Программа по профориентации в ГБОУ РХ Школа-интернат для детей с нарушениями зрения



Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Хакасия
«Школа-интернат для детей с нарушениями зрения»


«ПРИНЯТО»

решением
педагогического совета
(Протокол № ____ от
«____» ___________ 2015 г. «УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями зрения»
______________________
Л.П.Зайцева
«____» ____________2015 г.









ПРОГРАММАпо профориентации
на 2015 — 2020 учебный год








Разработала:
Пономарева Н.Ю.
Социальный педагог














Абакан, 2015 г.




Содержание:

Пояснительная записка.
Содержание профориентации в условиях непрерывного образования.
Структура деятельности педагогического коллектива по проведению профорентационной работы в школе.
Этапы программы по профориентации.
Этапы внедрения программы по профориентации.
Средства обучения.
Мониторинг внедрения программы по профориентации.
Результат эффективности профориентации школьников.
Критерии и показатели готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.
Приложение 1. Тематическое планирование.
Приложение 2. Организация профориентационной работы в школе.
Приложение 3. Профориентационная воспитательная работа по классам.
Методические пособия для учителя.
Литература.
“Найти свою дорогу, узнать свое место – в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собой”.
В. Г. Белинский

1.Пояснительная записка.

Настоящая программа разработана, руководствуясь Уставом Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Хакасия для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Школа-интернат для детей с нарушениями зрения». В целях и задачах деятельности Учреждения: обеспечение обучающимся, воспитанникам условий для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество; социально – психологическая реабилитация обучающихся, воспитанников для последующей интеграции в общество; формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений, и в соответствии с программой психолого – педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся «Проблемы выбора».
В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только у нормально развивающихся школьников, но и у лиц с ограниченными возможностями здоровья. В силу личностных особенностей, выпускникам «Школы-интернат для детей с нарушениями зрения» очень сложно ориентироваться в условиях современного рынка труда, поэтому встает вопрос об актуальности этой проблемы.
Значительная доля выпускников нашей школы завершают профессиональное образование в специальных группах ПУ, колледжах, институтах. Однако, тем не менее, они испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:
психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;
отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной незащищенности;
неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;
неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей и другие.
Таким образом, существует ряд серьезных проблем, нерешенность которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Очевидно, что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся коррекционной школы, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии.
Поэтому профориентационная работа в ГБОУ РХ «Школе-интернат для детей с нарушениями зрения» должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся.
Важность правильного выбора профессии обусловлена рядом психологических причин. По существу, каждый человек нуждается в оценке и признании окружающих, ищет одобрения, любви и независимости. Одним из способов достижения этого является выбор такой профессии, которая выделяла бы его в глазах окружающих и принесла бы ему эмоциональное удовлетворение. Отождествление с профессией позволяет человеку найти себя, способствует его самореализации и самовыражению. Стремление достичь большого успеха в профессиональной деятельности является следствием высокого уровня самооценки и способствует утверждению чувства собственного достоинства.
От того, насколько велик успех подростка в его собственных глазах и в глазах окружающих, зависит степень его удовлетворенности собой. По мнению ученых, переходный период между подростковым и юношеским возрастом приходится на 14-16 лет. К концу этого периода подростки в большинстве своем должны определиться с выбором профессии.
Основная задача профориентации – подготовить учащихся к сознательному профессиональному самоопределению. Одним из важнейших условий, помогающих достичь этой цели, является раскрытие тех психологических и психофизиологических особенностей личности школьника, которые существенны для его будущей профессиональной деятельности. Именно здесь и важна роль системы профессиональных консультаций педагога – психолога, социального педагога.
Выбор профессии происходит не мгновенно, а в течение длительного периода времени. Поэтому важно начинать проводить работу, направленную на профессиональное самоопределение, уже с первого класса.
С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.
8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе посещения элективных курсов и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям. Помощь в определении професионального выбора ученикам коррекционного класса, выборе учебного заведения, профессиональное сопровождение выпускников при поступлении.
10-11 классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

2.Содержание профориентации в условиях непрерывного образования.

