«Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей младшего школьного возраста по программе «Психологическая азбука»».


Нехорошкова Е.Д. педагог-психолог
МАОУ ЦПМСС, г .Ревда

Программно-методическое планирование
«Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей младшего школьного возраста по программе «Психологическая азбука»».
За последнее десятилетие в российском обществе в представлениях о целях образования и путях их достижения произошел кардинальный сдвиг: от признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования мы продвинулись к пониманию первоочередной важности подготовки обучающихся к взрослой жизни, воспитания самостоятельной, ответственной и социально-активной личности, творческой, с креативным мышлением, готовой с успехом решать реальные жизненные задачи. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования нового поколения провозглашает новую цель образования: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. В соответствии с этим, повысились и требования к таким качествам личности как открытость новому опыту, творческое отношение к действительности. Для этого необходимо активизировать творческий потенциал ребенка, научить его мыслить творчески, креативно. Творческие способности проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в жизни изменения, в готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью, в стремлении избежать очевидных, традиционных решений, в выдвижении нестандартных, неординарных идей. Но самое главное состоит в том, что творчество дает возможность удовлетворять высшую человеческую потребность - потребность в самореализации. Именно для развития личности, его творческих способностей, в рамках проекта «Система взаимодействия субъектов образовательного пространства городского округа Ревда по выявлению и поддержке одаренных детей» была создана программа развивающих занятий для детей 7 – 10 лет «Психологическая азбука».
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует проявления не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного поведения. Раннее выявление, и психологическое сопровождение творчески одаренных детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Психологическое сопровождение одаренного ребенка в учебном процессе предполагает систему личностно-ориентированного образования, под которым понимается образование, обеспечивающее развитие, саморазвитие и продуктивную самореализацию личности ребенка, происходящую с опорой на его индивидуальные особенности, как субъекта познания и предметной деятельности.
Исследования по поводу влияния творческого и личностного потенциала на познавательные возможности показали, что специальный курс повышает познавательную активность детей, степень усвоения знаний, способность к формированию более широких понятий, самостоятельность мышления. Поскольку в системе школьного образования такие занятия представлены недостаточно, творческое мышление детей развивается стихийно, и по мере продвижения ребенка к окончанию школы уровень творческого мышления снижается. Систематическая работа в этом направлении создает благоприятные условия для развития творческих и личностных способностей. Творческий процесс всегда окрашен яркими и сильными положительными переживаниями. Это делает его привлекательным для ребенка и влияет на формирование потребности в творчестве, создании нового.Кроме того именно возраст 7 - 10 лет является сензитивным для развития воображения, умения нестандартно мыслить, принимать нестандартные решения. В этом возрасте ребенок открыт и восприимчив к чудесам познания, к умению удивляться богатству и красоте окружающего мира. Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности. Данная программа поддерживает общую цель обучения и способствует наиболее полной ее реализации.
Программа была разработана на основе методического пособия Аржакаева Т.А., Вачкова И.В., «Психологическая азбука», предназначенная для работы в начальной школе и Курса развития творческого мышления для детей 7-10 лет по методу Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли, автор Ю.Б.Гатанов («Иматон», г. Санкт-Петербург).
Данный курс представляет интерес как для психологов и педагогов, так и для руководителей образовательных учреждений, заинтересованных в развитии творческого и личностного потенциала своих воспитанников. Он поможет выстроить систему работы образовательного учреждения по развитию личностных качеств ребенка, что, несомненно, будет способствовать социализации личности, развитии коммуникативных навыков, ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе, на самоанализ и самоконтроль результата. Развитые на занятиях способности дети с успехом будут использовать на других учебных предметах, а затем и при решении любых жизненных проблем.
Главная цель программы «Психологическая азбука» для одаренных детей - создание благоприятных развивающих психолого-педагогических условий направленных  на раскрытия и расширение творческого потенциала личности ребенка.
