Тексты для проверки техники чтения 1 класс


Министерство образования и науки Волгоградской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования»
(ГБОУ ДПО «ВГАПКиПРО»)
Кафедра начального образования
Методические рекомендации
«Методика организации работы учителя по формированию навыка
беглого чтения у младших школьников».
Выполнил: слушатель курсов № 219
учитель начальных классов МКОУ
« Солдатско – Степновская СОШ»
Быковского района
Волгоградской области
Слюсаренко Ольга Леонидовна
Проверил: доцент, к.п.н.
Машкова Светлана Васильевна
Волгоград – 2013 год
Аннотация
Очень часто учителя и родители сталкиваются с проблемой, что дети едва научившись читать в начальной школе, к седьмому - восьмому классу читают все хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что интеллектуальная деятельность тоже замедляется. Ребята медленнее читают условие задачи, упражнения, забывают его суть, прежде чем начнут его выполнять. Опыт свидетельствует, что плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз. Кроме того, в процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания, от которых зависит умственная работоспособность.
Данные рекомендации посвящены повышению беглости и правильности чтения. Работа призвана оказать помощь учителям начальных классов , родителям, чьи дети приступили к обучению чтения.
В данном опыте использованы идеи А.Н. Корнева, В.Н. Зайцева, Л.С. Геллерштейна, Д.Б.Эльконина.
Настоящие рекомендации могут быть использованы на уроках обучения грамоте, литературному чтению, на занятиях в логопедических группах, родителями при занятиях с ребенком дома.
В настоящих рекомендациях собрано и описано достаточное количество упражнений, способствующих развитию беглого чтения у младших школьников.
Автор работы Слюсаренко Ольга Леонидовна, учитель начальных классов МКОУ « Солдатско – Степновская СОШ», квалификационная категория – высшая. Телефон 8 904 
Оглавление
Введение
Глава I. Теоретические основы беглости чтения младших школьников
Беглость, как качество навыка чтения. 6-7
Приемы совершенствования беглости как качества навыка чтения.8-9
Глава II. Формирование навыков беглого чтения у учащихся начальной школы
2.2. Виды и приёмы работы по формированию беглого чтения 10-11
2.3 Из опыта работы по формированию беглого, правильного чтения 12- 19
Приложение 20-30
Банк заданий для уроков чтения
Заключение 31
Список литературы 32
Пояснительная записка.
Трудно переоценить роль чтения в развитии и становлении личности ребёнка. Чтение – это важнейший способ освоения информации, культурного наследия прошлого и настоящего, формирования нравственных и гражданских качеств. К сожалению, сегодня во всём мире наблюдается тенденция снижения интереса к чтению. Это обусловлено бурным развитием электронных средств массовой информации и индустрии развлечений, которые вытесняют книги из приоритетов ребёнка, заменяя их другими, всё более доступными и притягательными средствами получения информации и проведения досуга, такими, например, как Интернет.
Во многих странах предпринимаются попытки противодействовать неуклонному снижению интереса к чтению у подрастающего поколения, но существенных результатов в этом направлении пока достичь никому не удалось.
Такая тенденция не может не сказываться на интеллектуальных способностях наших детей. В целом для страны серьёзной проблемой становится снижающийся уровень культуры и грамотности населения, падение моральных устоев, всеобщая речевая безграмотность. Школьники стали медленнее читать, у них не вырабатывается навык беглого чтения, столь необходимый в наш перегруженный информацией век. В результате многие из них не успевают осваивать школьную программу, снижается успешность обучения.
К сожалению, сегодня приходится констатировать неутешительный факт: нечитающее поколение уже выросло, и мы должны принимать это как данность. Изменить это мы не в силах. Но корректировать – можем и должны. Задача школы, учителя – противостоять этому процессу, показывать детям привлекательность и пользу чтения, популяризировать чтение как один из видов получения информации и интереснейшую форму проведения досуга, способную соперничать с самыми современными средствами масс-медиа.
Цель составления методических рекомендаций оказать методическую помощь педагогам, работникам ДОУ, родителям.
Описанные в работе формы и методы работы по формированию навыка беглого чтения позволяют формировать ребенка как читателя и как саморазвивающуюся личность. 
Глава I. Теоретические основы беглости чтения младших школьников
1.1. Беглость, как качество навыка чтения.
    Литературное  чтение является одним из мощных средств  приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Для того, чтобы книга для детей  стала другом, наставником, необходимо прежде всего пробудить у них интерес к чтению, а затем научить с помощью книг приобретать знания, извлекать пользу из жизненного опыта людей разных стран и эпох. Целью обучения чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя», т.е. читателя, адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества.
     В начальной школе навык чтения необходим для того, чтобы дети могли грамотно выражать свои мысли, писать, общаться с окружающими.
