ТЕКСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ
ЦЕЛЬ: в течение учебного года отслеживать динамику развития у учащихся навыка правильного, осознанного, выразительного, беглого чтения.
Выявление уровня остаточных умений
Прощание с летом
Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь. В саду шумел мокрый ветер…
Был конец ноября – самое грустное время в деревне. Кот спал весь день, свернувшись на старом кресле, и вздрагивал во сне, когда темная вода хлестала в окна.
Дороги размыло. По реке несло желтоватую пену, похожую на сбитый белок. Последние птицы спрятались под стрехи, и вот уже больше недели, как никто нас не навещал…
Лучше всего было по вечерам. Мы затапливали печи. Шумел огонь…
Ярко горели лампы, и все пел и пел свою нехитрую песню медный самовар… Как только его вносили в комнату, в ней сразу становилось уютно – может быть, оттого, что стекла запотевали и не было видно одинокой березовой ветки, день и ночь стучавшей в окно...
Вопросы:
- О каком времени года идет речь в отрывке?
- С чем автор сравнивает пену на поверхности реки?
Проверка техники чтения на момент окончания I четверти
Праздник синиц
Давно приметили, что глубокой осенью синицы собираются стайками. Словно на праздник, слетаются пёстрые, нарядные, такие разные синицы. Потому, видимо, в народе в былые времена отмечали 12 ноября праздник – День синицы.
В наших парках и лесах живут семь видов разных синиц. Осенью и зимой всех их можно увидеть в городе у кормушек.
Самая крупная и заметная – большая синица. Она отличается от всех других синиц оливково-зелёной спинкой и серо-жёлтым брюшком. По середине брюшка и горла – чёрная полоса с синеватым отливом, на голове – чёрная шапочка. Большая синица ни от какого угощения не откажется: семена, насекомые, кусочки сала – всё для неё годится...Вся синичья семья весной и летом питается насекомыми. Только поздней осенью и зимой от бескормицы и голода приходится им питаться семенами.
Вопросы:
- О каком празднике идет речь в тексте?
- Как выглядят синицы?
Проверка техники чтения на момент окончанияII четверти
Две мыши
Пришла важная мышь из города к простой мыши. Простая мышь жила в поле и дала своей гостье, что было, гороха и пшеницы. Важная мышь погрызла и сказала:– Оттого ты и худа, что житьё твоё бедное. Приходи ко мне, посмотри, как мы живём.Вот пришла простая мышь в гости. Дождались под полом ночи. Люди поели и ушли. Важная мышь вывела из щели свою гостью в горницу, и обе влезли на стол. Простая мышь никогда не видала такой еды и не знала, за что взяться. Она сказала:
– Твоя правда: наше житьё плохое. Я перейду тоже в город жить.
Только она сказала это, затрясся стол, и в дверь вошёл человексо свечкой и стал ловить мышей.
– Нет, – говорит полевая мышь, – моё житьё в поле лучше. Хоть у меня сладкой еды и нет, да зато я и страха такого не знаю.
Вопросы:
- Где жили мыши?
- Что понравилось и что не понравилось полевой мыши в гостях?
Проверка техники чтения на момент окончанияIII четверти
Баба-Яга
(отрывок из русской народной сказки)
Баба Яга отошла, а девочка дала коту ветчину и спрашивает:
– Нельзя ли как-нибудь уйти отсюда?
– Вот тебе гребешок и полотенце, – говорит кот, – возьми их и убеги; за тобой будет гнаться Баба-Яга, ты приклони ухо и, как заслышишь, что она близко, брось сперва полотенце – сделается широкая-широкая река; если Баба-Яга перейдёт через реку и станет догонять тебя, ты опять приклони ухо к земле и, как услышишь, что она близко, брось гребешок – сделается дремучий-дремучий лес, сквозь него она уже никак не пролезет, не проберётся!