Достижение цели предполагает реализацию комплекса задач:
- развитие интеллектуальной сферы – логического, творческого мышления, воображения и фантазии;
- развитие эмоционально-волевой сферы – осознание и понимание своего внутреннего мира и чувств, другого человека через внешние проявления в деятельности и общении;
- развитие коммуникативных навыков при решении разнообразных проблем в процессе обучения и общения;
- развитие личностных качеств – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, инициативы и ответственности;
- формирование навыков творческого саморазвития
Основными приоритетными направлениями программы:
психолого-педагогический мониторинг, направленный на выявление одаренных детей;
разработка индивидуальных и групповых форм психологической работы с одаренными детьми;
психологическое сопровождение педагогов и родителей.
Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования) либо в процессе индивидуализированного образования (в условиях общеобразовательной школы).
Необходимо снизить вероятность ошибки, которую можно допустить в оценке одаренности ребенка как по положительному, так и по отрицательному критерию при использовании психодиагностических методик: высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, низкие его значения еще не являются доказательством ее отсутствия. Данное обстоятельство особенно важно при интерпретации результатов тестирования. Так, на высокие показатели психометрических тестов интеллекта могут влиять мера обученности и социализации ребенка. В свою очередь, низкие показатели по тесту креативности могут быть связаны со специфической познавательной -1714589535позицией ребенка, но никак не с отсутствием у него творческих способностей. И напротив, высокие показатели могут быть следствием невротизации, нарушения селективности мыслительного процесса, высокого мотива достижений или психологической защиты.
Неправомерно осуществлять идентификацию одаренного ребенка на основе единой (единственной) оценки (например, на количественных показателях, характеризующих индивидуальный уровень интеллектуального развития). С учетом специфики одаренности в детском возрасте наиболее адекватной формой идентификации признаков одаренности того или другого конкретного ребенка является психолого-педагогический мониторинг.
Психолого-педагогический мониторинг, используемый с целью выявления одаренных детей, должен отвечать целому ряду требований:
комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
анализ поведения ребенка в нескольких сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т. д.);
выявление признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, в условиях обогащенной предметной и образовательной среды при разработке индивидуализированной стратегии обучения данного ребенка). Целесообразно проведение проблемных уроков по особой программе; использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния и снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды», и т. п.;
многократность и многоэтапность обследования с использованием нескольких психодиагностических процедур, отбираемых в соответствии с предполагаемым видом одаренности и индивидуальностью данного ребенка;
диагностическое обследование желательно проводить в ситуации реальной жизнедеятельности, приближая его по форме организации.
При выявлении одаренных детей необходимо дифференцировать:
а) актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на данном возрастном этапе;
б) особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в различных видах деятельности;
в) потенциальные возможности ребенка к развитию;
Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки. Иными словами, проблема выявления одаренных детей должна быть переформулирована как проблема создания условий для интеллектуального и личностного роста детей в общеобразовательных школах и организациях дополнительного образования с тем, чтобы выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одаренности.
Для проведения психодиагностического обследования используется следующий перечень методик:
Шкала поведенческих характеристик одаренных школьников (Дж.Рензулли и соавторы, в адаптации Л.В.Поповой);
Методика определения умственного развития детей (7-9 лет) (Замбацявичене Э. Ф. К разработке стандартизированной методики для определения уровня умственного развития детей (на основе методик структуры интеллекта Р. Амтхауэра)
Тест креативности Вильямса
Тест состоит из трех частей:
тест дивергентного (творческого) мышления;
тест личных творческих характеристик (опросник для детей);
шкала Вильямса (опросник для родителей и педагогов).
К основным общим принципам развития, обучения и сопровождения одаренных, как и вообще всех детей школьного возраста, относятся:
Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Этот принцип означает, что цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств обучающихся.
Принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Он состоит в том, что цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности детей.
Работа по программе «Психологическая азбука» строиться по трем направлениям:
Работа с детьми.
Направление работы с детьми ориентировано на развитие личностных качеств, формирование навыков творческого саморазвития, коммуникативных навыков при решении разнообразных проблем в процессе обучения и общения
Работа с родителями.
Направление работы с родителями направлено на обеспечение психологической подготовки родителей, необходимой для стимулирования и развития потенциальных творческих возможностей ребенка, а также обучению родителей эффективному взаимодействию с одаренным ребенком, улучшение рефлексии своих взаимоотношений.
