Доклад на тему «Опыт реализации инклюзивного образования, ФГОС для детей с ОВЗ»


Доклад на тему «Опыт реализации инклюзивного образования, ФГОС для детей с ОВЗ»Подготовил Лебедев Ф.В., заместитель директора по ИКТ.
Место выступления: Муниципальная августовская конференция работников образования Жарковского района «Образование Верхневолжья: новые вызовы и современные решения»
29 августа 2016 г. пгт Жарковский
Последние пару лет, все кто имеет хоть какое – то отношение к образованию - от чиновника до родителей, только и говорят об инклюзивном образовании, то есть совместном обучении обычных школьников и детей с ОВЗ.
Инклюзивное образование – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартам программы с учетом его особых образовательных потребностей
В России такое образование пока на стадии эксперимента, но во многих западных странах такая практика существует уже на протяжении нескольких десятилетий и действительно приводит к отличным результатам. Дети с ОВЗ учатся в обычных школах, но по специальным программам. С ними постоянно работают психологи и педагоги-дефектологи при необходимости прикрепляется тьютор - человек помогающий ученику в решении сложных ситуаций. Практически во всех школах выпускники получают аттестат о среднем образовании, после чего могут спокойно поступать в колледжи или по возможности в вузы. Инклюзивное образование - наиболее передовая система обучения детей, при которой стираются границы между инвалидами и здоровыми людьми. Разрушение барьеров при получении образовании приводит к объединению общественного пространства, меняется отношение к инвалидности, она считается не пороком, а особенностью того или иного человека. По статистике каждый 11-ый житель России имеет различную форму инвалидности. Это 13 миллионов человек, которые нуждаются в специально приспособленных условиях жизни и зачастую требуют посторонней помощи. Мировое сообщество считает, что люди с инвалидностью имеют те же права, как и все остальные граждане, и они должны иметь равные возможности в реализации этих прав. Сегодня задача государства и общества сделать так, чтобы все дети могли получить образование и жить максимально полноценно вне зависимости от возможностей здоровья, быть включенными в общую систему образования и обучаться со своими сверстниками по месту жительства в своем микрорайоне, городе. Понятие инклюзивное образование сформировалось из убеждения, что образование является основным правом человека, и оно создает основу дальнейшего развития и реализации человека в обществе. Инклюзия в широком смысле этого слова включает в себя и сферу образования, и весь спектр общественных отношений: труд, общение, развлечение. Везде должна быть создана доступная и доброжелательная атмосфера, преодолены барьеры среды и общественного сознания. Инклюзия признана более развитой гуманной эффективной системой образования не только для детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей. Инклюзия дает право на образование независимо от соответствия или несоответствия критериям школьной системы. Школа выполняет не только образовательные функции, но и является основной сферой жизнедеятельности ребенка. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности, имеющей свою собственную образовательную траекторию. Вместе с тем ученики в школе находятся в коллективе, учатся взаимодействовать, друг с другом выстраивать взаимоотношения совместно с учителем, творчески решать образовательные проблемы. Можно с уверенностью сказать, что инклюзия помогает развивать такие качества как: гуманность, толерантность, готовность к помощи, терпимость.
С 01 сентября 2016 года вступают в силу федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС ОВЗ) по которому начнут обучаться дети, поступившие в 1-ый класс с 01.09.16
Также с 01 сентября 2016 года начнут действовать новые санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.Введение ФГОС ОВЗ является длительным процессом, системной инновацией, направленной на модернизацию образования и являющейся инструментом стратегической цели развития образования.
Важнейшими факторами, обеспечивающими успешность введения ФГОС, являются:
- системность подготовки к введению ФГОС;
- комплексность всех видов сопровождения введения новых образовательных стандартов;
- выявление проблем введения стандартов и своевременность их решения на всех уровнях управления.
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой общеобразовательной школы - одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обеспечением тех необходимых условий, которые позволят данной категории детей включиться в полноценный процесс образования наряду со здоровыми детьми. Естественно, что не все категории детей с ОВЗ могут обучаться в условиях массовой общеобразовательной школы, но большая часть могут.
