Урок по географии Параллели, меридианы…

«Параллели, меридианы – это наши великаны».



Цели урока:
Обучающая: закрепить знания учащихся, полученные при изучении темы “Градусная сеть на глобусе и картах”, «Географические координаты», «Путешествия и географические открытия»; создать образ путешествия, используя нетрадиционную форму обучения;
Развивающая: продолжить формирование умения работать с дидактическим материалом, с творческими заданиями; анализировать настенные карты и карты атласа;
Воспитательная: воспитывать чувство товарищества, дружбы, умение работать в группах; воспитать взаимоуважение и активное участие всех учеников на уроках географии.

Оборудование: атлас, физическая карта полушарий , конверты с заданиями, макет карты полушарий 6.4м. на 10м.

Тип урока: обобщающий.
Перед началом урока класс делится на две команды-«Восток», «Запад», и выбирается капитан каждой из них. Команда «Восток» работает на Восточном полушарии, а команда «Запад» на Западном полушарии.

Ход урока:
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся.
Знакомство с темой урока: «Тема сегодняшнего занятия у нас называется «Параллели, меридианы – это наши великаны». Суть темы мы будем раскрывать постепенно, и в конце занятий вы должны определить, почему же параллели и меридианы являются великанами.
На уроке мы закрепим знания о географических координат. Для этого мы отправимся в путешествие по материкам и океанам, совершим кругосветное путешествие вокруг Земли с двумя командами и отважными капитанами. Итак, отправляемся в путь!”


1 игра. Мозговой штурм.
1. Назовите самую длинную линию, опоясывающую нашу Землю. ( Экватор )
2. Как называется линия широты? (параллели)
3. Как называется линия долготы? (меридианы)
4. На какие полушария делит Землю начальный меридиан? ( Западную и Восточную )
5. Какая линия делит Землю на Северную и Южную полушария? (Экватор)
6. Какой меридиан проведён через город Лондон? ( нулевой, начальный или Гринвический )
7. Как называется меридиан, лежащий по другую сторону Земли от Гринвической? (Линия перемены дат)

8. Какая параллель длиннее: 20є с.ш. или 60є с.ш. ( 20 с.ш.)

9. На каком участке на Земле за пару минут пешком можно совершить кругосветное путешествие (на полюсах)

10. 22 июня на параллели 66є5мин солнце не заходит за линию горизонта. Как называется эта параллель? (северный полярный круг)
11. А на параллели 66є30 ю.ш. вообще не освещает поверхность Земли. Как называется эта параллель? (южный полярный круг)

12. На каком участке Земли нужно построить дом, чтобы все стены смотрели на юг? (на северном полюсе)

13. Какой меридиан называют серебряным? (60єв.д. Европа и Азия)

14. Какой город расположен западнее Санкт-Петербург или Москва? ( Санкт-Петербург)

15. Остров Одак, имеющий в 30м ширины, расположенный на 83є40'с.ш. и 30є 40'з.д. является членом рекордов Гиннеса. По каким номинациям? (самый северный)
16. Какой город – Москва или Вашингтон расположен южнее? Почему? (Вашингтон )

2 игра-ОПРЕДЕЛЕНИЕ КООРДИНАТ
Определите, какие географические объекты имеют координаты:
57єю.ш. и 69єз.д. (о. Огненная Земля)
7є с.ш. и 80є в.д. (о.Шри-Ланка)
55є с.ш. и 37є в.д. (г.Москва )
30є с.ш. и 31є в.д. (г.Каир)





Разминка.
Ну и вот, разминку мы с вами закончили, а теперь следующий конкурс: спортивное соревнование - путешествия.

