Педсовет «Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС и Профстандарта Педагог: проблемы и решения»


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС и Профстандарта педагога: проблемы и решения».
Дата проведения: 30 марта 2017 года
Место проведения: каб. №33
Начало: 09.00
Цель:
определение проблем при переходе на профессиональный стандарт педагога и способов их решения,
определение наиболее значимых профессиональных компетенций для педагогического коллектива школы как инструмента повышения качества образования и реализации стратегии образования.
Ход педагогического совета, регламент
1. Вступление.
1 (слайд 1) ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС и Профстандарта педагога: проблемы и решения».
Дорогие коллеги! Мы рады приветствовать вас на очередном заседании педагогического совета школы, тема которого «Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС, и профстандарта педагога: проблемы и решения».
Вдумываясь в указанную тему, хочется отметить, что вся деятельность педагога,безусловно, не может ограничиваться только определенными рамками, которые диктует новый документ «Профессиональный стандарт педагога». В работе учителя обязательно находится место и для педагогического творчества, выходящего за рамки предписанных правил.
Но чтобы работать нестандартно, быть интересным себе и детям, не испытывать чувство эмоционального выгорания, получать удовольствие от собственного труда, нужно иметь достаточно времени для проявления педагогического творчества. Поэтому время становится для учителя ключевым понятием в быстро меняющемся современном мире. Нет такого дня, чтобы мы не употребляли какие-либо выражения, связанные со временем. Например, «время не ждет», «идти в ногу со временем», «нехватка времени», «время – деньги», «время покажет…» и многие другие.
(слайд 2) «Время – драгоценный подарок, данный нам, чтобы в нём стать умнее, лучше, зрелее и совершеннее» (Томас Манн, немецкий писатель)
Сегодня слово «время» и на нашем педсовете будет играть важную роль. Время нашей встречи – 1,5 часа. Мы постарались создать такие условия, чтобы на все хватило времени. И провести сегодня наше совместное время мы предлагаем в творческой атмосфере.
Уважаемые коллеги! Сегодня наш педагогический совет мы будем иллюстрировать фрагментами документального фильма «Урок на всю жизнь», снятого по заказу Министерства образования и науки РФ. Премьерный показ состоялся 27 декабря 2016 г. в московской школе № 1288.
Данный фильм предназначен для широкого распространения и демонстрации в общеобразовательных организациях. Полную его версию можно скачать на сайте Министерства образования.В образах участников этого фильма вы сможете узнать и современных школьников, и педагогов, которые, независимо от исторического времени, наделены рядом характеристик, остающихся актуальными в контексте требований профессионального стандарта. Не случайно в народе говорится, что «все новое – это хорошо забытое старое».
Фрагмент № 1 фильма «Урок на всю жизнь» (до 02.11)
В современных условиях образовательной системе предъявляется все больше требований. Одним из них является повышение уровня профессионализма педагога.
Конечно, в РФ существуют и функционируют документы, определяющие и регламентирующие профессиональную деятельность педагогов, например Единый квалификационный справочник должностей, в котором прописаны должностные обязанности педагогов, обозначено, что педагог должен знать, определены требования к квалификации.
Но изменилось время, изменились дети. От педагогов требуются новые умения – это основные причины принятия и введения стандарта педагога.
По ходу педсовета будем Вас знакомить с результатами небольшого анкетирования, которое проводилось заранее.
слайд 3
На прямо поставленный вопрос «Что принесет учителю новый стандарт профессиональной деятельности педагога?» надо иметь мужество дать честный ответ. Как показало широкое обсуждение документа, сегодня педагоги, руководители ОО дают три разных ответа. По сути дела, каждый из нас тоже предполагает свой сценарий развития событий, связанных с введением в действие стандарта педагогической деятельности.

Три оценочных суждения, а на деле два прогноза развития перспектив образования в стране:
консервативная стратегия, принуждающая к вынужденной фиксации в профстандарте существующего уровня подготовки педагогов;
конструктивная стратегия, нацеленная в будущее.
Первый ответ фиксирует стагнацию (застой) отечественного образования и убеждение в том, что её нельзя преодолеть в наших условиях. Второй предрекает углубление кризиса. Оба ответа свидетельствуют о неверии значительной части профессионального сообщества, включая и практиков, теоретиков, в возможность выхода отечественного образования из углубляющегося кризиса.