Девочка взяла полотенце и гребешок и побежала; собаки хотели её рвать – она бросила им хлебца, и они её пропустили; воротца хотели захлопнуться – она подлила им под пяточки маслица, и они её пропустили; берёзка хотела ей глаза выстегать – она её ленточкой перевязала, и та её пропустила. А кот сел за кросна и ткёт; не столько наткал, сколько напутал. Баба-Яга подошла к окну и спрашивает:
– Ткёшь ли, девица, ткёшь ли, милая?
– Тку, тётка, тку, милая! – отвечает грубо кот.
Баба-Яга бросилась в хатку, увидела, что девочка ушла, и давай бить кота и ругать...
– Я тебе сколько служу, – говорит кот, – ты мне косточки не дала, а она мне ветчинки дала.
Вопросы:
- Что дал девочке кот?
- Почему кот помог девочке?
Проверка техники чтения на момент окончанияIV четверти
За добро – добром…
(отрывок из русской народной сказки)
Ехал казак по белу свету, попался ему навстречу древний старичок. Просит старик:
-  Накорми меня, добрый молодец!
Казак  соскочил с лошади, отвязал бочонок, покатил его вправо – в ту же минуту чудный дворец явился.
Взошли они оба в расписные палаты и сели за накрытый стол.
-  Эй, слуги мои верные! – закричал казак. – Накормите-напоите моего гостя.
Не успел вымолвить – несут слуги целого быка и три котла питья. Начал старик есть да похваливать; съел целого быка, выпил три котла питья, крякнул и говорит:
-  Маловато, да делать нечего! Спасибо за хлеб и за соль.
Вышли из дворца; казак покатил свой бочонок в левую сторону – и дворца как не бывало.
- Давай поменяемся, - говорит старик казаку, - я тебе меч отдам, а ты мне бочонок. Мой меч – саморуб. Стоит только взмахнуть хоть какая сила будет несметная – всю побьёт!
Казак не стал долго раздумывать, отдал старику бочонок, а себе взял меч-саморуб, сел на коня и вздумал к королю вернуться. А под стольный город того короля подошёл сильный неприятель; казак увидал рать-силу несметную, махнул на неё мечом:
-  Меч-саморуб! Сослужи-ка мне службу: поруби войско вражее.
И часу не прошло, как вражьей силы не стало.
Король выехал навстречу казаку, обнял его, поцеловал и тут же решил выдать за него замуж прекрасную королевну. Свадьба была богатая; на той свадьбе я был, мёд пил, по усам текло, во рту не было.
Вопросы:
- Какие волшебные предметы упоминаются в сказке?
- Почему отрывок так озаглавлен?
ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ
Форма организации работы учащихся – индивидуальная.
Процедура проверки: в течение 1 минуты учащийся читает предложенный текст; учитель отмечает количество прочитанных слов, при оценивании учитывая другие показатели, указанные в таблице.
УРОВЕНЬ I ПОЛУГОДИЕ II ПОЛУГОДИЕ
высокий правильное, осознанное, выразительное чтение целыми словами, темп - 80 – 90 слов в минуту правильное, осознанное, выразительное чтение целыми словами и группами слов, темп - 90 – 100 слов в минуту
выше среднего 1 – 2 ошибки, чтение осознанное, выразительное, целыми словами, темп – 70 – 79 слов в минуту 1 – 2 ошибки, чтение осознанное, выразительное, целыми словами, темп – 80 – 99 слов в минуту
средний 3 – 4 ошибки, чтение осознанное, недостаточно выразительное, слоговое и целыми словами, темп – 60 – 69 слов в минуту 3 – 4 ошибки, чтение осознанное, недостаточно выразительное, целыми словами, темп – 70 – 79 слов в минуту
ниже среднего 5 и более ошибок, чтение недостаточно осознанное, маловыразительное, слоговое,
темп – 40 – 59 слов в минуту и более ошибок, чтение недостаточно осознанное, маловыразительное, слоговое, темп – 50 – 69 слов в минуту
низкий показатели хуже, чем на предыдущем уровне показатели хуже, чем на предыдущем уровне