3 игра-ПУТЕШЕСТВИЯ.
Ну и вот, разминку мы с вами закончили. А теперь следующий конкурс спортивное соревнование. Он называется «Путешествия. Кто быстрее».
Я называю географические объекты, а вы быстро встаете на эти объекты на своих полушариях. Побеждает команда, которая раньше разместится на своих объектах.
1. Экватор.
2. Северное полушарие.
3. Южное полушарие
4. Девочки – на северный полярный круг, мальчики – на южный.
5. Мальчики - на южный тропик, девочки – на северный
6. Экватор
7. Девочки - на Северный полюс, мальчики - на Южный полюс.
8.Экватор 9. Девочки - на Южный полюс, мальчики - на Северный полюс.
10. 10є северной широты
11. 20є южной широты
12. Команда «Запад» переходит на Восточное полушарие, команда «Восток» - на Западное полушарие (только на своих участках).
13. Долгота 60є.
14. Долгота 150є.
15. Долгота 100є
16. 30є южной широты.
17. 25є северной широты.
18. Летим в Антарктиду!
19. Летим в Южную Америку («Запад»)и в Африку(«Восток»).
20. Летим в Северную Америку(«Запад») и в Евразию(«Восток»).
21. Летим на о.Гренландию(«Запад») и в Австралию(«Восток»).

Чтобы не было обидно, поменяемся местами. Команда «Восток» переходит на Западное полушарие, «Запад» - на Восточное.



22. Летим в Антарктиду!
23. Летим в Южную Америку и в Африку.
24. Летим в Северную Америку и в Евразию.
25. Летим на о.Гренландию и в Австралию

Меняемся местами. «Искупаемся в океанах».
26. Искупаемся в Тихом океане.
27. Искупаемся в Северном ледовитом океане.
28. Искупаемся в Атлантическом океане.

А команда «Восток» может попробовать искупаться в Индийском океане. Искупавшись, могут пригласить и команду «Запад», чтобы побывали в Индийском океане.

Ну и молодцы. Впредь этот новый вид спорта можно даже включить в программу Олимпийских игр.

4. Расстановка географических координат.

А) Острова
Другая команда проверяет: правильно ли расставлены объекты.
(выигрывает та команда, которая быстрее и правильно расставит объекты).

Б) Вулканы.
Другая команда проверяет: правильно ли расставлены объекты.
(выигрывает та команда, которая быстрее и правильно расставит объекты).

В) Города. (г.Бразилиа и г.Пекин могут быть заданы неправильно, долгота наоборот).
Другая команда проверяет: правильно ли расставлены объекты.
(выигрывает команда, которая быстрее и правильно расставит объекты).





Жюри подводит итоги, а мы продолжаем путешествие.
У нас сегодня есть возможность совершить кругосветное путешествие. А кто же первым совершил кругосветное путешествие? . Вспомним, какие географические объекты были названы Магелланом? (Магелланов пролив, о.Огненная Земля, Тихий океан).
Класс проходит по маршруту Магеллана.
Класс проходит по Экватору, тем самым совершает ещё раз кругосветное путешествие.

Почему же параллели и меридианы называют великанами? (потому что эти линии самые длинные на Земле).
Сколько же км. составляет протяжённость Экватор?
Сколько же км. составляет протяжённость меридиан?

Подведение итогов. Награждение команд грамотами, поощрение.



























Для жюри.

1 конкурс-«мозговой штурм».
2 конкурс-«определение географических объектов».
57єю.ш. и 69єз.д. (о. Огненная Земля)
7є с.ш. и 80є в.д. (о.Шри-Ланка)
55є с.ш. и 37є в.д. (г.Москва )
30є с.ш. и 31є в.д. (г.Каир)

Путешествия.
Расстановка географических объектов.
А) Острова
Б) Вулканы
В) Города (г.Бразилиа и г.Пекин заданы специально неправильно. Долгота должна быть наоборот).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. НАГРАЖДЕНИЕ.























57єю.ш. и 69єз.д.
7єс.ш. и 80єв.д.

55є с.ш. и 37є в.д.


30є с.ш. и 31є в.д.
15