Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Морфология и синтаксис. Пишу правильно и грамотно»

«Утверждено»
Директор ГБОУ СОШ № 424
_____________ И.П. Авдеева
«___» ________________ г.

Рабочая программа элективного курса по русскому языку
«Морфология и синтаксис. Пишу правильно и грамотно»
на 2014-2015 учебный год

Учреждение Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа» № 424

Класс – 7 «Д»

Общее количество часов за год – 34часа; в неделю – 1 час
Количество контрольных работ – 1 (зачёт)

Учитель:
Афиногенова О. Н.
Квалификационная категория – высшая
Педагогический стаж – 25 лет

Составлена на основе стандартов основного общего образования и нормативных документов о подготовке в школьном образовательном процессе и рассчитана на учащихся 7-х классов.





Пояснительная записка.

Программа элективного курса «Морфология и синтаксис. Пишу правильно и грамотно» составлена на основе стандартов основного общего образования и нормативных документов о подготовке в школьном образовательном процессе и рассчитана на учащихся 7 классов. Программа по русскому языку 7 класса усваивается учащимися с большими трудностями. Трудна школьникам орфография причастий из-за наличия общих признаков у причастий и прилагательных, из-за неумения разграничивать их приводят к ошибкам в написании Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных, наречий, частиц и т.д. В связи с наличием общих признаков у причастий и деепричастий сложно для восприятия семиклассников выявление и обособление причастных и деепричастных оборотов. Нельзя не учитывать и то, что темы курса 5-6 классов «Существительное», «Прилагательное», «Глагол» изучаются неоднократно, начиная с начальных классов, а с темами 7 класса школьники знакомятся впервые, причем эти темы все повторяются в последующих классах. Этим объясняется необходимость регулярного возвращения на уроках к ранее изученному с целью закрепления умений и навыков, чему будет способствовать и программа элективного курса «Морфология и синтаксис. Пищу правильно и грамотно»

Цель курса: Расширить знания учащихся о языке, обогатить словарный запас, совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.

Задачи курса:
обобщить, систематизировать и углубить полученные ранее знания по правописанию;
совершенствовать пунктуационную и орфографическую грамотность учащихся;
направлять внимание учащихся к собственной письменной речи;
научить практическому использованию полученных знаний и умений на уроках русского языка;
развивать речь и мышление.
Актуальность.
Программа курса «Морфология и синтаксис. Пишу правильно и грамотно» актуальна для учащихся, так как формирование орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, навыков конструирования текста, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.


Методы и приемы.

С учетом современных требований к знаниям, умениям и навыкам усилена практическая направленность. Осмысленному, целенаправленному применению знаний способствует прием объяснения написанного, то есть графическое выражение хода мысли учащихсяся. Использование таких форм деятельности, как тестирование, перфокарты, различные виды диктантов, творческого списывания. Особое место на занятиях отводится составлению связного текста на лингвистическую тему (составить связное сообщение о роли причастия в словосочетании; о профиле Н, НН в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов и т.д.)
Учить уч-ся давать аргументированную оценку ответа, товарища. Пополнять словарный запас – тоже задача курса.
Программа состоит из двух разделов (блоков). Каждый раздел включает в себе 17 часов.
В первом разделе – материал для повторения знаний по орфографии, где особое внимание уделяла трудным случаям правописания – это темы 5-6 класса. Во втором разделе – материал, изученный в 7 классе.

Типы уроков и формы проведения занятий.

Лекция, практикумы, работа со словарем, игра, тестирование, зачеты сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся при освоении правописания и освоении культуры речи.
Учитываются интересы учащихсяся, возможности и способности, индивидуальные особенности.

Виды контроля.

Уровень подготовки учащихся определяется по результатам письменных работ, устных сообщений и высказываний. При оценивании письменных  работ используется нормативные документы: «Оценка знаний, умений и навыков по русскому языку» и «Современные критерии и нормативы оценки знаний, умений и навыков учащихся». На заключительном занятии подводятся итоги изучения элективного курса (по разделам), проводится зачет.





Тематический план.