Цель:
На основе совместной деятельности всех участников образовательного процесса оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора будущей профессиональной деятельности; выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи:
получить данные о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
обеспечить широкий диапазон вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;
повысить уровень компетентности обучающихся посредством вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширить границы самовоспитания, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
формировать у школьников положительное отношение к себе, чувство изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях применительно к своей будущей профессии;
ознакомить обучающихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях безработицы и конкуренции;
активное привлекать к деятельности всех участников образовательного
процесса.
Решение задач по профориентации осуществлять в различных видах деятельности учащихся:
познавательной,
общественно полезной,
коммуникативной,
игровой,
производительном труде.
С этой целью ежегодно составляется план работы по профориентации. Это направление должно прослеживаться в плане каждого классного руководителя – раздел профориентация. Помощь классным руководителям в организации этого блока работы оказывают: социальный педагог, библиотекарь, психолог, преподаватели-организаторы ОБЖ, учителя “Технологии”.
Завуч по воспитательной работе и социальный педагог обеспечивает контакт школы:
с предприятиями,
учебными заведениями профтехобразования,
средними и высшими учебными заведениями,
внешкольными учреждениями,
территориальными центрами профориентации.
Одной из составляющих сторон системы профориентации является диагностика профессиональной направленности учащихся, которую проводит психолог. На основании этих данных дальнейшую работу с родителями и учащимися проводят классные руководители, социальный педагог.

3. Структура деятельности педагогического коллектива по проведению профориентационной работы в школе:

Координатор деятельности: заместители директора по учебно – воспитательной и воспитательной работе.

Заместитель директора по воспитательной работе:
вырабатывает стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;
содействует вовлечению обучающихся в систему дополнительного образования, систему воспитательных дел;
поддерживает связь общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы;
Заместитель директора по учебно - воспитательной работе:
контролирует планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;
осуществляет анализ и коррекцию деятельности педагогического коллектива по данному направлению, консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика определение индивидуальной образовательной траектории;
проведит педагогические советы, производственные совещания по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;
организует участие одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;
организует систему повышения квалификации классных руководителей, учителей-предметников, школьного психолога, социального педагога по проблеме самоопределения учащихся;
организует занятия учащихся в сети предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Классный руководитель:
составляет для конкретного класса план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся;
помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;
оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;
организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.
Учителя-предметники:
способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:
обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
адаптируют учебные программы в зависимости от особенностей учащихся.
Библиотекарь:
регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
изучает читальские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (транспорт, строительство, в мире искусства и т.д)
Школьный психолог:
изучает профессиональные интересы и склонности учащихся;
осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
проведит тренинговые занятия по профориентации учащихся;
проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;
способствует формированию у школьников адекватной самооценки;
приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии;
оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;
создает базу данных по профдиагностике.
Социальный педагог:
Планирует организационно-методическую деятельность;
оказывает методическую помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт;
проводит индивидуальную и групповую работу с учащимися, оказывает помощь в жизненном самоопределении;
проводит комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;
проводит консультации по выбору учебного заведения и процедуры поступления в него;
проводит анкетирование;
организует и проводит экскурсии (в учебные заведения, на предприятия);
проводит встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;
организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;
организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.
Медицинский работник:
использует разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни;
проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;
оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;
оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.
Работа с родителями педагогического коллектива школы-интерната:
проводят родительские собрания, (общешкольные, классные),
проводят лекторий для родителей;
проводят индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
проводят анкетирование родителей учащихся;
привлекают родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;
привлекают родителей учащихся для совместной работы с руководителями кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических организаций;
родители помогают в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;
избрают родительский комитет школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников.

Предмет исследования:
Профессиональное самоопределение учащихся 8-12 классов коррекционной школы.
Объект исследования:
Профессиональные предпочтения учащихся 8-12 классов коррекционной школы, их адекватность в соответствии со своими возможностями.