     Прежде, чем рассматривать сущность одного из качеств навыка чтения, определим, что же такое навык чтения. По мнению профессора Н. А. Рыбникова, навык чтения представляет собой сложное психологическое образование, включающее в себя непрерывную цепь психофизиологических действий и операций: «восприятие зрительных буквенных элементов; представление, поскольку чтец стремится понять значение буквенных знаков; память, поскольку читающий должен помнить только что прочитанное и связанное с прочитанным содержанием; интеллект, поскольку при чтении осмысливается связь прочитанного материала; воля, поскольку чтение есть спонтанная деятельность; чувство, поскольку чтец может эмоционально воспринимать содержание читаемого; моторика, поскольку чтение сопровождается произнесением про себя или вслух и т. п.» И далее Н. А. Рыбников подчеркивает, что «весь этот сложный процесс осуществляется с точки зрения определенно поставленной цели, в соответствии с которой из этого сложного комплекса выдвигаются на первый план те или другие моменты. Там, где этот процесс оказывается адекватным поставленной цели, мы имеем и правильный конечный результат, т. е. правильное прочтение».
     Помня о сущности навыка чтения, учителю  следует ясно представлять себе систему  психологических характеристик  разного рода действий, которые составляют основу беглого восприятия чужого текста. Рассмотрим их.
     Как показывают исследования Т. Г. Егорова, движение глаз во время чтения идет скачками: глаз быстро перемещается от одной точки текста в другую. Скорость движения глаза настолько велика (от 0,01 до 0,03 секунды), что возможность чтения в этот момент совершенно исключена. Следовательно, процесс чтения осуществляется в момент остановок (фиксаций) глаза, продолжительность которых в 12-20 раз превосходит время движения глаз по строке. Число точек фиксаций глаз, как правило, не соответствует количеству слов текста, а сами эти точки могут приходиться на любую часть слова и даже на промежутки между словами. Количество фиксаций у начинающих обучаться чтению примерно в 3 раза больше, чем у опытных чтецов, а продолжительность – в два с половиной раза больше. Следовательно, скорость чтения увеличивается при уменьшении количества фиксаций и их продолжительности     При движении глаз отмечаются не только поступательные (слева направо), но и обратные движения, которые Т. Г. Егоров называет регрессиями. «Регрессии являются не чем иным, как поправкой, вносимой читающим в не совсем почему-либо удачные для восприятия текста передвижения его глаза». Регрессии не носят регулярного характера, их количество зависит от степени трудности читаемого текста, от важности прочитываемого текста и т. д. У ребенка, обучающегося чтению, количество регрессий примерно в 10 раз больше, чем у опытного чтеца     Как отмечает Т. Г. Егоров, «единицей восприятия текста является не буква и даже не слог, а целое слово», «скорость  восприятия слов у человека, владеющего навыком чтения, близка скорости восприятия отдельной буквы». Обучающийся чтению ребенок должен узнать все составляющие читаемое слово буквы, прежде чем прочитать это слово. Опытный чтец схватывает лишь общую конфигурацию только доминирующих букв, т. е. определяющих слово как целостный зрительный образ, при этом учитывается пространственное расположение букв в слове, длина читаемого слова. Сделаем третий методический вывод: скорость чтения увеличивается, если читающий будет ориентироваться не на отдельные буквы слова, а схватывать за одно  движение глаза слог, а затем и слово, если его образ уже знаком ребенку.
     Л. М. Шварц на основании специального исследования отмечает, что владеющий  навыком чтения, воспринимая текст, опирается больше на верхнюю часть  строки, чем на нижнюю. Скорость чтения повысится, если с самого начала обучения чтению учить ребенка ориентироваться на верхнюю часть слова, строки.
     Процессы  чтения вслух и про себя являются качественно своеобразными, разница  между ними не может быть сведена к тому, что в одном случае имеют место моторные процессы, а в другом они отсутствуют. При чтении вслух, по данным Т. Г. Егорова, количество фиксаций на строку увеличивается на 6-33%, а количество слов на одну фиксацию сокращается на 14-30% по сравнению с чтением про себя. Следовательно, беглость чтения у ребенка будет увеличиваться, если одновременно с обучением чтению вслух его обучают чтению про себя.
1.2 Приемы совершенствования беглости как качества навыка чтения.
     Существуют  определенные требования к беглости чтения. Нормальной, оптимальной беглостью  чтения считают такую, которая обеспечивает осознанность восприятия текста. К. Д. Ушинский отмечал, что полезно лишь такое беглое чтение, которое не расходится с пониманием. При определении оптимальной беглости чтения вслух следует ориентироваться на темп обычной речи ребенка. Следует помнить, что скорость чтения ребенка во многом зависит от его биологических (качество зрения, слуха) и психических (характер темперамента, быстрота реакций и т. д.) особенностей.     