И все-таки более конструктивной и профессиональной представляется позиция тех коллег, кто готов идти навстречу переменам, осознавая при этом, каким тернистым будет путь…»
(слайд 4) Актуальность данного вопроса заключается в том, что в настоящее время педагог должен демонстрировать мобильность, ответственность в принятии решений, готовность к переменам, способность адаптироваться к нестандартным ситуациям. Безусловно, требования профессионального стандарта педагога должны отвечать духу современности. Вместе с этим они должны формировать пространство для творчества и самореализации специалиста.
Нельзя не оценить и значение для современных учителей многолетнего практического опыта, накопленного мастерами педагогического труда в разные исторические периоды развития отечественного образования. Истории о нестандартных подходах к обучению и воспитанию подрастающего поколения, примеры «жизненных уроков» мы услышим из уст уже состоявшихся в своей профессии людей разных поколений. Внимание на экран.
Фрагмент № 2 фильма «Урок на всю жизнь» ( 04.22-08.37или 22.23-26.12, 29.22)
(слайд 5) Сегодняшние реалии требуют учитывать различный уровень квалификации специалистов, условия, в которых они работают, специфику программ, реализующихся в учреждениях и многое другое. Принимая все это во внимание, специалисты старались разработать оптимальный профессиональный стандарт. Педагог не может резко отбросить все свои умения и знания, накопленный опыт и резко изменить свои подходы к процессу передачи знаний школьникам. Такой переход должен осуществляться постепенно и поэтапно.
Что же это такое, профессиональный стандарт педагога?
Перед тем как ответить на данный вопрос, вернемся к результатам анкетирования.
Слайд 6
Мы видим, что с содержанием Профстандарта педагога ознакомились 76% нашей школы.
Синквейн - «Профстандарт для нас…») Слайд 7Вариант:
Профстандарт
Утопичный, сложносформированныйИзучать, определяться, стрмитьсяСочетание мифов и рифов
ПРОБЛЕМА
Понятие «стандарт» учеными трактуется по-разному.Часто употребляемым определением является следующее: (слайд 8) профессиональный стандарт педагога – это рамочный документ, в котором описываются основные требования к его квалификации. В нем устанавливаются основные положения, относящиеся к квалификации специалиста. Общенациональный проект может дополняться региональными элементами, в которых учитываются демографические, социокультурные и иные особенности территории. Документ должен учитывать особенности работы преподавателей на всех уровнях – в начальной, средней и старшей школе.
Отправной точкой введения профстандарта стал 2013 год (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 года N 544-н «Об утверждении профессионального стандарта.Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»). В течение 3х лет велось широкое обсуждение проекта. В декабре 2016 года завершился процессвведения в действие профессионального стандарта.
(слайд 8) С 1 января 2017 года положения стандарта вступили в законную силу, и педагог получилэффективный инструмент реализации преподавательской стратегии в современном мире.
Введение в действиеданного документа должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов подготовки будущих специалистов в области образования и переподготовки действующих работников образовательной сферы в высшей школе и в центрах повышения квалификации.
(слайд 9)Зачем же все-таки необходим профессиональный педагогический стандарт?
В первую очередь, преподаватель получает результативный метод внедрения в жизнь преподавательской программы, учитывающий постоянно изменяющиеся условия жизни.
(слайд 9) Кроме этого, стандарт профессиональной деятельности педагога – это:
- инструмент улучшения качества процесса и выхода отечественной преподавательской системы на международный уровень;
- средство отбора кадров в образовательные учреждения (при приеме на работу);
- основание для составления трудового договора, закрепляющего взаимодействие специалиста и учебного заведения;
- объективный критерий оценки квалификации специалиста (используется при проведении аттестации).
-2266957402830
А действительно ли, что профессиональный стандарт может служить инструментом развития педагога? Как на этот вопрос ответили коллеги нашей школы? Слайд 10 – результаты анкетирования
(слайд 11) Профессиональный стандарт применяется с целью:
определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка;
обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда;
обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях;
содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.
Поэтому можно коротко сформулировать практическое применение профессионального стандарта:
Для работодателя: - формулировка требований к работникам.
Для работника - оценка соответствия имеющихся у него компетенций требованиям рынка труда и конкретного работодателя.
Для системы профессионального педагогического образования – разработка образовательных стандартов и программ, соответствующих требованиям рынка труда.