Гипотеза:
Учащиеся коррекционной школы испытывают затруднения при выборе профессии, при поступлении в учебное заведение и в последующем трудоустройстве из-за недостаточности сформированной способности к профессиональному и личностному самоопределению в соответствии со своими реальными возможностями.
Дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся специальных коррекционных классов.
Учащиеся должны знать:
уровень развития своих профессионально важных качеств;
сферы трудовой деятельности;
правила выбора профессии; карьеры;
значение правильного самоопределения для личности и общества;
возможности человека в развитии различных профессионально важных качеств.
Учащиеся должны уметь:
осуществлять самоанализ развития своей личности;
проводить профессиографический анализ профессий и соотносить требования профессий к человеку с его личными достижениями.
Контроль знаний и умений.
текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий;
итоговый контроль реализуется в форме защиты итоговых проектов.

Методы:
Анализ психолого - педагогической литературы, СМИ и исследований по проблеме профориентации.
Подбор и использование диагностического комплекса по выявлению профессиональных предпочтений у учащихся 9 - 11 классов.
Совместное консультирование с администрацией, педагогами, классным руководителем школы по проблеме профориентации учащихся 9 - 11 классов.

4. Этапы программы по профориентации.

Диагностический
Профпросветительский (профинформационный)
Профконсультационный
Постконсультационная диагностика
Заключительный этап:
подведение результатов работы по профориентации.

Факультативные занятия по профориентации проводятся один раз в неделю, начиная с 8 класса и заканчивая 12 классом (приложение 1). А также проводится профориентационная работа в школе, начиная с 1 класса. План воспитательных мероприятий по классам (приложение 2).

5. Этапы внедрения программы.

I этап – аналитико – проектный (2015 – 2016 гг)

Деятельность по внедрению программы:
Анализ целей и задач школы.
Определение запросов участников образовательного процесса.
Выявление взаимосвязей с социумом.
Анализ результатов итоговой аттестации выпускников.
Анализ устройства выпускников.
Анализ научно – методического потенциала педагогов.
Оценка материально – технической базы школы.
Изучение нормативных, методических документов по организации деятельности.
Внесение изменений в планы воспитательной работы классов, школы.
Подбор диагностического инструментария.
Организация деятельности методического объединения классных руководителей ПДО по вопросам профориентации.

II этап – практический (2016 – 2019 гг)

Деятельность по внедрению программы:
Создание банка методических материалов по профориентации в каждом классе.
Расширение взаимосвязей с социумом.
Создание стенда по профориентации.
Проведение мероприятий непосредственно по профориентации.
Расширение психолого – педагогической поддержки учащихся, родителей по вопросам профориентации.
Повышение уровня удовлетворенности участников образовательного процесса жизнедеятельностью школы.
Мониторинг результатов деятельности.
Расширение и внедрение психологических методик по профессиональному самоопределению учащихся.
Ведение карт достижений и личностного роста учащихся.
Представление опыта работы на Республиканском и городском уровне.
Повышение педагогического мастерства, компетентности по вопросам профориентации.

III этап – обобщающий (2019 – 2020 гг)

Деятельность по внедрению программы:
Подготовка диагностико – аналитических материалов по итогам деятельности.
Проведение конференции по итогам деятельности.
Проектирование перспектив, путей и способов дальнейшего развития профориентационного направления.

6. Средства обучения.

Средства обучения - это составная часть профессиональной ориентации. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности профориентационного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления профориентационного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
естественные: натуральные объекты или их изображения (реальные предметы, картины, портреты, произведения искусств);
объемные (геометрические фигуры, чучела);
изобразительные (фото, кадры кино-, теле-, диафильмов, диапозитивов);
графические (схемы, чертежи, таблицы, диаграммы);
символические (географические карты, глобус);
звуковые (магнитофонная запись);
мультимедиа, основанная на компьютерных технологиях, использующая интерактивность и средства дистанционного обучения.

7. Мониторинг внедрения программы.

Диагностические методики («Карта интересов», тест «Дифференциально – диагностический опросник», тест «Головей», «Самооценка», «Конструктивный рисунок человека» и др.
Контрольно – аналитическая деятельность:
Анализ осознанного выбора предметов итоговой аттестации;
анкетирование родителей, учащихся;
анализ рефлексии учащихся по окончании мероприятий;
снижение уровня тревожности выпускников при итоговой аттестации;
повышение уровня самооценки учащихся;
расширение сферы трудоустройства выпускников.