    Факторы, тормозящие развитие беглости чтения, можно условно разделить на три  группы: связанные, во-первых, с недостаточным уровнем готовности детей к обучению чтению, во-вторых, с преобладающим обучением одному из видов чтения, и, в-третьих, обусловленные особенности текста для чтения. К первой группе относим неразвитость артикуляционного аппарата, неритмичность дыхания учащихся, ко второй – преимущественную обработку чтения вслух без одновременного обучения чтению про себя, к третьей – наличие «трудных» слов.
     1. Неразвитость артикуляционного аппарата. Сразу оговоримся, что не имеем в виду исправление органических дефектов детской речи и не исключаем направления ребенка, речь которого характеризуется такими дефектами, к специалисту-логопеду. Речь идет о тех случаях, когда ребенок, отчетливо произнося все звуки русской речи, затрудняется при произнесении слов со стечением согласных
     2. Неритмичность дыхания. Неумение экономно расходовать воздух при чтении часто приводит к тому, что ребенок, читая, делает паузу для вдоха в середине слова, предложения. Использование долгоговорок позволит приучить ребенка экономно расходовать дыхание при чтении.
     Семь  золотых правил быстрого чтения.
     Первое  — читать без регрессий.
     Второе  — читать по интегральному алгоритму  чтения.
     Третье  — всегда выделять доминанту —  основное смысловое значение текста.
     Четвертое — читать без артикуляции.
     Пятое — читать вертикальным движением  глаз.
     Шестое  — постоянно развивать свое внимание и память.
     Седьмое — выполнять ежедневно обязательную норму: читать две газеты, один журнал (научно-технический или научно-популярный) и 50—100 страниц любой книги.
  
     
Глава II. Формирование навыков беглого чтения у учащихся начальной школы
В книге Зайцева Всеволода Николаевича даны рекомендации по выработке беглого чтения, которые могут работать в любых условиях.
1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.
Человеческая память устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с нами небольшие по объему упражнения ( по 5 минут небольшими порциями три раза в день, чем по 1-1,5 часа бессмысленной работы отбивающей желание читать).
2. Жужжащее чтение.
Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно в слух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Если отводить 5 минут урока, то можно добиться определенных результатов ( на уроках чтения).
3. Ежеурочные пятиминутки чтения.
На каждом уроке в начале дети открывают, книгу и 5 минут читают в режиме жужжащего чтения. Этот вид работы заимствовали в школах Монгольской Народной Республики.
4. Чтение пред сном.
Оно дает хорошие результаты. Дело в том, что последние события дня фиксируется эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением.
5. Режим щадящего чтения. (если ребенок не любит читать).
Ребёнок прочитывает одну – две строчки и после этого получает кратковременный отдых.
6. Многократность чтения.
В течение 1 минуты учащиеся читают текст вполголоса, после чего отмечают до какого слова успели дочитать. Затем следует, повторное чтение этого же отрывка ученик снова отмечает, до какого слова дочитал и сравнивает с первым результатом. Естественно, что второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить задание и потренировать на этом же отрывке артикуляционный аппарат, т.е. использовать следующие упражнения система Федоренко – Пальченко (чтение в темпе скороговорки).
7. Приём стимулирования учащихся.
В конце урока оставлять 3-4 минуты для того, чтобы произвести самозамер скорочтения. Чтение в течение одной минуты вполголоса пересчитывание и запись в дневник ( ежедневно).
Полезны специальные игры, способствующие развитию памяти, выработке устойчивого внимания.
Чрезмерное внимание развитию скорости чтения часто провоцирует неправильное чтение. Правильным чтением считается чтение без искажений, замены букв или слогов, пропуска или вставки, без повторов. Чтобы формирование правильности чтения было эффективным, учитель должен определить специальный режим чтения: 1) каждодневность упражнений (специальные тексты, скороговорки, долгоговорки, заучивание наизусть стихов и прозы). 2). Предупреждения ошибок чтения; подготовка к чтению, вводная беседа, работа с разрезной азбукой ( 1 класс), разбор трудного слова по составу, хоровое чтение вслух трудных слов (по слогам, частям, целиком).
Также на правильность чтения влияет: поза при чтении, нормальное расстояние между глазами и текстом, предварительное чтение « про себя», образцовое чтение учителя.
2.2 Опыта работы
Формирование навыков осознанного, беглого, правильного, выразительного чтения приобретаются, в основном, на уроках чтения.
Над данной проблемой я работаю четвертый год. Работу начала тогда, когда мои нынешние четвероклассники были первоклассниками. В первый класс поступило 15 детей. Все они посещали мои занятия по подготовке к школе , т.к. дошкольное учреждение отсутствует, где я проводила тестирование по выявлению готовности к обучению в школе. В итоге оказалось, что половина тестируемых знали большинство букв, , а другая половина в запасе имели знания нескольких букв, затруднялась читать даже односложные слова. Читающих бегло не было ни одного.