Взаимодействие педагогов образовательной организации с педагогом психологом
Направление работы с педагогами образовательных организаций направлено на целенаправленную методическую работу по повышению уровня компетентности педагогов по вопросу организации и взаимодействию с одаренными детьми, привлечение внимание педагогов к проблемам одаренных детей, раскрытию их потенциала.
Программа «Психологическая азбука» для одаренных детей состоит из следующих блоков.
Диагностический блок представляет собой программу диагностического инструментария по выявления интеллектуальной, творческой одаренности, которая содержит комплекс психодиагностических методик. В процессе диагностики применяются следующие методы: анкетирование, тестирование, стандартизированная беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности. Предъявляемые диагностические задания позволяют оценить характеристики обучающихся в познавательной, мотивационной, творческой и лидерской областях. Проведение обследований детей проводится по желанию родителей, с письменного разрешения. Диагностический блок включает этапы первичной, и итоговой диагностики. Первичный этап диагностики предназначен для выявления одаренных детей. На основании положительных результатов диагностического мониторинга, школьникам предлагается посещать занятия развивающего характера по данной программе. Итоговый этап диагностики предназначен для отслеживания динамики развития индивидуальных качественных характеристик ребенка и эффективности реализации программы «Психологическая азбука» для одаренных детей.
Развивающий блок состоит из цикла занятий с педагогом-психологом, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы ребенка, его личностных качеств и коммуникативных навыков, а так же формирование навыков творческого саморазвития школьников.
Курс программы «Психологическая азбука» для одаренных детей рассчитан на три года обучения.
Первый год обучения был направлен на развитие творческого мышления детей младшего школьного возраста. Развитые на занятиях способности к творческому нестандартному мышлению дети с успехом используют на других учебных предметах. Основную цель развивающего курса лучше всего объяснить через противопоставление творческого дивергентного мышления и традиционного конвергентного мышления. Поднимаемые педагогом или предложенные в учебнике проблемы, задачи и задания традиционного типа приводят к тому, что развивается стиль учения, ориентированный на наведение на «правильный ответ». Безусловно, конвергентные мыслительные способности развивать необходимо, однако надо обязательно предоставить детям возможность развивать и творческое дивергентное мышление.Дивергентное мышление – это вид мышления, который характеризуется выходом за шаблонные стереотипы, снятием ограничений и большей свободы в решении проблем. Реальность, с которой человек соприкасается в своей жизни, не имеет однозначных трактовок, в отличие от реальности учебной практики, где задачам и проблемам уготованы верный решения. Дивергентное мышление не может формироваться от случая к случаю, оно требует целенаправленного обучения и развития. Иначе оно просто угасает. Для развития творческих способностей в программе первого года обучения используется
следующие принципы:
развивать способности видеть многофункциональность вещи;
развивать способности к соединению противоположных идей из разных областей опыта и использование полученных ассоциаций для решения проблемы;
развивать способности к осознанию стереотипной идеи и освобождению от нее;
содействовать переходу из обычных состояний сознания в необычные;
 Для решения данных творческих задач программа предлагает использовать различные методы активизации мышления:
Мозговой штурм - метод творческого поиска.
Синектика- метод творческих задач путем поиска аналогий.
Метод фокальных объектов - это метод преобразования систем, с помощью признаков случайно выбранных объектов.
Метод творческих преобразований. Детям предлагается описать те изменения, которые произойдут в изучаемом явлении при применении к нему того или иного преобразования.
Программа второго года направлена на раскрытие творческого потенциала личности ребенка, и реализуется через развитие его познавательной активности. Главная цель программы второго года обучения – развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способностей. На занятиях по средствам программы решаются следующие задачи:
- научить детей выражать свои чувства и впечатления с помощью слов, невербальных и изобразительных средств;
- способствовать у детей развитию навыков коллективного сотрудничества;
- содействовать осознанию детьми мотивов своего поведения, способствовать развитию позитивных мотивов;
- помочь осознать значимость для человека внимания, ощущения, памяти, мышления, воображения, эмоций;
- развивать логическое, творческое мышление, упорядочить представления о фантазии и воображении.
- стимулировать интерес к самопознанию, содействовать осознанию своих способностей.
Для успешного усвоения программы и полноценного личностного развития одаренного ребенка большое значение имеет работа по формированию мотивационной сферы, способности к эмпатии и осознанию собственных ценностных ориентаций. Эта работа требует от психолога, помимо профессионализма, постоянного творчества, импровизации, готовности обучаться у детей, огромного терпения и способности быть эмоционально открытым.
