Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ «Гимназия»


Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ «Гимназия»
На современном этапе особую актуальность приобретает психологическое сопровождение одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья в силу их нестандартности и специфической адаптации в обществе.
Общность одаренных детей с ОВЗ заключается в невозможности эффективно использовать в их развитии методики и технологии – нормы (стандарты), а также в их особой протекции (медицинской, психологической и даже психиатрической) для полного развития такой личности. Развитие одаренных детей с ОВЗ, в основном обеспечивается разными интеллектуальными возможностями, что заставляет выстраивать индивидуальные траектории по психолого-педагогическому сопровождению.
По мере развития и получения личностно-ориентированного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья проявляются их интеллектуальные и творческие таланты, и при этом решаются вопросы их социализации и адаптации.
Основной целью организации в осуществлении сопровождения одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья является психологическое воздействие, направленное на развитие личности ребенка, на коррекцию его «Я-концепции».
Результатом психолого-педагогического сопровождения личности в процессе адаптации к жизни одаренного ребенка с ограниченными возможностями здоровья является адаптивность, т.е. способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими, как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях.
В каждом конкретном случае задачи сопровождения определяются особенностями одаренного ребенка с ограниченными возможностями здоровья, которому оказывается помощь, и ситуации, в которой осуществляется его сопровождение.
Таким образом, цель психолого-педагогической поддержки состоит в создании «дружественной социальной среды», «зоны безопасности», где одаренный ребенок с ограниченными возможностями здоровья мог бы найти поддержку взрослого, научиться жить в меняющемся социуме.
Задачи психологического сопровождения одаренного ребенка с ОВЗ:
1. Защита прав и интересов личности учащихся, обеспечение благоприятных условий их психического и физического развития и обучения, поддержка и содействие в решении психолого-педагогических и медико-социальных проблем.
2. Квалифицированная комплексная диагностика возможностей и особенностей развития ребенка с целью как можно более раннего выявления детей, требующих особого внимания специалистов для предупреждения возникновения проблем в обучении и развитии.
3. Содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: реализация программ преодоления трудностей в обучении, нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; содействие выбору образовательного и профессионального маршрута.
4. Участие специалистов в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и способностям обучающихся.
5. Развитие психологической компетентности всех участников образовательного процесса – обучающихся, педагогов, родителей.
6. Содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса, содействие педагогическому коллективу в оптимизации социально-психологического климата образовательного учреждения.
7. Психологическая помощь родителям (лицам, их заменяющим), педагогам и воспитателям обучающихся, требующих особого внимания специалистов.
8. Консультативно-просветительская работа среди обучающихся, педагогов, родителей.
9. Профилактическая работа и пропаганда здорового образа жизни среди учащихся, педагогов, родителей.
Содержание психологического сопровождения учебной деятельности:
- диагностика возможностей и особенностей развития ребенка;
- оказание помощи педагогам в вопросах оценки метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы;
- формирования основных образовательных компетенций (УУД);
- построении индивидуальной траектории развития ребенка;
- экспертиза соответствия применяемых методов работы требованиям ФГОС.
Содержание психологического сопровождения процессов социализации и воспитания:
- профилактика асоциального поведения;
- профилактика и коррекция дезадаптивных форм поведения;
- профориентационная работа;
- психологическая поддержка одаренных детей;
- повышение психологической компетенции всех участников образовательного процесса;
- мониторинг состояния здоровья, безопасности образовательной
среды, психологической атмосферы образовательной организации.
Содержание коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья:
- коррекция познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы отклоняющегося поведения;
- консультирование по различным аспектам коррекционной работы родителей и педагогов;
- участие в работе психолого-медико-педагогического консилиума.
Организация диагностической работы, которая включает:
• первичную (с первых дней пребывания ребёнка в образовательной организации) диагностику индивидуальных особенностей развития ребенка;
• комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
• определение уровня актуального и зоны ближайшего развития учащегося, выявление его резервных возможностей;
• изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей учащихся;
• изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
• системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка.
Диагностическая программа работы педагога-психолога с одаренными детьми с ОВЗ учитывает все те характеристики учащегося с ограниченными возможностями, которые составляют портрет индивидуального психологического развития.Программа  включает в себя три подпрограммы психологического обследования:I. Подпрограмма обследования учащихся младшего школьного возраста 7 - 10 лет;II. Подпрограмма обследования  учащихся среднего школьного возраста 11 - 14 лет;III. Подпрограмма обследования учащихся старшего школьного возраста 15 - 18 лет.
Подпрограмма I. Младший школьный возраст 7 - 10 лет.