По составу класс сложный, т. к. много детей из неблагополучных, многодетных семей. С первых дней учебы я начала обучать детей чтению в соответствии с теорией формирования читательской самостоятельности.
На уроках обучения грамоте мы не только анализировали звучащую речь и работали со схемами, но перед чтением странички “Азбуки ” по специальным опорам ( столбики слов, заглавию, иллюстрации) предвосхищали то, о чем нам предстояло прочитать, т. е. учились думать над книгой до чтения. Затем мы вместе думали над тем, что читаем: рассматривали и вспоминали книги, иллюстрации из которых представлены на страницах “Азбуки ”. А один раз в неделю знакомились с новыми для учащихся детскими книгами по системе внеклассного чтения.
На первых порах было трудно: дети не умели слушать, запоминать прочитанное. У них быстро наступало утомление. Но в результате систематического обучения многие ребята уже не только охотно слушали, но и переживали, и запоминали услышанное. И это сказалось на качестве чтения - в конце 1 класса многие стали читать без ошибок, с полным осознанием читаемого, уложились в норму чтения .Помогают совершенствованию техники чтения и развитию речи упражнения, которые я систематически применяю на уроках .1. Звуковая разминка
С самого начала обучения грамоте по “Азбуке ”, в качестве разминки перед чтением, чтобы избежать нечеткости произношения, вводила упражнения, развивающие подвижность речевого аппарата. Дома перед зеркалом учащийся упражняется самостоятельно.
Артикуляция. Гласные: а, о, у, ы , и, э
Дифтонги: ыа, иэ, уоСочетания: а - у, а - о, ы - и, э - а, и - о, аоуиэ , аиуоэСогласные: з - с - ж, ш - ж - с
Согласные и гласные: же, че, ща, жра, жриСогласные и дифтонги: иэс, ыам, уотСлова, трудные для произношения
Скороговорки: На дворе трава, на траве дрова.
2. Словарная работа
В классе в уголке внеклассного чтения стоит коробочка, в которой дети собирают слова, значение которых им непонятно. Эти слова дети слышат по радио, телевизору, в разговоре взрослых. Вот какие слова заинтересовали детей в 3-м классе: бизнесмен, хобби, выборы, агитбригада и т.д. Ребенок приносит карточку со словом, значение которого объясняет он сам или я. С этими словами составляем предложения.
3. “Фотоглаз”
Чтобы помочь детям научиться читать целыми словами, использую прием “ фотоглаз ”. Цель этого вида работы: развитие поля зрения, зрительного восприятия слов. Этот прием вводился с периода обучения грамоте, постоянно усложняя его:
а) за короткое время ученик должен воспринять слово, несколько слов, предложение;
б) за отведенное время ученик должен “сфотографировать” столбик слов и ответить на вопрос, есть ли в нем данное слово.
Дети очень любят этот вид работы, для них это как бы игра. А результатом является то, что медленно читающие слова в тексте ученики, быстро их “фотографируют” и произносят. Влияет прием и на совершенствование устойчивости внимания, оперативной памяти.
4. “Молния”
Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения про себя с чтением вслух.
Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по моей команде “Молния!” и продолжается с 20 сек. (в начале) до 2-х минут. Упражнение используется для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости.
5. “Губы”
Упражнение используется в целях четкого разграничения детьми чтения про себя и чтения вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении.
К плотно сжатым губам по команде “Читать про себя!” дети прикладывают палец левой руки.
6. “Угадай”
Антиципация слов, предложений, пословиц.
Чтение текста, перекрытого полосками (2, 3, 4 - в зависимости от того, как читают дети).
Умение антиципировать способствует ускорению чтения и углублению восприятия его содержания.
7. “Буксир”
Я читаю вслух текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников. Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за мной. Проверку осуществляю путем внезапной остановки на каком-либо слове и повторения его. Дети должны остановиться на этом месте, показать слово, а я выборочно проверяю.
Упражнение вводится для развития скорости и гибкости (умение менять скорость чтения в зависимости от содержания).
8. “Инструкция”
Последовательность заданий, которая предлагается детям, записана на доске. Дети делают все молча.
Прочитай загадку.
Подойти к учителю и на ухо сказать отгадку.
Это упражнение способствует поддержанию интереса к уроку, позволяет увеличить текстовой материал для тренировки.
9. “Кто быстрее?”
На сдвоенных партах рассыпаны статьи. Их в три раза больше, чем детей. Требуется найти в статьях данное предложение. По команде “Начали!” каждый ученик берет статью, “скользит” по тексту в поисках данного предложения. Вопросы по содержанию текста не даются. Упражнение помогает в работе по расширению фиксационного поля, содержит игровой момент.
