов, подготовленные учащимися и педагогами.
Кабинет аттестован. (Приложение)
Ежегодно разрабатываются рабочие программы в полном соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Используется учебно-методический комплект под редакцией Мордковича А.Г. по алгебре. Данный комплект отвечает современным требованиям к образованию и развитию обучающихся. В работе соблюдается преемственность с начальной школой.
Для проведения элективных курсов и кружков создаются авторские программы.(Приложение)
В своей педагогической деятельности придерживаюемся следующих принципов: воспитывающее обучение: учу самостоятельности, умению планировать свою деятельность, принимать решения, быть коммуникабельным и толерантным;
ориентация на успех: каждый ученик имеет право быть умным;
ориентация на развитие: заметить и не пропустить малейший успех, закрепить его идти дальше, выше;
сотрудничество: я рядом с вами, и мы вместе решаем проблемы, радуемся успехам;
учёт результатов деятельности через систему заданий и накопительную систему оценок.
Принципы не меняются для разных классов, а вот формы обучения меняются.
Для совершенствования образовательного процесса в классе в сотрудничестве с психологом используются диагностические методики. Были изучены параметры индивидуального стиля учебной деятельности каждого ученика, уровень развития мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы. (Приложение )
В соответствии с диагностическими данными мы смогли индивидуально подойти к созданию условий для повышения уровня обучаемости, уровня познавательных интересов учащихся, определить для каждого зону ближайшего развития, выявить группу «учебного риска».
Наиболее эффективно подготовить девятиклассников к государственной итоговой аттестации удалось, применив технологию «полного усвоения».
Идея «полного усвоения» была выдвинута в 60-е годы прошлого столетия американскими психологами Дж. Кэрролом и Б.С. Блумом. Современное описание технологии отражено в работе М.В. Кларина «Технология обучения: идеал и реальность». Изучив опыт работы учителей математики гимназии №4 г. Брянска, описанный в книге Т.Д. Гончаровой. Обучение на основе технологии «полного усвоения».
К данной технологии побудила обратиться проблема разного темпа усвоения знаний обучающимися и их развития.
Обучение по технологии «полного усвоения» организуется не с учетом индивидуальных особенностей, а на их основе, обучение исходит из уровня развития каждого ребёнка, создаются такие условия, которые позволяют работать не на среднего ученика, а с каждым в отдельности.
Для каждого раздела учебного материала определяются критерии «полного усвоения», какие результаты должны быть получены в конце обучения. Даю детям подробную информацию: что должны усвоить, как будут учиться, чтобы достичь «полного усвоения», т.е. обозначаю уровень предметной компетентности.
Каждый раздел учебного материала строю по алгоритму:







Для достижения поставленной цели приоритетным стал вопрос, как повысить положительную мотивацию школьников при изучении математики.
Решая задачу мотивации ученика на поиск приобретения знаний, умений и навыков, используются словесные, наглядные и практические методы. Проводятся беседы, на которых разъясняются учащимся значимость учения как в общественном, так и в личном плане – для получения желаемой профессии, для активной жизни в обществе.
Особое внимание уделяется учащимся «группы риска». Беседуюя с ними, проводятся индивидуальные консультации, оказывается помощь каждому, чтобы ребенок смог поверить в свои возможности, развивается желание быть успешным. Без переживания радости достижения хотя бы небольших результатов в учебном труде невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных затруднений.
Для детей с высокой и средней мотивацией проводятся отдельные внеурочные занятия, создавая условия для активно – деятельного обучения разными средствами.
Учебные занятия сочетают в себе психическую, статистическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом. Поэтому считаем необходимым проведение на уроках, переменах физкультминуток для снятия утомления, улучшения мозгового кровообращения. Это помогает восстановить силы, повысить работоспособность и мыслительную деятельность. (Приложение ).
Система оценивания является инструментом в процессе обучения и мерой результата учения. Проверяется каждый элемент знаний, умений, навыков и овладения ими на разных уровнях усвоения. Для того чтобы оценивание учебной деятельности и результатов обучения было успешным разработаны критерии, по которым оцениваются устные ответы, письменные работы, диагностические тесты. (Приложение ). Критерии оценивания сообщаются детям и их родителям.
Изучение нового материала начинается с проверки подготовленности учащихся к восприятию материала, настраиваю их на восприятие нового. Перед объяснением нового материала обязательна мотивационная беседа с последующей постановкой целей.
Алгоритм изучения нового материала в технологии полного усвоения может быть организован следующим образом:

Объяснение

Решение опорных задач

Общение

Обобщение


Для успешного освоения новой информации необходимо актуализировать и откорректировать базовые знания учащихся. При этом использую ранее составленные опорные конспекты, справочники. Все повторяемые понятия учащиеся фиксируют в виде схем, таблиц, символов.
Работа проходит в парах или группах. При этом обязательно отмечаются индивидуальные затруднения. Повторение материала организуется как:
фронтальный устный опрос;
защиту мини – проекта;
математический диктант.
Работа строится так, чтобы каждый ученик был активен.
Объяснение нового материала начинается с мобилизации внимания учащихся к теме. Считаем, что учитель должен думать не только о том, чтобы хорошо изложить материал, но и чтобы пробудить активную умственную деятельность учеников, привести их в работоспособное состояние. Применяются наиболее активные методы объяснения – беседа, вопросно-ответный способ изложения содержания темы. Это позволяет добиться большей активности учеников. По мере беседы совместно с учащимися составляем справочник теоретических знаний и алгоритмов решения опорных задач.
Следующий этап – этап решения опорных задач минимального уровня, овладев методами решения которых, ученик будет в состоянии решить любую задачу на уровне программных требований. Работу должна быть построена так, чтобы каждый ученик как можно более самостоятельно применил изученный материал к решению задач более высокого уровня, при этом используются преимущественно групповые формы работы.
На данном этапе репродуктивная деятельность переходит в продуктивную.
Целью этапа общения (закрепления) является первичное теоретическое и практическое закрепление изученного материала. Здесь происходит проверка объема, правильности знаний, их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умение использовать эти знания на практике. Форма учебной деятельности – коллективная (диалог), возможна работа в парах.
Заканчивается этап самостоятельной работой, которая проводится на этом же уроке. Переходя на этап обобщения, каждый ученик получает возможность понять, что они знают глубоко, что поверхностно, а что упустили. Основная задача этого этапа не проверочная, а учебная.
В учебной практике этого этапа чаще всего нами используются:
- вопросы, требующего простого пересказа, содержания темы (репродуктивный уровень);
- вопросы, требующие решения проблемы в стандартных ситуациях (частично поисковый уровень);
- вопросы, требующие решения в нестандартных ситуациях (проблемный уровень);
- вопросы, создающие ситуацию дискуссии.
Задания практического характера содержат 3 вида задач:
задачи, решаемые доступными способами,
задачи продвинутого уровня,
углубленного уровня.
Наиболее часто практикуемой формой проверки знаний на данном этапе является зачет. Предварительно перед учениками ставится задача: каждый должен отчитываться по каждой изученной теме. Зачет состоит из теоретической и практической частей. Каждая часть оценивается в соответствии с разработанными критериями. Критерии оценивания ученики узнают заранее. Вопросы к зачету выдаются каждому, а составляем их, когда определяем, какие результаты должны быть получены в конце изучения темы. (Приложение.) Работа проходит в группах.
Практическая часть проверяется и оценивается на этом же уроке (рабочая карта группы). (Приложение.) Это дает возможность ученику довести усвоение знаний до требуемого уровня и проконтролировать свою возможность применять их.
Также проходит подготовка к диагностическому тестированию. Такая работа оптимизирует, упрощает, проясняет взаимоотношения и взаимодействия учителя с каждым учеником, ученика с учеником.
Этап обобщения дает возможность приблизить учащихся к более высокому образовательному уровню. Дальнейшая линия развития осуществляется на уроках коррекции и развития.
Чтобы выявить пробелы в знаниях, классифицировать типичные ошибки, надо провести диагностическое тестирование, которое дает возможность учителю определить уровень обученности ученика, причины плохих результатов, не достигающих запланированных ранее. Ученик легче обнаружит неясность или ошибки и исправит их на консультациях индивидуальных и групповых. Цель консультаций – научить ученика задуматься над проблемой, уяснить для себя какие возникли затруднения, сформулировать вопросы, на которые он хотел бы получить ответ.
Тесты включают вопросы и задачи с выбором и без выборов ответов, что позволяет учителю установить уровень сформированности знаний учащихся, прочность этих знаний, надежность, оперативность их применения. Тестирование проводится в письменной форме, чтобы дать шанс работать каждому в своем темпе. К диагностическому тестированию ведется серьезная подготовка, идет усовершенствование знаний, соизмеряются возможности, и определяется уровень знаний.