Предполагаемые результаты этапов профориентации: В целом в итоге завершения первого этапа профориентации необходимо:
определить максимально полный круг объективно показанных ребенку видов профессиональной деятельности;
из этого круга профессий выделить те, которые в наибольшей мере соответствуют его склонностям, интересам и установкам;
определить степень соответствия объективно показанных и субъективно приемлемых видов профессиональной деятельности;
оценить социальные, социально-экономические факторы, препятствующие (или способствующие) овладению ребенком показанных видов профессиональной деятельности;
сформулировать профессиональные рекомендации, оценить адекватность профессиональных планов ребенка в целом, а также реальные возможности осуществления этих планов.
Применяемые методики:
Схема Хочу – Могу – Надо», направленная на изучение уровня притязаний и самооценки учащихся.Выполнение методики проводся в три этапа. На первом этапе, при выявлении интереса к профессии, учащимся было предложено в первом столбце написать название той профессии, кем они хотят стать в будущем. Во втором столбце следовало отметить, чему дети хотят научиться, при этом, если в списке не было нужных умений, то можно было дописать внизу. В третьем столбике предлагалось отметить название специальностей, по которым ученик мог бы работать. В этом столбике предлагались только доступные для учащихся специальности, но, как и во втором столбике, можно было дописать внизу свой вариант.
«Матрица выбора профессии» В. Г. Резапкина
Тест Айзенка по типу темперамента

8. Результат эффективности профориентации школьников.

К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится:
достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии — это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся VIII—XI классов отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.
степень самопознания школьника.От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.
наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.
Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Критерий этот, однако, не самостоятелен, а обусловлен реализацией основных направлений профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества. Сформированность последних — дополнительный критерий обоснованности выбора профессии.
В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие:
индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);
направленность профориентационных воздействий прежде всего на всестороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).

9. Критерии и показатели готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.
 
Критерии Показатели
9 — 10 класс 12 класс
Когнитивный
(К) 1. Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств.
2. Владение способами самодиагностики и саморазвития.
3. Знание многообразия мира труда и профессий; необходимости профессионально
го выбора в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями. 3. Знание предметной стороны профессиональной деятельности; общих и специальных профессионально важных качеств (ПВК).
4. Понимание специфики профильного обучения, его значения для профессионального самоопределения. 4. Знание своих интересов, склонностей, способностей.
Мотивационно- ценностный
(М-Ц) 1. Заинтересованность в получении знаний.
2. Положительное отношение к продолжению обучения в соответствии с избираемым профилем.
3. Осознанная мотивация на профильное обучение как условие для достижения поставленной цели выбора желаемой профессиональной деятельности.
4. Осознание необходимости выбора профиля обучения на основе соотнесения своих профессиональных намерений с личностными склонностями и возможностями.
5. Адекватное отношение к себе как субъекту выбора профиля обучения, самостоятельность и активность при осуществлении выбора. 1. Устойчивые познавательные интересы.
2. Отношение к избираемой профессиональной деятельности (понимание общественной и личной значимости избираемой профессиональной деятельности, присутствие интереса к избираемой профессии в системе ценностных ориентаций).
3. Адекватная самооценка ПВК.
Деятельностно-практический (Д-П) 1. Проявление волевых усилий в достижении поставленных профессионально-ориентированных целей.
2. Проявление своего творческого потенциала, коммуникативности и самостоятельности в достижении наивысших результатов по интересующим, профессионально значимым учебным дисциплинам. 2. Готовность к исследовательской, преобразовательной и коммуникативной деятельности в избранной сфере.
3. Ориентация на творчество.
4. Стремление к совершенствованию ПВК.
 
К профориентационной работе должен быть привлечён весь коллектив школы и соблюдаться следующие принципы:
Систематичность и преемственность - профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.
Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.
Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.
Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).




