Программа «Психологическая азбука» третьего года обучения, так же как и две предыдущие, ориентирована на такую важную цель, как развитие личности одаренного ребенка, и прежде всего его самосознания и рефлексивных способностей. Основная цель программы третьего года обучения – познание самого себя в совокупности таких сторон как - самопонимание, самоотношение и саморегуляция, реализуется через знакомство с психологией общения и овладение умениями эффективного взаимодействия со сверстниками, учителями, членами своей семьи. В рамках программы третьего года обучения решаются следующие задачи:
- учить пониманию внутреннего мира другого человека через внешние проявления в деятельности и общении;
- познакомить с правилами эффективного взаимодействия в общении и основными способами разрешения конфликтов;
- развивать личностные качества, необходимые для продуктивного взаимодействия с другими людьми;
- развивать навыки сотрудничества при решении разнообразных проблем в процессе обучения, учить добиваться успеха без соперничества;
- развивать уважение к другим людям и самоуважение, формировать навыки эмпатии и сопереживания.
Применяемые в программе третьего года обучения методы обладают следующими особенностями:
а) методы активны и основаны на проживании опыта: дети не просто усваивают знания, а через действия, игру, сказку погружаются в содержание собственного мира;
б) методы эмоционально окрашены, пробуждают разнообразные эмоции, «затрагивают» интересы детей;
в) методы рефлексивны: большинство игр, упражнений, психологических техник предусматривает необходимость занять рефлексивную позицию;
В рамках программы третьего года обучения решаются следующие задачи:
- учить пониманию внутреннего мира другого человека через внешние проявления в деятельности и общении;
- познакомить с правилами эффективного взаимодействия в общении и основными способами разрешения конфликтов;
- развивать личностные качества, необходимые для продуктивного взаимодействия с другими людьми;
- развивать навыки сотрудничества при решении разнообразных проблем в процессе обучения, учить добиваться успеха без соперничества;
- развивать уважение к другим людям и самоуважение, формировать навыки эмпатии и сопереживания.
Для детей «Психологическая азбука» - один из уроков. Но это не совсем обычный урок: дети играют, рассказывают о себе, свободно выражают себя в рисунке, танце, движении, размышляют вслух, разыгрывают сценки, разгадывают психологические загадки, слушают и обсуждают специально придуманные сказки, расслабляются под музыку.
Дети для работы на занятиях приносят с собой альбомы, включающие стимульный материал для всех заданий, цветные карандаши, фломастеры, ручки, ножницы, клей. Занятие строится с учетом знания возможностей, творческого потенциала ребенка (по результатам психодиагностики). Обучение основано на активности и самостоятельности детей. Каждый сам определяет степень своей включенности в занятие. Это позволяет детям, испытывающим дискомфорт в ситуации неопределенности, адаптироваться к новым условиям в удобном для них темпе.
Занятия строятся в форме игры, соревнования, путешествия, кооперативно-творческой деятельности. Для проведения занятия необходимо создавать и постоянно поддерживать атмосферу творчества и психологической безопасности, что достигается применением следующих методов проведения занятий:
ритуалы приветствия и завершения занятия;
психогимнастические и психотехнические упражнения;
совместная работа в микрогруппах;
эмоционально окрашенный рассказ педагога;
рисование и другие виды изобразительного творчества.
Педагог-психолог на занятиях создает и развивает ситуацию успеха в том виде деятельности, который наиболее свойственен ребенку именно в этот период жизни. Ситуация успеха становится основой позитивной самооценки ребенка, которая стимулирует развитие его творческой деятельности. Благодаря этому обеспечивается психологический комфорт. Количество учеников в группе 12 – 15 человек.
Продолжительность занятия 35-45 минут. На каждый учебный год запланировано по 30 – 32 занятий (одно занятие в неделю).
