Аспекты организация учебной деятельности в хореографическом коллективе


Аспекты организации учебной деятельности в хореографическом коллективе.
«Только тот, кто воспринимает мир во всей полноте,
кто не подходит к нему с готовой меркой,
не пытается загнать факты в готовую жесткую схему,
является хозяином своего будущего…»
А.А. Ухтомский
Творческая работа в любом хореографическом коллективе рассматривается в трёх основных аспектах (направлениях): учебная, постановочная и воспитательная. Каждый из выделенных выше аспектов, опираются, прежде всего, на физические, психические и психофизиологические свойства личности, связанные с возрастными особенностями участников коллектива.
Их учёт крайне необходим при организации учебного процесса в хореографическом коллективе, а особенно, при постановочной работе, разработке репертуарной политики и подборе репертуарных номеров.
Характеристика возрастных и психофизиологических
особенностей детей и подростков.
В отечественной психологии специфика каждого возраста, каждого возрастного этапа раскрывается через анализ ведущей деятельности, особенности социальной ситуации развития и характеристику основных возрастных новообразований.
Физическое, психическое и психофизиологическое развитие в младшем школьном возрасте. Общие показатели.
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет.
Дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка в этот период обеспечивает возможность систематического обучения в школе. Совершенствуется работа головного мозга и нервной системы и к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные, специфические человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования.
Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы и эмоциональны.
Именно этот возраст практически совпадает с периодом второго физиологического кризиса, приходящегося на возраст 7 лет (в организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой). Это значит, что кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма, что требует большого напряжения и мобилизации его резервов.
Однако, несмотря на отмеченные в это время определенные осложнения, сопровождающие физиологическую перестройку организма (повышенная утомляемость, нервно-психическая ранимость ребенка), физиологический кризис не столько отягощает, сколько, напротив, способствует более успешной адаптации ребенка к новым условиям.
В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у детей. Сохраняются и разница в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков.
Переход к систематическому обучению предъявляет высокие требования к умственной работоспособности детей, которая у младших школьников еще неустойчива, сопротивляемость утомлению низкая. И хотя на протяжении возраста эти параметры повышаются, в целом продуктивность и качество работы младших школьников примерно наполовину ниже, чем соответствующее показатели старшеклассников.
На младший школьный возраст приходятся существенные изменения и в психическом развитии ребенка: качественно преобразуется познавательная сфера, формируется личность, складывается сложная система отношений со сверстниками и взрослыми.

Своеобразие младшего школьного возраста как этапа развития.
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важные изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
Переход к систематическому обучению создает условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями.
Младший школьный возраст является периодом интересного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью.
В этот период качественно изменяется способность к произвольной регуляции поведения. Происходящая в этом возрасте «утрата детской непосредственности» характеризует новый уровень развития мотивационно-потребностной сферы, что позволяет ребенку действовать не непосредственно, а руководствоваться сознательными целями, социально выработанными нормами, правилами и способами поведения.
На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского общества.
Таким образом, центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:
- качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;
- рефлексия, анализ, внутренний план действий;
- развитие нового познавательного отношения к действительности;
- ориентация на группу сверстников.

Ценность младшего школьного возраста.
Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.
Младший школьный возраст является сензитивным, т.е. у детей этого возраста особая, повышенная чувствительность к определенным видам воздействий внешней среды:
- формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
- развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться;
- раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
- развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
- становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
- усвоение социальных норм, нравственного развития;
- развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.
Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активного включен и в другие виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством и пр.), в ходе которых совершенствуется и закрепляются новые достижения ребенка.
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе.
Чем больше позитивных приобретений будет у младшего школьника, тем легче он справится с предстоящими сложностями подросткового возраста.
Физическое, психическое и психофизиологическое развитие в
подростковом и в юношеском возрасте.Обычно подростковый период рассматривается как промежуточная ступень между детством и взрослой жизнью, причем проходит он для каждого по-разному и в разное время, в конце концов большинство подростков обретают зрелость. Психологическое состояние подросткового возраста связано с двумя «переломными» моментами этого возраста: психофизиологическим – половым созреванием, и все, что связано с ним, и социальным – конец детства. Вступление в мир взрослых. В этом смысле подростковый период можно уподобить переброшенному между детством и взрослостью мосту, по которому каждый должен пройти, прежде чем стать ответственным и творческим взрослым человеком.
Если рассматривать подростковый возраст со строго биологических позиций, то он может быть определен как пубертатный период – время ускоренного физического и полового созревания, характеризующееся важными изменениями в организме подростка. Происходят различные структурные и функциональные изменения церебральной активности.
Бурный рост, созревание организма, происходящие психологические изменения – все это отражается на функциональных состояниях подростка. 11-12 лет – период повышенной активности, значительного роста энергии. Но это период и повышенной утомляемости, некоторого снижения работоспособности. Плач без какой-либо видимой причины, частая и резкая смена настроения наиболее характерна для девочек. У мальчиков возрастает двигательная активность, они становится более шумными, суетливыми, неусидчивыми, все время что-то вертят в руках или размахивают ими. Заметны частые нарушения координации и точности движений, они становятся неуклюжими и неловкими. В 13-14 лет нередко отмечается своеобразное чередование всплесков активности и ее падения, вплоть до внешнего полного изнеможения. Усталость наступает быстро и как бы внезапно, характеризуя повышенную утомляемость. С повышенной утомляемостью связано явление специфической подростковой лени. Причина этого в усиленном росте, требующем много сил и снижающем выносливость.
Происходящие в моторной сфере изменения, такие как, новое соотношение роста мышц и мышечной силы, изменения пропорции тела, приводят к временным нарушениям координации крупных и мелких движений.
Процесс созревания влияет и на развитие речи, особенно у мальчиков. Но после 14-15 лет мальчики не только лучше выражают свои мысли в письменной форме, но и опережают девочек в этом умении.
Подростковый возраст – период, когда многие функции активно формируются и развиваются, это наиболее благоприятное время для овладения многими наиболее сложными движениями, важными видами спорта, трудовой деятельности.
Впервые только в переходном возрасте образуется фантазия. В фантазии подросток изживает свою богатую внутреннюю эмоциональную жизнь, свои порывы. Подросток с помощью фантазии просветляет, уясняет сам себе, воплощает в творческих образах свои эмоции, свои влечения. Неизжитая жизнь находит выражение в творческих образах. Различие между детской фантазией и воображением подростка в том, что фантазия ребенка – это диалог с вещами, подростка – это монолог с вещами. Фантазия есть одно из проявлений творческой деятельности человека, и именно в переходном возрасте, сближаясь с мышлением в понятиях, она получает широкое развитие в этом объективном аспекте.
Юность период развития, следующий за подростковым. Однако определение «юный» чаще относится к подросткам. Многие исследователи предпочитают избегать слов юность и юный, а подразделяют подростковый период на две составляющие: ранний подростковый возраст (обычно от 11до14 лет) и средний или старший подростковый возраст (от 15до19 лет). Такой подход помогает более точно сориентироваться, о каком этапе жизни подростка идет речь.

Учебная работа в детском хореографическом коллективе.
Общие черты учебного процесса в хореографическом коллективе.
Ежегодно тысячи любителей танца приходят в хореографические коллективы, танцевальные ансамбли, студии. Многие детские танцевальные коллективы приобрели большую популярность не только в нашей стране, но и за рубежом. Телевидение широко показывает детскую самодеятельность, знакомит с детскими танцевальными коллективами. Глядя, с какой легкостью и мастерством танцуют дети на сцене, мы забываем, что за этим стоит каждодневный труд их самих и их педагогов.
При этом наиболее важным вопросом, от решения которого зависят перспективы дальнейшего развития любого хореографического коллектива, является организация учебного процесса, без чего богатейшие возможности танцевального искусства не могут быть целенаправленно и действенно использованы, как в постановочном, так и в воспитательном процессе.
В поиске путей решения этой задачи педагоги и балетмейстеры, работающие в коллективах, обращаются к традициям, опыту и методам обучения, сложившимся в хореографическом образовании.
Хорошо поставленная и правильно проводимая учебная работа является залогом успеха любого танцевального коллектива. Какое внимание должно быть удалено ей в детском хореографическом коллективе?
Среди хореографов-практиков существуют два основных взгляда на учебную работу в детском хореографическом коллективе.
Сторонники одного из них считают, что цель руководителя – путем усиленной и весьма напряженной учебной работы воспитать из кружковцев почти профессионалов. Занятия в таком коллективе проводятся пять раз в неделю, программа их почти соответствует программе хореографического училища. Результат получается двоякий: с одной стороны, такой коллектив становится высокопрофессиональным, и работа балетмейстера в нем творчески результативна, с другой стороны – дети (участники такого коллектива) – не получают нормального воспитания. Их интересы и знания почти целиком ограничены лишь интересами и знаниями в области танца, а свободное время почти целиком занято уроками, репетициями, спектаклями и т.д. Пределом мечты такого ребенка является желание стать артистом балета. Важнейшие же общественные и политические события в жизни нашей страны и за ее пределами находят у него слабый отклик. Руководитель подобного коллектива видит свою задачу лишь в том, чтобы его воспитанники стали профессиональными артистами.
Другой взгляд на учебную работу является прямой противоположностью первому. Существует еще немало коллективов, где учебная работа ведется бессистемно, без программ и почти полностью сводится к простой «разминке».
Каким же образом нужно строить учебную работу в детском хореографическом коллективе?
Учебный процесс в детском хореографическом коллективе имеет свои особенности:
- значительно меньше объём изучаемого материала (всё зависит от жанровой направленности коллектива и потребностей балетмейстеров)
- ниже уровень требований к способностям и физическим данным участников коллектива
- значительно меньше недельная нагрузка
- более дифференцированный подход к различным группам участников коллектива, требующий гибкого варьирования в подаче изучаемого материала
- учебный материал подбирается с учётом возможностей каждой учебной группы участников коллектива.
Перечень специальных дисциплин в хореографическом коллективе может быть достаточно разнообразен: это ритмика и гимнастика, народно-сценический и историко-бытовой танец, бальный танец и современные джазовые направления, (принципы проведения этих занятий довольно подробно освещены в методической литературе).
Таким образом, учебный процесс в детском хореографическом коллективе приобретает ряд черт, отчасти сближающим его с учебным процессом в профессиональном учебном заведении, где, наряду с наличием учебных планов с определёнными целями, задачами и формами обучения, наряду со строгой последовательностью в овладении лексикой и техническими приёмами танца, которые обусловлены программными требованиями по танцевальным предметам, наряду с систематичностью и регулярностью занятий, одним из основных параметров является наличие в учебном плане комплекса специальных дисциплин, фундаментом которого является классический танец.