Памятка Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода


Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:
ставить цели,
решать задачи,
отвечать за результаты.
В учебной деятельности действие ребенка строится из связанных между собой задач:
Действие связано с принятием цели и принятием решения.
Эта компетентность связана со сформированностью оценочного действия.
Сформированность оценочного действия говорит о фактическом участии ребенка в учебном процессе.
Важно, чтобы ребенок образовывал себя посредством взрослого
Важно развивать такие стороны:
1) рефлексию
2) анализ
3) планирование.
Они нацелены на самостоятельность человека, его самоопределение, действие.
В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи.
Типология уроков в дидактической системе
деятельностного метода
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
-уроки «открытия» нового знания;
-уроки рефлексии;
-уроки общеметодологической направленности;
-уроки развивающего контроля.
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
3. Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:
- предъявление контролируемого варианта;
- наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
- сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;
- оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.
Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:
- написание учащимися варианта контрольной работы;
- сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
- оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.
Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.
Требования технологии деятельностного метода (ТДМ) к урокам
Урок открытия новых знаний
I. Мотивация к учебной деятельности
1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности
(«надо»).
2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»).
3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
1) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.
2) Зафиксировать актуализированные способы действий в речи.
3) Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны).
4) Организовать обобщение актуализированных способов действий.
5) Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.
6) Мотивировать к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»).
7) Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия.
8) Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.
III. Выявление места и причины затруднения
1) Организовать восстановление выполненных операций.
2) Организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение.
Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами
(алгоритмом, понятием и т.д.).
На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
IV. Построение проекта выхода из затруднения
Организовать построение проекта выхода из затруднения:
1)Учащиеся ставят цель проекта
(целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).
2) Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока.
3) Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.).
4) Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для
реализации поставленной цели.
V. Реализация построенного проекта
1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.
2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи.
3) Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона).
4) Организовать фиксацию преодоления затруднения.
5) Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа).
VI. Первичное закрепление во внешней речи
1) Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:
- фронтально;
- в парах или группах.
VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.
2) Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно соотнесение работы с подробным образцом).
3) Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки*
(в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки).
4) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.
* В случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно вербальное сопоставление работы с подробным образцом.
VIII. Включение в систему знаний и повторение
1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.
2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
IX. Рефлексия учебной деятельности
1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.
2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.
3) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
4) Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.
5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания.
Урок рефлексии
I. Мотивация к учебной деятельности
Сформулировать основную образовательную цель урока.
Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»).
Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»).
Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности
Организовать повторение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися (определений, алгоритмов, свойств и т.д.)
Актуализировать соответствующие мыслительные операции, внимание, память и т.д.
Организовать фиксацию актуализированных способов действий в речи.
Организовать фиксацию актуализированных способов действий в знаках (эталоны).
Обозначить основные используемые в самостоятельной работе эталоны (А1, А2, П1, В, О и т.д.)
Организовать обобщение актуализированных понятий, правил, способов действий и т.д.
Организовать уточнение алгоритма исправления ошибок, который будет использоваться на уроке.
Мотивировать учащихся к написанию с.р. №1 на применение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа.
Организовать выполнение с.р. №1 с фиксацией в каждом задании используемого эталона (обозначение актуализированного способа действия).
Организовать самопроверку учащимися своих работ по образцу и фиксацию полученных результатов (без исправления ошибок).
Мотивировать к рефлексивному анализу своей деятельности.
а) с целью коррекции результатов деятельности;
б) с целью самопроверки хода решения и правильности фиксации используемого эталона.
III. Локализация затруднений
1) Организовать самостоятельное выявление и фиксацию учащимися места затруднения.
2) Организовать самостоятельное выявление и фиксацию учащимися причины затруднения.
Для учащихся, не выявивших самостоятельно место затруднения:
3) Организовать выявление места затруднения по подробному образцу.
Для учащихся, не выявивших самостоятельно причину затруднения:
4) Организовать выявление причины затруднения по эталону для самопроверки.
Для учащихся, получивших верные ответы в с.р. № 1:
5) Организовать фиксацию отсутствия затруднений в ходе решения и его обосновании (по эталону для самопроверки).
