Статья по биологии на тему Проектирование рабочей программы по курсу Биология. 5 класс в рамках реализации ФГОС ООО


Отдел образования администрации
Курского муниципального района Ставропольского края
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6 с. Полтавского
Выступление Сиренко Светланы Петровны
учителя биологии
МОУ СОШ №6 с. Полтавского
учителя первой квалификационной категории
на дискуссионной площадке №3 естественно-научные дисциплины, предмет Биология
27 августа 2015 года
Руководитель районного методического объединения учителей биологии
_____________ /Атанасова А. И./
(подпись)
Модератор дискуссионной площадки №3
Атанасова Анна Ильинична
ст. Курская
2015 год
Согласно приказу №373 «Об утверждении и внедрении в действия ФГОС НОО» в пункте 19.5 прописана структура рабочей программы отдельных учебных предметов.
Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;
2) общую характеристику учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
6) содержание учебного предмета, курса;
7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
8) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Мною разработана программа 5 класса по биологии в объеме 35 часов по УМК Пасечника В.В., который рассчитан на 1 час в неделю. УМК имеет завершенную линию с 5- 9 классы.
Моя рабочая программа имеет следующие разделы:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус программы
Рабочая программа по биологии для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, представленных в ФГОС общего образования второго поколения и программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2015), рассчитанной на 35 часов (1 урок в неделю) в соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2015 г. соответствующий положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки  и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Структура программы
Программа включает 5 содержательных разделов: «Введение», «Клеточное строение организмов», «Царство Бактерии», «Царство Грибы», «Царство Растения».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС»
Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

МЕСТО КУРСА «БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет биология входит в образовательную область «Естествознание». Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом (БУПом) для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 280, из них 35 (1ч в неделю) в 5 классе, 35 (1ч в неделю) в 6 классе, по 70 (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах.
В соответствии с базисным учебным (общеобразовательным) планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.
Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ БИОЛОГИИ
В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируются ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании: ценности научного знания, его практической значимости, достоверности; ценности биологических методов исследования живой и неживой природы; понимания сложности и противоречивости самого процесса познания.
Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса биологии позволяет сформировать: уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности; понимание необходимости здорового образа жизни; осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы; сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют: правильному использованию биологической терминологии и символики; развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии; развитию способности открыто выражать, и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека. Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС»
Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
1. - осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2. – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3. – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4. – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);5. – понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС»
Раздел Тема урока К-во
часов Лабораторные
работы, практические работы Экскурсии
Раздел 1. " Введение " 1. Биология — наука о живой природе
2. Методы исследования в биологии
3. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого
4. Среды обитания живых организмов.
5. Экологические факторы и их влияние на живые организмы
6. Обобщающий урок. 6 часов Пр.р. №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений»
Эк.№1 «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»
Раздел 2. " Клеточное строение организмов "
7. Устройство увеличительных приборов
8. Строение клетки
9. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука
10. Пластиды
11. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества
12. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)
13. Жизнедеятельность клетки: рост, развитие
14. Деление клетки
15. Понятие «ткань»
16. Обобщающий урок. 10 часов Л.р.№1 «Изучение клеток растения с помощью лупы»
Л.р.№2 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом»
Л.р.№3 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника»
Л.р.№4 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи»
Л.р.№5 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей». Раздел 3. " Царство Бактерии.
17. Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность.
18. Роль бактерий в природе и жизни человека 2 часа Раздел 4. «Царство Грибы " 19. Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека.
20. Шляпочные грибы.
21. Плесневые грибы и дрожжи
22. Грибы-паразиты
23. Обобщающий урок. 5 часов Л.р.№6 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей».
Раздел 5. " Царство Растения " 24. Ботаника — наука о растениях
25. Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания
26. Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей
27. Лишайники
28. Мхи
29. Папоротники, хвощи, плауны
30. Голосеменные растения
31. Покрытосеменные растения
32. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира
33. Обобщающий урок.