10. Групповая работа
Распространение предложений. Даю задание распространить предложение (одно предложение для всех групп или для каждой группы свое предложение). После коллективного обсуждения дети выходят к доске и один из детей называет предложение в первоначальном виде. Затем группа хором произносит распространенное предложение. Сравниваем варианты, выбираем лучшие.
Восстановление логической последовательности статьи. Подготовка к дикторскому чтению.
Составление текста-рассуждения на заданную или выбранную тему.
Эти упражнения по развитию речи использую в основном для коллективной работы, так как при ней осуществляется позитивная зависимость группы учащихся друг от друга. Для детей результат деятельности группы - новая информация, влияющая на последующую работу группы. Успех группы смягчает отрицательное самовосприятие , которое возникает из-за собственного выполнения задания на низком уровне. Кроме того, результат работы группы в силу специфики групповой деятельности завязан на самосовершенствовании всех членов группы.
11. Считаем слова
При чтении текста дети на максимальной скорости считают слова и одновременно ищут ответы на вопросы. В 1 классе вопросов должно быть не более 3-х, во 2-м классе - не более 4-х, в 3 - 4 классах - не более 5-ти.
Цель данного упражнения - загрузить слуховой аппарат учащегося посторонней работой - счетом слов. Тем самым школьники приучаются читать только глазами.
12. Чтение “Спринт”
На максимальной скорости, читая про себя, требуется найти ответы на вопросы. При этом нужно в процессе всего чтения плотно сжимать губы и зубы. Цель упражнения: тренировка в скорочтении .
13. Для развития техники чтения на уроках по русскому языку ведется работа над объемом оперативной памяти учащихся с помощью зрительных диктантов, которые разработаны и предложены профессором И. Т. Федоренко . В каждом из 18 наборов, включено по 6 предложений. Особенность этих предложений такова: длина предложения увеличивается постепенно, по одной - две букве, с первого по шестое.
Работа со зрительными диктантами организовывается следующим образом: я показываю детям полоску бумаги с напечатанным крупным шрифтом предложением одного из наборов. Дети в течение определенного времени читали это предложение молча и старались запомнить. По истечении времени ученики по памяти записывали его в тетрадь. И так с каждым предложением из набора. Самопроверка проводится сразу же. Переходить к следующему набору рекомендуется только после того, как дети успевают запомнить и правильно записать экспонируемые предложения.
Главное условие проведения такой работы - ее систематичность, т. е. зрительные диктанты должны проводиться ежедневно.
14. Для улучшения техники чтения и по развитию у детей периферического зрения использую упражнения с буквенными, цифровыми таблицами (см. табл. 1а, 1б, 1в, 1г), предложенные А. Т. Степанищевым в его книге “Читать можно быстрее”. Для тренировок заготавливаются таблицы с размером 7,5 х 5,5 см для каждого ребенка с крупными знаками, причем таблицы различаются количеством знаков в мелких квадратах. Сначала работаем с таблицами, содержащими в мелких квадратах один знак (букву или цифру), а потом два знака (2 буквы). Затем три знака (буквы) и наконец переходим к таблицам со смешанными знаками (буквы, цифры) одновременно.
Работа с этими таблицами проводится следующим образом: на уроке во время игровой паузы дети считывали таблицу, удерживая взгляд в ее центральном квадрате. На это отводилось 90 сек . Скорость считывания у всех была разная - от 2 до 6 знаков. Со временем она увеличивалась в среднем на 3 - 4 знака. Работа с одной таблицей ведется до тех пор, пока ребенок не выучивался считывать в таблице все знаки.
15. Есть еще один тип упражнения для развития периферического зрения. Двигаясь взглядом только по центральной вертикальной линии сверху вниз, надо назвать буквы, размещенные на боковых линиях (см. табл. 2).
Используя указанные упражнения на своих уроках убеждаюсь в том, что чем раньше начать вводить их в урок, тем легче и быстрее пойдет процесс формирования оптимальной техники чтения.
Таблица1. Таблицы Степанищева.
Таблица 1а.
ШК Х Ч Б
ЦО А Ж Х
ЗУ Ф РД
Ф ПИ Н Л
М Г В С Е
Таблица 1б.
де ил пута маачил та ап пуячсм тибавафовапролдтуккеролдот
Таблица 1в.
НЕТ НАП ТИК ЛУЧ ШЕН
ЧАЯ ЯЫЧ ЧВШ САМ МПИ
ПИР ИРТ ОТР ТОБ БОЛ
ФЦО ВУФ ВКА ПЕА РЕП
ЯЦИ СУЧ МКЯ СЕИ ТШБ
Таблица 1г.
А 33 И 90 Д
22 4 Я 7 1
Л 10 У Е 18
24 Ю2 О К
9 3 М 23 В
Таблица 2
Для развития периферического зрения.