Приложение 1
Тематическое планирование в 8 классе
30 часов - в год, 1 час в неделю

№ Тема занятия Количество часов
1 Диагностическое. Вводное. Правила работы в группе. 1
2 Классификация профессий Климова 1
3 Эмоциональное отношение к выбору профессии 1
4 Темперамент и выбор профессии 1
5 Умение учитывать сильные и слабые стороны своих способностей при выборе профессии 1
6 Склонность и профессиональная направленность 1
7 Профессиональный тип личности 1
8 Деловая игра «Кадровый вопрос» 1
9 Как достичь успеха в профессии 1
10 Поддержка друзей 1
11 Профессии моей семьи 1
12 Что я знаю о себе? 1
13 На пороге взрослой жизни 1
14 Развитие умений по принятию решений 1
15 Профессиональная зрелость 1
16 Что я знаю о себе. Темперамент. Свойства нервной системы. 1
17 Темперамент и профессии 1
18 Что такое характер? 1
19 Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции 1
20 Склонность и интересы в выборе профессии 1
21 Что я знаю о мире профессий. Классификация профессий Климова 1
22 Что я знаю о мире профессий 1
23 Ошибки в выборе профессий 1
24 Составление личного профессионального плана 1
25 Навыки самопрезентации. 1
26 Игровые пробы 1
27 Что? Где? Когда? 1
28 Знакомство с профессиограммой 1
29 Я учусь принимать решение 1
30 Профориентационная игра «Угадай профессию» 1













Тематическое планирование в 9 классе
31 час - в год, 1 час в неделю

№ Тема занятия Количество часов
1 Диагностическое. Вводное. Правила работы в группе. 1
2 Счастье – когда тебя понимают 1
3 Что я знаю о себе. Темперамент. Свойства нервной системы. 1
4 Темперамент и профессии 1
5 Что такое характер? 1
6 Эмоциональное состояние и приемы саморегуляции 1
7 Особенности мышления 1
8 Память и внимание 1
9 Склонность и интересы в выборе профессии 1
10 Что я знаю о мире профессий. Классификация профессий Климова 1
11 Что я знаю о себе? 1
12 Ошибки в выборе профессий 1
13 Составление личного профессионального плана 1
14 Навыки самопрезентации. Заключительное занятие 1
15 Здоровье и карьера 1
16 Профориентационная игра «Спящий город» 1
17 Современный рынок труда. Профессии 21 века 1
18 Устраиваемся на работу 1
19 Сто дорог – одна твоя 1
20 Легко ли быть молодым 1
21 Как претворить мечты в реальность 1
22 Рабочее место, его организация и содержание. Правила безопасности труда 1
23 Искусство самопрезентации: язык телодвижений 1
24 Искусство самопрезентации: совершенствование вербальных возможностей 1
25 Искусство самопрезентации: взаимодействие с людьми 1
26 Искусство самопрезентации: деловая этика 1
27 Я учусь принимать решение 1
28 Умение учитывать свои сильные и слабые стороны при выборе профессии 1
29 Тренинг «На пороге взрослой жизни» 1
30 Профориентационная игра «Угадай профессию» 1
31 Итоговое занятие. Знаю, помню, могу. 1











Тематическое планирование в 10 — 11 классе
32 часа - в год, 1 час в неделю

№ Тема занятия Количество часов
1 Диагностическое. Профессии в нашей жизни. 2
2 Знакомство. Мои профессиональные интересы и склонности 2
3 Идеальная профессия 1
4 Какой я? 2
5 Профессионально – важные качества (ПВК). Самооценка ПВК. 1
6 Я и профессия 1
7 Я учусь принимать решение 1
8 Природные свойства нервной системы 1
9 Кем хочу быть и почему? 1
10 Успех в профессиональной деятельности человека 1
11 Перспектива профессионального будущего 1
12 Заключительное занятие. Путешествие по стране профессии 1
13 Урок самопознания и откровенности 1
14 Мой внутренний мир 1
15 Я – личность 1
16 Как ты относишься к людям и как люди должны относиться к тебе 1
17 В человеке все должно быть прекрасно 1
18 Жизненные ценности 1
19 Самореализация 1
20 Личностный профиль 1
21 Игровые пробы 1
22 Что? Где? Когда? 1
23 Моя жизнь 1
24 Профессиональные и жизненные планы 1
25 Профессии, специальности. Их классификации по отраслям, предметам, целям, средствам и условиям труда 1
26 Знакомство с профессиограммой 1
27 Мотивы и ценностные ориентации в профессиональном самоопределении и выборе карьеры 1
28 Учебные заведения 1
29 Итоговое занятие. Мы выбираем, нас выбирают. 1