34. Итоговая контрольная работа. 11 часов Л.р.№7 «Строение зеленых водорослей»
Л.р.№8 «Строение мха (на местных видах)»
Л.р.№9 « Строение спороносящего хвоща и папоротника»
Л.р.№10 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)»
Л.р.№11 «Строение цветкового растения» Итого 34 часа + 1 (резерв)
В данную рабочую программу внесены изменения:
Разделы «Царство Растения» увеличен на 1 час, т. к изучение темы «Мхи, папоротники, хвощи и плауны» содержит большой объем информации.
1 час резервного времени использовала на итоговый урок.
1 час резервного времени – на защиту проектов.
Убрала лабораторную работу «Строение плодовых тел шляпочных грибов» в связи с отсутствием соответствующего оборудования.
Резервное время используется для повторительно – обобщающих уроков, самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, проведения экскурсий, компенсирует потерю уроков в каникулярное и праздничное время.
Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс. Бактерии.Грибы.Растения (34 часа, 1 час в неделю)
Тема 1. Введение (6 часов)
1. Личностные результаты:
Учащиеся должны:
- испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
- знать правила поведения в природе;
- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
- уметь реализовывать теоретические познания на практике;
- понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
- испытывать любовь к природе;
- признавать право каждого на собственное мнение;
- проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
- уметь отстаивать свою точку зрения;
- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
- уметь слушать и слышать другое мнение.
2. Метапредметные результаты
Учащиеся должны уметь:
- составлять план текста;
- владеть таким видом изложения текста, как повествование;
- под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
- под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
- получать биологическую информацию из различных источников;
 определять отношения объекта с другими объектами;
- определять существенные признаки объекта.
3. Предметные результаты:
Ученик научится: Ученик получит возможность научиться:
Учащиеся должны знать:
- о многообразии живой природы;
- царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;- основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
- признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;- экологические факторы;
- основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;
- правила работы с микроскопом;
- правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.
Учащиеся должны уметь:
- определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы», «среда обитания», «местообитания»;- отличать живые организмы от неживых;
- пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
- характеризовать среды обитания организмов;
- характеризовать экологические факторы;
- проводить фенологические наблюдения;
- соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов. Учащиеся могут узнать:
- науки, изучающие живую природу; отличие среды обитания от местообитания; причины формирования черт приспособленности организмов к среде обитания;
Учащиеся смогут научиться:
- определять понятия флора, фауна, низшие растения, высшие растения, вегетативные органы, генеративные органы, абиотические факторы, биотические факторы, антропогенный; №
п/п №
в
теме Дата
проведения Тема,
ГИА, кодификатор Содержание,
Региональный компонент (РК) Вид деятельности ученика УУД Лабораторные и практические работы Домашнее задание
Введение (6 часов)
1. 1 сентябрь Биология — наука о живой природе.
1.1 Биология как наука. Значение биологии
РК
Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества Личностные: Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение
Регулятивные УУД:
— составлять план текста;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
Познавательные УУД:
— владеть таким видом изложения текста, как повествование;
— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
— получать биологическую информацию из различных источников;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта.
Коммуникативные УУД:
- уметь самостоятельно определять общие цели и распределять роли при работе в группах
§1
2. 2 сентябрь Методы исследования в биологии
1.1
Методы познания в биологии: наблюдение,
эксперимент, измерение. Источники биологической информации, ее получение, анализ и представление его результатов. Техника безопасности в кабинете биологии.
Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии
Демонстрация
Приборы и оборудование §2
3. 3 сентябрь Разнообразие живой природы.
1.1 Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножениеРК Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа §3
4. 4 сентябрь Среды обитания живых организмов Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания
Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу §4
5. 5 сентябрь Экологические факторы и их влияние на живые организмы Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы
Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника
§5
6. 6 октябрь Обобщающий урок по теме «Введение».