Х П О
М Я Ч
С М И
Т Ь Б
Приложение
Банк заданий к урокам чтения
1. Чтение - спринт. Учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав губы и зубы, а после прочтения отвечают на сформулированные учителем вопросы по тексту. Во время чтения - поторапливаю.
2. Чтение - разведка. Учащиеся на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на поставленные вопросы. Дети учатся не только не только вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить главное.
4. Упражнение "Финиш". Методика такая же , как и в спринте, только читаем до
5. Пересказ ранее изученных текстов без предупреждения. Упражнение хорошо развивает долговременную память.
6. Игра "Синонимы" ("Антонимы") хорошо развивает как память, так и воображение: пр. грустить - горевать, печалиться - огорчаться, расстраиваться, тужить, кручиниться, а также антонимы: веселый - грустный.7. Игра "Буду поэтом". Предлагается сочинить стихотворение по данной рифме:
… не обижаю
… приглашаю
… угощаю
… играю. или закончить стихотворение : "В зоопарке бегемот проглотил ежа и вот …"
8. Артикуляционная гимнастика.
а) разминка
вдох носом, выдох через рот;
вдох, задержка дыхания, выдох;
вдох, выдох по порциям.
б) упражнения для развития четкости произношения:
Самолеты взлетают: у-у-у.
Машины едут: ж-ж-ж.
Лошадки поскакали: цок-цок-цок.
Рядом ползет змея: ш-ш-ш.
Муха бьется в стекло: з-з-з-з.
в) чтение чистоговорок шепотом и медленно:
ра-ра-ра – начинается игра,
ры-ры-ры – у нас в руках шары,
ру-ру-ру – бью рукою по шару.
г) чтение тихо и умерено:
арка арцаарта ардаарла арча
арса аржад) чтение громко и быстро:
гарь – парь – жарь
дверь – зверь – червь
е) чтение скороговорок, пословиц, поговорок
Набор скороговорок, подобранных И.Т. Федоренко
1. Водовоз вез воду из-под водопада.
2. Говори, говори, да не заговаривайся.
3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.
4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.
5. Наш дуда и туда и сюда.
6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.
7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.
9. Летят три пичужки через три пусты избушки.
10. В один, Клим, клин колоти.
11. Каково волокно, таково и полотно
12. Клюет курка крупку, курит турка трубку.
13. Либретто “Риголетто”.
14. Полили ли лилию, видели ли Лидию?
15. Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.
16. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.
ж) чтение согласных
Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:
БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС
КВМСПЛБШГРДБЛСТ
ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ
ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН
ФЩМЖДШХЧМКПБРВС
ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ
9. Чтение согласной с какой-нибудь гласной, используя эту же таблицу.
Например: 1 ряд читает с гласным [а], 2 ряд – с гласным [о], 3 ряд – с гласным [у].После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а о у ы и э.
10. Складывание слов из половинок.
Берется от 3 до 10 слов, каждое из них пишется на двух маленьких карточках. Ребенку предлагается быстро сложить карточки так, чтобы получились осмысленные слова. В более сложном варианте предлагаются слова, похожие по написанию.
Это упражнение развивает способность по отдельному фрагменту высказывать догадку обо всем слове в целом и сразу же подтверждать ее недостающим фрагментом. Кроме того, формируется установка на побуквенный анализ слова.
11. “Буксир”
Суть упражнения “Буксир” заключается в чтении в паре. Взрослый читает “про себя” и пальцем следит по книге. А ребенок читает вслух, но по пальцу взрослого. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.
Второй вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении взрослого и ребенка вслух. Взрослый читает в пределах скорости ребенка, который должен подстроиться под его темп. Затем взрослый замолкает и продолжает читать “про себя”, ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок правильно “уловил” темп чтения, то “встретится” с ним на одном слове.
12. Многократное чтение
Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать! Избегайте утомления. Закрепите ситуацию успеха. Похвалите ребенка.
13. Чтение в темпе скороговорки
Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны “проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.
14. Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста
Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: “Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.
Следующее упражнение называется
15. “Бросок – засечка”
Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте. Заключается оно в следующем:
Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда “Засечка” читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.
Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости чтения применяется упражнение
16. “Молния”
Его смысл - в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!” и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/. Тренировки могут проводиться по несколько раз на каждом занятии чтением, при этом в качестве дополнительного стимулятора можно использовать метроном.
Детям всегда хочется посоревноваться – кто быстрее читает. В этом случае полезно упражнение
17. “Спринт”
Если к ребенку пришли одноклассники, предложите им отыскать в книге одинаковый отрывок и по команде начать читать одновременно вслух, кто быстрее, правильно проговаривая окончания слов. По сигналу - «Стоп», дети пальчиком показывают, кто где остановился.