Учебно-тематический план занятий по программе «Психологическая азбука»
Наименование блока программы Форма деятельности Сроки реализации/
кол-во часов
I. Диагностический блок Психодиагностическое обследование детей младшего школьного возраста первичное/итоговое.
Шкала поведенческих характеристик одаренных школьников (Дж.Рензулли и соавторы, в адаптации Л.В.Поповой);
Методика определения умственного развития детей (7-9 лет) (Замбацявичене Э. Ф. К разработке стандартизированной методики для определения уровня умственного развития детей (на основе методик структуры интеллекта Р. Амтхауэра)
Тест креативности Вильямса
тест дивергентного (творческого) мышления;
тест личных творческих характеристик (опросник для детей);
шкала Вильямса (опросник для родителей и педагогов). групповая
3 ч.
Октябрь - первичная диагностика
Май - итоговая диагностика
II. Развивающий блок
Развивающие занятия с одаренными детьми по программе «Психологическая азбука» первого года обучения
Вводный урок. Что такое творческое мышление
Рассуждение о вещах.
Что произойдет, если…
Волшебные краски
Незаконченные рисунки
Головные уборы
Дом моделей
Письма рисункам
Игры слов
«Загогулина» для рисунков
Цвет и форма
Взгляд в будущее
Что случилось?
Буквы и слова
Тайные шифры
Изменяющийся рисунок
Фантастическое животное
Придумай значок
Волшебный бинокль
Фирменные знаки
Диафильмы
Угадай-ка!
Причина для объединения
Необычная сказка
Рекламный щит
Давайте представим, что
Составление слов
Королевство сказок
Реклама на коробках
Рисунок пальцами
Подведение итогов. Чему я научился?
Развивающие занятия с одаренными детьми по программе «Психологическая азбука» второго года обучения
Мои желания
Психология – знакомая незнакомка
Сказка о борьбе мотивов
Мои желания
Кладовая памяти
Эмоциональная память
Что я знаю о памяти
Лабиринты мышления
Сказка о профессоре Мышлении
Как развивать свой ум: конкурс знающих и находчивых
Учимся делать вместе
Учимся находить противоположности
Учимся находить закономерности
Учимся думать логично
Учимся думать творчески
Что я знаю о мышлении
Фантазируем с Фантузей
Что такое способности?
Королевство Внутреннего мира: поиск сокровищ
Развивающие занятия с одаренными детьми по программе «Психологическая азбука» третьего года обучения
Введение в психологию общения
Новая встреча с психологией
Начало путешествия в Страну Общения
Что взять с собой в путешествие?
Что я знаю о себе?
Сказка о конфликте и контакте
Качества важные для общения
Королевство Разорванных Связей
Девчонки+мальчишки
Дружба это?
Мы дружная команда
Сказка о Другой точке зрения
Комплимент это…?
Давайте говорить друг другу комплименты
Мы и эмоции!
Как мы переживаем эмоции?
Как мы понимаем эмоции других!
Мы умеем сопереживать. групповая/ индивидуальная Всего: часов
32ч.
1 ч.
1 ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
Всего часов:
30 ч.
1ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1ч.
2ч.
1ч.
1ч.
2ч.
1ч.
2 ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
2 ч.
2ч.
2 ч.
2 ч.
2ч.
Всего часов:
32 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
2ч.
1 ч.
2 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.


.

Список литературы:1. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей /Д.Б.Богоявленская. - М.: Издательский центр Академия, 2002. – 320 с. 2. Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления (по методу Дж.Гилфлрда и Дж.Рензулли). Для детей 7-10 лет. Методическое руководство. – СПб, ГП «ИМАТОН», 1997 – 60 с., иллюстр.3. Ильина М.В. Развитие вербального воображения. – М.:Прометей; Книголюб, 2003. – 64с.4. Ильина М.В. Развитие невербального воображения. – М.:Прометей; Книголюб, 2003. – 64с.5. Радостный набор. 24 развивающие игры для детей и их родителей. Рис. Т.Феоктистовой. – С-Пб.: Речь, 2009. - 16 с., карточки.6. Рождественская, Н.В. Креативность: пути развития /Н.В.Рождественская - СПб.: Питер, 2006. - 178 с. 7. Туник, Е.Е. Диагностика творческого мышления /Е.Е.Туник - М.: Парус, 2006. – 352 с.8. Щербо, Н.П. Исследование творческой одарённости с помощью тестов П.Торренса у младших школьников /Н.П. Щербо// Вопросы психологии. – 1991. - № 1.