Сфера изучения Методика Назначение
Блок - сфера воспитания
Тип семейного воспитания Тест «Стиль воспитания»
Стиль семейного воспитания ребенка
Сложности в воспитании Анкета для родителей «Проблемы поведения в школьном возрасте» Нарушения в поведении
Блок - межличностное взаимодействие
Взаимоотношения ребенка с педагогами Цветовой тест ЛюшераОценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам
Взаимоотношения ребенка со сверстниками Цветовой тест ЛюшераОценка эмоционального отношения к сверстникам
Блок - интеллектуальная сфера, познавательные процессы
Интеллектуальные особенности Тест «Цветные прогрессивные матрицы Равена» Общие способности: невербальный интеллект
Мышление Методика «Исключение слов»
Методика «Простые аналогии»
Методика «Ваза с яблоками» Вербально-логическое мышление;
определение понимания логических связей и отношений между понятиями; оцениваемые УУД: действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)
Внимание Методика «Корректурная проба»
Определение объема внимания и его концентрации
Память Методика «10 слов» ( А.Р. Лурия) Особенности памяти
Блок - эмоционально-личностные характеристики
Самооценка Тест "Лесенка" (В.Г. Щур) Уровень самооценки
Тревожность Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан) Уровень тревожности
Агрессивность Тест «Уровень агрессивности ребенка» (для родителей учащихся начальной школы) Уровень агрессивности
Мотивация
Тест А.Л. Венгера «Мотивационная готовность» (для учащихся 1 кл.)
Анкета для определения уровня школьной мотивации Н.Г.Лускановой (для школьников 2-5 кл.) Мотивация учения
Подпрограмма II. Средний школьный возраст 11 - 14 лет.
Сфера изучения Методика Назначение
Блок - сфера воспитания
Тип семейного воспитания Тест «Стиль воспитания»
Стиль семейного воспитания ребенка
Сложности в воспитании Анкета для родителей «Проблемы поведения в школьном возрасте» Нарушения в поведении
Блок - межличностное взаимодействие
Взаимоотношения ребенка с педагогами Цветовой тест ЛюшераОценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам
Взаимоотношения ребенка со сверстниками Цветовой тест ЛюшераОценка эмоционального отношения к сверстникам
Блок - интеллектуальная сфера, познавательные процессы
Интеллектуальные особенности Тест «Прогрессивные матрицы Равена» Общие способности: невербальный интеллект
Мышление Методика «Исключение лишнего»
Методика «Простые аналогии»
Методика «Дорога к дому» Способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки; определение понимания логических связей и отношений между понятиями; уровень сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности
Внимание Тест «Избирательность внимания»
( Г.Мюнстерберг) Степень избирательности внимания
Память Методика «10 слов» (А.Р. Лурия) Особенности памяти (истощаемость, утомляемость)
Блок - эмоционально-личностные характеристики
Самооценка Тест-опросник для определения уровня самооценки С.В. Ковалева Уровень самооценки
Тревожность Шкала личностной тревожности
(А. М. Прихожан) Самооценочная, межличностная, общая, школьная тревожность
Агрессия Тест эмоций (тест Басса -Дарки в модификации Г.В.Резапкиной) Формы агрессивного поведения
Мотивация
Методика «Учебная мотивация»
(Н.В Елфимова) Уровень мотивации
Интересы Анкета «Мои интересы» Ведущие интересы
Представления о будущем Анкета «Образ будущего» Временная перспектива
Подпрограмма III. Старший школьный возраст 15 - 18 лет.
Сфера изучения Методика Назначение
Блок - сфера воспитания
Тип семейного воспитания Тест «Стиль воспитания»
Стиль семейного воспитания ребенка
Блок - межличностное взаимодействие
Взаимоотношения ребенка с педагогами Цветовой тест ЛюшераОценка эмоционального отношения к себе и значимым лицам
Взаимоотношения ребенка со сверстниками Цветовой тест ЛюшераОценка эмоционального отношения к сверстникам
Блок - интеллектуальная сфера, познавательные процессы
Интеллектуальные особенности Опросник Р.КеттелаОбщие способности
Мышление Методика «Исключение лишнего»
Способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки
Внимание Тест «Избирательность внимания»
( Г. Мюнстерберг) Особенности внимания
Поведение Методика Д.Амирхана «Индикатор копинг-стратегий» Поведенческие стратегии
Блок - эмоционально-личностные характеристики
Самооценка Методика «Изучение самооценки личности старшеклассника» Уровень самооценки
Тревожность Шкала личностной тревожности Самооценочная, межличностная, общая, школьная тревожность
Агрессия Тест агрессивности (опросник Л.Г. Почебут)Формы агрессивного поведения
Мотивация
Методика “Мотивация учебной деятельности: уровни и типы»
( Домбровская И.С.) Уровень мотивации
Интересы Методика «Ценностные ориентации» М.РокичаВедущие интересы, содержательная сторона направленности личности
Представления о будущем Методика «Незаконченные предложения» (Д. Сакс, Р. Леви) Временная перспектива