(слайд 12) В соответствии с современными реалиями, профессиональный стандарт педагога наполняетсяновыми компетенциями,способными помочь учителю при решении возникающих проблем:
- работой с одаренными детьми (мониторингдоли учителей, освоивших методику преподавания по межпредметным технологиям и реализующих ее в образовательном процессе);
- преподаванием русского языка ученикам, для которых он родным не является;
- осуществлением деятельности в рамках инклюзивных образовательных программ;
- работой с детьми, имеющими нарушения в развитии (мониторингдоли педагогических работников образовательных организаций, прошедших переподготовку или повышение квалификации по вопросам образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью);
- взаимодействием с зависимыми, девиантными, социально уязвимыми школьниками, в поведении которых отмечаются серьезные отклонения.
Заявленные компетенции отражают важнейшие целевые показатели, выделенные в Федеральной целевой программе развития образования на 2016 – 2020 годы (утверждена Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497).
Уважаемые коллеги! Просим снова обратить ваше внимание на экран, где будет представлен фрагмент о работе с особыми категориями детей. Для нашей школы этот вопрос также актуален.
Фрагмент № 3фильма «Урок на всю жизнь»(32.34)
(слайд 13) Стандарт предъявляет также определенныетребования к образованию и обучению, опыту практической работы педагогического работника, особым условиям допуска к работе:
(методические рекомендации для распечатки)
Требования
к образованию
и обучению Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.
Требования к опыту практической работы Требования к опыту практической работы не предъявляются.
Особые условия допуска к работе К педагогической деятельности не допускаются лица:
- лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
- имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;
- признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
- имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.
Профессиональный стандарт педагога содержит описание трудовых функций педагогови состоит из 4 разделов:Слайд 14
I. Общие сведения.
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
III. Характеристика обобщенных трудовых функций.
IV. Сведения об организациях-разработчиках профессионального стандарта.
Слайд 15. Рассмотрим первый раздел документа. В структуру утвержденного профессионального стандарта педагога входит четыре уровня образования: дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее образование.
Указана основная цель профессиональной деятельности - этооказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение).
Во втором разделе «Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)» обобщенные трудовые функции педагога разделены на две группы. Первая группа включает в себя педагогическую деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях на всех четырех уровнях образования и подразделяет их трудовые функции на три сферы: Слайд 16.
Общепедагогическая функция. Обучение.
Воспитательная деятельность.
Развивающая деятельность.
Вторая группа включает в себя педагогическую деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ и перечисляет относящиеся к ней виды педагогической деятельности по реализации программ:Слайд 17.
дошкольного образования
начального общего образования
основного и среднего общего образования
модуль «Предметное обучение. Математика»
модуль «Предметное обучение. Русский язык»
Третий раздел «Характеристика обобщенных трудовых функций» Слайд 18 подробно описывает, какими компетенциями должен владеть педагог, реализуя общепедагогическую функцию – обучение, выполняя воспитательную и развивающие деятельности. Каждая из этих трех сфер рассмотрена с точки зрения трудовых действий, необходимых умений и необходимых знаний.
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ «Портрет педагога»
Я предлагаю вам творческое задание «Портрет педагога»
Вашим группам предлагается составить портрет современного учителя. Данные качества можно разделить на две части: одна группа записывает личностные качества педагога, другая - профессиональные качества педагога. Воспитатели работают в командах.
Каким должен быть педагог школы?
Конечно, добрым должен быть!
Любить детей, любить ученье, свою профессию любить!
Каким быть должен учитель? Конечно, щедрым должен быть!
Всего себя без сожаленья он должен детям подарить!»
Фрагмент № 4 фильма «Урок на всю жизнь» (с 43.10 и до конца)
Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.
Слайд 19-20
Снова обратимся к результатам анкетирования.
Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся. Производя такую комплексную оценку, необходимо учитывать уровни образования, склонности и способности детей, особенности их развития и реальные учебные возможности.
Оценку соответствия педагога требованиям профстандарта можно осуществить посредством внутреннего и внешнего аудита.
Аудит(от лат. audit — слушает)– это процедура независимой оценки деятельности организации, системы, процесса, проекта или продукта.
В ходе аудита персонала устанавливается уровень соответствия сотрудника занимаемой им должности, оцениваются личностные качества, даётся комплексная характеристика работникам.(слайд 21)
Внешний аудит — это оценкас привлечением специалистов аудиторской фирмыдля получения действительно независимой оценки, которую может дать только взгляд «со стороны».
