Программирование ветвлений на Паскале.


Тема урока: Программирование ветвлений на Паскале.
Цель урока:
Образовательная: вспомнить с учащимися операторы ветвления на Паскале, типами ветвления; с форму записи оператора ветвления на Паскале.
Развивающая: сформировать умение записи оператора ветвления в среде программирования Паскаль; развить логическое мышление.
Воспитательная: повысить мотивацию к изучению предмета информатики.
Оборудование: компьютерный класс с установленным ПО, презентация «Ветвления на Паскале», проектор, экран.План урока:
1. Организационный момент
1-2 мин
2. Актуализация деятельности учащихся 5 мин
3. Новый материал.
13-15 мин
4. Выполнение практической работы
20 мин
5. Подведение итогов работы
3 мин
Ход урока.
1. Организационный момент
2. Актуализация деятельности учащихся
- Два учащихся у доски оформляют следующую задачу в виде программы на языке Паскаль и блок – схемы: Определите объём цилиндра с заданными радиусом основания R и высотой H. - Проверка задания на доске, исправление ошибок.
- Дополнительные вопросы:
1. Как записывается заголовок программы на Паскале?
Program (name)
2. Как записывается раздел описания переменных?
Var3. С какими типами числовых величин работает Паскаль?
Целые и вещественные
4. Как записывается оператор присваивания?
:=
5. Как записывается оператор ввода и вывода в Паскале?
Read (readln), write (writeln)
3. Объяснение нового материала.
Условный оператор используется для выполнения одного из двух возможных вариантов программы.
Формат записи оператор ветвления:
if логическое_условие если логическое_условие верно
then оператор_1 то выполняется оператор_1 ,
else оператор_2; иначе оператор_2;
Перед else точка с запятой не ставится!

Формат полного оператора ветвления: Формат неполного оператора ветвления:
if <логическое выражение> if <логическое выражение>
then <оператор 1> then <оператор>
else <оператор 2>;

Логическое выражение:
Простой формой логического выражения является операция отношения:
< меньше,
больше,
<= меньше или равно,
>= больше или равно,
= равно,
не равно.
Сложные формы логических выражений составляются с использованием логических операций:
not логическое отрицание (НЕ),
and логическое умножение (И),
or логическое сложение (ИЛИ),
xor исключающее ИЛИ
Порядок действий:
Отрицание, умножение, сложение, операции отношений.
Операторные скобки:
Если после слов then или else нужно выполнить не один оператор, а несколько, то эти операторы заключают в операторные скобки: begin … endКонструкция такого вида:
Begin <последовательность операторов> endотносится к составным операторам.
Операторы ветвления могут быть вложены друг в друга, необходимо только следить за тем, чтобы then и else одного и того же оператора располагались друг под другом.
В качестве примера рассмотрим следующую задачу:
Из двух заданных целых чисел выбрать наибольшее.
Математическая модель:
Данные: x, y
Результат:
Варианты: Если x=6, y=9, то max=9; Если x=5, y=1, то max=5; Если x=8, y=8, то max=8.
Программа: Блок-схема:
31191207937500Program Prim;
Var x, y, max: integer;
BeginWriteln (‘Введите два числа’);Readln (x, y);
if x >=y then max:=x
else max:=y;
Writeln (‘наибольшее = ’,max);
End.
4. Выполнение самостоятельной практической работы.
Задачи для самостоятельного решения:
1. Дано целое число. Если оно является положительным, то прибавить к нему 1, в противном случае вычесть из него два. Вывести полученное число.
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
2. Даны три стороны одного треугольника и три стороны другого треугольника. Определить, будут ли эти треугольники равновеликими, т. е. имеют ли они равные площади.
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________