Контроль знаний. Экскурсия
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Практическая работа №1
Готовят отчет по экскурсии.
№1
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе Тема 2. Клеточное строение организмов (10 часов)
1. Личностные результаты:
Учащиеся должны:
- испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
- знать правила поведения в природе;
- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
- уметь реализовывать теоретические познания на практике;
- понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
- испытывать любовь к природе;
- признавать право каждого на собственное мнение;
- проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
- уметь отстаивать свою точку зрения;
- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
- уметь слушать и слышать другое мнение.
2. Метапредметные результаты
Учащиеся должны уметь:
- анализировать объекты под микроскопом;
- сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
- оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
- работать с текстом и иллюстрациями учебника.
3. Предметные результаты:
Ученик научится: Ученик получит возможность научиться:
Учащиеся должны знать:
- устройство лупы и микроскопа;
- строение клетки;
- химический состав клетки;
- основные процессы жизнедеятельности клетки;
- характерные признаки различных растительных тканей.
Учащиеся должны уметь:
- определять понятия: «цитология», «клетка», «оболочка», «цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл», «химический состав», «неорганические вещества», «органические вещества», «ядро», «ядрышко», «хромосомы», «ткань»;- работать с лупой и микроскопом;
- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
- распознавать различные виды тканей. Учащиеся могут узнать:
- историю открытия клетки, ученых, внесших большой вклад в изучение клетки;
- клетка – единица строения и жизнедеятельности, запасные вещества клетки, функции основных частей клетки;
- макро- и микроэлементы,
- космическую роль зеленых растений
Учащиеся смогут научиться:
- определять понятия «мембрана», «хромопласты», «лейкопласты», «основная ткань», «образовательная ткань», «проводящая ткань», «механическая ткань», «покровная ткань»; - объяснять отличия молодой клетки от старой,
- доказывать, что клетка обладает всеми признаками живого организма;
- находить отличительные особенности строения различных типов растительных тканей;

п/п №
в
теме Дата
проведения Тема,
ГИА, кодификатор Содержание,
Региональный компонент (РК) Вид деятельности ученика УУД Лабораторные и практические работы Домашнее задание
Клеточное строение организмов (10 часов)
7. 1 октябрь Устройство увеличительных приборов
1.1 Увеличительные приборы (лупы, микроскопа). Правила работы с микроскопом.
Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом Личностные:
-осознавать единство и целостность окружающего мира, возможность его познаваемости на основе достижений наук
Регулятивные УУД:
-работая по плану сравнивать свои действия с целью
-сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их
Познавательные УУД:
— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
— работать с текстом и иллюстрациями учебника.
Коммуникативные УУД:
-уметь распределять роли при выполнении л.р. в парах
-уметь договариваться друг с другом
ЛР№1
Рассматривание строения растения с помощью лупы
§6
8. 2 октябрь Строение клетки
2.1 Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли
Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки §7
9. 3 октябрь Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука
2.1 Строение клетки Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их. ЛР№2
Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука §7
10. 4 ноябрь Пластиды
2.1 Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки ЛР№3 Приготовление и рассматривание препарата пластиды в клетках §7
11. 5 ноябрь Химический состав клетки: неорганические и органические вещества
2.1, 2.2 Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием §8
12. 6 ноябрь Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)
2.1, 2.2 Жизнедеятельность клетки (дыхание, питание) Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. ЛР№4 Приготовление и рассматривание препарата движение цитоплазмы §9
13. 7 декабрь Жизнедеятельность клетки: рост и развитие
2.1, 2.2 Рост и развитие клеток Выделяют существенные признаков процессов жизнедеятельности клетки. Демонстрация
Схемы, видеоматериалы и таблицы о росте и развитии клеток разных растений §9
14. 8 декабрь Деление клетки
2.1, 2.2 Генетический аппарат, ядро, хромосомы.