Работа с родителями:

Тема занятий Форма проведения
Система учебных заведений Беседа педагога - психолога, социального педагога
Индивидуальные консультации для родителей, дети которых идут в ПУ, техникум, колледж, лицеи Индивидуальные консультации педагога — психолога, социального педагога.
Медицинские противопоказания при выборе профессии Беседа врача

Роль здоровья в выборе профессии Беседа педагога — психолога, врача.
Типы учебных заведений Беседа педагога – психолога, социального педагога
Результаты диагностики учащихся по выявлению интересов Рассказ педагога-психолога, социального педагога.

Тема собрания Форма проведения
Что вы делаете для воспитания детей, развития их интересов, склонностей Круглый стол.

Мир профессий, окружающих ваших детей Информация о профессиях, с которыми будут знакомиться дети в школе.








































Методические пособия для учителя


Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации: Книга для учителя” / Л.В. Ботякова, А.Е. Голомшток, С.С. Гриншпун и др. М.: Просвещение, 1986 г.;
Чистяков Н.Н., Буянова Г.А., Касаткина Н. Э. Профессиональная ориентация в УПК”; М.: Педагогика, 1985г.   (Педагогический поиск:Опыт, проблемы, находки); 
“Школа и труд” / под ред. П.Г. Атутова, В.А. Кальнес.- М.: Педагогика, 1987 г.;
Школа и выбор профессии” / под ред. В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой, Г.Г. Агановой.-М.: Педагогика, 1987 г. (Библиотека учителя и воспитателя);
Festival.1september.ru;
http://www.vashpsixolog.ru/;
Профессиональная и трудовая ориентация детей с ограниченными возможностями. Методические рекомендации. - М., 2006.;
Трошин О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Основы социальной реабилитации и профориентации. – М.: Издательство «ТЦ Сфера», 2007.–384с.Трудовая и медицинская реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями / Под ред. Ю.А.Блинкова, С.А.Игнатьева, Н.К.Горшунова. - М., 2002. – 304с.;
«Проблема выбора», разработанная Е. Казаровой и опубликованная в журнале «Школьный психолог» №2, 2007г.
Шваб Елена Дмитриевна «Я в мире профессий» для предпрофильной подготовки воспитанников 5- 9 классов», 2006.




























Литература:
1. Копылова Т.Г, Лашина О.Л. Система профориентационной работы в коррекционной школе 8 вида// Дефектология,  №5, 2006
2. Пинский Б.И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы. – М., Педагогика, 1985.
3. Журнал “Воспитание школьника” № 1,  № 10, 2007,  №9, 2006.
4. Журнал: “Классный руководитель”.
5. Журнал “Педсовет”.
6. Журнал “Досуг в школе” Методическое пособие. Изд. 2-е, доп. – М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008.
7. Герасимова В.А. Классный час играючи. Выпуск 5. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
8. Побединская Л.А. Классный час играючи. Выпуск 4. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
9. Агапова И.А. Оригинальные праздники в начальных классах. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
10. Дик Н.Ф. Тематические классные часы “ Подросток и закон” в 5-8 классах / Н.Ф. Дик. – Ростов н\Д: Феникс, 2008.
11. Калейдоскоп школьных дел: [Методическая разработка]. – Вып. 2. – 2-е изд., перераб. И испр./ Авт.- сост. В.Н. Щербакова, Е.М. Смекалова. – Москва, Псков: ТЦ “Сфера”, ПОИПКРО, 2001 г.


