Тема
Количество часов

1
Орфография
17

2
Причастие
6

3
Деепричастие
2

4
Наречие
2

5
Служебные части речи
5

6
Междометия
1(зачёт 1ч)




n/n

Тема
Кол.
часов

Содержание занятия

Дата проведения

1

Введение, основные принципы русской орфографии.

1


Из истории русской орфографии
3.09.14г.

2
Виды разбора

1
1. Фонетический разбор,
2.Словообразовательный и морфемный,
3. Морфологический
10.09.14г.

3-4
Правописание безударных гласных в корне слова.

2
1. Проверяемые ударения,
2. Непроверяемые ударения,
3. Чередующиеся гласные в корне слова

17,24. 09.14г.


5
Правописание приставок пре- при.


1
1.Основные значения приставок пре-при.
2.Употребление приставок пре-при с одним и тем же корнем.
3. Слова- исключения.
1.10.14г.

6
Правописание о- е- е после шипящих.

1
1. о- е- е в корне.
2. о- е- е в суффиксах и окончаниях
3. слова с чередующейся гласной в корне жог/жег.

8.10.14г.


7
Правописание сложных слов.
1
1.Соединительные гласные о- е.
2.Сложносокращенные слова.
3.Дефис в сложных прилагательных и наречиях.

15.10.14г.


8-9
Имя существительное
2
1. Род имён существительных
2. Склонение имён существительных
3.Роль существительных в предложении

22, 29.10.14г.


10-11
Имя прилагательное
2
1. Склонение имён прилагательных
2. Роль прилагательных в предложении
5, 12.11.14г.

12-13
Склонение количественных числительных.
2
1.Склонение количественных числительных.
2.Склонение дробных числительных и собирательных числительных.
19, 26.11.14г

14-15
Правописание неопределенных и отрицательных местоимений.
2
1.Неопределенные местоимения
2.Не-ни в местоимениях.
3.Указательные местоимения.

3, 10.12.14г.


16-17
Правописание личных окончаний глаголов.
2
1.Морфологические признаки глаголов.
2. 1 и 2 спряжения глаголов
3.Суффиксы и окончания глаголов в изъявительном и повелительном наклонении.
17, 24.12.14г.

18
Понятие о причастии
1
1. Морфологические признаки глагола у причастия.
2. Морфологические признаки прилагательного у причастия
14.01.15г.

19
Правописание суффиксов причастий.
1
1.Действительные и страдательные причастия настоящего времени.
28.01.15г.

20-22
Одна и две буквы н в суффиксах причастий прошедшего времени.
3
1. В прилагательных
2. В причастиях и отглагольных прилагательных.
28.01.15г., 4,11.02.15г

23
Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте

1
1. Причастный оборот.
2. Выделение причастного оборота запятыми

18.02.15г.

24
Деепричастие как часть речи
1
1.Морфологические признаки глагола у деепричастия
2.Морфологические признаки наречия у деепричастия
25.02.15г.


25
Деепричастный оборот
1
1. Деепричастный оборот.
2. Выделение деепричастного оборота запятыми
4.03.15г.

26-27

Правописаний наречий.
2
1.Правописание наречий, наречных сочетаний и сочетание предлога с существительными.
2.Наречие и омонимичные сочетания слов.
3.Наречия и краткие прилагательные с предлогами.
4. Наречия и местоимения с предлогами.
11,18.03.15г.

28
Предлог как часть речи
1
1.Простые и составные предлоги.
2.Правописание производных предлогов.

25.03.15г.

29
Союз как часть речи.
1
1.Сочинительные союзы.
2.Подчинительные союзы.
3.Правописание союзов.
1.04.15г

30
Разряды частиц.
1
1.Раздельное и дефисное написание частиц

8.04.15г.

31-32
Правописание не с разными частями речи.

2
1.Не с существительными, прилагательными, наречиями.
2.Не с глаголами и глагольными формами.


15,22.04.15г.

33
Междометия.
1
1.Дефис в междометиях.
2.Знаки препинания при междометиях
29.04.15г.

34
Итоговое занятие.
1
Зачет (тест).
13.05.15г.












15