Внутренний аудит – аудит, осуществляемый собственными силами организации, например, ревизионной комиссией, или другой организацией от её имени для оценки соответствия предъявляемым к педагогам профессиональных требований.Оба вида аудита включают в себя анализ планов и отчётов, посещение проводимых уроков, результатовобучения, воспитания и развития обучающихся.
Сбор данных для оценивания осуществляется путём «результативного» опроса, выслушивания, наблюдений, анализа документов, записей и документированных данных. В качестве внешнего аудита могут быть использованы такжерезультаты аттестации педагогов.
Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с потребителями его деятельности. В качестве таких потребителей выступают сами учащиеся и их родители. Отсюда следует, что оценка деятельности учителя выходит за узкие ведомственные рамки и требует закрепления организационных форм и соответствующего им порядка проведения, обеспечивающего общественное участие в этой процедуре.
Введение профессионального стандарта педагога предоставляет регионам Российской Федерации и образовательным организациям дополнительные степени свободы, вместе с тем накладывая на них серьезную ответственность.
Региональные органы управления образованием совместно с профессиональным сообществом могут разработать дополнения к нему. В свою очередь, образовательные организации имеют возможность сформулировать свои внутренние стандарты, на основе которых нужно будет разработать и принять локальные нормативные акты, закрепляющие требования к квалификации педагогов, соответствующие задачам данной образовательной организации и специфике ее деятельности.
Заключение
В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. 
(слайд 22) В ежегодном Послании Президента Федеральному Собранию на 2017 год (от 01.12.2016 года) главой государства отмечено, что «…нужно направить дополнительные усилия на повышение квалификации учителей… С 2016 года реализуется программа создания новых мест в общеобразовательных организациях. Эта программа рассчитана на 2016–2025 годы…». Это свидетельствует о том, что в новых школах, в первую очередь, будут востребованы педагоги, обладающие компетенциями, заявленными в профессиональном стандарте педагога.
Характеристика деятельности преуспевающего педагога-профессионала связана с готовностью к переменам, мобильностью, способностью к нестандартным трудовым действиям, ответственностью и самостоятельностью в принятии решений. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Профессиональный стандарт педагога должен развиваться и совершенствоваться по мере профессионального роста на протяжении всей образовательной деятельности учителя.
Желаем вам успехов в овладении профессиональным стандартом педагога!
Будьте профессионально компетентны и смело проявляйте свое педагогическое творчество!
(слайд 23) Решения педагогического совета.
Дорогие коллеги! Вам хорошо известно выражение «времена не выбирают…». Мы осуществляем свою профессиональную деятельность во временанепрекращающихся перемен и инноваций в образовании, во времена разработки и внедрения оригинальных концепций обучения и воспитания, во времена введения в действие новых документов и регламентов. Это, безусловно, непростые, но интересные времена, т.к. мы чувствуем свою причастность к созданию нового образовательного пространства в государстве, свою ответственность за судьбы подрастающего поколения, свое влияние на формирование культурного уровня всех участников образовательного процесса.
(слайд 24) Римский философ Сенека говорил, что «только время принадлежит нам». И часто вдогонку стремительно уходящим минутам, часам и дням хочется воскликнуть: «Остановись, мгновенье!»
(слайд 24) Спасибо за внимание!
Источники информации:
academy-prof.ru›blog/profstandart-pedagoga-2017government.ruinfourok.ru›…professionalnyy__standart__pedagoga…kremlin.ruминобрнауки.рфВо-первых, обладать определенными личностными качествами, во-вторых, быть профессионалом, мастером, только в этом случае он будет способен формировать всесторонне развитую личность, творческую, активную, обладающую высокими нравственными качествами.
Он должен быть терпеливым, любить детей, быть добрым и справедливым, уметь сострадать, быть отзывчивым. Вместе с тем он должен быть организованным, последовательным, требовательным, трудолюбивым. Воспитателю нужно обладать многими качествами, но прежде всего, быть высоко нравственным человеком, интеллигентным человеком.
Очень важным личностным качеством воспитателя является жизнерадостность, оптимизм, чувство юмора. С этими качествами человек не рождается, их надо в себе вырабатывать.
Кроме личностных качеств воспитатель должен обладать многими профессиональными знаниями, навыками, умениями, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности: умение находить подход к детям; умение быстро принимать решения; умение вести беседу, иметь организаторские способности, развитую речь, широкий кругозор, высокий уровень культуры.