Выделяют существенные признаков процессов жизнедеятельности клетки. Демонстрация
Схемы и видеоматериалы о делении клетки §9
15. 9 декабрь Понятие «ткань»
2.3 Ткань.
Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах Демонстрация
Микропрепараты различных растительных тканей.
ЛР№5
Рассматривание м/пр растительных тканей §10
16. 10 декабрь Обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов» Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом и приготовления микропрепаратов Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом
Тема 3. Царство Бактерии. Царство Грибы (7 часов)
1. Личностные результаты:
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение.
2. Метапредметные результаты
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
3. Предметные результаты:
Ученик научится: Ученик получит возможность научиться:
Учащиеся должны знать:
- строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;
- разнообразие и распространение бактерий и грибов;
- роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
- давать общую характеристику бактериям и грибам;
- отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
- отличать съедобные грибы от ядовитых;
- объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека. Учащиеся могут узнать:
- значение бактерий в процессах брожения, деятельность серо- и железобактерий;
- жизнедеятельность грибов-хищников
Учащиеся смогут научиться:
- выращивать бактерии: картофельную и сенную палочку;
- выявлять у грибов черты сходства с растениями и животными.

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

п/п №
в
теме Дата
проведения Тема,
ГИА, кодификатор Содержание,
Региональный компонент (РК) Вид деятельности ученика УУД Лабораторные и практические работы Домашнее задание
Царство Бактерии (2 часа)
17 1 январь Строение и жизнедеятельность бактерий
3.2 Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение Выделяют существенные признаки бактерий Личностные: Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение
Регулятивные УУД:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
Познавательные УУД:
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп организмов, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
-уметь распределять роли при выполнении л.р. в парах
-уметь договариваться друг с другом
§11
18. 2 январь Роль бактерий в природе и жизни человека
3.2, 5.2 Роль бактерий в природе. Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека
РК
Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека §12
Царство Грибы (5 часов)
19. 1 январь Общая характеристика грибов
3.3, 5.2
Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека Личностные: Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение
Регулятивные УУД:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
Познавательные УУД:
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
-уметь распределять роли при выполнении л.р. в парах
-уметь договариваться друг с другом §13
20. 2 февраль Шляпочные грибы
3.3, 5.2
Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами
РК Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. §14
21. 3 февраль Плесневые грибы и дрожжи
3.3, 5.2
Плесневые грибы и дрожжи.
Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением ЛР№6
Особенности строения мукора и дрожжей
§15
22 4 февраль Грибы-паразиты
3.3, 5.2
Грибы-паразиты.
Роль грибов-паразитов
в природе и жизни человека
РК
Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека
Демонстрация
Муляжи плодовых тел грибов-паразитов, натуральные объекты (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи и др.) §16
23. 5 февраль Обобщающий урок по теме «Царство Грибы» Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом, готовить микропрепараты, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы) Тема 4. Царство Растения (11 часов)
1. Личностные результаты:
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение.
2. Метапредметные результаты
Учащиеся должны уметь:
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
3. Предметные результаты:
Обучающийся научится: Обучающийся получит возможность научиться:
Учащиеся должны знать:
— основные методы изучения растений;
— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
— роль растений в биосфере и жизни человека;
— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику растительного царства;
— объяснять роль растений биосфере;
— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. Учащиеся могут узнать:
- половое и бесполое размножение водорослей,
- жизненные циклы мхов и папоротников,
- древовидные папоротники,
- жизненный цикл сосны,
- покрытосеменные – господствующая группа растений,
- редкие и охраняемые растения Ставропольского края
Учащиеся смогут научиться:
- уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши,
- выявлять приспособления у растений к среде обитания,
- различать лекарственные и ядовитые растения.

п/п №
в
теме Дата
проведения Тема,
ГИА, кодификатор Содержание,
Региональный компонент (РК) Вид деятельности ученика УУД Лабораторные и практические работы Домашнее задание
Царство Растения (11 часов)
24. 1 март Ботаника- наука о растениях.