После тестирования обязательно нужно провести коррекционно-развивающие уроки. На этом этапе проходит дифференциация в обучении; предоставляется возможность ученику повторно проработать, но на новом качественном уровне (с учителем, консультантом или самостоятельно) над разделом темы, которые им остались не усвоенными. Можно провести повторное тестирование. Если ученик выполнил 90-100% объема заданий теста, считается, что он достиг полного усвоения.
На этом этапе создаю группы для отдельного обучения: «группа коррекции» и «группа углубления». Работа в группах предоставляет возможность равного участия каждого ученика в её работе. Учащиеся привыкают работать вместе, учатся находить общий язык, преодолевать неизбежные сложности общения. Ребята рассуждают вслух. Группа делает рефлексию одним из основных средств самоопределения ученика. Сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных одноклассников, а те в свою очередь стараются «подтянуться».
Для такой работы характерно взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые становятся активными субъектами собственного учения. Они лучше осознают смысл и значение учебной деятельности.
Перегруппировки осуществляются довольно часто, но класс рассматривается как единое целое. Важно продумать комплектование групп. Правила поведения при такой организации работы мы разрабатываем вместе с детьми. Для каждой группы составляется рабочая карта. Работу можно оценивать (самооценка, оценивает лидер группы или общее мнение группы). Обязательным требованием к работе является выполнение задания каждым учеником.
Учащиеся «группы развития» работают самостоятельно. Основное внимание уделяется тем, кто не смог продемонстрировать «полного усвоения» материала – «группе коррекции». Ликвидации пробелов помогают индивидуальные домашние задания, посильные и в объеме, и в сложности, четко направленные на преодоление конкретных ошибок. Работы обязательно оцениваются.
Постоянно нужно вести индивидуальный учет знаний и учет основных затруднений учащихся. К концу изучения темы каждый оказывается на том уровне, на котором он может или желает оказаться за отведенное на данную тему время.
Заключительная проверка знаний, умений и навыков по теме проводится в форме разноуровневой контрольной работы. Система таких уроков требует вдумчивого и творческого подхода, глубоких теоретических знаний по методике, педагогике, психологии. Это результат творчества учителя и учащихся.
Построенная таким образом система обучения технологична, так как она вооружает учащихся способами получения знаний и дает широкую ориентировку в учебном предмете, создает условия для развития самостоятельной деятельности, которое является фундаментом для успешного обучения.
Выделяем четыре уровня усвоения знаний и способов деятельности:
1 уровень – узнавание, воспроизведение знаний;
2 уровень – применение знаний и умений в знакомой ситуации;
3 уровень – применение знаний и умений в новой ситуации;
4 уровень – творческое применение знаний.
В соответствии с ними контрольная работа включает три уровня:
обязательный уровень включает 1-й и 2-й;
продвинутый уровень включает 3-й, основан на самостоятельном нахождении решения более сложных задач;
углубленный уровень – 4-й, каждое задание которого носит развивающий характер. Решение этих заданий связано с проявлением смекалки, сообразительности, неординарности мышления.
Справился ученик с заданиями обязательного уровня – отметка «хорошо», продвинутый уровень – «отлично». Если ученик справился с заданиями углубленного уровня – дополнительная «пятерка» или дает ему право повысить отметку на один балл в случае несущественных ошибок в предыдущих уровнях. За вычислительные ошибки снижаются оценки на всех ступенях обучения и на всех уровнях.
Такой подход к оцениванию результатов усиливает эффективность обучения, так как ученик имеет право выбора не только уровня усвоения, но и уровня отчетности о достигнутых результатах.
В результате реализации проекта у обучающихся были сформированы:
устойчивая внутренняя мотивация к изучению математики;
сознательные предметные знания и умения, усвоенные системно, на длительный срок;
активность каждого ученика в процессе обучения;
возможность усвоения учебного материала в объеме и в сроки, определяемые психофизиологическими особенностями личности.
следующие ключевые компетенции:
Математическая, коммуникативная, социальная, нравственная, информационная.
Наблюдается положительная динамика учебных достижений, ребята получили высокие результаты сдачи экзамена по алгебре в новой форме на государственной итоговой аттестации. Качественная успеваемость – 51 %, абсолютная – 100 %.
Важное звено в работе - внеклассная работа по предмету. Это может быть кружок «В мире математических чудес», элективный курс «Решение текстовых задач». Ученики охотно принимают участие в районных предметных олимпиадах, международном конкурсе «Кенгуру» и в школьных и районных научно-практических конференциях «Первые шаги в науку».


Изучение нового материала

Развитие

Коррекция

Диагностический тест

Самостоятельная работа

Развитие

Коррекция

Итоговый контроль

Групповые консультации

Индивидуальные консультации