На настоящий момент в МОУ «Жарковская СОШ №1» обучаются 9 детей с ОВЗ, из них два ребенка-инвалида и 7 с ЗПР. Особенность этих детей позволяет им посещать общеобразовательную школу, и обучаться по основной общеобразовательной программе. Вместе с тем, у одного из детей имеется комплект компьютерного оборудования, полученный в рамках программы «Доступная среда», а также доступ к сети Интернет.
В состав комплекта входят: компьютер, принтер, сканер, фотокамера, веб-камера, электронный микроскоп, комплект цифрового учебного оборудования, микрофон и другая аппаратура. На данный момент в школе освободился и второй комплект оборудования. При необходимости им можно будет воспользоваться.
В школе установлены и рабочие места учителей для дистанционного обучения. В эти комплекты также входят ноутбуки, принтеры, сканеры, веб-камеры, микрофоны.
С 2011 года школа участвует в программе Доступная среда. За этот период были приобретены:
-мобильные пандусы двухсекционные
-коррекционно-развивающий программный комплекс для проведения индивидуальных и фронтальных занятий по развитию, коррекции речи
-многофункциональная панель к лингводидактическому комплексу
-многофункциональный портативный сканер для работы с текстами
-специализированная система с регулируемой рабочей поверхностью для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- мягкое сиденье для формирования функции сидения и самостоятельного присаживания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
-специализированный адаптивный комплекс для организации занятий по мобилизации всех двигательных возможностей и коррекции нарушений двигательной сферы у детей
-музыкальные игрушки
-документ – камера, а также сделан ремонт в туалетах.
Было подготовлено нормативно – правовое обеспечение и составлен паспорт доступности. Все учителя нашей школы прошли обучение по программе дополнительного профессионального образования «Моделирование и реализация программы воспитания и социализации обучающихся, в том числе детей с ОВЗ». Ранее порядка 30 педагогов прошли курсы повышения квалификации по дистанционному обучению детей.
Кроме того, наши дети с ОВЗ постоянно участвуют в различных дистанционных конкурсах декоративно-прикладного творчества, конкурсах рисунков, посвящённых различным праздникам, фотоконкурсах, компьютерных презентаций, и нередко занимают призовые места.
Педагоги, занимающиеся специальным образованием признают, что система общего образования зарекомендовала себя как эффективная для учащихся с ограниченными возможностями. Учителя общеобразовательных школ, в свою очередь, обращаются к системе специального образования в поисках новых методик, позволяющих улучшить результаты обучающихся с особыми потребностями.
Учитель – основное действующее лицо, но один учитель в классе, в котором учится ребенок с ОВЗ, не может создать необходимые условия для обучения и развития. Важнейшее условие – наличие команды специалистов, осуществляющих коррекционно-развивающую работу: психолог, логопед и другие специалисты, которые должны помогать учителю, составлять адаптированную программу обучения, учитывающую индивидуальные особенности каждого ребенка с ОВЗ, организовать образовательную среду в соответствии с его реальными возможностями.
В завершении хочется сказать, что все посылы гуманны. Но думается, что инклюзия по–русски это что-то из области фантастики. Инклюзия призывает к реформированию культуры школы, ее правил и внутренних норм и практик, чтобы принять все многообразие учеников с их личными особенностями и потребностями. Говорить на данном этапе о толерантности, способности принять другого человека таким, какой он есть, для большинства школьников и их родителей довольно наивно. Если поместить особого ребенка в обычный класс и думать, что проблемы будут решены, скорее всего, все произойдет с точностью до наоборот. Обучать таких детей даже по индивидуальной программе очень сложно, к тому же даже при максимально благоприятном доброжелательном социуме ученики, осознавая собственную неуспешность, приобретут множество психологических комплексов. Нужно понимать, что недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательных школ под нужды детей с ОВЗ, таких как отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, будет немаловажным препятствием. Желание дать доступ к среде и процессу образования может выявить проблемы, требующие более общего и концептуального подхода для их решения. Но несмотря ни на что, процесс запущен, и мы движемся в сторону инклюзии, и для нас педагогов многообразие и непохожесть детей друг на друга видится не проблемой требующей решения, а важнейшим ресурсом, который можно использовать в образовательном процессе.