При этом упражнении маленькие читатели учатся еще вниманию и сосредоточенности. Ведь рядом другие дети читают вслух и мешают сосредоточиться. Ребенку нужно быть внимательным и не отвлекаться на посторонний шум. А это умение нужно развивать.
Любимый у учащихся вид чтения – ролевое чтение, вызывает массу чувств, эмоций. Предложите его, когда у вашего ребенка одноклассники. Устройте «Радиоспектакль».
В современной педагогике разработан комплекс упражнений для формирования навыка чтения и понимания текстов. Авторами этих разработок стала группа педагогов и психологов: Заика Е.В., Нечаева Н.В., Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Ладыженская Т.А., Симановский А.Э.
Вот некоторые из них:
18. Чтение текста с прикрытой верхней частью строчки:
В этом упражнении есть секрет – упражнение с хитринкой. Дело в том, что любой сколько-нибудь смышленый ребенок заметит, что когда читается верхняя строчка по половинкам букв, в это время нижняя полностью открыта, и сообразит, что гораздо выгоднее успеть быстро прочитать ее, пока она открыта, чтобы потом, когда ее закроют быстро выдать готовый результат. Многие дети быстро переходят на эту стратегию, а это именно то, что нужно для увеличения скорости чтения!
Это упражнение формируют сразу несколько значимых учебных качеств:
Чтение про себя (т.к. это надо скрыть);
Словесно-логическую память (т.к. необходимо удержать в памяти сразу несколько слов и сохранять их несколько секунд).
Распределение внимания и умение выполнять одновременно как минимум 2 задачи (чтение заданной строчки вслух и чтение нижележащей строчки про себя).
Большую часть времени школьник должен читать «про себя», молча. Это и понятно. Вслух читать трудно, усталость приходит раньше.
19. Восполнение пропусков букв в словах:
Предъявляется напечатанный текст с пропущенными буквами (количество пропусков зависит от уровня подготовки ребенка). Пропуски отмечаются пробелами или точками.
Восполнение пропусков способствует быстрому чтению и внутреннему анализу целого слова, учитывая и соотнося его первые и последние буквы в едином зрительном образе. Упражнение формирует умение учитывать контекст каждого слова, обращать внимание на соседние слова, забегая глазами вперед, что типично для хорошо сформированного навыка чтения.
Это упражнение способствует так же развитию словесно-логической памяти, благодаря остановкам из-за пропуска букв возникает необходимость удерживать в памяти прочитанное ранее.
20. Поиск в тексте заданных слов:
Задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.
Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А так же развивает словесную память. Особую пользу это упражнение приобретает, если ребенку последовательно предлагать различные слова в одном и том же тексте и при этом просить его проделывать это в максимально быстром темпе.
Весьма полезны и принимаемы детьми еще и такие виды чтения, как “игра в прятки” и “мнимое слово”.
21. “Игра в прятки”:
Ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, партнер должен найти и подстроиться под чтение ведущего. Если играет несколько детей, то они очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.
22. “Мнимое слово”:
Взрослый в ходе чтения произносит неправильно слово, ребенок прерывает чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить взрослого, что поднимает его собственный авторитет и придает уверенность в своих силах.
23. Одним из недостатков чтения может явиться малое поле зрения.
Раз угол зрения мал, то в поле зрения такого читателя попадает меньше букв (частей строк), чем вообще возможно.
И здесь изобретены приемы, помогающие расширить угол зрения:
Использование таблицы Шульте.
Засеките время, ребенок начинает поиск цифр в таблице от 1 до 30, при этом показывая их. При частом применении этих таблиц время сокращается, счет можно вести в обратном порядке, т.е. от 30 до 1..
10 4 28 9 14
20 24 18 1 5
13 8 30 25 11
2 22 15 27 17
26 6 12 3 21
16 23 19 29 7
Пирамида
Предлагаю воспользоваться простой пирамидой, при которой можно определить поле зрения и расширять его тренировкой.
3-------4--------7
10--------5---------41
24------------6-------------55
45---------------8----------------94
36-------------------9-------------------14
87---------------------------19---------------------------79
Найдите на верхней строчке цифру 4. Не раздвигая зрачка, постарайтесь увидеть числа слева и справа по горизонтали. Если вы хорошо видите цифры 3 и 7, опуститесь на строчку ниже. Если видите числа 10 и 41 неясно, ваше поле зрения равно 4 см. Если же ясно видите крайние цифры справа и слева, опуститесь еще строчкой ниже. И так до тех пор, пока не расплывутся крайние числа справа и слева. Ваше поле зрения определяется показателем по последней строчке ясного видения.
Обычно у человека поле зрения по горизонтали бывает 4-5 см. Задача состоит в том, чтобы увеличить его тренировкой до 10 см.
Предложите такое упражнение ребенку.