Приложение 3.
8 класс
Сентябрь 1. Классный час “Учеба - твой главный труд”. Операция “Учебник”.
2. Беседа “Труд в жизни человека”.
Трудовой десант. Знакомство с работой дворника.
3. Экскурсия в магазин. Знакомство с профессией продавец.
Октябрь 1. Час с психологом: “Познай своё “Я” “(кто я? какой я? самооценка).
2. Беседа “Трудолюбие: что это значит?”.
3. “ССС” (самообслуживание самого себя).
Операция “Мой класс в заботливых руках”
Ноябрь 1. Беседа с соцпедагогом “Право выбора профессии”.
2. Беседа: “ Все работы хороши, выбирай на вкус”.
3. Конкурсная программа “Клуб весёлых мастеров”
Декабрь 1. Час с психологом: “Темперамент и профессия”.
2. Заочное путешествие на хлебокомбинат (просмотр д\ф).
Знакомство с профессиями: пекарь, кондитер.
3. Практикум: “ Изготовление изделий из текста”
Январь 1. Беседа медработника: “Профессия и здоровье”.
2. “Хранитель культуры и добра”. Знакомство с профессией, работой библиотекаря.
Беседа: “Правило поведения в библиотеке”.
3. Экскурсия в районную и школьную библиотеку.
Операция “Книжкина больница”
Февраль 1. Час с психологом: “Чувства и эмоции”.
2. “Будь осторожен с огнем!” (просмотр д\ф).
Знакомство с профессией пожарный.
3. Практикум: “Средство тушения пожара”
Март 1. Заочная экскурсия в ателье “Дом быта”: знакомство с профессией швея.
2. Посещение столовой. Знакомство с работой повара и кухонного работника.
3. Беседа “Правила поведения в столовой”.
Практикум: Приготовление обеда. Сервировка обеденного стола.
Апрель 1. Час с психологом: “Интересы, склонности в выборе профессии”.
2. Беседа-диалог“ Кто построил дом?”.
Знакомство с профессиями каменщик, маляр и др.
3. Игра-соревнование “Дело мастера боится”
Май 1. Экскурсия в центр занятости.
2. Беседа “Трудиться всегда, пригодиться”. Знакомство с профессиями: шофер, тракторист, овощевод и др.
3. Игра-викторина “Что я узнал о профессиях”





9 класс
Сентябрь 1. Классный час: “Мир наших увлечений”.
2. “Мой сад и огород” Знакомство с профессиями села (растениеводство).
3. Трудовые десанты по оказанию помощи с/х организаций по уборке урожая.
Октябрь 1. Час с психологом “ Как готовить себя к выбранной профессии”.
2. Знакомство с профессиями в животноводстве: “Моя малая ферма”.
3. Экскурсия на предприятия села (по выбору)

Ноябрь 1. Устный журнал “Человек и мир профессий”.
2. Беседа “Моё будущее зависит от меня”.
3. Викторина “Кем быть?”
Декабрь 1. Классный час. “Выбор профессии – дело серьёзное”.
2. Час с соцпедагогом “Занятие по оказанию услуг по профориентации” (с приглашением работника центра занятости).
3. “Что? Где? Когда?” (Информация о профессиях)
Январь 1. Классный час “О профессиях “маленьких” и “больших””.
2. “На золотом крыльце сидели …сапожник, портной …”.
Видеофильм “Профессии сферы обслуживания”.
3. Презентация профессий: “Мастер своего дела” (в форме сказок)
Февраль. 1. Беседа-рассказ “Я б в рабочие пошел, пусть меня научат” (знакомство с профессиями в строительстве).
2. Беседа “Красота своими руками”.
3. Экскурсия на предприятия по производству мебели
Март 1. Час с психологом: “Как избежать ошибок в выборе профессий?”.
2. Путешествие “Хвала рукам, что пахнут хлебом”.
3. Конкурсная программа “ Марафон профессий”
Апрель 1. Беседа-диалог “Кем я хочу быть и почему?”.
2. Час с соцпедагогом: “ Современный рынок труда и пути получения профессий”.
3. Ознакомление родителей с исследованиями психолога по выявлению склонностей ребенка по выбору профессии.
Май 1. Беседа “ Дело твоего завтра”.
2. Выставка “Моя профессия”.
3. Экскурсия в центр занятости. “Куда пойти учиться?”.