ПСИХОЛОГО — ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАССОВОЙ ШКОЛЫ


Психолого - педагогическое сопровождение детей с ранним детским аутизмом в условиях инклюзивного образования массовой школы
Кузнецова А.Г., педагог - психолог
Дёмина Л.М., учитель - логопед
Россия, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение– средняя общеобразовательная школа № 13 имени Героя Советского Союза А.П. Маресьева г.Орёл
В статье раскрывается понятие РДА, причины его появления, особенности социализации и основные направления работы школьной психолого-педагогической службы сопровождения детей с РДА по ФГОС в условиях инклюзивного образования.
Ключевые слова: ранний детский аутизм, психолого-педагогическое сопровождение

Psychological and pedagogical support of children with early childhood autism IN THE INCLUSIVE EDUCATION SCHOOL OF MASS
Kuznetsovа AG, teacher - psychologist
Demina LM, teacher - speech therapist
Russia, Municipal budget institution- general education secondary school number 13 named after Hero of the Soviet Union AP Maresiev, Orеl
The article deals with the concept of early childhood autism, its causes, features of socialization and basic directions of work of psycho-pedagogical school service support of children with early childhood autism by federal state educational standards in terms of inclusive education.
Keywords: early childhood autism, psychological-pedagogical support
Ранний детский аутизм — это малоизученное и очень непростое заболевание.
Аутизм – это комплекс психических расстройств, которые проявляются в безэмоциональности ребенка. Причины появления аутизма практически не изучены, существует лишь множество версий. В одних говорится о негативных изменениях в структуре мозга и в нарушении нервной системы, в других же о неправильном обмене веществ. Аутизм дает о себе знать уже в первые годы жизни ребенка, его можно выявить уже до трех лет. И чем раньше его найдут, тем легче и эффективнее его можно будет преодолеть. В любом случае рядом с родителями должны находиться и грамотные специалисты, которые помогут ребенку с РДА узнать этот мир и стать его частичкой.
Дети с РДА оторваны от реальности, они погружены в свой мир, пассивны, отличаются противоречащими реакциями на окружающий мир и ко всему очень ранимы. Естественно, у таких детей огромную трудность составляет адаптация. Из-за постоянного шума, множества незнакомых людей и напряженности вокруг у ребенка может быть срыв. Адаптация осложняется и проявлениями самоизоляции, когда ребёнок «погружен в свой внутренний мир», не обращает внимание на вопросы, которые ему задают, речь обращена не к конкретному человеку, а в пространство. Возможно проявление эхолалии, в эти моменты ребенок начинает неконтролируемо и автоматически повторять слова, услышанные в речи собеседника. Так же этот период характеризуется отсутствием эмоций, соответствующих определённой ситуации, изменением эмоциональной реакции на людей, негативным восприятием любых изменений в окружающей среде, недостаточным зрительным контактом, отстранённость от совместных занятий со сверстниками в классе, трудностями, обусловленными недостаточным речевым развитием и т.д.
При поступлении ребенка в первый класс, уже большая часть его аутичных установок, серьезных аффективных проблем проходит, и он начинает желать стать учеником, и в этот момент главное его поддержать.
Детям – аутистам трудно привыкнуть к новой обстановке, он плохо входит в режим дня, постоянно нуждается в поддержке и побуждении к действиям, он не умеет контактировать с ровесниками на перемене, либо делает это очень плохо. Поэтому очень важно учителю наладить прочный контакт с ребенком. Это нужно для того, чтобы у ребенка был стимул в учебе, в эмоциональном и социальном развитии. Многие люди полагают, что такому ребенку нужно обучаться дома по программе, которая ему подходит по интеллектуальным показателям, но с другой стороны в этом и заключается проблема ребенок будет находиться дома, а это лишает его социального развития. Для этого ребенка не столько важны знания, как важно приобретение возможности взаимодействия с другими людьми.
Этап школьного обучения очень важен для аутичных детей и их семей. Но зачастую, из - за проблемы в установлении контакта ребёнка с РДА со своими сверстниками, возникают трудности в школьном обучении таких детей. Контроль за поведением практически отсутствует. Затруднены процессы коммуникации, им тяжело вступить в диалог с другими детьми, выражать свои просьбы, они достаточно быстро устают от общения. Это значительно сказывается протекании адаптационного процесса.
Психолого - педагогическое сопровождение младших школьников с аутизмом представляет собой взаимосвязанную деятельность всех педагогов, которая направлена на организацию таких условий, в которых ребёнок сможет вступить в общество сверстников, не имеющих отклонения в развитии, взаимодействовать с ними и со взрослыми.
В соответствии с ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья, для детей с ранним детским аутизмом «обязательным является специальная и психолого - педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого обучающегося». Поэтому психолого - педагогическое сопровождение будет осуществляться в разных, но взаимосвязанных между собой направлениях:
- сопровождение детей с РДА (устранение трудностей, появляющихся на этапе школьного обучения: установление контакта со сверстниками, психологическое и педагогическое развитие ребёнка и т.д.);
- сопровождение педагогов, работающих с аутичным ребёнком (разработка специальных программ, технологий, направленных на коррекцию расстройств и т.д.);
- сопровождение семьи (предоставление помощи родителям в вопросах воспитания ребёнка, организация методической поддержки).