Когда мы читаем, то ориентируемся не на отдельные буквы, а на целые слова и словосочетания. Школьник должен научиться охватывать взглядом целые смысловые блоки. Это позволяет намного быстрее улавливать связь между словами, читать динамичнее и основательнее.
                      Не забываем и о здоровье, глазам нужен отдых.
     Произвожу несколько упражнений, которые могут укрепить глазодвигательные мышцы. Выполнять их следует примерно в течение 10 минут ежедневно.
1.     Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-6 раз с интервалом в 30 сек.
2.     Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
3.     Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону. Упражнения 2-3 рекомендуется делать не только с открытыми, но и с закрытыми глазами. Выполнять их надо сидя, повторяя каждое 3-4 раза с интервалом в 1-2 мин.
4.     Выполнять сидя. Быстро моргать в течение 1-2 мин. Упражнение способствует улучшению кровообращения.
5.     Выполняется стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 сек. Затем поставить пальцы руки на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 сек. Опустить руку повторить 10-12 раз. Упражнение снижает утомление глаз, облегчает зрительную работу на  близком расстоянии. Тем, кто пользуется очками, надо выполнять упражнение, не снимая их.
6.     Выполняется сидя. Закрыть веки и нежно массировать их круговыми движениями пальца в течение 1 мин. Упражнение способствует расслаблению мышцы и улучшает кровообращение.
7.     Поднять глаза к верху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем сделать глазами круговые движения против часовой стрелки. Повторить 5-6 раз.
8.     Руки вытянуть вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, сделать вдох, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить, сделать выдох. Повторить 4-5 раз.
9.     Смотреть прямо перед собой на классную доску 2-3 сек.; затем перевести взор на кончик носа на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.
10.                       Закрыть веки. В течение 30 сек. массировать их кончиками указательных пальцев
 
11.                        Пять золотых правил гигиены зрения.
     Правило 1. Как можно меньше смотреть телевизор.
     Правило 2. Никогда не читать непрерывно более 30 мин. Обязательно встать, размяться  и только потом продолжать читать.
     Правило 3. Никогда не читать лежа и в других условиях отсутствия комфорта: слабое освещение, во время поездки в транспорте и т.п. Помните: всегда расстояние от текста до глаз – 33 см.
     Правило 4. Как можно больше динамических физических нагрузок для общего укрепления организма и активизации его функций. Для зрения предпочтительны игровые виды спорта, развивающие периферическое зрение: футбол хоккей, баскетбол, волейбол, теннис т.д.
     Правило 5. Постоянно следить и укреплять свое зрение с помощью упражнений. Один раз в год посещать врача, проверять зрение.
 
Заключение.
Бесспорно, на непосредственное чтение учащимися должно уходить на уроке 30 –35 минут. Об этом нельзя забывать. Иначе, о какой беглости чтения можно говорить.
Мы должны помнить, что быстрое чтение активизирует, процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения.
Когда дети стали с интересом читать, появилась беглость и осмысленность чтения, заметно повысилась успеваемость и по русскому языку и по математике.
Накоплен достаточный методический и дидактический материал, который будет интересен и полезен для применения как учителями, так и родителями с целью развития навыков беглого чтения, не забывая, конечно, что как говорил Я.А.Каменский: «Видеть звезды, слушать музыку – большое счастье. Но чтобы постичь его, надо научиться читать книжку. А это большой труд».
Список литературы.
Борисенко И. В. Методические уроки К. Д. Ушинского.// Начальная школа. – 2004. - №3. - С. 12-19.
Васильева М.С., Оморокова М. И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. – М.: Педагогика, 1997, Гл.5. « Проблемы педагогической организации самостоятельного детского чтения».
Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 2008.
Джежжелей О.В. Формирование круга чтения младших школьников.
//Начальная школа. – 2005. - №1. – С. 33 –38.
Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя/ Сост. В.Волина.- М.: Просвещение, 2007.
Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М.: Просвещение, 1991 г.
Зайдман И. Н. Развитие речи и психолого-педагогичекая коррекция младших школьников.// Начальная школа. – 2006. - №6 – С. 5-14.
Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. – Ярославль, 2008.
Конышева Н.М. «Проектная деятельность школьников». //Начальная школа.- 2006.- № 1.
Козырева А.С., Яковлева В.И. Виды работ над текстом на уроках чтения. // Начальная школа. – 2005. - №3. – С. 67-69.
Ладыженская Т. А. Речь. Книга для учителя. – М.: «Педагогика»,1990.
Нечаева Н. В. Организация литературного творчества. Методические рекомендации. – М., МП //Начальная школа.- 2005.
Никитина Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы. // Начальная школа. – 2001. - №5. – С.99-101.
Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Ярославль. ТОО «Гринго», 1995.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под редакцией Е.С. Полат. М. Академия – 2001.
Перова Г. М. О достижении воспитательных целей чтения.// Начальная школа. – 2004. - №3 – С. 16 –21.