1.1, 5.1
Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль растений в биосфере. Охрана растений.
РК Определяют понятие «ботаника», «растения низшие и высшие», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, наиболее распространенные растения. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием . Объясняют роль растений в природе и жизни человека. готовят сообщение «Роль растений в природе» Личностные: Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение
Регулятивные УУД:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
Познавательные УУД:
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
-уметь распределять роли при выполнении л.р. в парах
-уметь договариваться друг с другом
Демонстрация гербарные экземпляры растений. §17
25. 2 март Водоросли
2.3, 3.4, 5.2
Водоросли: одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания зеленых, бурых и красных водорослей.
Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя
представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом ЛР№7
Строение зеленых водорослей
§18
26. 3 март Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей
2.3, 3.4, 5.2
Роль зеленых, бурых и красных водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей
РК Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей §18
27. 4 апрель Лишайники
2.3, 3.3, 5.1, 5.2 Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека
РК
Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе §19
28. 5 апрель Мхи
2.3, 3.4, 5.1, 5.2 Высшие споровые растения. Мхи, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.
РК
Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Выполняют лабораторную работу ЛР№8
Строение мха (на местных видах§20
29 6
апрель Плауны, хвощи, папоротники
2.3, 3.4, 5.1, 5.2 Папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.Выполняют лабораторную работу. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека ЛР№9
Строение спороносящего хвоща и папоротника
§21
30 7 апрель Голосеменные растения
2.3, 3.4, 5.1, 5.2 Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана.
РК Выделяют существенные признаков голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека. Выполняют лабораторную работу. ЛР№10 Строение хвои и шишек хвойных §22
31 8 май Покрытосеменные растения
2.3, 3.4, 5.1, 5.2 Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека.
РК Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека ЛР№11 Строение цветкового растения §23
32 9 май Происхождение растений. Методы изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира. Основные этапы развития растительного мира Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира §24
33 10 май Обобщающий урок по теме «Царство Растения» Систематизация и обобщение понятий раздела. Подведение итогов за год. Летние задания
Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую 34 11 май Итоговая контрольная работа. Летние задания. Контроль знаний и умений Тестирование 35 12 май Защита проектов Защита проектов Проектная деятельность Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса:
1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2015 г.
2. Пасечник В. В. Биология. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника. Тестовые задания ЕГЭ. Вертикаль/ М.: Дрофа, 2015 г.
3. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2015 г.
4. Электронное приложение для 5 класса (www.drofa.ru)

Программно-методические материалы:
1.Программа курса «Бактерии. Грибы. Растения», авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Из сборника «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы» - М.: Дрофа, 2015.
2.«Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы». – М.: Просвещение, 2011. – 64 с. – (Стандарты второго поколения).
3.В. В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Методическое пособие к учебнику В. В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс» - М.: Дрофа, 2015.
Дополнительное обеспечение
MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс. (электронное учебное издание), Фирма «1С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007
Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс (электронное учебное издание), ООО «Кириллл и Мефодий», 2004
Электронный атлас для школьника. Ботаника 6-7 классы. (электронное учебное издание), Интерактивная линия, 2004
Биология 6-9 класс (электронная библиотека)
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.
Исходя из поставленных целей, учитывается:
Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.
Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.
Самостоятельность ответа.
Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
Для контроля уровня обученности, использую традиционную систему: обучающийся должен иметь по теме оценки: за устный ответ или другую форму контроля тематического материала; за лабораторные работы (если они предусмотрены программными требованиями).
Оценка устных ответов обучающихся
Оценка «5» ставится в том случае, если обучающийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Содержание вопроса ученик излагает связно, в краткой форме, не допускает биологических ошибок и неточностей.
Оценка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.
Оценка «3» ставится, если обучающийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если обучающийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».
Оценка лабораторных и практических работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы