Актуальные проблемы изучения и методики преподавания русского языка и литературы в дагестанских школах в условиях билингвизма

Актуальные проблемы изучения и методики преподавания русского языка и литературы в дагестанских школах в условиях билингвизма

Исаева Э.Ш.,
учительница
русского языка и литературы
Гинтинской СОШ
Акушинского р.

Человек, как известно, - социальное существо. Он может нормально жить и действовать только в окружении других людей. А значит ему необходимо взаимопонимание и взаимодействие с другими членами общества. А эту функцию выполняет не что иное, как язык, язык, которым мы владеем, усваиваем с детства, то есть наш родной национальный язык. Мы живем в огромном государстве, в России, население которой насчитывает более 130 народов и национальностей. Поэтому возникает потребность в обязательном знании государственного языка, каковым является русский, и значение его велико прежде всего как языка межнационального общения. К тому же, в настоящее время он является языком, обеспечивающим интернациональные связи не только в нашей стране, но и в мировом масштабе, поскольку изучается во многих странах мира, а в ряде государств признан обязательным для изучения в школах иностранным языком.
Возрастает значение русского языка и как учебного предмета, поскольку язык – это прежде всего средство коммуникации, общения между людьми, а без общения невозможна никакая производственная и общественная деятельность человека.«Мы думаем, что великий и могучий русский язык не нуждается в том, чтобы кто бы то ни было должен был изучать его из-под палки Те, кто по условиям своей жизни и работы нуждается в знании русского языка, научатся ему и без палки.» (Ленин В.И. «Нужен ли обязательный государственный язык»).
Жизнь доказывает, что знание русского языка крайне необходимо каждому культурному человеку. Значение русского языка как учебного предмета заключается и в том, что знание и владение им дает возможность учащимся успешно усваивать знания по всем предметам, преподаваемым в школе.
Язык и мышление, как известно, тесно связаны между собой. Занятия языком способствуют развитию мышления, ибо, занимаясь языком, школьники постоянно пользуются логическими категориями (сравнение, сопоставление, выделение существенных признаков, классификация по различным признакам, обобщение, доказательство, вывод, анализ и т.д. и т.п.). Все это способствует развитию логического мышления, дисциплинирует мысль учащихся, предупреждает смысловые ошибки в устной и письменной речи. Занятия русским языком не только вооружают учащихся определенным кругом нужных знаний в грамматическом строе, лексическом составе языка , прививают навыки правильного письма, речевые навыки, но и решают важные воспитательные задачи, состоящие в формировании у учащихся патриотизма, любви к русскому и родному языкам, истории, культуре и литературе.
Урок, как известно, является основной формой организации учебного процесса, т.е. успех обучения и воспитания учащихся зависит прежде всего от того, насколько правильно и с пользой для учащихся построен урок. А разработка урока, характер учебного материала, круг умений и навыков, вводимых на различных этапах преподавания русского языка в национальной школе, определяются целями и задачами обучения, возрастными особенностями учащихся, различной степенью их общего и языкового развития.
И, конечно, первое, чем руководствуется учитель при обучении русскому языку –это программа – основной государственный документ, определяющий содержание курса, его объем, последовательность изложения материала, круг знаний, умений и навыков, подлежащих изучению» учащимися. Совершенствование учебного процесса при обучении русскому языку в дагестанской национальной школе определяется прежде всего теми задачами, которые поставлены перед общеобразовательной школой Законом РФ «Об образовании». А одной из главных задач национальной общеобразовательной школы считают обеспечение сельской молодежи, оканчивающей среднюю школу, свободным владением русским языком. Овладение, наряду с языком своей национальности, русским языком открывает доступ к достижениям науки, техники, отечественной и мировой культуры, а главное, дает выпускникам возможность продолжить образование в едином образовательном пространстве России, в любом образовательном учреждении в соответствии с их интересами. То есть свободное владение языком стало для дагестанцев объективной необходимостью.
Естественно, что решающим фактором, способствующим овладению русским языком в сельской местности, где отсутствует какая- либо русская среда, где люди говорят и общаются между собой на улице, в семье, на работе только на родном языке, являются уроки и внеклассные мероприятия, проводимые на русском языке. Вот почему каждый учитель русского языка должен осознать, почувствовать эту высокую ответственность и сделать все от него зависящее, чтобы уроки русского языка проходили эффективно, с большей отдачей, на должном научно – методическом уровне.
Целью образования является не объем знаний или количество информации, уложенное в голову ученика, а то, как он умеет управляться с этой информацией, как ее искать, как наилучшим способом присваивать, как искать в ней собственный смысл, как применять в жизни. Поэтому работа на современном уроке русского языка должна, на наш взгляд, организовываться принципиально по- новому. Ученики не должны сидеть пассивно, снисходительно слушая учителя, они главные действующие лица урока. Они думают и вспоминают, они делятся рассуждениями друг с другом, они читают, пишут, обсуждают прочитанное. Учитель становится координатором, критерием «истины» становится текст.
Учителей русского языка часто критикуют за традиционную схему проведения уроков, когда каждое занятие изо дня в день строится по одному и тому же трафарету (опрос, изложение нового материала, закрепление его и задание на дом). Из- за однообразия видов, приемов обучения у учащихся не развивается интерес к изучаемому предмету. Поэтому, необходимо установить методы, приемы работы в дагестанской школе в условиях
билингвизма, наиболее рациональные для достижения наилучших результатов. «Методика обучения русскому языку определяет чему, кого, для чего и как учить». Основным методом обучения русскому языку можно считать сознательно – практический, выдвинутый известным психологом Б.В.Беляевым в книге «Очерки по психологии обучения иностранным языкам». (М., 1965, с.211).
Другой метод, ранее широко используемый на уроках русского языка – это метод, в основу которого лег источник получения знаний: 1) слово (рассказ) учителя; 2) беседа; 3) анализ языка (наблюдения над языком, грамматический разбор); 4) упражнения; 5) использование наглядных пособий; 6) работа с учебником.
И.Я.Лернер в книге «Дидактические основы методов обучения» рекомендует следующие методы: 1) объяснительно – иллюстративный, состоящий в предъявлении готовой информации учителем, и ее усвоении в готовом виде учащимися; 2) репродуктивный, предполагающий выполнение учащимися заданий по образцам, предложенным учителем или данным в учебнике; 3) проблемного изложения, состоящий в том, что проблему ставит учитель, он же ее решает, показывая противоречивые пути самого процесса познания, иллюстрируя культуру мышления в ходе решения проблемы; 4) частично – поисковый, или эвристический – учитель предъявляет проблемную задачу и делит ее на подзадачи (отдельные вопросы), а учащиеся сначала решают каждую подзадачу, а затем обращаются к изначальной задаче; 5) исследовательский, требующий от учащихся осуществления поисковой деятельности без участия учителя.
Однако, на наш взгляд, необходимо умелое сочетание различных методов. В том числе таких, к которым учитель приходит в процессе обучения, учитывая уровень подготовленности учащихся определенного класса. Следует практиковать такие виды уроков, как урок – диспут, урок – экскурсия, урок – викторина, урок – семинар, урок – концерт и т.д. Хотя, на наш взгляд, у каждого урока русского языка должен существовать свой стержень с определенными дидактическими задачами.
В основу урока, в основу работы на уроке может быть положена так называемая базовая модель из трех стадий:
1. «Вызова», во время которого активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения материала.
2. «Содержательная», в ходе которой происходит непосредственная работа ученика с текстом, направленная и осмысленная. Причем «текст»- это и письменный текст, и речь учителя, и другие материалы.
3. «Размышления». Ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позицией в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом новых приобретенных знаний.
Современному уроку по русскому языку должны быть свойственны: высокий нравственный уровень, принцип воспитывающего обучения, преемственность, практическая направленность, сознательное усвоение материала, учет особенностей родного языка учащихся, подвижная структура, умелый отбор и дозировка материала и времени, гибкая, неформальная система контроля знаний, умений и навыков учащихся, целенаправленная словарная работа.
Большая роль в успехе урока отводится целевой установке, которая обычно дается в начале урока. Можно записать тему и попросить учащихся определить задачи урока. Можно начать с разговорной пятиминутки о событиях дня, о погоде. Можно начать со словарного диктанта и проведения игры-опроса «Слабое звено», или проведения игры-повторения «Семь бед – один ответ» (по аналогии с известными познавательными телепередачами), с соревнования по рядам, можно начать с разминки «Отгадывание загадок» по изученной теме и т.д. и т.п. Причем необходимо учитывать возраст учащихся, степень усвоения материала. Начать можно по-разному. Но в любом случае тщательно продуманное начало урока способствует пробуждению интереса к изучаемому, оно дает возможность перекинуть мостик от известного к неизвестному, обеспечивает преемственность и продвижение вперед.
В национальной школе эффективным может быть только такой урок русского языка, который отличается практической коммуникативной направленностью. Главное внимание необходимо уделить активизации речевой деятельности учащихся, формированию познавательного интереса дагестанских школьников к изучению русского языка как средства общения и обучения.
Обеспечивать коммуникативность на уроке – это требование к современному уроку русского языка становится основным. Для решения проблемы коммуникативности урока, особенно в 5-х – 6-х классах приходится прикладывать много усилий. Из начальной школы дети часто приходят без навыков общения на русском языке. В этом смысле, думается, необходимо развивать интерес к чтению художественной литературы, через литературу прививать любовь к слову, к языку. В младших классах (5-х – 6-х) учащимся можно предложить завести читательские дневники. Привычка записывать прочитанное остается у многих учащихся и в старших классах. Дети сами готовят книжки-малышки, сочиняют сказки, додумывают рассказы, иллюстрируют прочитанное или увиденное на уроках-экскурсиях и уроках-наблюдениях. Организация такого рода самостоятельной и индивидуальной работы учащихся также обуславливает эффективность современного урока русского языка. Любой урок можно превратить в праздник, используя инсценирования, чтение по ролям, конкурсы, игры, эстафеты.
Развитие устной и письменной речи учащихся – одна из первостепенных задач национальной школы. Часто забывается нами главный принцип обучения: «Учить не просто языку, а общению на русском языке». И в этом немаловажную роль играют уроки развития речи. Это и уроки-наблюдения, и уроки обучения изложению текста, составлению плана, написания сочинений-описаний, рассуждений, повествований и т.д. и т.п. Коммуникативность достигается в элементарном, но последовательном обучении. К примеру, говоря о речевом этикете на уроках (употребление «вежливых слов», форм приветствия и т.д. и т.п.) учитель в национальной школе часто забывает на переменах и во внеурочное время говорить, здороваться, общаться по – русски. Как в знаменитом старом анекдоте:
«– Ребята, слова [мол], [сол], [фасол] пишутся с мягким знаком».
Очень важной в структуре урока русского языка является словарная работа. К сожалению, словарный запас большинства учашихся дагестанских школ очень беден; они не умеют свободно и правильно выражать мысли в устной и письменной форме, не успевают овладевать лексикой учебников и художественных текстов. Словарный запас пополняется стихийно и нерегулярно. Поэтому, если в русской школе изучение таких предметов, как история, география, естествознание и др. не представляет особых трудностей, то в национальной школе они становятся проблемой, ибо учащиеся не умеют свободно излагать свои мысли на русском языке. Трудность заключается еще и в том, что между лексикой, фонетической системой и грамматическим строем русского языка и дагестанских языков имеются существенные различия. «Поэтому, особенно важным вопросомявляется вопрос о том, как надо объяснять учащимся семантические значения новых слов, какую роль при этом должен играть родной язык».
Необходимо использовать на уроке любую возможность обогащения словарного запаса учащихся. Это и различные виды словарной работы при изучении текста, словарно-орфографические и лексико-семантические работы. Необходимо добиваться осознанного восприятия учащимися слов русского языка. При работе по обогащению словаря учащихся национальной школы важную роль играет учет родного языка. На уроках следует проводить межъязыковые сопоставления, сравнения; подбор ряда лексических средств русского и родного языков. Необходимо не только своевременно знакомить учащихся с новыми словами, но и закреплять эти знания. А работа над словесным ударением и произношением, на наш взгляд, должна проводиться систематически и последовательно на всех уроках русского языка и во время любого общения на русском языке. Полезной, мы считаем, является и практика ведения учащимися индивидуальных словарей, которыми они пользуются на каждом уроке русского языка.
Обучая правилам грамматики, орфографии, синтаксиса и пунктуации; основным нормам правильной речи, мы часто забываем о законе «единства формы и содержания». В этом смысле каллиграфия учащихся национальных школ оставляет желать лучшего. В настоящее время, как нам кажется, нет культа правильного письма букв! Думается, что на уроках русского языка в начальных классах неправильное написание букв должно восприниматься на уровне орфографических и грамматических ошибок. В настоящее время существует большое количество разнообразных занимательных систем обучения, в том числе обучения письму, каллиграфии. (В системе Занкова, например, каждая буква изучается в виде предмета, неправильное написание которой разрушит «гнездышко» для птички «а» или шалашик для гномика «а»). Ежеурочно требуя красивого письма, необходимо добиваться четкого следования законам каллиграфии.
Не последнюю роль в современном уроке русского языка играет учебник, который является своеобразным орудием труда для учащихся и в то же время источником дополнения и закрепления знаний, полученных на уроке. Н.М.Шанский в книге «Русский язык в национальной школе: Проблемы лингводидактики» писал: «При строгой научности учебник обязательно должен быть занимательным, причем последнее следует достигать в первую очередь не внешними, так сказать внепредметными средствами, а теми внутренними ресурсами занимательности, которые заложены в самом курсе русского языка как учебного предмета». А наши учебники не всегда соответствуют этим требованиям.
В проведении полноценного урока русского языка не последнее место должно отводиться и использованию таблиц, различных технических средств обучения. Однако, «необходимо помнить, что важен не сам факт использования технических средств на уроке, не их количество, – должна быть создана продуманная, лингвистически обоснованная программа работы с ними».
Компьютер для детей наших школ уже не диковинка и его необходимо и возможно использовать не только на занятиях по информатике, но и на уроках русского языка. Наглядные пособия в виде схем, таблиц и рисунков могут изготовляться не только самими учителями, как это делалось прежде, лучше это предложить учащимся. Многие с удовольствием выполняют эту работу, что в свою очередь закрепляет знания, прививает еще больший интерес к урокам русского языка.
Не диковинка для современной школы и интегрированные уроки. Уроки русского языка и литературы можно и нужно сочетать с историей, родным языком и литературой, рисованием и пением.
К.Д.Ушинский говорил: «Тот, кто хочет развивать способности языка в ученике, должен развивать в нем прежде всего мыслящую способность». И в этом смысле хороший урок должен отличаться сознательной рабочей дисциплиной, едиными объективными требованиями к учащимся, объективной оценкой их знаний, ибо ничто не может быть более порочным, безнравственным, чем незаслуженно поставленная оценка. Необъективность, формализм в оценке знаний учащихся приводит к снижению интереса в изучении русского языка. На уроках можно использовать приемы самооценки, оценки ученика самими учащимися, знакомить учащихся с нормами оценок, с определенной оценкой за определенный вид работы на уроке.
Хотелось бы обратить внимание на то, что на уроках русского языка немаловажное значение имеет речь учителя, которая должна быть образцом для учащихся с точки зрения логической последовательности, стройности, грамматической правильности, орфоэпии и выразительности. При устной речи необходимо использовать весь арсенал средств выразительного чтения: мимика, жесты, интонация. Недаром умение говорить, рассказывать называют искусством живого слова. Живое слово учителя может заставить учащихся радоваться и горевать, пробудить любовь и ненависть, вызвать чувства и мысли. Может быть потому многие наши ученики еще в школе пробуют писать стихи и, краснея, показывают их нам, советуются; а многим, напротив, есть что сказать, но слов выразить свои чувства и мысли не хватает. Макаренко писал: «Я убежден, что хорошо сказанное детям деловое крепкое слово имеет громадное значение, и, может быть, у нас так много ошибок в организационных формах потому, что мы еще и говорить часто с ребятами по-настоящему не умеем. А нужно сказать так, чтобы они в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность». Большое искусство учителя, чтобы его слушали, затаив дыхание.
Урок надо объяснять так, чтобы оно (объяснение) доставляло учащимся эстетическое наслаждение. Слово учителя должно обеспечивать познание окружающей действительности.
Слово – носитель информации. Поэтому небезразлично, как оно произносится. За каждым словом, которое употребляется детьми, часто нет образа. Долг учителя добиваться, чтобы за каждым словом, сказанным ребенком, было у него отчетливое представление о предмете. Создание у учащихся конкретных, глубоких и точных представлений окружающей действительности – основная задача учителя, в том числе и учителя русского языка.
Ребенок учится произносить и понимать слова значительно раньше, чем ходить, и с речью он не расстается на протяжении всей жизни. Слово для нас стало привычным и обыденным, и мы даже не задумываемся над феноменом языка и слова. «Землю населяют разные живые существа, от мельчайших до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. И как бы мы ни определяли этот дар – священный, божественный, величественный, бесценный, бессмертный, чудесный – мы не отразим во всей полноте его огромного значения». Однако, как правильно заметил Короленко: «Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины и вдохновения, которым он обладает, другим людям Слово – это не игрушечный шар, летящий по ветру. Это орудие работы» Поэтому для нас – носителей русского языка – очень важно владение нормами и правописания, и произношения. Соблюдение норм облегчает письменное и устное общение людей. Известный русский языковед академик Л.В. Щерба говорил: «Безграмотное писание читать трудно, точно едешь в таратайке по мерзлой дороге». Так что писать грамотно требует социальная порядочность, уважение ко времени своего соседа. «Речь культурного, образованного человека должна быть содержательной, аргументированной, правильной, точной и выразительнойчем содержательнее, правильнее, точнее и выразительнее речь, тем она убедительнее, доступнее для понимания». Чем лучше владеет языком каждый из нас, тем лучше и комфортнее ощущает себя в обществе, чувствует свою сопричастность к бесконечной россыпи богатств русского языка.









 Под. ред. И.В.Баранникова, А.И.Грекул. Методика начального обучения русскому языку в начальной школе. Л., 1984, с.2.
 Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981, с.73 – 74.

 А.Г. Фаталиев. Методика проведения словарной работы на уроках русского языка в 4 – 8 классах дагестанской национальной школы. Махачкала, 1983.
 Н.М. Шанский. Русский язык в национальной школе: Проблемы лингводидактики. М., 1977, с.83.
 Л.З.Шакирова, Л.Г.Саяхова. Практикум по методике преподавания русского языка в национальной школе. Л., 1987, с.84.
 В.А. Иванова и др. Занимательно о русском языке. Л., 1990, с.5.
 Л.А. Чешко. Русский язык. М., 1990, с.7.









13PAGE 15


13PAGE 14815




15