Иными словами, психолого - педагогическая поддержка имеет важное место в процессе школьного обучения аутичного ребёнка и должна связывать между собой всех участников образовательного процесса, так или иначе причастного к работе с ребёнком, имеющим расстройства аутистического спектра. Такая организованная, комплексная, взаимосвязанная работа специалистов позволит спроецировать для ребёнка индивидуальный путь всестороннего развития, будет способствовать вхождению ребёнка в социум не только в рамках образовательной школы, но и за её пределами [3].
Организация психолого - педагогического сопровождения детей с РДА осуществляется в несколько, связанных между собой, этапов:
1) диагностический (установление проблемы, диагностический анализ, определение участников психолого - педагогической помощи, установление контакта с родителями ребёнка);
2) поисковый (коллективный поиск возможных путей решения проблемы, информирование всех участников);
3) консультативно - проективный (выбор совместного оптимального направления работы, распределение обязанностей для её осуществления, прогнозирование эффективности);
4) деятельностный (выполнение выбранного плана, достижение требуемого результата) [1].
У каждого участника психолого-педагогического сопровождения есть свои задачи. Учитель к каждому уроку подготавливает специальный учебный материал, доступный аутичным детям и разрабатывает дополнительный - для родителей, с целью подготовки ребёнка к урокам в домашних условиях, а также создаёт благоприятные условия для нахождения детей - аутистов в образовательной среде.
Для учителя - логопеда основной задачей является развитие коммуникативных функций ребёнка, выбор оптимальных средств стимулирования речи, помощь коллегам и родителям в решении этой задачи вне логопедических занятий. Важным является проведение занятий с детьми на доступном для них уровне [4]. Речь детей с аутизмом эхолалична, поэтому важно развивать понимание речи, зрительное восприятие (в дальнейшем это способствует обучению глобальному чтению), научить их слушать и отвечать на поставленные вопросы, необходимо формировать произвольность действий, расширять словарный запас по мере ознакомления с лексическими категориями. В самом начале работы на занятиях используются натуральные предметы и игрушки, затем постепенно проводится переход на картинный материал. Совместно с работой по развитию речи проводится работа по развитию общеречевых навыков (дыхание, интонация, темп речи). После чего возможна работа над произносительной стороной речи (коррекция звукопроизношения), формирование фонематического восприятия. Обучение грамоте проводится аналитико - синтетическим способом, что способствует овладению фонематическим анализом. Учитывая, что у аутичных детей наблюдаются трудности в различении многих действий, работа над структурой простого предложения начинается с использования глагольной лексики общего значения. Проводится работа по формированию грамматического строя речи [3].
Учитель - логопед определяет степень несформированности речи и её специфику, свойственную для детей - аутистов. Сведения об специфике развития речи помогают педагогу - психологу в диагностической оценке уровня развития ребёнка.
Главная цель педагога-психолога – помочь ребенку с РДА адаптироваться к школьной жизни и коллективу, поэтому работа должна вестись в следующих направлениях:
1. Преодоление аффективной патологии, установка контакта и завоевание доверия. Во время первых встреч ребенка с педагогом-психологом необходимо дать ему возможность изучить кабинет. По возможности звукоизолировать комнату. Общение с ребенком следует вести не громким голосом, по возможности избегать прямого взгляда на ребенка, что бы не возникло дискомфорта. Одежду следует подбирать темных тонов и в ней должно быть постоянство, чтобы ребенок привык к специалисту.
2. Для второго этапа педагогу-психологу следует как можно детальнее изучить ребенка, чтобы он научился чувствовать ребенка и использовать это в коррекционной и развивающей работе основных психологических процессов. Педагогу-психологу следует вовлечь ребенка в совместную деятельность через обогащение его эмоционального и интеллектуального опыта. Психолог должен подмечать стимулы, которые нравятся ребенку, если он постоянно что-то разрисовывает значит в коррекционную работу следует включать арт терапию, пальчиковые игры, работу с песком и водой.
Таким образом, школа является сложным социальным институтом для ребенка – аутиста, она не только дает ему знания и навыки, но еще и помогает ему учится жить вместе с другими людьми. Поэтому таким детям очень важно удержатся в школе, а не перейти на домашнее обучение. И это, в настоящий момент, одна из главных задач школьных специалистов.
Литература:
1. Источник: http://logoportal.ru/pomoshh-rebyonku-autistu/.html2. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2007.
3. Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М.М. – М.: Теревинф, 2005.
4. Развитие речи у аутичных детей: методические разработки/Л.Г. Нуриева. – Изд. 8-е. – М.: Теревинф, 2015. – 106 с. – («Особый ребёнок»).
5.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья/М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2016. – 404 с.