Доклад: Из опыта работы по подготовке выпускников к итоговой государственной аттестации


Из опыта работы по подготовке выпускников к итоговой государственной аттестации.
Занимаюсь подготовкой выпускников к ЕГЭ с начала внедрения этой формы аттестации на территории ХМАО. Как правило, мои ученики по сдаче ЕГЭ имеют показатели выше городских и окружных (в районе 60 баллов). Каждый год географию сдают от 3 до 13 выпускников (количество сдающих всегда растёт в тот год, когда выпускаются мои параллели).
В 2014 году выпускник нашей школы показал результат ЕГЭ равный 100 баллам.
Считаю возможным поделиться своим опытом подготовки к ЕГЭ.
1.Начало подготовки.
Считаю и имею для этого практические подтверждения, что начинать активную подготовку раньше окончания зимних каникул малоэффективно. Первая (и главная) причина: учащиеся ещё не определились с выбором экзаменов. Это приведёт к тому, что начав заниматься с начала года, одних вы будите учить зря (они изменят решение и уйдут), а другие пропустят основополагающие темы и вам придётся восстанавливать их пробелы в дополнительное время.
Вторая причина, по которой не следует начинать подготовку осенью: ученикам кажется, что до экзамена ещё очень далеко и рвения в занятиях они не покажут. Поэтому первое полугодие я трачу на выяснение окончательного списка сдающих и их моральный настрой.
Третья причина: «свежие» пособия по ЕГЭ обычно появляются в продаже после Нового года.
Чтобы познакомить учащихся с уровнем заданий, иногда (по возможности совпадения тем) применяю задания из ЕГЭ на уроках. Задания выбираю, естественно, посложнее..
Конечно, никто не запрещает ученикам начинать подготовку с началом обучения в 11 классе.
Тех, кто проявляет беспокойство, я приглашаю на индивидуальные консультации в любое удобное для них время в течение первого полугодия. Правда за все годы подходила только одна ученица и та сдала экзамен достаточно скромно -65 баллов.
2. Систематичность подготовки.
С каждым учеником, который выбирает географию для итоговой аттестации, провожу беседу.
Объясняю важность каждого занятия, обмениваюсь номерами телефонов и буквально беру с него слово о том, что без моего разрешения он не имеет права пропустить ни одного занятия.
Выбираем день, который устраивал бы всех участников процесса. Заранее объявляю, что занятие будет длиться не менее часа, не более полутора. Если есть возможность, назначаю занятие так, чтобы учащиеся успевали сходить домой и хотя бы немного отдохнуть.
Пропусков занятий по вине учителя быть не должно.
В день занятия стараюсь увидеть в школе каждого ученика и напомнить ему о встрече.
Если отсутствует половина занимающихся, (что бывает крайне редко), переношу занятие на другой день этой же недели, предварительно согласовав со всеми учащимися.
Каждый ученик заводит тетрадь для подготовки к экзамену и выполняет в ней все необходимые записи.
Обычно в конце апреля провожу пробный экзамен. Назначаю каждому ученику индивидуальное время для анализа допущенных им ошибок. Если ошибки типичные, озвучиваю их на следующем общем занятии.
2. Отбор материала.
Первые годы подготовки я с учениками повторяла все темы по всем курсам географии, начиная с 6-го класса. Уже на 3-й год я поняла, что ЕГЭ проверяет не уровень знаний по географии, а умение решать ограниченный вид вопросов и заданий. Целый ряд тем не затрагивается вообще и, следовательно, не имеет смысла тратить на них время.
Теперь, ежегодно, я знакомлюсь с вопросами ЕГЭ, как в интернете, так и в печатных изданиях и составляю список тем, необходимых к повторению. По каждой теме подбираю задания, распечатываю тесты.
3. Знание карты.
Мои ученики карту знают. Не так, конечно, как мне бы хотелось, но по-сравнению с приходящими к нам из других школ старшеклассниками – неплохо. Тем не менее, повторению карты я уделяю 5 минут вначале каждого занятия. Ученики поочерёдно выходят к настенной карте, остальные работают с картами атласа. Объект, вызвавший затруднение обязательно задаётся следующему ученику. Применяется взаимоопрос.Эффективно использование при подготовке контурных карт.
4.Источники информации.
За долгие годы подготовки в кабинете накоплена библиотека различных пособий. Многие вопросы по физической географии остаются без изменений, и эти пособия успешно применяются несколько лет.
Постоянно готовлю новые тесты по темам предстоящих занятий, иногда использую тесты прошлых лет.
На первом занятии я договариваюсь с учениками о приобретении одинаковых пособий последнего года издания по моей рекомендации. Это облегчает подготовку, позволяет давать мини задания на дом.
5. Ход занятия.
В начале каждого занятия, как уже было сказано, повторение карты.
Затем мини-тест по вопросам, пройденным на предыдущем занятии. Сразу же взаимопроверка и разбор заданий, по которым допущена ошибка.
Основная часть занятия посвящена объяснению алгоритма решения нескольких новых заданий и тренировочным упражнениям. Количество заданий нового типа, разбираемых на каждом занятии, различно и зависит от их сложности. В части А. можно разобрать и 6-8 типов заданий, а для некоторых заданий части С.одного занятия не хватает.
После объяснения вопросов нового типа, решаем подобные задания (заранее подготовленные учителем). На решение отводится определённое время. Когда все справились с заданием, один из учеников объясняет вслух ход решения. Если есть другие ответы, выясняем который правильный и почему допущена ошибка. Следующее задание будет объяснять другой ученик (и так по кругу).
Если кто-то не выдерживает общего темпа и явно «тормозит» учебный процесс, для него учитель оставит индивидуальное время - 5 минут в конце занятия, чтобы не задерживать остальных.
6. Особенности подготовки вопросов части С.
Мои ученики (даже слабые) всегда приступают и, как правило, получают зачётные баллы, решая задания части С.. Я думаю, они их не боятся, потому что проблемные, аналитические вопросы им приходится решать в процессе уроков географии. Однако, сложным для учеников моментом решения заданий части С., является именно их письменное изложение. Часто ученик понимает суть ответа, но ясно и чётко не может её изложить. Наибольшие затруднения вызывают задания, в которых необходимо:
- сравнить несколько объектов и объяснить различия;
- объяснить ход решения;
-назвать две главные причины, по которым…
Чтобы ученики могли справляться с такими заданиями, необходимо обязательно требовать от них письменных ответов. Это вначале занимает много времени, ответы получаются очень путанными и неконкретными. Выбираем лучшие, обсуждаем. На некоторые вопросы создаём алгоритмы ответов. Через 3-4 занятия, проблемы будут решены.
Один из самых сложных вопросов части С.,(скорее из области математики) – на определение демографических и миграционных показателей, ученикам со слабым логическим мышлением даётся очень тяжело. Конечно, желательно объяснить суть вычислений, чтобы ученики выполняли задание сознательно. В ряде случаев, когда этого достичь невозможно, я объясняю ход решения примитивно: «цифры из этой клеточки поделим на вот эту и т.п.». Многократное повторение даёт свои положительные результаты.
Вывод.
Секретов успешной сдачи ЕГЭ не много. Главные таковы:
1.Систематичность занятий.
2. Ответственное отношение к занятиям, как педагога, так и учеников.
3.Качество преподавания предмета.