IV. Построение проекта выхода из затруднения
1) Организовать уточнение учащимися цели своих будущих действий.
2) Организовать формулирование учащимися шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
3) Организовать выбор средств достижения поставленной цели.
V. Реализация проекта выхода из затруднения
Организовать реализацию построенного плана действий:
Для учащихся, допустивших ошибки:
1) Организовать самостоятельное исправление ошибок.
Для учащихся, которые смогли самостоятельно исправить свои ошибки:
2) Организовать конструирование и выполнение учащимися заданий на те способы действий, в которых допущены ошибки (часть заданий может войти в домашнюю работу).
Для учащихся, которые не смогли самостоятельно исправить свои ошибки:
3) Организовать исправление ошибок с помощью эталона для самопроверки.
4) Организовать выполнение учащимися заданий на те способы действий, в которых допущены ошибки (часть заданий может войти в домашнюю работу).
5) Организовать самопроверку заданий по образцу.
Для учащихся, не допустивших ошибки:
6) Организовать выполнение заданий более высокого уровня сложности по данной теме, заданий пропедевтического характера, или заданий, требующих построения новых методов решения.
VI. Обобщение затруднения во внешней речи
Организовать обсуждение типовых затруднений.
2) Организовать проговаривание формулировок способов действий, которые вызвали затруднение.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Для учащихся, допустивших ошибки:
1) Организовать выполнение с.р. №2, аналогичной с.р. №1
(учащиеся выбирают задания только на те способы действий, в которых были допущены ошибки).
2) Организовать самопроверку учащимися своих работ по эталону для самопроверки и знаковую фиксацию результатов.
3) Организовать фиксацию преодоления возникшего ранее затруднения.
Для учащихся, не допустивших ошибки:
4) Организовать самопроверку учащимися заданий требующих построения новых методов решения или заданий пропедевтического характера по подробному образцу.
VIII. Включение в систему знаний и повторение
Организовать выполнение заданий на повторение, а также заданий на подготовку к изучению
следующих тем.
IX. Рефлексия учебной деятельности
1) Организовать фиксацию степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности.
2) Организовать проведение рефлексивного анализа учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.
3) Организовать вербальную фиксацию мест и причин (способов действий) возникших на уроке затруднений.
4) Организовать вербальную фиксацию способа исправления возникших ошибок (алгоритм исправления ошибок).
5) Организовать фиксацию неразрешенных на уроке затруднений как направление будущей учебной деятельности.
6) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
7) Организовать обсуждение и запись домашнего задания.
3. Урок общеметодологической направленности
(Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода)
4. Урок развивающего контроля
Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:
предъявление контролируемого варианта;
наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
сопоставление проверяемого варианта с эталоном по согласованному алгоритму;
критериальную оценку результата сопоставления.
Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:
написание учащимися варианта контрольной работы;
сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.
В чем же новизна современного урока?
Место в образовательном процессе
- Информационное образование
- Домашнее образование
- Дополнительное образование
Структура
Традиционный урок
Орг.момент
Проверка д/з
Объяснение нового материала
Закрепление
Современный урок
Организационный этап.
Постановка цели и задач урока (Мотивация)
Актуализация знаний.
Первичное усвоение новых знаний.
Первичная проверка понимания
Первичное закрепление.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Рефлексия
Содержание
- Теория в практике (а не от теории к практике)
- Общее в частном (а не от частного к общему)
- Целое в части (а не от частей к целому)
- От задач к проблеме, от проблемы к знанию (а не знание без проблем)
Организационные формы
- Индивидуальные
- Групповые
- Парные
- Дифференцированно-групповые
- Фронтальные
5. Закрепление и коррекция
Нетрадиционные формы урока
Методика
- Проблемное обучение
- Исследовательское обучение
- Проектное обучение
- Развивающее обучение
- Личностно-ориентированное обучение
- Рефлексивное обучение
- Продуктивные технологии
7. Средства
- ЭОРы
- ТСО
- Динамические пособия
8. Результаты
УУД:
- личностные
- метапредметные
- предметные