Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях сельской школы


А.А. Ербягина, магистрант 2 курса, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
Научный руководитель: К.И. Султанбаева, канд. пед. наук, доцент
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях сельской школы
Ключевые слова (на русском языке): инклюзивное образование, доступное образование, экспериментальная площадка.
Аннотация (на русском языке): Описаны условия инклюзивного образования в сельской малокомплектной школе. Рассмотрены проблемы внедрения инклюзивного образования в сельской школе.
A.A Erbyagina ., undergraduate
Supervisor: K.I. Sultanbaeva, candidate of pedagogical sciences, docent
Inclusive education of children with disabilities in the context of the rural schools
Keywords (in Russian): inclusive education, accessible education, experimental playground.
Abstract (in Russian): Describes the conditions of inclusive education in rural school malokomplektnoj. The problems of implementing inclusive education in the village school.В настоящее время одним из главных направлений развития общего образования является создание необходимых условий для образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В 2010 г. была принята и утверждена Президентом РФ национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», в которой была провозглашена идея «Новая школа – для всех». Она обязывает систему образования создавать условия для практической реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов. Цель и смысл инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в массовой общеобразовательное школе -это полноценное развитие и самореализация детей, имеющих те или иные нарушения, освоение ими общеобразовательных программ, социальных навыков наряду со сверстниками.
Большой проблемой для родителей и коллектива нашей школы является получение образования детьми с умственной отсталостью. Именно эта категория детей подвержена наибольшей дискриминации.
На сегодняшний день еще не отработана система и механизм включения в массовую общеобразовательную среду детей с нарушениями интеллекта, особенно с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. В отечественной современной практике имеется небольшой опыт по созданию дифференцированной сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений для таких детей, в частности в Ширинском районе Республики Хакасия п. Целинном имеется школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети из нашей школы жили и обучались в данной школе. Несмотря на то, что в этом заведении были созданы необходимые условия для обучения и воспитания, дети сбегали или отказывались ехать. Поэтому семьи имеют негативные установки в отношении таких специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
Одним из вариантов интегрированного образования является обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в классах общеобразовательных школ общего типа. Одной из главных задач инклюзивного образования является организация совместного обучения детей с умственной отсталостью со здоровыми детьми в образовательном учреждении общего типа. Это серьезная проблема и требует не только формирования отношений между ними, но и создания определенных условий, позволяющих сделать пребывание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении комфортным.
В Орджоникидзевском районе инклюзивное образование пока ещё не стало органической частью системы общего образования. Но жизнь заставляет нас принимать решения и решать проблемы сейчас. С чего мы начали? Во-первых, педагоги прошли переподготовку в Хакасском Государственном Университете им. Н.Ф. Катанова по коррекционной педагогике и специальной психологии. Во-вторых, школа получила лицензию на право преподавания в коррекционных классах, соответственно в учреждении были открыты коррекционные классы. Практика показала, что такое обучение, где учатся дети с ограниченными возможностями здоровья в специальных классах, не дает должного эффекта. Решили перейти на частичное инклюзивное образование, то есть дети с ограниченными возможностями по некоторым предметам обучаются в обычных классах. Например, по истории, изобразительному искусству, физической культуре, музыке, биологии. Это дало положительный результат.
Дети с ограниченными возможностями здоровья способны заниматься в различных кружках, спортивных секциях, участвовать в различных конкурсах, олимпиадах и занимать призовые места, также участвуют в художественной самодеятельности в СДК, общественной жизни школы. В этих случаях они испытывают меньшее чувство неполноценности, психологического дискомфорта.
Чтобы полностью перейти на инклюзивное образование необходимо в школе создать психолого-педагогические условия. К сожалению на сегодняшний момент в школе отсутствуют такие специалисты как логопед, дефектолог, также медицинские работники, которые должны осуществлять медицинскую реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако, несмотря на отсутствие условий, родители выбирают школу, расположенную в данном селе и реализуют своё конституционное право. Родителям предоставляется выбирать право форму обучения, образовательное учреждение, защищать законные права и интересы ребенка.
Недостаточный объем коррекционно-образовательных услуг в школе заставляет педагогов искать возможность помогать в усвоении необходимых знаний всем детям. Это использование различных видов диагностических исследований, что позволяет выстроить индивидуальную коррекционно-образовательную программу с учетом индивидуальных психо-физических особенностей ребенка. Это и дополнительные занятия, которые проводит психолог, социальный педагог, а также учителя технологии, потому что профильным предметом в обучении умственно отсталых детей является профессионально-трудовое обучение. В нашей школе это сельскохозяйственный труд, швейное дело. Дети проходят практику на ферме и учебно-опытном участке. После окончания школы дети с ограниченными возможностями здоровья поступают в СПТУ -21 п. Копьево, Ширинский аграрный техникум и колледж профессиональных технологий экономики и сервиса (ХКПТЭС) для получения профессии.
Мы отслеживаем дальнейшую судьбу наших выпускников, провели мониторинг за 2013-2015 годы. Из семерых выпускников шестеро с успехом окончили начальные профессиональные училища, техникумы, получили рабочие профессии.
Сегодня мы отмечаем реальные практические результаты, хотя и небольшие. На ряду с недоработками даже маленький шаг вперед можно расценивать как позитивный. Необходимо отметить, что эффективность образовательной деятельности и специальной помощи этим детям остается низкой, что не может удовлетворить потребности как семьи, так и государства.
Одной из причин является отсутствие системы преемственности дошкольного и школьного специального образования в части оказания логопедической помощи, четко налаженной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. В Орджоникидзевском районе ни в одном детском садике нет дефектолога и логопеда, а в школах только единицы. Одним из условий решения поставленной задачи инклюзивного образования является наличие квалифицированный специалистов, поэтому часть учителей школы поступило на заочное обучение Московского и Хакасского университетов для получения специальности логопеда, дефектолога и психолога.
Следующим этапом организации инклюзивного образования в Орджоникидзевском районе с сельским укладом жизни считаем создание опытно-экспериментальной площадки по вопросам организации инклюзивного и коррекционно-развивающего обучения детей на базе школы, в результате чего осуществлять разработку технологии дифференцированного обучения детей в инклюзивном классе в сельской школе. Имеющийся небольшой практический опыт инклюзивного образования МБОУ «Кобяковякая ООШ» позволяет говорить об актуальности разработки и реализации программы по созданию модели инклюзивного образования.
Литература:
Ертанова О.Н. Интеграция и инклюзия в аспекте семантики // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: Материалы Межд. науч.-практ. конф. / Под ред. С. В. Алехиной. М.: Изд-во Мос.гор.псих.-пед. ун-та, 2011. с. 17‒18.
Инклюзивное образование: ключевые понятия./Авторы-сотавители: Н.В. Борисова, С.А. Прушинский. Отв.ред.: М. Перфильева.//М.: Владимир, ООО «Транзит-ИКС», 2009.
Семаго Н.Я., Семаго М.М., Семенович М.Л., Дмитриева Т.П., Аверина И.Е. Инклюзивного образование как первый этап на пути к включающему обществу // Психологическая наука и образование. 2011.